Архитектурный ордер

Архитектурные ордера

Архитектурный ордер, порядок ( лат. ordo , фр. ordre - Порядок) - конструктивная система, выросшая на основе доведенной до высшей степени совершенства стоечно-балочной конструкции. Ордер является одновременно и конструктивным, и художественной системой. Название ордер впервые применил теоретик архитектуры второй половины I века до н.е. Витрувий, автор трактата Десять книг об архитектуре.

Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский появились в Древней Греции, тосканский и композитный в Древнем Риме.


1. Структура

Архитектурный ордер состоит из трех основных частей: колонны (или пилястры), ее подножия - стереобат с верхней плитой - стилобатом или пьедестала и антаблемента. Колонны - опоры, поддерживающие антаблемент, их завершают капители. Основная часть колонны - ствол - не истончается вверх, образуя ентазис. Ствол колонны часто имеет вертикальные ложбинки - каннелюры. Подножием колонны являются база. Антаблемент состоит из трех основных частей: архитрива, фриза и карниза. Архитрав - несущий часть в виде балки, опирающейся на колоннах. Над архитравом содержится фриз. Венчает антаблемент карниз, защищая ордер от стекания с крыши воды.

Колонны со всеми своими деталями, а также части, размещенные над колоннами и под ними составляют гармоничную одноцилисть, подчиняющуюся единому основному правилу, вполне визначеному распорядку. Поэтому всю эту архитектурную совокупность, всю эту группу, теоретики называли латинским словом ordo, что означает порядок. [1]


2. История

Первыми появились дорический и ионический ордера в VI веке до н.е. в Древней Греции. Уже здесь они получили повсеместное распространение. Использование ордерной системы позволило создание выдающихся архитектурных произведений. Позже - во второй половине V век до н.е. - также в Древней Греции был изобретен коринфский ордер. Ордера древнегреческой архитектуры не подчинялись единым канонам. В каждом творении возникали индивидуальные, только ему удельные соразмерности.

Многоярусные ордера Колизея

Древнеримская культура похожа греческий, часто заимствуя ее достояние. Так Римская архитектура появилась на базе ордерных систем Древней Греции. Но несмотря на то, архитектура Древнего Рима отличалась от греческой. В противоположность грекам римские архитекторы стремились найти универсальные рецепты для создания эстетически полноценных строений. Именно здесь в I веке до н.е. архитектор Марк Витрувий Поллион написал первый теоретический труд по архитектуре - "Десять книг об архитектуре". В трактате изложен обобщенный, сведен к нормативных рекомендаций, опыт. В частности приведено описание четырех ордеров: тосканского, дорического, ионического и коринфского. Римские ордера теряют функцию несущей конструкции, а чаще украшают здание, расчленяя стену по горизонтали. Появляются многоярусные ордера, напр. в Колизее ( 75 - 80 н. н.э.), где соединяются дорический, ионический и коринфский архитектурные ордера.

После забвения в сутки средневековья, разработку теории ордеров продолжено в эпоху Ренессанса. Стимулом к ​​написанию теоретических работ по архитектуре стало открытие в XV веке трактата Витрувия. Труда опираются на изучение, обмеры и зарисовки памятников античной архитектуры. Наиболее известными являются трактаты Леона-Баттисты Альберти "Десять книг о зодчестве" ( 1452), Себастьяно Серлио, Андреа Палладио "Четыре книги об архитектуре" ( 1570), Джакомо да Виньола "Правило пяти ордеров архитектуры" ( 1562). В отличие от Палладио, который выводил свои правила опираясь на образцы памятников, считал совершенными, Виньола обобщал полученные данные, пытаясь найти наиболее употребительные и универсальные величины. Благодаря своей краткости, четкости и простоте книга Виньолы приобрела большую популярность. Книга переиздавалась бесконечное количество раз многие языки мира и оказала большое влияние на развитие архитектуры многих стран. В эпоху Ренессанса появляется большой ордер (колонны на несколько этажей).

Европейская архитектура последующих периодов была основана на использовании архитектурных ордеров. Каждый стиль по-своему интерпретировал ордер. В эпоху барокко ордер теряет конструктивность, его трактовка подчеркнуто декоративное и пластичное. Часто используется розкрепований ордер. В эпоху классицизма произошел возврат к "правильному" использование ордера и пропорций Ренессанса. Широко использовался ордер в сутки эклектики, а также с перерывами в течение всего XX века. А постмодернисты иронично и пародийно использовали классические формы, сознательно нарушая их правила.


3. Пять ордеров

Пять ордеров на иллюстрации из трактата Виньолы

Краткая характеристика пяти ордеров

Тосканский ордер

  • Упрощенный вариант дорического ордера
  • Ствол (фуст) колонны не имеет каннелюр

Дорический ордер

  • Отсутствие базы колонны (в древнегреческой архитектуре)
  • Каннелюры колонны примыкают друг к другу без дорожек между ними
  • Капитель колонны состоит из абаку, эхина и абаки
  • Поверхность фриза представляет собой чередование триглифов и метоп

Ионический ордер

  • Каннелюры колонны разделенные дорожками
  • Капитель имеет две противоположно размещены волюты
  • Фриз не разделен на триглифы и метопы

Коринфский ордер

  • Представляет собой дальнейшее развитие ионического ордера
  • Каннелюры колонны разделенные дорожками
  • Пышная удлиненная капитель имеет небольшие угловые волюты и покрытая стилизованным листьями аккаунта

Композитный ордер

  • Представляет собой сочетание коринфского и ионического ордеров
  • Здесь коринфская капитель имеет большие ионические волюты

4. Примеры использования

4.1. В мире

Дорический ордер Парфенона
Вилла Ротонда

4.2. В Украине

Большая Лаврская колокольня

5. Сноски

  1. Михаловский И. Б. Теория классического архитектурных форм / Михаловский И. Б. Репринтное издание. - М.: "Архитектура-С", 2006. - С. 8. - ISBN 5-9647-0083-7 (Рус.)

Источники

  • Архитектура гражданских и промышленных зданий: Учебник для вузов. В 5-ти т. / ЦНИИ теории и истории архитектуры, Моск. инж. строит. ин-т им. В. В. Куйбышева.. - М.: Стройиздат, 1984. - Т. 1. Гуляницкий Н. Ф. История архитектуры. 3-е изд., Доп. 1984. - 334 с., Ил. (Рус.)
  • Михаловский И. Б. Теория классического архитектурных форм / Михаловский И. Б. Репринтное издание. - М.: "Архитектура-С", 2006. - С. 8. - ISBN 5-9647-0083-7 (Рус.)
  • Синебрюхов В. Н. Архитектурные ордера / Учебное пособие. - М., 1983 (Рус.)
  • Украинская советская энциклопедия. В 12-ти томах / Под ред. М. Бажана. - 2-е изд. - К. : Гл. редакция УСЭ, 1974-1985.