Архитектура барокко

Фонтан аква Феличе в Риме по заказу папы римского Сикста V арх. Доменико Фонтана (1543-1607)

Архитектура барокко - период в развитии архитектуры стран Западной Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охвативший примерно 150-200 лет. Период начался в конце 16 века и завершился в конце 18-го. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре (и связанной с ним литературе), музыке, архитектуре.


1. Источники архитектуры барокко

Архитектор Виньола, первый двор виллы Джулия в Риме

Корни барокко идет по архитектуре развитого Возрождения Рима. Ведь первый действительно большой и величественный архитектурный ансамбль создал Ватикане Браманте (1444-1514). Это двор Бельведер длиной 300 метров, который был построен в едином стиле при сохранении различных функций зданий (Бельведер с античными скульптурами, регулярный сад, Ватиканская библиотека и театр под открытым небом). Но все формы архитектуры достаточно спокойные, уравновешенные, это еще не барокко.

Идею Браманте по созданию ансамбля из нескольких зданий подхватил Виньола (1507-1573). Он не имел мощных возможностей Браманте в использовании многих стройматериалов и площадей. Поэтому его ансамбль виллы Джулия для папы римского Юлия ИИИ (понтифик в 1550-1555 годах) небольших размеров. Но вилле присущи уже все черты барокко-единый ансамбль с павильонами, садом, фонтаном, Нимфея, лестницами различных типов, связывающих террасы разного уровня. Вилла еще сильно отделена от окружающей среды, замкнутая на себе, как большинство зданий Возрождения, а ее архитектура тоже уравновешенный, как и большинство сооружений эпохи Возрождения.

Напряженность, гигантские размеры, нервозность и эмоциональную насыщенность архитектуре привьет Микеланджело. Именно в произведениях Виньолы и позднего Микеланджело исследователи (в том числе В. Е. Быков) видят истоки архитектуры барокко.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ БАРОККО - в церквях - широкие нефы, иногда овальной формы - частичная или сознательная неполнота архитектурных элементов - эффектное использование света, или сильных контрастов света и тени (например, как в церкви Вельтенбург в Германии) или равномерное освещение с помощью нескольких окон ( например, как в аббатстве святого Мартина близ Штутгарта) - роскошное использование цветов и орнаментов (фигур из дерева (часто позолоченных), гипса или штукатурки, искусственного мрамора или обработки) - крупномасштабные потолка покрыты фресками - внешний фасад часто характеризуется эффектным центральным выступом - интерь Премьер представляет собой место для живописи, скульптуры и лепнина - иллюзорные эффекты, такие как оптические иллюзии, появление трехмерных объектов, а также смешение живописи и архитектуре - грушевидные купола в баварском, чешского, польского и украинского барокко


2. Маньеризм и барокко

Сад монстров в городке Бомарцо, сутки маньеризма, Италия

Свой вклад в архитектуру барокко сделал и маньеризм. Несмотря на все недостатки и причуды, мастера маньеризма подхватили эстафету интеллектуальных поисков, высокой эрудиции, виртуозного мастерства, научности и передали ее архитекторам итальянского утреннего барокко ( Джакомо делла Порта, Доменико Фонтана, Карло Мадерно).

Именно в это время (по потребностям общества) возникают типы величественного городского дворца, барочного монастыря, загородной виллы с дворцом и барочным садом. Фасад церкви Il Ges? в Риме (арх. Джакомо делла Порта, 1573-1584 гг) стал образцом для строительства многих церквей как в Италии, так и далеко за ее пределами ( Париж, Гродно, Львов, Олыка и др..)

От маньеризма - барокко унаследовало также влечение к необычному, удивительного, поражающего. Особенно это отразилось в ландшафтной архитектуре, садах и парках барокко (гигантская скульптура или гигантская же гротескная маска, театр под открытым небом, необычное здание с экзотическими деталями и т.п.). Еще большим влечением к необычному обозначенные коллекции - гравюр, минералов, иностранных растений (и оранжереи для них), создание кабинетов курьезов с первыми музейными коллекциями.


3. Архитектура развитого барокко в Италии

Следующее поколение архитекторов барокко даст виртуоза Борромини (1599-1667), который удивительно проектировал, удивительно чертил, странно строил.

Именно Борромини смело отходил от классических канонов, авторитетных решений, предварительных правил, мог (и проектировал) здание невиданной сложности и мог (и строил) это сложное строение. Это Борромини настоящий наследник нервной, емоцийно насыщенной архитектуры Микеланджело Буонаротти, чем Лоренцо Бернини или Пьетро да Кортона.


4. Ювара и его барокко

Интересный путь как архитектор барокко прошел Ювара. Он начинал как сценограф и помощник в перестройке театральных зданий. Не все его проекты здийсьнювались. Но от здания к зданию он набрал опыта. Если Доменико Фонтана (1543-1607) или Франческо Каратти (? -1675) использовали тип удлиненного дворца-блока без игры объемов, Ювара усиливает выразительность своих дворцов диагональными построениями, ризалитами, игрой различных по высоте объемов. Декор становится все сдержанным, не чурается руста, пилястр и колонн, таких привычных для классицизма. Но здания не становятся образцами классицизма, сохраняя величие, разнообразие и красоту именно барокко. Важным отличием архитектурного стиля Ювары стали чрезвычайно выразительные силуэты зданий (замок Ступиниджи, дворец Орьенте, особенно базилика Суперга).

  • Дворец Аранхуэс, Испания.

  • Турин, базилика ди Суперга, Италия

  • Мадрид, дворец Орьенте

  • Турин, Италия, охотничий замок Ступиниджи у Турина


5. Барокко Австрии

В 17 веке Австрия как государство должно недолгий период подъема. Он связан как с положительными, так и отрицательными факторами. Положительными были победы над Турцией и высвобождение европейских территорий от чужбинной, неевропейской культуры. Потому Турция (и ее культура) тогда не воспринималась частью Европы. Отрицательным было присоединение новых территорий в Австрию и формирование Австрийской империи. Она и до этого была конгломератом различных по культуре и историей областей. Теперь областей увеличилось. Этот процесс будет продолжаться до конца 18 века. Началось с присоединения насилием Венгрии с 1686 Закончилось присоединением северной Италии, что спровоцировало Национально-освободительную войну сначала в Венгрии в начале 18 века, в 19 веке-в Италии.

Победу одержали светская и церковная власти Австрии. Именно эти мощные и богатые круги стали заказчиками и главными потребителями достижений эпохи барокко. С стратегических соображений в 1683 австрийцы сожгли все пригороды Вены, чтобы ничего не досталось воинам-туркам. Примерно с 1690 годов начался строительный бум - на сожженных территориях возникают роскошные загородные усадьбы, барочные монастыри, барочные церкви в разных городах.

Строительство в стиле барокко началось задолго до 1690-х годов. Один из первых образцов-барочный собор в городе Зальцбург - возник в 1611-1628 годах. Уже тогда широко викоростовувалися проекты и труд архитекторов Италии, потому барокко Австрии развилось под мощным влиянием барокко Италии. Так, собор в Зальцбурге строил итальянец Сантино Солари. А в захваченной и подчинении Австрией Праге по заказам австрийцев победителей работала уже целая армия архитекторов, декораторов и художников Италии (от архитектора Каратти садовнику Себрегонди).

  • Ранньобароковий костел св.Иоанна Крестителя в г. Трнава, Словакия

  • дворец Шенбрунн на старой гравюре.

  • Монастырь в Мельке

  • Дворец Грассалковичив в Братиславе (ныне резиденция президента Словакии.

Ученический период закончился примерно через 70 лет. Уже самая барочная постройка Вены - дворец Шенбрунн - строится австрийцами Иоганном Бернгардом Фишером фон Эрлах и его сыном Йозефом Эммануэлем. При этом Шенбрунн не похож ни на один из дворцов Италии. В самой Вене строят барочные - дворец принца Евгения Савойского (Бельведер), Богемскую канцелярию, придворную библиотеку, церковь Св. Карла Борромея (Карлскирхе), дворцы аристократов. Австрийская провинция гордится настоящим шедевром - барочным монастырем в городе Мельк (арх. Я.Прандтауер, Й.Мунгенаст).

Не всем архитекторам и в Австии хватало заказов. Они едут на заработки (Фишер фон Эрлах, Гилдебрандт, Пильграм). Так шедевры австрийского барокко распространяются и их можно встретить как в самой Австрии, так и в некогда пидлегих, захваченных странах (барочные дворцы Праги, дворец герцога Эстергази в Фертед, дворец Грассалковича в Гьодельо в Венгрии, барочный монастырь-шедевр в ясов, Словакия, ряд барочных соборов в городах Словакии и др..)


6. Барокко Праги

Особенно интересна история возникновения архитектуры барокко в городе Прага. Чехию захватила Австрийская империя, и барокко в Прагу привезли завоеватели. Их обслуживали мастера Италии, которые не находили на Родине а ни заказов, ни использование своих универсальных знаний.

Зафиксированная участие мастеров Италии еще в построении готических соборов Франции. В 17 веке архитекторы Италии развезли новые архитектурные идеи по всей Западной Европе. Выдающиеся мастера делали и в Праге. Наиболее одаренным среди первого поколения мастеров барокко в Праге был Франческо Каратти (? - 1677), который построил чрезвычайно эффектный Чернинский дворец. Длина готического собора Св. Вита в Праге равна 124 метра. Чернинский дворец уже имел длину 150 метров. А подобного фасада не найти в самой Италии.

Выдающимся образцом архитектуры барокко в Праге стал и Валдштейнський дворец, над которым плодотворно поработало сразу несколько архитекторов-итальянцев, среди которых Джованни Пьерони, Андреа Спецца, Николо Себрегонди. Последний распланировал странный сад барокко на несимметричной участке, значительно украсив и дворцовый ансамбль, и саму Прагу.

Среди представителей периода развитого барокко следует назвать отца и особенно сына Динценгофера Килиана Игнаца. Образцы барочных сооружений в Праге ограничивались сначала поодинакимы дворцами и церквями. Средневековое планирования Праги не пострадало. Но в городе появились выразительные архитектурные доминанты, предоставили городу значительного художественного окраски второй раз после суток готики.

  • Отец и сын Динценгофера, церковь Св.Микулаша, Прага.

  • Валдштейнський дворец, садовый фасад (Vald?tejnsk? pal?c), Прага.

  • арх. Франческо Каратти, барочный фасад базилики Св. Георгия, Прага.

  • Костел Страговского монастыря, интерьер, Прага.


7. Барокко и западноевропейский театр


8. Шедевры архитектуры барокко в Украине. Западные земли

Сутки барокко в Украине пришлась на период, когда страна была разодрана между крепкими соседними государствами. Поэтому Правобережная Украина имела образцы барокко, шли из католического центра мира - Рима и Польши. Один из первых образцов барокко во Львове - Сретенский костел босых кармелиток (1642-1644 гг), это копия церкви Св. Сусаны в Риме (арх. Карло Мадерна, 1603). Но эрудиция и талант архитекторов быстро позволили отойти от копирования римских образцов и создавать оригинальные сооружения (костел и монастырь бернардинцев, Гвоздец, костел и монастырь кармелитов босых, Бердичев, часовня Параскевы Пятницы, Подкамень, Доминиканский монастырь, Богородчаны, Петропавловский костел, Каменец-Подольский, костел Вознесения, Золочев и др.). Среди лучших образцов барокко и костел Непорочного Зачатия Девы Марии в Городенке, Ивано-Франковская обл, (арх. Бернард Меретин).

Особенно талантливые и оригинальные небольшие костелы польского архитектора Войцеха Ленартовича в нынешних Новоукраинке и Угневе, справедливо не оценены по сей день. Он строил без копирования прославленных образцов.

Чрезвычайными стали и комплексы барочных зданий в Почаеве (арх. Г.Гофман) и в Кременце (Иезуитский коллегиум и костел, 1731-1743 гг, арх. П.Гижицький).

Барокко на западных землях основном церковная (костелы, монастыри, часовни). Но имело место и светское барокко - усадьба в Оброшино, дворец в Изяславе, дворец греко-католических митрополитов в комплексе собора Св. Юра во Львове.

Прекрасным образцом позднего барокко на Правобережной Украине стал костел Непорочного Зачатия Девы Марии в нынешнем селе Жданово (1786-1791 гг), Винницкая обл, хотя в эти времена начал доминировать стиль классицизм.


9. Барокко на Левобережной Украине

Эти земли граничили с Диким полем, поэтому заселение и развития шли лишь в северных и центральных районах. В нынешних Донецкой, Луганской, Херсонской, Одесской областях нет образцов архитектуры барокко.

Большим барочным центром стал только Киев, где доминировало церковное строительство. Киев стал настоящим перекрестком различных воздействий, идущих от самой Украины (арх. Григорович-Барский, Ковнир Степан Демьянович), Польши, Германии (арх. Шедель Иоганн-Готфрид) Растрелли (Российская империя). Неисследованными и разрушенными остались барочные польские костелы Киева.

Одиночными образцами светского барокко в Киеве стали Дом митрополитов (1722, 1748-57 гг) и бывшая Бурса (1763-1767 гг), Мариинский дворец (арх. В.Растелли). Особое место заняла старое здание Киево-Могилянской академии.Серед других городов заслуживают внимания Харьков (Успенский собор), Козелец (собор Рождества Богородицы), барочные алтари некоторых церквей.


Источники

  • Шубарт П. Барокко и его развитие в архитектуре городов Восточной Галиции. - Одесса, 2012.
  • сборник "Барокко в России", М, 1926
  • сборник "Барокко в славянских странах", М, "Наука", 1982
  • Виппер Б.Р. "Архитектура русского барокко", М, "Наука", 1978
  • "История русского искусства", т 5, М, изд. АН СССР, 1960
  • же "Декоративное искусство СССР", № 3, 1986 (статья В.Локтева "О втором призвании зодчества")
  • же "Архитектура СССР", № 9, 1982 (статья В.Локтева "Этот непонятный отец барокко")