Надо Знать

добавить знаний



Атеизм



План:


Введение

Атеизм

Символ атеистов
Процент верующих в каждой стране мира (2005)

Атеизм (от греч. άθεος , Безбожный) - мировоззрение, которое характеризуется отсутствием веры в существование каких-либо богов, духов, других "потусторонних" существ, и тому подобное. Атеизм противопоставляется вере в существование сверхъестественного - теизма в форме многобожия (политеизма) или единобожия (монотеизма). [1] [2] Некоторым религиям (буддизм, например) характерно отсутствие веры в персонифицированного бога. [3] Иногда такие религии называют атеистическими.

Многие из тех, кто считает себя безбожниками, скептически относятся ко всем "сверхъестественных" существ или явлений, вполне логично указывая на отсутствие эмпирических свидетельств их существования. Другие приводят доводы в пользу атеизма, опираясь на философию, социологию или историю. Хотя большинство из тех, кто называет себя безбожниками, являются сторонниками светских философий таких как гуманизм [4] и натурализм [5], не существует единой идеологии или шаблона поведения, присущим всем атеистам [6].

Понятие "безбожие" ("атеизм") появилось в Средневековье, как уничижительный эпитет, применявшийся в отношении человека или учения, находившиеся в конфликте с распространенным тогда христианским единобожием. [7] И только позднее это слово стало означать определенную философскую позицию. С распространением свободы убеждений, свободы мысли, научного скептицизма и критики религии, этот термин стал приобретать конкретного значения и начал использоваться атеистами для самоопределения.


1. Происхождение

Греческое слово αθεοι (Atheoi) в Послании к Ефесянам (2:12) на папирусе начала III века. Обычно переводится как "безбожники". [8]

В ранней древнегреческом языке прилагательное ἄθεος (От - "Без" + θεός - "Бог") означало "безбожный". Слово стало обозначать умышленно, активное безбожие в V веке до н. е. и приобрело значение "тот, что порвал отношения с богами", "тот, который отрицает существование богов, безбожник вместо предыдущего значения ἀσεβής - "Нечестивый". Сегодня слово atheos в классических текстах иногда переводится как "атеистический". Также был абстрактный существительное ἀθεότης , "Атеизм". Цицерон сделал латинскую транслитерацию греческого слова - atheos . Срок широко использовался в спорах между ранними христианами и язычниками, и, что интересно, каждая сторона отмечала им своих оппонентов. [7]

Слово атеист впервые было применено для обозначения практического безбожия в 1577 году. [9] Позднее возникли родственные слова: деист - в 1621 году, [10] теисты - в 1662, [11] теизм - в 1678 [12] (по другим источникам - в 1743 [13] [14]) и деизм - в 1682. [15] Значение слов "деизм" и "теизм" частично изменились в районе 1700 под влиянием атеизма. Слово "деизм" изначально имело тоже значение, что и современное слово "теизм", однако позднее стало обозначать отдельное философское учение. [16]

Карен Армстронг пишет, что "в шестнадцатом и семнадцатом веках слово атеист применялось исключительно в полемике... Термин атеист был оскорбительным. Никому и в голову не приходило назвать себя атеистом ". [17] В Европе слово "атеизм" стало использоваться для описания собственных убеждений в XVIII веке и означало неверие в монотеистического иудео-христианского бога. [18] В XX веке благодаря глобализации термин распространился и стал обозначать неверие в различных богов [19]. В философских кругах США распространено определение атеизма, как варианта веры, как специфической разновидности религии. Лишь в последнее время возникла тенденция определять атеизм отрицанием - как отсутствие веры в "сверхъестественное", а не как веру во что бы то ни было. Такое определение приобрело популярность в атеистических сообществах, но не получило широкого распространения. [19] [20] [21]


2. Определение и различия

Авторы расходятся в том, как лучше определять атеизм, [22] о каких именно "сверхъестественные" сущности идет речь, утверждает атеизм их отсутствие, является атеизм осознанным прямым отрицанием всего "сверхъестественного".

Было предложено несколько способов выделить различные виды атеизма (как правило, приравнивается к "отсутствие веры в богов" в самом широком смысле).

2.1. Широта понятия

Часть неясностей и споров, касающихся определения атеизма, возникают из неоднозначностей в определениях таких слов, как "божество" и "бог". Так как существует множество совершенно разных представлений о "сверхъестественное", возникли различные мнения относительно того, какие из них имеет отношение термин атеизм. Если считать "теизм" верой в единого персонифицированного бога, то людей, которые верят во множество богов иных, деистов и даже политеистами можно классифицировать как атеистов. В XX веке такой подход утратил популярность, так как термин "теизм начал понимать скорее как проявление веры в любое божество. [19]

По Докинза, можно пользоваться следующей классификации:

  1. Теизм - вера в бога (монотеизм) или во многих богов (политеизм), который (е) активно влияет (ют) на ход событий в нашем мире, выслушивает молитвы, принимает приношения, творит "чудеса".
  2. Деизм - вера в бога как творца вселенной, который, однако, не вмешивается в реальный ход событий в сегодняшнем мире. Такой бог может действовать только в начале и конце мира, а развитие вселенной подчиняется законам природы.
  3. Пантеизм - отождествление бога со всем мирозданием, с законами природы и т. д. Отличается от атеизма только терминологически.
  4. Атеизм - отрицание существования бога (богов).
  5. Агностицизм - утверждение о том, что невозможно (на сегодняшнем уровне знаний или же принципиально никогда) получить ответ на вопрос о существовании Бога.

2.2. Невыраженный и выраженный атеизм

Определение атеизма также различаются в том, насколько понятие бога должно быть осмыслено человеком, чтобы он мог называться атеистом. По мнению некоторых атеистов, атеизм может рассматриваться как отсутствие веры в богов. Еще в 1772 году атеист Гольбах писал: "Все дети атеисты, у них нет никаких представлений о боге". [23] Джордж Генри Смит (1979) предложил: "Человек, незнакомый с теизмом, является атеистом, поскольку не верит в бога. Это категория также включает и детей, способных понять, что стоит за атеизмом, но еще не знакомых с понятиями, с ним связанными. Сам факт того, что ребенок не верит в бога, уже делает его атеистом ". [24] Смит, таким образом, ввел понятие "невыраженный атеизм", описывающий "отсутствие теистического верования без осознанного его отрицания", и понятие "выраженный атеизм", описывающая более общепринятое определение осознанного неверия.

Мнение, что дети рождаются атеистами, появилась сравнительно недавно. До XVIII века существования бога было настолько общепринято в западном мире, что даже сама возможность существования истинного атеизма отрицалась. Доктрина о том, что все люди верят в бога с рождения, называется "теистических учением о припоминании" . Согласно этому учению, атеисты просто отрицают очевидное. [25] Также часто можно услышать мнение, что не существует атеистов до глубины души" и в критических ситуациях ("в окопах Есть атеистов"), например, на смертном одре, атеисты "вдруг начинают верить в бога ". Атеисты отрицают подобные утверждения, приводя примеры атеистов до глубины души". [26] Также в ответ были созданы атеистические организации среди военного персонала. [27] С другой стороны, именно вышеупомянутое утверждение свидетельствует о том, что одной из причин религиозной веры является страх смерти. Случаи типа в окопах Есть атеистов" атеистами объясняются тем, что в условиях постоянной опасности человек не может принять идею зависимости, в том числе и своей жизни, от случайности и приходит к выводу подконтрольности того, что происходит, какой-то высшей силе.


2.3. Слабый и сильный атеизм

Философы, такие, как Энтони Флу [28] и Майкл Мартин, [19] различают слабый (негативный) и сильный (позитивный) атеизм. Сильный атеизм - отстаивание утверждения, что богов не существует. Слабый атеизм включает в себя все другие формы отсутствия теизма. Согласно этому разделению, любой человек является либо теистом, или "сильным", или "слабым" атеистом. [29] Термины сильный и слабый появились сравнительно недавно, однако эквивалентные им термины негативный и позитивный атеизм уже использовались в философской литературе [28] и (в несколько ином смысле) католическими апологетами. [30] Согласно такому разграничению атеизма, большинство агностиков являются "слабыми" атеистами.

В то время, как агностицизм может считаться "слабым" атеизмом, [31] большинство агностиков отделяют свои взгляды от атеизма, который они считают не более обоснованным, чем теизм. [32] Предполагаемая недостижимость знания о существовании или несуществовании бога рассматривается как признак того, что атеизм не обходится без слепой веры. [33] Обычная ответ атеистов заключается в том, что недоказанные религиозные высказывания заслуживают ровно столько же недоверия, сколько заслуживают все другие недоказанные утверждения, [34] и невозможность доказательства несуществования бога не означает, что его существование и несуществование равновероятны. [35] Шотландский философ Джон Смарт (John Smart) также утверждает, что "иногда человек, которая в действительности является атеистом, может называть себя агностиком из-за необдуманного обобщения философского скептицизма, который предостерегает нас от утверждения того, что мы что-то знаем, кроме, разве что, математики и формальной логики ". [36] Как следствие, некоторые из популярных писателей-атеистов, например, Ричард Докинз, предпочитают различать теистический, агностических и атеистические взгляды по вероятности, приписываемой правдивости утверждения бог существует . [37]


2.4. Стихийный и научный атеизм

Стихийный атеизм - атеизм, основанный на чем-то другом, кроме науки (например, как следствие обычного здравого смысла или скептического образа мышления, отсутствие интереса к "сверхъестественного", незнание о наличии религий и др.).

Научный атеизм - это атеизм, основанный на естествознании, когда в качестве основного инструмента рассмотрения вопроса о существовании бога (богов) используется научный метод.


3. Обоснование

"Ребенок однажды спросила у астронома, кто создал его. Ученый показал на небо и на сидящего старика, и сказал: "Вот отец твоего тела, а вот - отец твоей души". На это мальчик ответил: "Нам нет дела до того, что на небе, и мне стыдно быть сыном такого старика!" Что за дерзость - не признавать своего отца, и не считать, что Бог - твой создатель! " [38]

Эмблема, иллюстрирующая практический атеизм, под названием "Самая дерзость: атеист и шарлатан из книги Picta poesis поэта Barthlemy Aneau, 1552.

Наиболее различаются с точки зрения логического обоснования практический и теоретический атеизм. [39] Различные виды теоретического атеизма можно вывести с помощью тех или иных логических обоснований, философских доводов, неприятия веры в существование богов с моральной точки зрения и др.. Для практического, стихийного атеизма, напротив, не нужно конкретной аргументации, он включает в себя и незнакомство с представлениями о "сверхъестественное" и отсутствие интереса к религии.


3.1. Практический атеизм

По практическим, или прагматическим атеизмом, также известным как апатеизм, люди живут не придавая значения наличию или отсутствию богов, и объясняют явления природы без помощи потусторонних сил. При этом существование богов не отрицается и не утверждается, но может быть признано необязательным или бесполезным. Согласно этой точке зрения, боги не придают жизни смысл и не влияют на повседневную жизнь. [40] Вид практического атеизма, влияющий на научное сообщество, - методологический натурализм, "молчаливое включение философского натурализма в научный метод" . При этом принимать философский натурализм или верить в него не обязательно. [41]

Существуют различные виды практического атеизма:

  • Отсутствие религиозной мотивации - вера или неверие в богов не влияет на мораль и на поведение человека.
  • Намеренное игнорирование религиозных вопросов в теории и на практике.
  • Безразличие - отсутствие какого-либо интереса к религиозным вопросам.
  • Незнание - незнакомство с представлениями о "сверхъестественное". [42]

3.2. Теоретический атеизм

Теоретический атеизм использует аппарат логики для проверки концепций о богах на противоречивость. Наличие противоречий в таких концепциях является доказательством несуществования богов. Например, если догмы какого-либо вероучения определяют некоторые свойства для бога, то логическая противоречивость таких свойств доказывает отсутствие данного бога. Кроме того, для теоретического атеизма характерно изложение конкретных аргументов против существования богов в ответ на типичные аргументы в пользу веры, такие как теологический аргумент или пари Паскаля, а также использование против тезисов теизма.


3.2.1. Эпистемологические аргументы

Согласно эпистемологических атеизмом, люди не могут познать бога или определить, существует он или нет. В основе эпистемологического атеизма - агностицизм, который приобретает различные формы. В имманентной философии божественность неотделима от мира как такового, в том числе и от человеческого разума, а сознание каждого человека замкнуто в субъекте. Согласно этому виду агностицизма, такое ограничение в принципе не позволяет делать выводы о существовании Бога, будь то вера или логическое умозаключение.

Рационалистический агностицизм Канта и Эпохи Просвещения принимает только знание, полученное с помощью человеческой рациональности. Утверждается, что богов принципиально невозможно обнаружить, следовательно, невозможно знать, они существуют. Скептицизм, основанный на идеях Юма, утверждает, что ни о чем невозможно знать наверняка, и получается, невозможно выяснить, что бог существует. Отношение агностицизма к атеизму оспаривается; агностицизм можно считать отдельным взглядом на мир. [40]

К другим формам атеистической аргументации, которые можно назвать эпистемологическими, относятся логический позитивизм и игностицизм (англ. ignosticism ), Которые утверждают, что такие термины, как "бог", и такие выражения, как "Бог - всемогущий", лишены смысла. Согласно теологическим нонкогнитивизмом (англ. theological noncognitivism ), Фраза "Бог существует" - не утверждение, а ерунда. Велись споры, можно ли такую ​​точку зрения отнести к категории атеизма или агностицизма. Философ Альфред Джулс Айер отрицал обе эти категории, утверждая, что они ошибочно признают фразу "Бог существует" утверждением. Он считал нонкогнитивизм отдельной, самостоятельной категорией. [43] [44]


3.2.2. Метафизические аргументы

Метафизический атеизм обычно базируется на материалистическом монизме - взгляде, по которому реальность однородна, неделима и материальна. Абсолютные метафизические атеисты придерживаются того или иного вида физикализма, поэтому они явно отрицают существование каких-либо нематериальных сущностей. С другой стороны, до абсолютного метафизического атеизма примыкает и противоположная, идеалистическая концепция - гилозоизм - вдохновение всего мира, в котором также нет места богу, как действующему субъекту.

Относительный метафизический атеизм заключается в том, что признается существование некой высшей нематериальной сущности (логос, НПУ, дао, брахман, субстанция, мировой дух, абсолют, вселенский разум, ноосфера и т.д. и т.п.), но не обладает единством трансцендентности и бытия, а этим отрицается существование бога как личности.

К относительному метафизическому атеизму относятся такие течения, как пантеизм - "Бог или Природа" в Бруно и Спинозы и панентеизм (от греч. Pan en theo - все в бога), есть концепция "Бог-природа", развивавшейся от Еуригены и до Гегеля. [45]. отрицает бога-индивидуума, заинтересованного в судьбе вселенной и человечества, а значит, отвергает и все авраамической религии и большинство других исторических и современных верований, а деизм нельзя отнести к относительному метафизического атеизма, поскольку предполагается бог-творец, который должен был хотя бы один раз обладать таким личностным качеством как воля.

Эпикуру приписывается первую трактовку проблемы зла (англ. problem of evil ). Дэвид Юм в его "Диалогах о естественной религии (1779) цитирует Эпикура, выражающего этот аргумент в виде серии вопросов:

"Может, божество хочет, но не может предотвратить злу? Значит, оно не всемогуще. Если же оно может это сделать, но не хочет, значит, оно недоброжелательное. Если же оно и хочет, и может, то откуда берется зло?" [46]

3.2.3. Психологические, социологические и экономические аргументы

Такие философы, как Людвиг Фейербах и Зигмунд Фрейд, утверждали, что вера в Бога и религия - человеческие изобретения, созданные, чтобы удовлетворить различные психологические и эмоциональные потребности. Это мнение разделяют и большинство буддистов. [47] Карл Маркс и Фридрих Энгельс, под влиянием трудов Фейербаха, утверждали, что вера в Бога и религия - это средства социального контроля, которые используются властью для эксплуатации трудящихся классов [ ]. Историк Эдуард Гиббон ​​писал по этому поводу: "Все свои религиозные культы народ Древнего Рима всегда считал одинаково истинными, философы - одинаково ложными, а правители - одинаково полезными". [48] Согласно Михаилом Бакуниным, "идея бога влечет за собой отречение от человеческого разума и справедливости, она есть самое решительное отрицание человеческой свободы и неизбежно приводит к рабству людей в теории и на практике ". Он "перевернул" знаменитый афоризм Вольтера о том, что "если бы Бога не было, его следовало бы изобрести", и написал, что "если бы Бог действительно существовал, следовало бы уничтожить его". [49]


3.2.4. Логические аргументы и доказательства

Согласно логическому атеизму, различные концепции богов (например - бог как личность) включают в себя логически несовместимые свойства. Сторонники этой формы атеизма приводят логические доказательства невозможности существования бога, используя противоречия между такими качествами, как совершенство, статус " создателя" , неизменность, всезнание, вездесущность, всеблагисть, трансцендентность, личностность, бестелесность, справедливость и милосердие. [50]

Не принимая, прежде всего - с этической позиции, доводы теодицеи, атеисты считают, что действительность не согласуется с качествами, которые обычно приписываются богам теологами. Они утверждают, что всезнающий, всемогущий и всеблагой бог не совместим с миром, в котором есть зло и страдание, где любовь бога скрыта от многих людей. [51] Подобное умозаключение приписывается Сиддхартха Гаутама, основателю буддизма. [52]


3.2.5. Антропоцентричность аргументы

Аксиологический, или конструктивный, атеизм рассматривает в качестве источника моральных ценностей не богов, а человеческую природу. Для этого вида атеизма человеческая природа является единственным источником этики и нравственных ценностей, а понятие бога не нужно для решения этических вопросов. Маркс, Ницше, Фрейд и Сартр придерживались этой точки зрения, распространяя идеи освобождения, саморазвития и свободного счастья. [53]

Один из самых популярных доводов против атеизма утверждает обратное - что отрицание существования справедливого бога ведет к моральному релятивизму, лишая человека основ нравственности, [54] или лишает жизнь смысла и делает человека несчастным. [55] Блез Паскаль высказал такое мнение в 1669 году. [56 ] Согласно мнению психиатра XIX-XX вв. П. Б. Ганнушкина, существует положительная связь между религиозностью и жестокостью. [57]


4. Атеизм и наука

Научный метод познания базируется на выведении закономерностей из опыта, логических построений, эмпирической проверки теоретических положений и принципа достаточного основания. Критерий Поппера требует: чтобы теория считалась научной, должна быть гипотетическая возможность в результате экспериментальной проверки ее опровергнуть. Предположение о несуществовании бога возможно опровергнуть (для этого достаточно предъявить бога или продемонстрировать его сверхъестественные черты) и может иметь статус научной гипотезы. В то же время, предположение о существовании бога неоспоримое (любое опровержение можно отвергнуть, заявив, что бог находится вне физического мира, физических законов, вне логики, и т.д.), а потому не может приниматься как научная гипотеза. Предположение о божественном вмешательстве автоматически выводит теорию, использовать такое предположение, за пределы современной науки.

С другой стороны, с точки зрения некоторых верующих и мистиков различных направлений, деятельность богов и существование сверхъестественных сил могут быть подтверждены фактами, которые оказываются наукой. Так, в частности креационисты строят свои рассуждения на основе отобранных ими данных геологии, истории, биологии, которые, по их мнению, не противоречат библейской картине мира. Научный подход исключает подбор фактов под заранее определенную догму. Деисты, считая бога творцом Вселенной, все же признают за человеческим разумом безграничное право суждения об устройстве мира, включая и природу богов, однако большинство теистические считают необоснованным обращение к науке по данному вопросу.

Действительно, нельзя научными методами показать, что "Бога нет", поскольку именно в этом случае нет способа логически доказать отрицательное суждение [58]. Невозможно проверить "несуществование" чего-то, что находится за пределами, доступными исследования. Иными словами, наука может доказать отсутствие жизни на Марсе, но можно только предположить, но не доказать отсутствие жизни во всей остальной Вселенной. Поэтому утверждение атеистов о несуществовании бога рассматривается некоторыми теологами, как вера в то, что принципиально невозможно доказать. В то же время, по их мнению, существование бога теоретически возможно доказать, но пока доказательства не осуществлен.

Эмпирическая наука основывается не на вере или священных преданиях и текстах, а на строгих методиках построения теоретических и практических моделей природных явлений и на выдвижении гипотез, объясняющих уже известные взаимосвязи явлений и предсказывают еще не наблюденные эффекты, с обязательной последующей верификацией выдвинутых гипотез практикой: наблюдениями и экспериментами, которые могут быть повторены и проверены. Совпадение выводов гипотез с фактами означает получение новых объективных знаний о природе. Среди ученых были и достаточно много верующих: среди американских ученых в 1916 году было 42% верующих, а в 1996 году 39% верующих (журнал Nature т.386, с.435, 1997). [59] Но независимо от личных убеждений, в своей научной работе ученые обосновывают причины явлений исключительно в естественной области, без опоры на "сверхъестественное". Как отметил академик Виталий Лазаревич Гинзбург,

"Во всех известных мне случаях верующие физики и астрономы в своих научных трудах ни словом не упоминают о Боге. Они одновременно живут как бы в двух мирах - одном материальном, а другом каком-то трансцендентном, божественном. У них происходит как бы расщепление психики. Занимаясь конкретной научной деятельностью, верующий, по сути дела, забывает о Боге, поступает так же, как атеист. Таким образом, совместимость занятий наукой с верой в Бога отнюдь не тождественна с совместимостью веры в Бога с научным мышлением ". [59]


5. История

Срок атеизм появился в XVI веке в Франции, однако существуют свидетельства того, что идеи, которые сегодня могут быть расценены как атеистические, уже присутствовали во времена Древнего Египта, Ведической цивилизации и Античности.

5.1. Древний Египет

Уже в Древнем Египте появляются произведения, критикующие религиозный взгляд на мир. Древнейшим из них является созданная в эпоху Среднего Царства "Песнь арфиста".

5.2. Ранняя индийская религия

Атеистические школы присутствовали в индуизме, который является политеистической [60] религией. Материалистическая и антирелигиозная философская школа чарвака, основанная в Индии ориентировочно в VI веке до нашей эры, - вероятно, самая яркая атеистическая философская школа в Индии. Эта ветвь индийской философии классифицируется как неортодоксальная система и не рассматривается как часть шести ортодоксальных школ индуизма, но заслуживает внимания как материалистическое движение в индуизме. [61]

Четерджи и Датта пишут, что до нас не дошли тексты философии чарвака, и наше представление об этой философии основано, главным образом, на критике их идей другими школами. [62]

Часто в атеистических причисляют индийскую философскую систему санкхья. Отрицание Бога, как единого творца, также присутствует в джайнизме и буддизме есть [63] В то же время следует отметить, что сами буддисты не признают свою религию атеистической и предпочитают использовать термин non-theism, который в литературе обычно переводится как не- теизм.


5.3. Древний китайский атеизм

Атеистические представление о конфуцианской философии Китая заметны в материалистических утверждениях представителей интеллектуальной оппозиции, так известный китайский материалист Ван Чун считал, что первопричиной всего является первичный эфир, который сгущаясь образует многообразие вещей, в том числе и человека, после смерти также превращается в эфир.


5.4. Классическая античность

В "Апологии", Сократ обвиняется Мелетом в том, что абсолютно не верит в богов

Европейский атеизм уходит корнями к досократическим греческой философии, но не выделяется как отдельное течение до конца Эпохи Просвещения [64].

Греческий поэт Диагор (V век до нашей эры) известен как "первый атеист" [65] и ярый критик религии и мистицизма. Критий видел религию как человеческое изобретение, с помощью запугивания ставит людей в некоторые рамки морали [66]. Ксенофан, критикуя антропоморфизм богов греческой народной религии, которым он противопоставил некое единое мировое божество, первым выдвинул идею о том, что именно люди создали богов по своему образу и подобию:

"Но если бы быки, лошади и львы имели руки и могли бы ими рисовать и создавать произведения (искусства), подобно людям, то лошади изображали бы богов похожими на лошадей, быки же похожими на быков ..." ("Досократики", ч. 1, Каз., 1914, с. 111) [67].

Атомисты, такие как Демокрит, пытались описать мир только материалистическим способом, не ссылаясь на духовность и мистицизм. Другие досократиков, что, вероятно, должны атеистические или агностические взгляды, относятся Продик, Протагор и Теодор.

Сократ обвинялся в атеизме за то, что вызвал в афинян неуверенность в богах, которых уважало город [68]. Хотя сам философ отрицал обвинения в атеизме [69]. В конечном итоге он был приговорен к смерти.

Эпикур оспаривал множество религиозных доктрин, включая жизнь после смерти и божественную сущность. Он считал, что душа материальна и смертна. Хотя эпикуреизм не исключает наличия богов, Эпикур верил, что если боги и существуют, то к человечеству им безразлично [70].

Секст Эмпирик считал, что необходимо отменить наказание за скептицизм, известный как пирронизма, в котором нет ничего ужасного, и атаракс ("свобода ума или безмятежность души) может быть достигнута отменой такого наказания. Его работы, уцелевшие в значительном количестве, существенно повлияли на последующих философов [71].

Из Древнего Рима пришел к нам единое целое великий античный философский атеистический произведение одного из величайших материалистов и атеистов древности - Тита Лукреция Кара. Лукреций утверждал, что если боги существуют, им безразлично человечество, и они не влияют на окружающий мир. По этой причине он верил, что человечество не должно бояться "сверхъестественного". Известная поэма "О природе вещей" всесторонне освещает и обосновывает учение Эпикура. Но главный объект ее критики - религия, которой Лукреций противопоставляет науку, исследование, основанное на точно установленных фактах и ​​разумном, естественном их объяснении. Он видит в религии не только ошибочное, но прежде всего чрезвычайно вредное, пагубное для человечества учение. [72] Лукреций подверг критике не только религиозные представления, но и учение Платона о бессмертии души.

Значение слова "атеист" менялось на протяжении классической античности. Часто ранних христиан называли атеистами за то, что те не верили в языческих богов. [73] Во времена Римской империи христиан казнили за отрицание римских богов в целом и культа императора в частности. Когда в 381 году, в правление Феодосия, христианство стало государственной религией Рима, наказуемым преступлением стала ересь. [74]


5.5. От Раннего Средневековья до Ренессанса

Следование атеистическим взглядам было редким явлением в Европе на протяжении Раннего Средневековья и Средних веков (см. Святая инквизиция), доминировал интерес к религии и теологии. [75]

Как отметил Анатоль Франс, в этот период "счастливому единодушию паствы несомненно способствовало также обыкновение ... немедленно сжигать всякого инакомыслящего".

Николай Кузанский придерживался формы фидеизма, которую называл docta ignorantia ("ученое невежество"), утверждая, что бог находится за границей человеческого понимания, и наше знание о боге ограничено догадками. Уильям Оккам положил начало антиметафизичним учением, заявив о номиналистическая ограничения человеческого познания чрезвычайных вещей . Он утверждал, что божественная сущность не может быть интуитивно или рационально познана человеческим интеллектом. Последователи Оккама, такие, как Джон Миркуртський и Николай Аутрекуртський, развивали эти взгляды.

Разделение веры и разума повлияло на таких богословов, как Джон Виклиф, Ян Гус и Мартин Лютер [75]. После них католицизм утратил свое доминирование в Европе и получил радикальной реформации, как правило, более терпимой в вопросах веры.

Ряд видных представителей антирелигиозного свободомыслия явился в эту эпоху и в мусульманском мире. Это Омар Хайям и Ибн Рушд.


5.6. Эпоха Возрождения

Успехи мореплавания, торговли, промышленности, с одной стороны, требуют создания опытной науки о природе, подлинного знания о ней, а с другой - сами создают основу для развития такой науки. Разработка опытного естествознания становится настоятельной необходимостью для буржуазии и для возглавляемого ею поступательного развития общества.

Леонардо да Винчи прибегал к экспериментам, как к методу исследований, и спорил с аргументами религиозного авторитаризма. Другие критики религии и церкви того времени - Никколо Макиавелли, Бонавентюр Деперье и Франсуа Рабле [71].


5.7. Новое время

Француз барон Гольбах, был одним из первых в XVIII веке, кто считал себя атеистом.
Людвиг Фейербах своими работами "Das Wesen des Christenthums" (1841), "Das Wesen der Religion" (1845) повлиял на таких философов, как Энгельс, Маркс, Штраус и Ницше. Фейербах рассматривал веру как спячку ума, Бога как творение человека, религиозную деятельность как удовлетворение ложных потребностей и считал, что на место любви к Богу следует поставить любовь к человеку, а на место веры в Бога - веру в самого себя [76]

Во времена Ренессанса и Реформации религиозные страсти накалились, что очевидно по распространению новых религиозных законов, братств, популярных увлечений в католическом мире и появлению все более аскетичных протестантских сект, таких, как кальвинисты. Это было время межконфессионального соперничества, позволившего еще больше расширить границы теологической и философской теории, позднее во многом были использованы для продвижения скептического (в отношении к религии) мировоззрения.

Критика христианства участилось в XVII и XVIII веках, особенно во Франции и Англии, где, по мнению современников, наблюдался кризис религии. Некоторые протестантские мыслители, такие, как Томас Гоббс, поддерживали философию материализма и скептицизма относительно сверхъестественных сил. В конце XVII века деизм стал открыто поддерживаться такими интеллектуалами, как Джон Толанд. Фактически все французские и английские философы XVIII века в какой-то форме придерживались деизма. Высмеивая христианство, многие деистов в то же время презирали и атеизм. Первые открыто атеистические мыслители, такие, как барон Гольбах, появились в конце XVIII века, когда выражение неверия в Бога стало менее опасным. [77] Дэвид Юм был наиболее систематическим представителем просвещенного мышления, создававшим скептическую эпистемологию, основанную на эмпиризме, которая подрывает метафизические основы теологии.

Французская Революция вынесла атеизм из салонов на улицы. Попытка навязать Гражданскую конституцию духовенства привела к антиклерикалистських беспорядков и изгнание многих священников из Франции. Политический хаос в революционном Париже, в конечном итоге, позволило радикальным якобинцам, которые развернули массовый террор, захватить власть в 1793 году. В завершение, воинственно атеисты попытались силой дехристиянизуваты Францию, заменив религию культом разума. Эти преследования закончились с термидорианским переворотом, но некоторые секуляристськи меры того периода остались постоянным наследством французской политики.

В период Директории, консульства и Империи секуляризация французского общества была узаконена, причем в ее орбиту вовлекались сначала Северная Италия, а затем и другие территории в Европе, где возникали государства-сателлиты Франции - сначала республики, позже (после коронации Наполеона в 1804) - монархии . В XIX веке много атеистов и других антирелигиозных мыслителей направили свои усилия на политическую и социальную революцию, способствуя переворотам 1848 года, Рисорджименто в Италии и росту интернационального социалистического движения.


5.8. Вторая половина XIX века

Во второй половине XIX века атеизм получил известность под воздействием философов- рационалистов и вольнодумцев. Многие известных немецких философов того времени, таких как Людвиг Андреас Фейербах, Артур Шопенгауэр, Карл Маркс и Фридрих Ницше, отрицали существование божеств и были критиками религии [78].


5.8.1. Атеизм в марксизме

Классики марксизма-ленинизма пытались научно обосновать атеизм. Теоретической основой марксистского атеизма является диалектический и исторический материализм [79].

" Марксизм есть материализм. В качестве такового, он так же беспощадно враждебен религии, как материализм энциклопедистов XVIII века или материализм Фейербаха. Это несомненно. Но диалектический материализм Маркса и Энгельса идет дальше энциклопедистов и Фейербаха, применяя материалистическую философию к области истории, в области общественных наук. Мы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии среди масс ". (В. И. Ленин, ПСС, т. 17, с. 418.)

Основополагающие принципы марксистского атеизма: [80] [81]

  1. Зарождение религии является результатом развития идеи зависимости человека от стихийных сил природы, бессилие изменить условия своей жизни, страха смерти.
  2. Использование этих идей имущего меньшинством общества для установления их связи с религиозным культом ради узурпации и сохранения власти.
  3. Положение, что борьба с религией это неотъемлемая часть борьбы с несправедливым общественно-экономическим порядком, установленным правящими классами.
  4. Вывод, что отмена религии освободит творческую активность большинства, которая эксплуатируется, для борьбы за достойную трудового человека существование.

Гуманистическая сущность атеизма, по словам Маркса, заключается в следующем:

... Критика религии завершается учением, что человек - высшее существо для человека. [82]

Широко известно высказывание, приписываемое Марксу, что религия - это опиум народа (не "опиум для народа"):

... Религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа. [83]

Некоторые исследователи считают, что Маркс всего лишь зафиксировал популярный в то время выражение. Первым же, кто сравнил религию и опиум был Новалис еще в 1798 году: [84]

Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силы.


5.9. XX века

Атеизм в XX веке, особенно в форме практического атеизма, распространился во многих обществах. Атеистические мысли нашли признание во многих других крупных философиях, таких, как экзистенциализм, объективизм, светский гуманизм, нигилизм, логический позитивизм, марксизм и феминизм [85].

Логический позитивизм и сциентизм проложили путь для неопозитивизма, аналитической философии, структурализма и натурализма. Неопозитивизм и аналитическая философия отказались от классического рационализма и метафизики в пользу строгого эмпиризма и эпистемологического номинализма. Сторонник аналитической философии Бертран Рассел считал, что христианский бог не более вероятен, чем боги-олимпийцы [86]. В своей ранней работе Людвиг Витгенштейн попытался отделить метафизику и "язык сверхъестественного" от рациональных соображений. Альфред Айер, ссылаясь на приверженность эмпирических наук, заявлял о бессмысленности религиозных утверждений и невозможности их проверки. Родственный прикладной структурализм Клод Леви-Стросс объявлял человеческое подсознание источником религиозного языка, отрицая его трансцендентальное значение. Джон Финдли и Джон Смарт утверждали, что существование бога не является логически необходимым. Натуралисты и материалистические монисты, такие как Джон Дьюи, рассматривали естественный мир как основу всего, отрицая существование бога или бессмертных. [36] [87]

В XX веке атеизм навязывался населению СССР господствующей властью как единственно возможный мировоззрение, использовался для преследования политических противников и ограбления церквей разных конфессий. Коммунистическая партия с 1919 года открыто провозглашала в качестве своей задачи содействовать отмиранию религиозных предрассудков [88].

Е. В. Рамасвами Наикер (Перияр), известный индийский атеистический лидер, боролся против индуизма и брахманов, которые дискриминировали и разделяли людей во имя кастовой системы и религии. [89] Особенно много внимания Перияр привлек в 1956 году, когда он надел на мурти индусского бога Рамы гирлянду из башмаков и сделал ряд антитеистичних. [90] В 1966 году, в ответ на заявления некоторых теологов о смерти бога, очередной номер журнала TIME вышел с вопросом "Бог умер?" На обложке. [91] В журнале приводилась статистика, согласно которой приблизительно каждый второй человек в мире жил в антирелигиозных странах, а миллионы людей в Африке, Азии и Южной Америке, пожалуй, даже не знали о христианского бога. [92] В следующем году албанский правительство во главе с Энвер Ходжа объявил о закрытии всех религиозных организаций в стране, провозгласив Албания первой атеистической страной. [93] Эти меры усилили негативное отношение к атеизму, особенно в Соединенных Штатах, где были сильны антикоммунистические настроения, несмотря на то, что некоторые известные атеисты придерживались антикоммунистических взглядов. [94] После падения Берлинской стены число активных антирелигиозных режимов существенно уменьшилось. В 2006 году Тимоти Шах из Pew Research Center заметил: "всемирная тенденция наблюдается во всех основных религиозных группах: увеличивается доверие к религиозным движениям, увеличивается их влияние по сравнению со светскими движениями и идеологиями. [95] Поль Грегори и Фил Цукерман полагают, что это миф, и утверждают, что реальная ситуация намного сложнее и тоньше. [96]


6. Современное состояние атеизма

6.1. Атеизм в мире

Распространение атеизма странами (по результатам опросов 2006 года)

Для современной западной цивилизации характерно падение интереса к религии среди широких слоев населения, особенно среди технической интеллигенции. В развитых странах снижается посещаемость храмов, уменьшается количество проведенных обрядов, происходит увеличение числа людей, причисляющих себя к агностиков или атеистов, даже у верующих религия теряет свое господствующее положение. Характерной в этом отношении является публикация известным американским епископом книги под названием "Почему христианство должно измениться или умереть: Епископ обращается к верующих" [97].

Как правило, в странах с высокими экономическими показателями уровень религиозности относительно низок, хотя существуют некоторые исключения, самыми заметными из которых являются США и среди исламских стран, Кувейт [98]. Совсем другая ситуация в развивающихся странах: как правило, чем беднее страна, тем важнее для населения религия. [99] В исламских странах, таких как Иран, Судан, Пакистан и Саудовская Аравия, действует шариат, по которому отказ от ислама расценивается как измена и карается смертной казнью. [100]


7. Демография

Достаточно сложно определить количество атеистов во всем мире. Участники опросов могут по-разному понимать термин "атеизм" и различия между атеизмом, не-религиозными верованиями, не-теистический религиями и духовными практиками. Кроме этого, в некоторых религиозных странах люди стараются не демонстрировать свои атеистические взгляды с целью избежать дискриминации и преследований.

Исследование, проведенное Британской Энциклопедией в 2005 году, показало, что нерелигиозными являются примерно 11,9% людей, а атеистами - около 2,3%. Эти результаты не включают в себя последователей нетеистической религий, таких, как буддизм. [101]

Также в 2005 году Pew Research Center исследовал отношение американцев к представителям разных конфессий (мировоззрений). Было установлено, что атеисты пользуются наименьшим уважением. 35% американцев относятся к ним положительно, 53% - отрицательно. [102]

В ноябре-декабре 2006 года опрос среди граждан США и пяти европейских стран, опубликованное в Financial Times, показало, что американцы больше, чем европейцы, склонны верить во что-то "сверхъестественное" (73%). Среди взрослого населения Европы более верующими являются итальянцы (62%), а французы - наименее религиозные (27%). Во Франции 32% опрошенных назвали себя атеистами и еще 32% - агностиками. [103] Официальное опрос Европейского союза дало следующие результаты: 18% населения ЕС не верят в бога, 27% ​​допускают существование "сверхъестественного духовной жизненной силы", в то время как 52% верят в какого-либо конкретного бога. Среди тех, кто прекратил обучение в школе, не достигнув пятнадцатилетия, соотношение верующих повышается до 65%, те из опрошенных, кто считал себя выходцем из строгих семей, больше склонны верить в бога, чем те, чьи семьи не имели строгих внутренних правил . [104]

В 2007 году опрос, проведенный Институтом Социальных исследований (США), показало, что наибольшей религиозной страной среди индустриально развитых государств является США - 90% утверждают, что верят в бога, 60% ежедневно молятся, 46% еженедельно посещают храм (синагогу или мечеть) . Доля активных верующих в других индустриально развитых странах значительно ниже - 4% в Великобритании, 8% в Франции, 7% в Швеции и 4% в Японии. [105]

На 2005 год первое место в списке 50 самых атеистических стран мира, составленном американским колледжем Питцер, занимает Швеция (45-85% жителей являются атеистами). За ней Корея (30-52%) и Эстония (49%). [106]


7.1. Уровень образования, IQ и атеизм

Опубликованное в 1998 году в журнале Nature опрос показал, что процент верующих в личностного Бога или жизнь после смерти в США минимальный среди членов Национальной Академии Наук - только 7% опрошенных, по сравнению с 85% у всего населения Соединенных Штатов. [107] В том же году сотрудник MIT Франк Салловей (англ. Frank Sulloway ) И сотрудник Университета штата Калифорния Майкл Шермер (англ. Michael Shermer ) Провели исследование среди группы, в которой 12% составляли доктора наук и 62% - выпускники ВУЗов. Исследование показало, что 64% ​​опрошенных верили в Бога (то есть промежуточное значение между таковым для академиков и средних по стране для приведенного выше исследования). Кроме того, было отмечено уменьшение числа верующих с повышением уровня образования. [108]

По информации Mensa Magazine, такая обратная зависимость между религиозностью и образованностью была установлена ​​в 39 исследованиях, проведенных с 1927 по 2002 годы. [109]

Эти результаты в общем соответствуют статистическому мета-анализа профессора Оксфордского Университета Michael Argyle, проведенному в 1958 году. Он проанализировал семь исследовательских работ по зависимости между отношением к религии и коэффициентом интеллекта среди опрошенных школьников и студентов университетов США. И, хотя была выявлена ​​четкая обратная зависимость, не были учтены такие факторы, как авторитарность семейного уклада и социальный класс опрошенных, которые также могли играть свою роль. [110]

Признаки зависимости между религиозностью и уровнем образования неоднозначны. Влияние религии на образование может различаться в зависимости от типа религии. Например, христианские фундаменталисты, особенно женщины, обычно получают слабую образование, чем другие слои общества. [111] [112]


8. Интересные факты

  • 3 марта 2008 года атеист Сана Едамаруку в прямом эфире популярного индийского телешоу бросил вызов известному индийскому колдуну - тантрики Пандиду Суринда Шарма, попросив его продемонстрировать на нем свою силу - убить с помощью магии. В течение нескольких часов в прямом эфире колдун безуспешно совершал ритуальные действия, и, не добившись успеха, заключил, что атеиста "защищает очень сильное божество". [113]
  • Наибольший процент атеистов в Швеции - 45-85% жителей. [106]
  • 6 января 2009 в Великобритании в ответ на рекламу евангелистских проповедников по всей стране были запущены 800 автобусов со слоганом: "Вполне вероятно, бога нет. Хватит волноваться, наслаждайтесь жизнью" (англ. There's probably no God. Now stop worrying and enjoy your life ) (См. фото).
  • С 2005 года в Великобритании издается комикс Иисус Мо, критикующий основы двух основных религий мира - мусульманства и христианства в саркастические форме.

9. Критика атеизма

В первую очередь атеизм критикуют за то, что он отвергает веру в любые " сверхъестественные" сущности, существование которых верующим представляется очевидным. [114] [115] Атеизм также критикуют некоторые агностики, которые утверждают, что не существует достаточных оснований категорично заявлять, что сверхъестественных существ нет. [116]

9.1. Атеизм как вера, религия

Многие критики атеизма утверждают, что атеизм является своеобразной формой религии или веры. [117] Утверждение "Атеизм есть вера основывают на том, что отрицание существования высших сил требует уверенности в их отсутствии.

Возведение атеизма к религии атеисты логично опровергают исходя из определения религии как веры в "сверхъестественные силы": атеист не имеет веры в сверхъестественное. [118] Религия же требует веры в существование "сверхъестественного". [119]

На заявления о том, что и научная деятельность невозможна без веры (по крайней мере - в познаваемость мира), атеисты отвечают, что наличие в деятельности ученого элементов веры, например, вполне рациональной доверия к результатам добросовестных и верифицированных научных исследований, является актом критического мышления, не равнозначным религиозной вере, [120] которая предполагает именно иррациональную убежденность в чем-либо. Кроме этого, религиозную веру неизбежно сопутствуют особые эстетические переживания, специфические эмоциональные состояния и даже аффекты (например, религиозный экстаз), атеисты же не имеют ничего подобного по атеизму. [118]

Много попыток определить атеизм как религию сводятся к тезису Религия - вера в Бога, атеизм - вера в его отсутствие".

Атеисты видят необоснованность такого высказывания в неверной логической посылке: в неявном виде постулируется существование лишь одной формы мировоззрения - веры, и тем самым отрицается возможность опытного, научного познания окружающего мира. Для демонстрации абсурдности объявления атеизма еще одной формой религии, атеисты отвечают: "Если человек не курит табак, то это означает, что она курит отсутствие табака?"

В свою очередь, критики атеизма утверждают, что аналогия с отсутствием табака неточная, и видят именно в ней отсутствие логики. В частности, "отсутствие табака", которую можно проверить рядом методов, является знанием, тогда как "несуществование Бога" (очевидно, "невозможность наблюдать Его") знанием быть не может. Поскольку в атеизме нет понятия "Бог", а заимствовано из определенной религии понятия "Бог" предусматривает возможность "наблюдаемости" Бога лишь, как правило, при наличии у Бога желание быть наблюдаемым. Так, утверждают критики атеизма, "отсутствие Бога" или "невозможности существования Бога" (и "сверхъестественных сил") не может быть знанием, и вообще - "отрицание существования" может иметь основания лишь при условии наличия доказательств несуществования. Но при этом в атеизме нет собственных понятий "Бог", "сверхъестественные силы" и т.п. - фактически, атеизм лишь утверждает, что те понятия, которыми оперируют религии, надуманные, вымышленные; но при этом доказательств несуществования быть не может, поскольку речь идет о ненаблюдаемых (в частности, относительно Бога) методами науки сущности.


9.2. Атеизм и познаваемость мира

Некоторые критики приписывают атеистам мнение, что мир полностью познаваем. Однако атеизм не заявляет о полной познаваемости мира, и атеисты, как правило, не придерживаются этой точки зрения. [121] К тому же некоторые исследования в области теории систем и формальной логики (см. Пенроуз, Новый ум короля", и теоремы Геделя о неполноте) ставят под сомнение возможность рационального объяснения всех процессов в мире.

Отсюда некоторые критики делают вывод, что в таком случае атеисты не могут отрицать существование "сверхъестественных сил", потому что для этого нужно исследовать весь мир целиком. Отвечая на такую ​​критику, атеисты ссылаются на применение к "сверхъестественных сил" общих методологических принципов научного познания бритвы Оккама, согласно которой не следует умножать сущности без необходимости, и критерия Поппера, согласно которому доказана сущность не учитывается ("бремя доказательств лежит на утверждающем "). Для иллюстрации этих принципов часто используются воображаемые объекты наподобие чайника Рассела или чудовища из лапши, доказать несуществование которых также невозможно.


9.3. Атеизм и мораль

Поскольку атеизм не признает в качестве источника морали религиозных догматов, атеизм подвергается обвинениям в аморальности. В то же время атеистические мыслители считают, что верующие ставят телегу впереди лошади": древние тексты являются не источниками морали, а лишь фиксацией, отражением уровня морали своего времени, которая существовала в обществе задолго до возникновения религий и продолжает существовать после того, как большая часть населения перестает исповедовать любую религию (см. статистику по странам). Впечатления о первичности религиозной морали складывается из-за ее большей консервативности по сравнению с моралью общественной.

На утверждение клерикалов о том, что распространение религии способствует укреплению моральных и "духовных" ценностей, их оппоненты отвечают, что по-настоящему нравственный человек делает добро добровольно, по внутреннему убеждению и по совести автономной [122], а не с целью избежать страшного наказания от того или иного бога. Также атеисты уверены, что сам по себе атеизм не побуждает к насилию, в то время как религия способствует массовой жестокости постоянно и особенно в отношении инаковерующих. [123]

Атеисты предлагают свои системы моральных принципов (например, светский гуманизм) и свои объяснения возникновения совести и морали - не внушением людям нравственности откуда-то сверху, а как феноменов, имеющих биологическую [124] и этологические [125] первоосновы и давали определенные эволюционные преимущества вида Homo Sapiens, что и обусловило сочетание генетического [126] и социального (воспитание) механизмов их передачи между поколениями. [127]


10. Атеизм в культуре


11. Примечания

  1. Журнал "Новый безбожник" - www.atheism.ru/special/magazin_01.phtml: Сергей Соловьев, Что такое атеизм? - www.atheism.ru/library/Solovyov_3.phtml
  2. Большая советская энциклопедия: Атеизм - slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00005/09300.htm
  3. Майкл Мартин (англ. Michael Martin ), "Определение атеизма и сравнение его с другими-измамы." - www.andrsib.com / martin / atheism_r.htm
  4. Honderich, Ted (Ed.) (1995). "Humanism". The Oxford Companion to Philosophy. Oxford University Press. p 376. ISBN 0-19-866132-0.
  5. Fales, Evan. "Naturalism and Physicalism", в Martin, Michael The Cambridge Companion to Atheism. - ISBN 0-521-60367-6 .
  6. Julian Baggini Atheism: A Very Short Introduction. - Oxford: Oxford University Press, 2003. - С. 3-4. - ISBN 0-19-280424-3
  7. а б Drachmann, AB Atheism in Pagan Antiquity. - Chicago: Ares Publishers, 1977 ("an unchanged reprint of the 1922 edition"). ISBN 0-89005-201-8. Слова "атеизм" и "атеист" составлены из греческих корней и окончаний. Однако они не греческие. Греки использовали слова, составленные иначе - "atheos" и "atheotēs", которым наиболее точно и соответствуют слова "безбожный" и "безбожие". Подобно слову "нечестивый", "atheos" использовалось для выражения категорического осуждения. Так оно использовалось первоначально, насколько это возможно проследить.
  8. Слово αθεοι не присутствует больше ни в каком виде ни в Септуагинте, ни в Новом Завете. Robertson, AT "Ephesians: Chapter 2", Word Pictures in the New Testament (english). - Broadman Press, 1960 "Old Greek word, not in LXX, only here in NT Atheists in the original sense of being without God and also in the sense of hostility to God from failure to worship him. See Paul's words in Ro 1:18 -32 ".
  9. Hanmer, Meredith The auncient ecclesiasticall histories of the first six hundred years after Christ, written by Eusebius, Socrates, and Evagrius. - С. 63. - London, 1577 "The opinion which they conceaue of you, to be Atheists, or godlesse men.".
  10. Burton, Robert The Anatomy of Melancholy. - С. III. iv. II. i, 1621 "Cosen-germans to these men are many of our great Philosophers and Deists.".
  11. Martin, Edward "Five Letters", His opinion concerning the difference between the Church of England and Geneva [etc.]. - С. 45. - London, 1662 "To have said my office .. twice a day .. among Rebels, Theists, Atheists, Philologers, Wits, Masters of Reason, Puritanes [etc.].".
  12. Cudworth, Ralph The True Intellectual System Of The Universe - www.library.usyd.edu.au / libraries / rare / modernity / cudworth.html. - С. Preface. - London, 1678 "Nor indeed out of a meer Partiall Regard to that Cause of Theism neither, which we were engaged in.".
  13. "Теизм" в БСЭ. - slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00078/04800.htm? text = теизм
  14. Кедворт, Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона - slovari.yandex.ru/dict/brokminor/article/21/21745.html? text = Кедворт
  15. Dryden, John Religio laici, or A laymans faith, a poem. - С. Preface. - London, 1682 "... namely, that Deism, or the principles of natural worship, are only the faint remnants or dying flames of revealed religion in the posterity of Noah ...".
  16. В Оксфордском словаре английского языка также имеется более ранняя форма, atheonism, которая возникла примерно в 1534 году. Позднейшие слова athean и atheal, которые вышли из обихода, возникших в 1611 и 1612 годах, соответственно. The Oxford English Dictionary Second Edition. - Oxford University Press, USA, 1989. ISBN 0-19-861186-2.
  17. Armstrong, Karen A History of God. - London: Vintage, 1999. ISBN 0-09-927367-5.
  18. Частично благодаря широкому использованию в монотеистической западном обществе, атеизм обычно определялся как "неверие в бога", но не в широком смысле (например, "неверие в богов"). В современных текстах эти два определения редко различаются, но до этого под атеизмом подразумевалось именно неверие в единого бога, а не в политеистических богов. Поэтому в конце XIX века был введен термин adevism (который уже вышел из употребления), который обозначал отсутствие веры в различных богов. Britannica. Atheonism / / Encyclopdia Britannica. - (1911).
  19. а б в г Martin, Michael. The Cambridge Companion to Atheism. Cambridge University Press. 2006. ISBN 0-521-84270-0
  20. Cline, Austin (2006). "What Is the Definition of Atheism?" - atheism.about.com / od / definitionofatheism / a / definition.htm. about.com - about.com . http://atheism.about.com/od/definitionofatheism/a/definition.htm - atheism.about.com / od / definitionofatheism / a / definition.htm . Проверено 25 августа 2007 .
  21. Flew, Antony God, Freedom, and Immortality: A Critical Analysis. - Buffalo, NY: Prometheus, 1984. ISBN 0-87975-127-4.
  22. "" Atheism "" - www.1911encyclopedia.org/Atheism. Encyclopedia Britannica. 1911 . http://www.1911encyclopedia.org/Atheism - www.1911encyclopedia.org/Atheism . Проверено 25 августа 2007 .
  23. Гольбах, Поль Анри Здравый смысл - - 1772.
  24. George H.Smith Atheism: The Case Against God. - Buffalo, New York: Prometheus, 1979. - С. 14. - ISBN 0-87975-124-X
  25. Кедворт, Ральф Истинная интеллектуальная система Вселенной: первая часть, в которой все рассуждения и философия атеизма опровергнуты и доказана его невозможность = The True Intellectual System of the Universe: the first part, wherein all the reason and philosophy of atheism is confuted and its impossibility demonstrated . - 1678.
  26. Lowder, Jeffery Jay (1997). "Atheism and Society" - www.infidels.org / library / modern / jeff_lowder / society.html . http://www.infidels.org/library/modern/jeff_lowder/society.html - www.infidels.org / library / modern / jeff_lowder / society.html . Проверено 25 августа 2007 .
  27. Атеистические организации среди военного персонала: in Foxholes - www.atheistfoxholes.org / Atheists и Association of Atheists & Freethinkers - www.maaf.info / Military.
  28. а б Flew, Antony. "The Presumption of Atheism". The Presumption of Atheism and other Philosophical Essays on God, Freedom, and Immortality. New York: Barnes and Noble, 1976. pp 14ff.
  29. Cline, Austin (2006). "Strong Atheism vs. Weak Atheism: What's the Difference?" - atheism.about.com / od / atheismquestions / a / strong_weak.htm. about.com . http://atheism.about.com/od/atheismquestions/a/strong_weak.htm - atheism.about.com / od / atheismquestions / a / strong_weak.htm . Проверено 25 августа 2007 .
  30. Maritain Jacques. On the Meaning of Contemporary Atheism - www.nd.edu/Departments/Maritain/jm3303.htm// The Review of Politics. - 11. - (July 1949) (3): 267-280.
  31. Kenny Anthony. Worshipping an Unknown God - www.blackwell-synergy.com/doi/pdf/10.1111/j.1467-9329.2006.00339.x// Ratio. - 19. - (2006) (4): 442.
  32. Kenny, Anthony "Why I Am Not an Atheist", What I believe. - Continuum. ISBN 0-8264-8971-0 "По-настоящему нейтральная позиция - это не теизм и не атеизм, а агностицизм ... надо обосновывать заявления о наличии знаний, или признаться в отсутствии знаний.".
  33. Frerking, Ken, " Atheists take bigger leap of faith than 'believers' - archive.columbiatribune.com/2005/jan/20050123comm008.asp "Columbia Daily Tribune, 23 января 2005. Проверено 2 мая 2009.
  34. Julian Baggini Atheism: A Very Short Introduction. - Oxford: Oxford University Press, 2003. - С. 30-34. - ISBN 0-19-280424-3 "Никто не будет заявлять, что мы должны говорить" Я не верю, что папа римский - робот, но и не утверждаю обратное "или" Относительно вопроса, превращусь я в слона, съев кусочек шоколада, я совершенный агностик ". Не имея причин верить в эти абсурдные утверждения, мы справедливо отрицаем их, а не просто отказываемся делать выводы ".
  35. Julian Baggini Atheism: A Very Short Introduction. - Oxford: Oxford University Press, 2003. - С. 22. - ISBN 0-19-280424-3 "Отсутствие доказательств - еще не повод отказываться делать выводы, поскольку при отсутствии строгих доказательств у нас может быть огромное количество подтверждений той или иной позиции или объяснение, что существенно превосходит все остальные".
  36. а б Smart, JCC (2004-03-09). "Atheism and Agnosticism" - plato.stanford.edu / entries / atheism-agnosticism /. Stanford Encyclopedia of Philosophy . http://plato.stanford.edu/entries/atheism-agnosticism/ - plato.stanford.edu / entries / atheism-agnosticism / . Проверено 25 августа 2007 .
  37. Докинз, Ричард Иллюзия Бога. - Bantam Books, 2006. - ISBN 0-618-68000-4
  38. Перевод латинского текста из " Summa impietas - www.emblems.arts.gla.ac.uk/french/emblem.php?id=FANa100 "(1552), Picta poesis поэта Barthlemy Aneau. Сайт эмблем университета Глазго. Проверено 27 августа 2007 г.
  39. Hiorth, Finngeir Introduction to Atheism. - Lima: AERPFA, 1997.
  40. а б Zdybicka, Zofia J.. "Atheism" - www.ptta.pl / pef / angielski / hasla / a / atheism.pdf. Universal Encyclopedia of Philosophy. Polish Thomas Aquinas Association . http://www.ptta.pl/pef/angielski/hasla/a/atheism.pdf - www.ptta.pl / pef / angielski / hasla / a / atheism.pdf . Проверено 25 августа 2007 . С. 20.
  41. Schafersman, Steven D. " Naturalism is an Essential Part of Science and Critical Inquiry - www.freeinquiry.com / naturalism.html ". Conference on Naturalism, Theism and the Scientific Enterprise. Department of Philosophy, The University of Texas. February 1997. Revised May 2007. Проверено 27 августа 2007 г.
  42. Zdybicka, Zofia J.. "Atheism" - www.ptta.pl / pef / angielski / hasla / a / atheism.pdf. Universal Encyclopedia of Philosophy. Polish Thomas Aquinas Association . http://www.ptta.pl/pef/angielski/hasla/a/atheism.pdf - www.ptta.pl / pef / angielski / hasla / a / atheism.pdf . Проверено 25 августа 2007 . С. 21.
  43. Drange, Theodore M. (1998). " Atheism, Agnosticism, Noncognitivism - www.infidels.org / library / modern / theodore_drange / definition.html ". Internet Infidels - www.infidels.org / index.shtml, Secular Web Library. Проверено 7 апреля 2007 г.
  44. Айер, Альфред Джулс (1946). "Речь, правда, и логика". Dover. С. 115-116. В сноске Айер указывает, что этот взгляд разделяет профессор HH Price".
  45. Zdybicka, Zofia J.. "Atheism" - www.ptta.pl / pef / angielski / hasla / a / atheism.pdf. Universal Encyclopedia of Philosophy. Polish Thomas Aquinas Association . http://www.ptta.pl/pef/angielski/hasla/a/atheism.pdf - www.ptta.pl / pef / angielski / hasla / a / atheism.pdf . Проверено 25 августа 2007 . С. 19.
  46. Дэвид Юм Диалоги о естественной религии - anthropology.rchgi.spb.ru / yum / dialog.doc. - 1779.
  47. Walpola Rahula, What the Buddha Taught. Grove Press, 1974. С. 51-52.
  48. Яна Седова, 15078 / Как у нас с Верой - www.risu.org.ua / ukr / religion.and.society / other_art / article;, Религиозно-информационная служба Украины.
  49. Михаил Бакунин (1916). Бог и государство - www.avtonom.org/index.php?nid=978. New York: Mother Earth Publishing Association. Проверено 24 августа 2007.
  50. Разные авторы. "Logical Arguments for Atheism". Internet Infidels - www.infidels.org / index.html, The Secular Web Library.
  51. Drange, Theodore M. (1996). " The Arguments From Evil and Nonbelief - www.infidels.org / library / modern / theodore_drange / aeanb.html ". Internet Infidels - www.infidels.org / index.html, Secular Web Library. Проверено 24 августа 2007.
  52. VA Gunasekara, The Buddhist Attitude to God. - www.buddhistinformation.com / buddhist_attitude_to_god.htm В Bhuridatta Jataka, "Будда говорит, что три наиболее часто приписываемые Богу свойства, т.е. всемогущество, всезнание и доброжелательность, не могут быть совмещены с существованием страдания."
  53. Zdybicka, Zofia J.. "Atheism" - www.ptta.pl / pef / angielski / hasla / a / atheism.pdf. Universal Encyclopedia of Philosophy. Polish Thomas Aquinas Association . http://www.ptta.pl/pef/angielski/hasla/a/atheism.pdf - www.ptta.pl / pef / angielski / hasla / a / atheism.pdf . Проверено 25 августа 2007 . С. 20.
  54. Gleeson, David (2006). "Common Misconceptions About Atheists and Atheism" - www.americanchronicle.com/articles/viewArticle.asp?articleID=12346. American Chronicle . http://www.americanchronicle.com/articles/viewArticle.asp?articleID=12346 - www.americanchronicle.com/articles/viewArticle.asp?articleID=12346 . Проверено 25 августа 2007 .
  55. George H. Smith Atheism: The Case Against God. - Buffalo, New York: Prometheus, 1979. - С. 275. - ISBN 0-87975-124-X . "Возможно, самый распространенный аргумент против атеизма заключается в том, что он непременно приводит к моральному банкротству".
  56. Паскаль, Блез (1669). Мысли о религии и других предметах, II: "The Misery of Man Without God".
  57. Ганнушкина Петр Борисович "сладострастия, жестокости и Религия" - www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=553
  58. Вопреки расхожему мнению, что нельзя доводить негативные суждения (которое, кстати, сама является отрицательным суждением), иногда отрицательные суждения доказывать нельзя. (См., например, теорему Ферма). Но еще Парменид пришел к выводу, что не может существовать то, что само по себе содержит логическое противоречие. Так, мы твердо знаем, что не существует женатых холостяков, квадратных кругов и наибольшего числа, потому что такие понятия внутренне противоречивы. Они нарушают основной закон логики - закон противоречия - который гласит, что ничто не может одновременно иметь и не иметь некоторые свойства. Поэтому один из путей доказательства любого безоговорочного отрицания - показать, что оно содержит в себе внутреннее противоречие. См. Теодор Шик, "Может ли наука доказать, что Бога нет?" - www.humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000034
  59. а б Виталий Гинзбург. Вера в Бога несовместима с научным мышлением - www.atheism.ru/library/Ginzburg_2.phtml Поиск (1998).
  60. Религиоведение. Учебное пособие. - www.ostu.ru/vzido/resurs/osn.religoved/up3.htm
  61. Sarvepalli Radhakrishnan and Charles A. Moore. A Sourcebook in Indian Philosophy. (Princeton University Press: 1957, Twelfth Princeton Paperback printing 1989) pp. 227-249. ISBN 0-691-01958-4.
  62. "Though materialism in some form or other has always been present in India, and occasional references are found in the Vedas, the Buddhistic literature, the Epics, as well as in the later philosophical works we do not find any systematic work on materialism, nor any organised school of followers as the other philosophical schools possess. But almost every work of the other schools states, for reputation, the materialistic views. Our knowledge of Indian materialism is chiefly based on these ". Satischandra Chatterjee and Dhirendramohan Datta. An Introduction to Indian Philosophy. Eighth Reprint Edition. (University of Calcutta: 1984). p. 55.
  63. Joshi LR. (196 607% 2F10) 16% 3A3% 2F4% 3C189% 3AANIOIA% 3E2.0.CO% 3B2-SA New Interpretation of Indian Atheism - links.jstor.org / sici? sici = 0031-8221 / / Philosophy East and West. - 16. - (1966) (3/4): 189-206.
  64. Julian Baggini Atheism: A Very Short Introduction. - Oxford: Oxford University Press, 2003. - С. 73-74. - ISBN 0-19-280424-3 "Atheism had its origins in Ancient Greece but did not emerge as an overt and avowed belief system until late in the Enlightenment".
  65. Solmsen, Friedrich (1942). Plato's Theology - books.google.com / books? vid = 0blEqYn0npw5h4r_qPHc_fk & id = rLASAAAAIAAJ & pgis = 1. Cornell University Press. p 25.
  66. " religion, study of - search.eb.com/eb/article-38045 ". (2007). In Encyclopdia Britannica. Retrieved on April 2, 2007.
  67. 3 изд. БСЭ, статья "Ксенофан"
  68. "Atheism" - www.bartleby.com/65/at/atheism.html. The Columbia Encyclopedia, Sixth Edition. Columbia University Press. 2005 . http://www.bartleby.com/65/at/atheism.html - www.bartleby.com/65/at/atheism.html . Проверено 25 августа 2007 .
  69. Brickhouse, Thomas C. Routledge Philosophy Guidebook to Plato and the Trial of Socrates. - С. 112. - Routledge, 2004. ISBN 0-415-15681-5.. В частности, он утверждал, что обвинения в абсолютном атеизме противоречит другой части обвинения, согласно которой он выдумывал новых богов.
  70. BBC. "Ethics and Religion-Atheism" - www.bbc.co.uk/religion/religions/atheism/. bbc.co.uk . http://www.bbc.co.uk/religion/religions/atheism/ - www.bbc.co.uk/religion/religions/atheism/ . Проверено 25 августа 2007 .
  71. а б Stein, Gordon (Ed.) (1980). " The History of Freethought and Atheism - www.positiveatheism.org/india/s1990c25.htm ". An Anthology of Atheism and Rationalism. New York: Prometheus. Retrieved on 2007-04-03.
  72. Лукреций О природе вещей - lib.ru/POEEAST/LUKRECIJ/lukrecii1_1.txt.
  73. Aveling, Francis (1907). .newadvent.org/cathen/02040a.htm "" Atheism "" - www. Catholic Encyclopedia, Volume II. NewAdvent.org . http://www - www .newadvent.org/cathen/02040a.htm . Проверено 25 августа 2007 .
  74. Maycock, AL and Ronald Knox (2003). Inquisition from Its Establishment to the Great Schism: An Introductory Study - books.google.com / books? id = DmL8CljbqDwC. ISBN 0-7661-7290-2.
  75. а б Zdybicka, Zofia J.. "Atheism" - www.ptta.pl / pef / angielski / hasla / a / atheism.pdf. Universal Encyclopedia of Philosophy. Polish Thomas Aquinas Association . http://www.ptta.pl/pef/angielski/hasla/a/atheism.pdf - www.ptta.pl / pef / angielski / hasla / a / atheism.pdf . Проверено 25 августа 2007 . С. 4.
  76. Философский энциклопедический словарь, "ИНФРА-М", М. 2005
  77. Гольбах, Поль Анри The system of nature - books.atheism.ru / atheism / system_nature.zip, 1770.
  78. Ray, Matthew Alun (2003). "Subjectivity and Irreligion: Atheism and Agnosticism in Kant, Schopenhauer, and Nietzsche" - books.google.com / books? hl = en & lr = & id = BKz2FcDrFy0C & oi = fnd & pg = PA1 & dq = nietzsche schopenhauer marx feuerbach & ots = Uj5_B0kDbS & sig = 1lXbokGVRbwxqAIbmcOwL033N88. Ashgate Publishing, Ltd. books.google.com / books? hl = en & lr = & id = BKz2FcDrFy0C & oi = fnd & pg = PA1 & dq = nietzsche schopenhauer marx feuerbach & ots = Uj5_B0kDbS & sig = 1lXbokGVRbwxqAIbmcOwL033N88 . Проверено 25 августа 2007 .
  79. Настольная книга атеиста, раздел "Марксистский атеизм" - religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st004.shtml
  80. Атеистический словарь. Политиздат. Москва. 1983 статьи "Религия" и "Атеизм марксистский"
  81. 3 изд. БСЭ, статьи "Атеизм" и "Религия"
  82. Карманный словарь атеиста. Статья "Атеизм марксистский" - terme.ru/dictionary/521/word/
  83. С. Верейкин "Почем опиум для народа?" - www.atheism.ru/library/verey_1.phtml
  84. А. Смирнов. "Заневский Летописец" № 680 от 11.12.2001
  85. Overall, Christine. "Feminism and Atheism" The Cambridge Companion to Atheism. - С. 233-246. - Cambridge: Cambridge University Press, 2007. ISBN 0-521-60367-6..
  86. Бертран Рассел. Я атеист или агностик? - scepsis.ru/library/id_300.html
  87. Zdybicka, Zofia J.. "Atheism" - www.ptta.pl / pef / angielski / hasla / a / atheism.pdf. Universal Encyclopedia of Philosophy. Polish Thomas Aquinas Association . http://www.ptta.pl/pef/angielski/hasla/a/atheism.pdf - www.ptta.pl / pef / angielski / hasla / a / atheism.pdf . Проверено 25 августа 2007 . С. 16.
  88. oreligii.htm Решение КПСС и советского государства в отношении религии и церкви - istrorijarossii.narod.ru /
  89. Michael, SM "Dalit Visions of a Just Society", SM Michael (ed.) Untouchable: Dalits in Modern India. - С. 31-33. - Lynne Rienner Publishers, 1999. ISBN 1-55587-697-8.
  90. "He who created god was a fool, he who spreads his name is a scoundrel, and he who worships him is a barbarian". Hiorth, Finngeir (1996). " Atheism in South India - www.iheu.org/node/548 ". International Humanist and Ethical Union, International Humanist News. Проверено 30 мая 2007 г.
  91. 16641,19660408,00. html Обложка журнала TIME - www.time.com/time/covers/0,. 8 апреля 1966 Проверено 17 апреля 2007
  92. " 9171,835309,00. html Toward a Hidden God - www.time.com/time/magazine/article/0, ". Журнал TIME. 8 апреля 1966 Проверено 17 апреля 2007
  93. " Majeska, George P. (1976). " (197622) 1:20:2 <204: RAAITU> 2.0.CO, 2-G Religion and Atheism in the USSR and Eastern Europe, Review - links.jstor.org / sici? sici = 0037-6752 ". The Slavic and East European Journal. 20 '(2). pp. 204-206.
  94. Rafford RL. Atheophobia-an introduction / / Religious Humanism. - 21. - (1987) (1): 32-37.
  95. " EventID = 119 Timothy Samuel Shah Explains "Why God is Winning" - pewforum.org / events /? ". 2006-07-18. The Pew Forum on Religion and Public Life. Проверено 18 апреля 2007
  96. Paul Gregory, Phil Zuckerman. Why the Gods Are Not Winning - www.edge.org/documents/archive/edge209.html # gp / / Edge. - 209. - (2007). Просмотров: 25 августа 2007.
  97. Why Christianity Must Change or Die: A Bishop Speaks to Believers In Exile, ISBN 0-06-067536 - 5
  98. ReportID = 258 Pew Global Attitudes Project: World Publics Welcome Global Trade - But Not Immigration: Summary of Findings - pewglobal.org / reports / display.php?
  99. Pew Global Attitudes Project: Among Wealthy Nations ... US Stands Alone in its Embrace of Religion - pewglobal.org / reports / display.php? ReportID = 167
  100. "Талибы возмущены освобождением афганского христианина Абдула Рахмана" - www.newsru.com/religy/31mar2006/taliban.html. NewsRu.com . http://www.newsru.com/religy/31mar2006/taliban.html - www.newsru.com/religy/31mar2006/taliban.html . Проверено 2009-04-10 .
  101. "Worldwide Adherents of All Religions by Six Continental Areas, Mid-2005" - search.eb.com/eb/article-9432620. Encyclopdia Britannica. 2005 . http://search.eb.com/eb/article-9432620 - search.eb.com/eb/article-9432620 . Проверено 25 августа 2007 .
    • 2,3% Атеисты: сторонники атеизма, скептицизма, безверия, включая воинствующих безбожников.
    • 11,9% нерелигиозные: люди без религии, неверующие, агностики, сторонники свободомыслия, не интересуются вопросами веры.
  102. Pew Research Center Public Expresses Mixed Views of Islam, Mormonism - people-press.org/reports/display.php3? ReportID = 358
  103. "Religious Views and Beliefs Vary Greatly by Country, According to the Latest Financial Times / Harris Poll" - www.harrisinteractive.com/news/allnewsbydate.asp?NewsID=1131. Financial Times / Harris Interactive. 2006-12-20 . http://www.harrisinteractive.com/news/allnewsbydate.asp?NewsID=1131 - www.harrisinteractive.com/news/allnewsbydate.asp?NewsID=1131 . Проверено 25 августа 2007 .
  104. Social values, Science and Technology - ec.europa.eu/public_opinion/archives/ebs/ebs_225_report_en.pdf. - С. pp 7-11. - Directorate General Research, European Union, 2005.
  105. Washington Profile Молитва и экономика - www.washprofile.org/ru/node/881
  106. а б Американский колледж Питцер опубликовал список 50 найатеистичниших стран мира по состоянию на 2005 год. - www.vz.ru/news/2006/9/20/49612.html
  107. Larson Edward J., Larry Witham. Correspondence: Leading scientists still reject God / / Nature. - 394. - (1998) (6691): 313. Доступно на сайте StephenJayGould. org - www.stephenjaygould.org/ctrl/news/file002.html, в архиве Стивена Джея Гулда. Проверено 17 декабря 2006 г.
  108. Shermer, Michael How We Believe: Science, Skepticism, and the Search for God. - С. pp76-79. - New York: William H Freeman, 1999. ISBN 0-7167-3561-X.
  109. Эти данные приводит Ричард Докинз в своей книге Иллюзия Бога", С. 103. Докинз цитирует статью Bell, Paul. "Would you believe it?" Mensa Magazine, UK Edition, Feb. 2002, С. 12-13. Проанализировав 43 исследования, проведенные с 1927 года, автор статьи пришел к выводу, что чем выше интеллект или уровень образования, тем менее вероятно, что человек придерживается какой-либо религии или разделяет какие-либо верования.
  110. Argyle, Michael Religious Behaviour. - С. 93-96. - London: Routledge and Kegan Paul, 1958. ISBN 0-415-17589-5.
  111. Lehrer, EL (2004). "Religiosity as a Determinant of Educational Attainment." Review of Economics of the Household 2:205.
  112. Sherkat, DE Religion AND Higher Education: The Good, the Bad, and the Ugly - religion.ssrc.org / reforum / Sherkat /. Social Science Research Council: 6 Feb. 2006. Проверено 16 июня 2007 г.
  113. en_1.html The Great Tantra Challenge - www.rationalistinternational.net/article/2008/20080310/
  114. См.., Например en: Alvin Plantinga, который предусматривает, что вера в бога аналогична вере в другие умы в своей книге God and Other Minds, Ithaca: Cornell University Press, 1967; rev. ed., 1990. ISBN 0-8014-9735-3
  115. See eg Докинз, Ричард Иллюзия Бога. - Глава 3: Bantam Books, 2006. ISBN 0-618-68000-4. и Harris, Sam The End Of Faith - www.samharris.org / site / book_end_of_faith. - WW Norton, 2005.
  116. ((Ref-en)) en: Anthony Kenny What I Believe см. раздел 3 "Why I am not an atheist"
  117. / Legoidavs.html "Атеизм и вера: два полюса" - www.ateismy.net / content / polemika
  118. а б А. Вязовский, ли атеизм религией? - www.atheism.ru/old/VyzAth9.html
  119. Энциклопедия "Религия", Определение религии. - slovari.yandex.ru/dict/religion/article/rel/rel-1346.htm
  120. "Религиозная вера" в Философском словаре - mirslovarei.com/content_fil/VERA-RELIGIOZNAJA-7212.html
  121. Perhaps there are some genuinely profound and meaningful questions that are forever beyond the reach of science. Докинз Р. Гипотеза Бога / / Иллюзия Бога = The God Delusion. - 2006. - ISBN 0-618-68000-4
  122. http://hpsy.ru/script/golink.php?id - hpsy.ru / script / golink.php? id = 126 Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; в ст. ст. Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368с: ил. - (Б-ка зарубежной психологии)
  123. Хитченс, К. Religion kills / / God is not great. - 2007. - ISBN 0-446-57980-7
  124. .rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/VV_EH12W.HTM В. П. Эфроимсон РОДОВИД Альтруизм (Этика с позиций эволюционной генетики человека) - vivovoco
  125. http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/VV_EH4_W.HTM - vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/VV_EH4_W.HTM В. Р. Дольник этологической экскурсии по запретным садам гуманитариев, ж-л ПРИРОДА № 1, 1993
  126. Академик Б. Астауров. Номо SAPIENS ЭТ HUMANUS - Человек с большой буквы и эволюционная генетика человечности - vivovoco.rsl.ru / VV / PAPERS / ECCE / HUMANUS.HTM
  127. Эфроимсон В. П. p = 3232 Генетика этики и эстетики - www.zipsites.ru / psy / psylib / info.php?

См.. также

12.1.2. Книги об атеизме

  • Настольная книга атеиста
  • Апгрейд обезьяны. Большая история маленькой сингулярности
  • Бог как иллюзия
  • Забавная Библия
  • Ю. А. Базникин, М. С. Беленький, А. В. Белов и др. Под ред. М. П. Новикова Карманный словарь атеиста - publ.lib.ru / ARCHIVES / N / NOVIKOV_M._P / _Novikov_M._P..html. - 4-е изд .. - Москва: Политиздат, 1983. - 271 с.
  • Под ред. А.П. Куликова Научный атеизм - www.ateist.ru/4na.pdf. - 1-е изд .. - Москва: 2008. - 331 с.
  • Вороницын И. История атеизма - www.gumer.info / bogoslov_Buks / Ateizm / voron / index.php.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам