Надо Знать

добавить знаний



Атлантический вал



План:


Введение

"Атлантический Вал" (выделенный зеленым цветом)
Третий Рейх, его союзники и оккупированные зоны
Союзники
"Атлантический Вал"
"Атлантический Вал"
"Атлантический Вал"
"Атлантический Вал"

Атлантический вал ( нем. Atlantik Wall ) - Система долговременных оборонительных сооружений, создававшаяся немцами в 1940 - 44 после разгрома Франции вдоль атлантического побережья Западной Европы (от Дании в Испании), протяженностью 4000 км для предотвращения вторжения англо-американских войск на континент. Строительство "Атлантического вала" было рассчитано на 8 лет, планировалось построить 15 000 долговременных укреплений. Однако, к лету 1944 строительство "Атлантического вала" не было завершено (план инженерных работ на побережье Па-де-Кале был выполнен на 68%, на побережье Нормандии - на 18%).

Главным инженером, который разработал систему укреплений и руководил ее строительством, стал Фриц Тодт, ранее разработавший "Западный вал" на границе между Францией и Германией.

"Атлантический вал" был линейной системой вкраплений (без эшелонирования в глубину), состоял из отдельных укрепленных участков, которые, как правило, не имели между собой огневой связи. Рубеж обороняли 27 дивизий 1-го эшелона групп армий "Б" и "Г", а также береговой обороны ВМС. Большинство дивизий имели не более 70-75% личного состава и в основном трофейное вооружение. Наибольшая плотность обороны была создана на побережье Па-де-Кале, где между реками Шельда и Сена (700 км) оборонялись 14 дивизий, на участке между реками Сена и Луара (1600 км) - 8 дивизий, от Луары до границы с Испанией - 5 дивизий. Артиллерийское прикрытие "Атлантического вала" составляли батареи береговой и полевой дальнобойной артиллерии (калибр 122-406 мм) со средней плотностью 1 батарея на 20 км фронта.

В целом "Атлантический вал" не составлял собой серьезного препятствия. В пропагандистских целях он рекламировался нацистами как "неприступный", чтобы дезинформировать противника и поднять престиж гитлеровского командования в глазах немецкого народа.


1. История

Сразу после захвата Франции, немецкое командование приступило к реализации грандиозного по своим масштабам проекта. Сообразно ему все побережье Атлантического океана, начиная от датских проливов и испанским пляжей, должно было превратиться в неприступную крепость, своеобразную "Китайскую стену", общей протяженностью четыре тысячи километров, что отрезает захваченную нацистами Европу от западного мира.


1.1. Стройка века

Пропаганда Геббельса окрестило проект "Атлантическим валом", призванным надежно защищать Великий Третий Рейх от вторжения англо-американских войск. Впервые это название прозвучало в конце 1940 года. Так именовались четыре дальнобойные батареи, построенные на побережье пролива Па-де-Кале. Действительно, строились они не для отражения вторжения противника, а исключительно с пиратскими целями - для возбуждения судоходства в проливе.

23 марта 1942 фюрер подписал директиву № 40, которой официально начал строительство "Атлантического Вала".

А в августе 1942 году, после провала высадки канадских рейнджеров под Дьепом ( Франция), началось строительство оборонительных сооружений на всем побережье. Сам Гитлер придавал высокое значение "Атлантического вала" и не жалел на его сооружение народных денег. Фюрер даже лично спроектировал несколько оборонительных позиций, и никто из ответственных за строительство инженеров не посмел вносить изменения в этих "священных" чертежей. На возведении гигантских оборонительных сооружений работали десятки тысяч немцев и сотни тысяч добровольцев из оккупированных стран. Миллионы тонн фортификационного бетона и лучшей стали были буквально зарыты в землю на этом "стройке века".

Нацистское командование даже учредило специальную награду: медаль "За сооружение Атлантического вала". К концу войны эту медаль получили более шестиста тысяч человек.

Однако, несмотря бешеные деньги (а проект обошелся немецкому правительству более чем в три с половиной миллиарда рейхсмарок), большая часть мощных бастионов так и осталась на бумаге. Сохранились воспоминания фельдмаршала Роммеля, что инспектировал весной 1944 года уже готовы оборонительные сооружения:

"Я получил шок от того, как ничтожно мало на самом деле было здесь сделано. Несколько крупных фортификационных сооружений - так, это, но в целом - это самая заурядная система линейных укреплений без эшелонирования в глубину оборонительных порядков. На незащищенных пространствах между ними нет абсолютно ничего! Лишь несколько открытых позиций береговой артиллерии, которые будут уничтожены первым же бомбовым ударом. Так что я не питаю иллюзий по поводу ближайших перспектив. Если мы не сбросим противника в море в первые несколько часов после высадки и позволим ему захватить плацдарм, то потерпим поражение ".

Едва закончив инспекционную поездку, Роммель развил бурную деятельность по "залатанню дыр". С позиций снимались боевые дивизии и солдатам вручались лопаты вместо винтовок. В проходах между укреплениями в торопливой порядке устанавливались противотанковые надолбы, протягувався колючая проволока, устанавливались мины...

Однако наряду с действительно крепкими и неприступными участками вала, как и раньше, оставалась множество уязвимых мест. Глубина оборонительных позиций вала составляла всего 2-4 км (для сравнения - Линия Зигфрида по этому показателю была 35-100 км, Линия Маннергейма - 90 км). План инженерных работ на побережье Па-де-Кале был выполнен чуть более чем на половину, на побережье Нормандии - на четверть, а время поджимало ...

Тем временем министерство пропаганды Геббельса по-своему участвовали в укреплении немецкой мощи и обрушило шквал пропагандистского огня на общественность. В течение мая средства массовой информации опубликовали ряд журналистских статей "об абсолютной недоступности" Атлантического вала "и оружие невиданной мощи, которая будет применена в случае вторжения".


1.2. Операция "Оверлорд"

Как не спешил нацистское командование, а день "Д", вошедший в историю как день открытия второго фронта, пора для немцев неожиданно. В ночь на 6 июня под прикрытием авиации и сил флота англо-американские войска выбросили парашютный десант между Каном и Гавром на полуострове Котантен, а утром взорвали морской десант на побережье сенский залива. Ширина фронта вторжения составила более 100 км.

Во время высадки войск союзников десантировались там, где по уверениям экспертов германского военно-морского флота было "технически невозможно осуществить высадку из-за подводных скал и профиля береговой линии". Подобные заявления в прошлом привели к тому, что именно на этом участке "Атлантического вала" строительство оборонительных сооружений осталось в зачаточном состоянии.


Источники

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам