Архитектурная модель

Архитектурная модель Софийского собора, Киев

Архитектурная модель - воспроизведение во вспомогательном материале, легком в обработке, деталей, фрагментов или целого архитектурного сооружения на этапе проектирования, познание или изучение объекта перед строительством или реставрацией. Архитектурная модель выполняется на основе некоего масштаба относительно реальной здания упрощает ее изготовление, изучение и передвижения.


1. История

1.1. Материалы

Украина, Ужгородский замок. Архитектурная модель с воспроизведением давно разрушенной церкви.

Чаще всего используют вспомогательные и легки в обработке материалы, но встречаются модели, созданные и из металлов, требует профессиональных технологий. Среди вспомогательных материалов - липа (дерево липы, не дает трещин, легко режется и окрашивается), а также


1.2. Архитектурные модели суток готики

Готическая церковь Св. Гертруды, Нидерланды.

Особое значение архитектурные модели получили в сутки готики, когда архитектура значительно осложнилась, требовала инженерных знаний и навыков. Но проектирование и математическое вычисления еще значительно отставало от потребностей архитекторов. Известно, что архитекторы Франции изготовляли фрагменты будущих частей храмов на каждом этапе строительства готического собора. Модели также требовались для объяснений, что нужно проработать на конкретный момент и для обучения новоприбывших или молодых строителей.

Так, до 20 века пришли модель готической церкви Сен Маклу, которая была построена в городе Руан и модель церкви Св. Михаила в городе Хильдесхайм 1001.


1.3. Архитектурные модели эпохи Возрождения

Строительство всех важных сооружений суток итальянского Возрождения тоже не обходилось без архитектурных моделей. Готический в первоначальных формах храм Санта Мария дель Фьоре во Флоренции строили несколько веков. Но храм так и не получил завершения - купола. Проект купола сначала на архитектурном модели разработал основатель уже новой, ренессансной по характеру архитектуры - Филиппо Брунеллески. Модель купола убедила противников идеи, произвела значительное впечатление на современников. А модель архитектурного фонаря на куполе до сих пор хранится в музее собора Санта Мария дель Фьоре.

  • Проект купола по Филиппо Брунеллески

  • Duomo Firenze.jpg

Этапным для архитектуры Италии и Западной Европы было проектирование и строительство собора Св. Петра в Риме. К проектированию и строительству были привлечены лучшие архитекторы Италии, среди которых

Но воплощению грандиозного проекта предшествовала модель из дерева, которую изготовил архитектор Антонио да Сангалло. Эта модель создана в масштабе 1:30. Даже в этом масштабе модель выше рост взрослого человека.

В 1539 г. Антонио да Сангалло начал работать над деревянной моделью и умер через 7 лет. К перестроек привлекли Микеланджело, внес значительные коррективы в проект, усилив конструкцию и эмоциональную напряженность архитектуры собора. Так модель Антонио да Сангалло перестала воспроизводить реальную архитектуру собора, измененную Микеланджело, но стала исторической и художественной достопримечательностью времени, указателем архитектурных поисков. В разобранном состоянии деревянная модель Антонио да Сангалло хранится в самом соборе еще.


1.4. Образцы архитектурных моделей

  • Модель базилики Св. Петра, разобранной ради построения современного собора Св. Петра

  • арх. Филиппо Ювара. Модель барочного замка в Риволи, Италия

  • Деревянная модель первоначального Екатерининского дворца к перестройкам

  • Деревянная модель здания Парламента в Будапеште, неоготика.


1.5. Архитектурная модель - музейный объект

Во времена официальной поддержки и пропаганды классицизма, императрица Екатерина II заказала в Риме модели архитектурных сооружений Древнего Рима. Приказ получил итальянский мастер Антонио Кики в 1770-е годы, что изготовил более 30 моделей сооружений суток римской империи. Для моделей архитектурных сооружений Антонио Кики использовал пробку, фактура которой хорошо воспроизводила поврежденную время и равнодушными людьми поверхность зданий. Окрашенные в зеленый и скульптурно обработанный гипс воспроизводил дикую растительность, годами росла на руинах. Модели были укреплены на деревянных постаментах и служили украшением дворцовых интерьеров. Среди моделей Антонио Кики -

Архитектурные модели - давно предмет коллекционирования музеями. Особое художественную ценность имеют коллекции архитектурных моделей академий искусств, архитектурных музеев, реставацийних мастерских и т.п..


1.6. Архитектурная модель в живописи

Царь Давид Строитель на фреске храма Гелатского монастыря, Грузия

В сутки средневековья особое распространение имел портрет на храмовых фресках обладателя (иногда - богатого донатора) с архитектурной моделью храма в руке. Модель не всегда точно воспроизводила реальные формы церкви или имела лишь вотивных характер. Подобная фреска должна торжественный характер и доказывала христианские добродетели великого дарителя.

Нечасто, но и архитектурная модель становилась предметом изображения в живописи в новейшие времена. При создании портрета архитектора перроне художник Александр Рослин подал его в собственной мастерской с архитектурной моделью в руках - ( Портрет архитектора перроне с женой).

Архитектурная модель стала главной в натюрморте кисти Эндрю Уайет в картине "Модель колокольни" 1978 года.


1.7. Туристическая аттракция

Половинная архитектурная модель известной сооружения архитектора Франческо Борромини в Швейцарии

Поиск новых архитектурных аттракций для привлечения туристов побуждает к появлению новых объектов посещения. Появились минипарк архитектурных моделей известных архитектурных сооружений разных стран в одном городе или даже обыгрывание одной широко известной архитектурной достопримечательности далеко от ее исторического расположения (половина церкви Сан Карло у четырех фонтанов в Риме, построенная в Лугано, Швейцария).


См.. также