Надо Знать

добавить знаний



Афон


Монастырь Хиландар на Афоне

План:


Введение

Афон ( греч. Άθως , греч. Άγιον Όρος - Айон Орос, в переводе Святая Гора), полное название Автономная монашеское государство Святой горы Афон ( греч. греч. Αυτόνομη Μοναστική Πολιτεία Αγίου Όρους ) - монастырская государство на восточном выступе Халкидонского пол-ова - Айон-Орос - в Эгейском море. Высота 1 935 м над уровнем моря.


1. История

Византийский император Константин Погонат (правил в 668-685) отдал полуостров Айон-Орос в исключительное владение монахов (монахов). В 8 веке греческие отшельники (анахореты) создали на Афоне, так называемую, монашескую республику. Первый монастырь - Монастырь Великая Лавра - на Афоне основан в 962-963 годах греческим монахом Афанасием. Со временем на Афоне возник около 20 укрепленных мужских монастырей, и он стал играть роль крупного религиозного центра православной церкви.

Первый руский монастырь - Пантелеймоне монастырь - заложен на Афоне 1080 года по византийского императора Алексея I Комнина. Доступ женщинам на Афон была запрещена. Украина имела с Афоном тесные религиозно-культурные связи. На Афоне находились Антоний Печерский и Иван Вышенский. Сегодня Афон - религиозный, научный и туристический центр. Управление осуществляется представителями монастырей - святой общиной. Высшая юрисдикция принадлежит Константинопольскому Патриархату Греческой православной церкви.

В монастырях Афона хранится около 10 тысяч греческих, славянских, арабских рукописей, ценных художественных произведения (начиная с 9 века). Сборники до сих пор мало исследованы.


2. Украинский след

2.1. Киевская Русь

Тесные и плодотворные отношения Киевской Руси с Афоном мы видим со времен равноапостольного князя Владимира. Так в монастыре Эсфигмен в конце Х в. был пострижен в монахи будущий великий преподобный Антоний - основатель Киево-Печерского монастыря и родоначальник всего русского монашества. Его духовным наставником был игумен Есфигменового монастыря Феоктист, известный в то время церковный деятель. Печерский патерик свидетельствует, что Антоний на Афоне был дважды, где долгое время подвизался в иночестве. 1013 года Антоний, получив благословение игумена Феоктиста, вернулся на родину, поселившись в Киеве. Преподобный Антоний упорядочил монашескую жизнь по образцу, взятому с Афона, и ввел те же правила в основанную им Киевскую обитель.
В Печерском патерике мы находим в рассказе о жизни святого Аммона Затворника. "Преподобный Аммон, по благословению игумена, посещал Святой Афонской Горы, следуя жизни великих отцов".

Первый Русском монастыре на Афоне был также основан во времена князя Владимира и назван в честь Богородицы Ксилургу, которым монахи Киевской Руси владели до 1169 г. К тому времени количество русских насельников Афона настолько увеличилась, что они обратились через своего игумена Лаврентия Священному Кинота Святой Горы с просьбой предоставить им один из Великих афонских монастырей.

Просьба русских монахов было удовлетворено и им передали древнюю обитель святого Пантелеймона, известную потом под названием "монастырь русских", или "киновий Каллимахидив" или просто "Русик" ("Русском"). Также в их владении был оставлен и монастырь Ксилургу, но как приписной. Но этот монастырь быстро потерял свой украинский характер. С течением времени он стал российско-украинский, а впоследствии и вовсе русским. В наше время [ Когда? ] на Афоне, в Русик, в Свято-Пантелеймоновском монастыре, который находится в ведении РПЦ Московского Патриархата, проживает большая часть монахов, является украинский. Игуменом монастыря также украинская, священноархимандрит Иеремия, который несет на Святой Горе послушание уже более 30 лет.

Второй монастырь на Афоне, где жили украинской - был Ставроникита (Никитин Крест). Основание этого монастыря приходится на 680 год по времени царя Константина Погонат. Позже монастырь опустел и был заброшен, но восстановлен в ХVI в. патриархом Иеремией, который поддерживал хорошие отношения с Константином Острожским. Последний неоднократно предоставлял средства монастырям Святой Горы и поэтому на его просьбу в этот монастырь принимали и украинский.


2.2. Казацкие времена

В XVIII в. вновь было обращено особое внимание на Афон, как на спокойное место жизни и подвига. И на землях Пантократового монастыря возникает чисто украинская Скит святого пророка Илии или, так называемый, Ильинский казачий или запорожский. Этот скит основан иеромонахом Паисия Величковского (1722-1794), уроженцем Полтавы. К Паисия стали собираться иноки, преимущественно украинской, но и частично молдаване. На Афон понемногу стали прибывали эмигранты, казаки из бывшей армии гетмана Мазепы, желая молитве и подвиге дожить свой ​​век. Вскоре Паисий вынужден был просить Пантократового монастыря просторного помещения, - и ему отдали пустую келью св. пророка Илии. Это было в 1746 г. и с тех пор на Афоне появился Ильинский казачий украинской Скит. Здесь великий старец Паисий перевел с греческого "Добротолюбие" и произведения основателей христианской аскезы.

В так называемых "формулярах" многих афонских обителей, которые подают сведения о каждом монастырского поселенца в ХVI-XVII вв., Есть упоминания о монахах, рядом с чьими именами и фамилиями стоит и слово "Казак". Такие же надписи мы находим на черепах в погребальных костнице монастырей.

Если же речь вести о афонское монашество в XIX-ХХ вв., В первую очередь следует обратить внимание на количественную характеристику: в ХХ в. количество русских монахов (украинский и русских) (на 1913 г.) составляла 4800 человек, живших в Пантелеймоновском монастыре, Андреевском и ИЛЬИНСКИЙ скитах, а также в восьмидесяти двух келейных обителях. Количество монахов-греков составляла в то время 3600 человек. Это количество действительно поражает воображение, если учесть, что в 1830 г. на Афоне не осталось ни одного украинского монаха.


3. Посещение монастырей

Знак с перечнем запретов на границе Афона в Франгокастро
Причал в Урануполи

Посещать Святую гору разрешается, согласно уставу монастырской государства (типикон), только мужчинам. Женщинам запрещено даже приближаться к побережью. От посетителей, граждан Греции, требуется разрешение - диамонитирио - что представляется Кабинетом по обслуживанию паломников в городе Салоники или подобным же кабинетом в городе Урануполи. Ежедневно выдаются разрешения только для 120 человек.

Иностранные граждане должны иметь при себе разрешение Министерства по делам Македонии и Фракии (также в городе Салоники). В случае пребывания на Святой горе больше месяца также необходима справка Отдела по делам иностранных граждан.

Всем паломникам монахи предлагают бесплатное питание в просторных монастырских трапезных и прибежище в специальных кельях. Также всем паломникам разрешается находиться в храмах во время богослужений и осматривать реликивии, ныне хранящиеся в каждом монастыре. Паломникам рекомендуется предварительно позвонить [1] в соответствующий монастыря и сообщить о своем присутствии.


4. Транспортное сообщение

С Салоники можно доехать от станции К. Т. Е. Л. (греч. ΚΤΕΛ) до Урануполи ежедневным рейсовым автобусом [2]. По состоянию на 1 июля 2010 года цена билета составляла 11,40 евро (цена студенческого билета - 8,60 евро). С Урануполи ежедневно курсируют два водных такси и одна баржа [3]. Цена билета на баржу, на 1 июля 2010 года составляла примерно 6 евро. Между Урануполи, и главным портом Афона - Дафни баржа останавливается на причалах Игуменицы, Зографу, Костоманиту, Дохиариу, Ксенофонту, св. Пантелеймону.

От причала Дафни можно доехать автобусом до столицы Афона - города Карьес. С Карьесу, курсируют маршрутные такси в монастыри Афона. Цена такси зависит от количества пассажиров. По состоянию на 1 июля 2010 года стоимость маршрутного такси составляла 40 евро за весь автобус (при заполнении транспорта на 10 человек - цена на поездку одного пассажира составляла 4 евро).

Кроме этого, желающие посетить Афон могут начать свое путешествие от Иериссос и Неа-Рода.


5. Действующие монастыри

В скобках количество монахов, греческое название и доминирующая нация (если нация не указана, то монастырь греческий).

  1. Монастырь Великая Лавра (64) (Μεγίστη Λαύρα)
  2. Монастырь Ватопед (163) (Βατοπέδι or Βατοπαίδι)
  3. Монастырь Ивирон (71) (Ιβήρων; ივერთა მონასტერი) (грузинский)
  4. Монастырь Хиландар (92) ((Χιλανδαρίο) (сербский)
  5. Монастырь Дионисия (71) (Διονυσίου)
  6. Монастырь Кутлумуш (86) (Κουτλουμούσι)
  7. Монастырь Пантократор (25) (Παντοκράτορος)
  8. Монастырь Ксиропотаму (25) (Ξηροποτάμου)
  9. Монастырь Зографу (48) (Ζωγράφου) (болгарский)
  10. Монастырь Дохиар (3) (Δοχειαρίου)
  11. Монастырь Каракал (60) (Καρακάλλου)
  12. Монастырь Филофей (57) (Φιλοθέου)
  13. Монастырь Симонопетра (94) (Σίμωνος Πέτρα or Σιμωνόπετρα)
  14. Монастырь святого Павла (112) (Αγίου Παύλου)
  15. Монастырь Ставроникита (42) (Σταυρονικήτα)
  16. Монастырь Ксенофонт (123) (Ξενοφώντος)
  17. Монастырь Григория (107) (Οσίου Γρηγορίου)
  18. Монастырь Эсфигмен (121) (Εσφιγμένου)
  19. Монастырь Пантелеймона (88) (Αγίου Παντελεήμονος или Ρωσικό) (русский)
  20. Монастырь Констамонит (44) (Κωνσταμονίτου)

6. Скиты

Кроме монастырей на Афоне преимущественно в составе монастырских подворий действуют меньшие обители - преимущественно идиоритмни - 15 скитов [4] :

  • Скит Девы Марии, или Новый Скит
  • Скит святой Анны
  • Малый скит святой Анны
  • Скит Святой Троицы
  • Скит святого Иоанна Претдечи
  • Скит святого Димитрия
  • Скит святого Андрея
  • Скит монастыря Ивирон
  • Скит святого Пантелеймона
  • Скит святого Димитрия, или Лаккоскит
  • Скит Благовещения Пресвятой Богродици
  • Скит Вогородиця
  • Скит пророка Ильи
  • Катунаки и Карула

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам