Афинская полития

Схематическое изображение идеи Афинской политии

Афинская полития ( дав.-гр. Άθηναίων Πολιτεία ), Или Афинская Конституция - трактат о государственное устройство Древних Афин, часть обширной работы Аристотеля, так называемых "Полет", которая включала в себя историю и описание строя не менее 158 греческих и варварских государств. Одна из двух известных копий "Афинской политии" на папирусе хранится ныне в Британском музее в Лондоне.


1. Находка труда

В древности и в начале нашей эры на "полития" Аристотеля часто ссылались, особенно лексикографы - Гарпократион, Поллукс и другие. Затем между VI и IX веками до н. н.э. они были утрачены и до недавнего времени известны лишь по ссылкам и фрагментами, которые не раз собирались и издавались (полное издание их подал Роуз, в "Bibliotheca Teubneriana", 1886 и в V томе "Aristot. Opera", изданной Берлинской академией наук ). В 1880 году опубликованы новые их отрывки, именно с "Афинской политии" на берлинском папирусе (163), приобретенном в Фаюм.

В 1890 году среди коллекции папирусов Британского музея, приобретенной в Египте найдено почти полный текст "Афинской политии". В января 1891 года работа впервые издана Кеньон, ассистентом в отделении рукописей в Британском музее. Текст написан на обратной стороне папируса, на лицевой стороне которого находится счет прихода и расхода какого-то управляющего, помеченный 11-м годом царствования Веспасиана, т.е. 78-79 годами нашей эры. Начале трактата нет (текст начинается с отрывков фраз, что касается Килонового восстания), так же как нет ни заголовке, ни имени автора; но со совпадений большей части уже ранее известных фрагментов "Полет" опубликованному Кеньон текстом видно, что этот текст - " Афинская полития ".

Из имеющихся в тексте указаний можно утверждать, что она составлена ​​между 329-8 и 325-4 или 324-3 годами до н. е, что эта "Полития", как и другие - произведение Аристотеля, об этом свидетельствует общая традиция древности, начиная с поколения греков, непосредственно следовало за Аристотелем, и до византийских времен. Сомнения, высказанные относительно авторства Аристотеля, безосновательны и не выдерживают критики. Некоторые черты, на которые указывали скептики, находят себе так или иначе объяснение и не исключают авторства Аристотеля. Принимая последнее, необходимо, однако, допустить и некоторую долю участия аристотелевского учащихся в составлении такого большого труда, как "Политии"; это участие могла выражаться в частности в сборе материала.


2. Основное содержание

По своему содержанию "Афинская полития" Аристотеля делится на две части - историческую и систематическую. Первая включает в себя историю афинского государственного строя до конца V века, заканчивая восстановлением демократии в 403 до н. е. (Главы 1-41). Вторая представляет описание самого строя, каким он был во времена Аристотеля, в IV веке до н. е.

Таким образом, "Афинская полития" - то произведение давности, в котором впервые находим связную историю и связное описание афинского государственного строя. Она раскрывает его постепенный, органическое развитие. За "полития" падение монархии и переход к аристократии осуществляется медленно, с замечательной последовательностью: архонт, сначала лицо менее важна, занимающий третье место, возвышается мало-помалу до положения первого, становится выше не только полемарха, но и самого басилевса, советником и помощником которого он, возможно, сначала был, а басилевсу из монарха превращается во второстепенную лицо - у второго архонта, заведующего преимущественно делами культа. Формального отмены царской власти здесь нет: это - эволюция, а не революция.

Затем постепенно демократия занимает место аристократии. Многое из того, что приписывалось Соленую и считалось нововведением, за "полития" Аристотеля оказывается существовало и до него. Тиран Писистрат - во многом продолжатель и даже завершителем дела Солона, а в истории внешнего могущества Афин - предшественник вождей демократии V века. Клисфенова реформа - дальнейшее развитие в широких размерах принципов, в зачатке существовали и раньше. Постепенно происходит демократизация Афин после Клисфена. В дальнейшем в государственном строе Афин сохраняются своего рода "пережитки", как, например, двойной жребий. Открывается доступ к должностям для низших классов. Сам Перикл оказывается вовсе не таким новатором, каким его изображали историки нового времени (в частности, Макс Дункер).


3. Противоречия

Правда, не все сообщения "Афинской политии" внушают доверие. Например, одно из самых интересных ее показаний - о Драконта законы - одни считают очень важным, а другие (в том числе Эдуард Мейер и Юлиус Белох) - нелепостью, явным анахронизмом. Последние указывают на сходство этой конституции с олигархическими проектами 411 до н. н.э. Причем, несмотря на некоторые противоречия с другим текстом трактата, высказывается даже предположение, что глава эта вставлена ​​в текст "Политии" позже, самым Аристотелем (Ульрих фон Виламовиц-Меллендорф, В. А. Шеффер) или даже интерполятора (Теодор Рейн, В.П.Бузескул).

Влияния Аристида, которого "Афинская полития" выставляет вождем чистой демократии, неправильно приписывается массовое переселение граждан в город и начало удержания их на счет государства: один человек выставлена ​​здесь виновником сложного процесса, и ко времени Аристида отнесено то, что характеризует Периклову и последующие эпохи. Пикантный анекдот о роли Фемистокла в деле реформы ареопага (Глава 25) абсолютно противоречит другим свидетельствам и хронологии. Во многих случаях в основе сообщений "Политии" лежит источник более или менее тенденциозное, враждебно демократии, хотя в целом взгляды Аристотеля и здесь умеренные и напоминают его взгляды в "Политике".

Он относится с большим сочувствием к Соленая, хорошо отзывается о Писистрата (как покровителя сельского класса), враждебный, однако, Аристиду (как вождю чистой демократии), очень холоден к Перикла; лучшими политическими деятелями "после древних" называет Никия, Фукидида Алопекского и даже Ферамена, которого защищает от обвинений в свержении всех форм правления. Вообще он относится сочувственно к вождям аристократической партии, не будучи, однако, сторонником крайней олигархии, его симпатии на стороне середины. В "Политии" встречаем иногда лишние, мелкие детали и не находим того, что для нас важно. Несмотря на все это, с открытием ее изучения внутренней истории Афин вступило в новую фазу. Историю Афинской демократии пришлось во многом переделывать, и труды новых ученых из этого отдела, вышедших в свет до 1891 года, сразу оказались устаревшими.


4. Значение труда

Вообще "Афинская полития" показывает, что Афинская демократия была чисто народным творением, а не результатом честолюбия или интриг отдельных личностей. В этом раскрытии постепенности, органичности развития афинского строя складывается общее значение открытого памятника. Кроме того, "Афинская полития" дала ряд новых фактов и пролила свет на многие вопросы, особенно в своей первой, исторической части (вторая часть содержит сравнительно мало нового, потому что самое существенное было известно уже раньше, благодаря цитатам лексикографов и других писателей древности).

Таковы сообщения о падении царской власти в Афинах и возникновении Архонтство, о смуту после Соленая, о жребий, о роли совета, о нововведениях середины V века до н. е., о олигархические проектах 411 до н. е., о соглашении демократов и сторонников Тридцати в 403 до н. е.

"Афинская полития" решила спор о солоновых сисахфия и ее сущность; выяснила принцип, который лег в основу клисфенового разделения на филы, триттии и демы, роль этих триттий; дала ряд хронологических дат, в том числе и дату ефиальтовои реформы ареопага. Много моментов и подробностей в истории афинской демократии она представила в новом виде. С открытием ее некоторые из гипотез развалились, другие получили неожиданное подтверждение.


Литература

Источники