Афродита

Афродита ( греч. Αφροδίτη ) - Один из 12 верховных божеств Олимпа, богиня красоты и любви, иметь Эроса, царица нимф и граций. По Гомером, Афродита - дочь Зевса и океаниды Дионы. В переносном смысле Афродита (Венера) - красавица.

По Гесиоду, Афродита родилась из морской пены, когда в море упали капли крови оскоплен Кроносом Урана. Отсюда этимологическая связь имени богини с греч. aphros - Пена.) Афродита обладает поясом, который может сделать любую смертную женщину или богиню "прекраснее, чем сама красота". Таким образом, Афродита является воплощением красоты, волшебной женственности. Золотоволосой, с блестящим и влажным взглядом и сладкой улыбкой на устах предстает она в "Илиаде". Там говорится также об Афродите Победительницу (Никефорос), Воинственную (Арей), Царственное ( Басилея), которая является покровительницей троянцев. Впоследствии к этим образам добавляются другие черты: Афродита становится богиней любви, хранительницей браков (Афродита Генетейра, Гамостолос). Она помогает влюбленным и наказывает тех, кто пренебрегает любви. Рассказы о ее замужестве с хромым Гефестом и любовные похождения s Аресом впервые находим в "Одиссеи".

Из рассказа Гесиода о рождении Афродиты из пены морских волн возникает представление о ней как о покровительницу мореплавания, отсюда эпитеты: Талассия, Пелагия (Морская), Анадиомена ("Да, выходящая из морской пены") и т.д.. Под влиянием финикийского пантеона Афродита сближается с Астарте и становится богиней страсти и похоти. В Афинах почитали Афродиту Пандемос (всенародно), как покровительница брака считалась олицетворением единства народа. Впоследствии ее перевели в ранг Афродиты Гетеры, а в Коринфе и Эфесе она имела даже наименование порно (Проститутка). Жрицы Афродиты, которые жили возле храмов (например, в Коринфе), служили ей, отдаваясь за деньги. Этой Афродите противопоставляется Афродита Урания (Небесная), которой отдавали особое уважение в Сикионе и Аргосе, где она отождествлялась с старшей из трех мойр.


1. Культ

Культ Афродиты был перенесен в Рима, где ее отождествляли с Венерой; возможно, культ богини перешел туда с Сицилии, где очень рано был воздвигнут храм Афродиты Ерицинськои. Староримской Венус была богиней садов, весны, роста и расцвета; впоследствии Венера в Риме приобретает все эпитетов Афродиты. Цезарь и Август особо заботились культом Венеры как матери (через Анхиса и Энея) римского народа и рода Юлиев. В 46 г. до н. е. Цезарь построил на новом форуме величественную святыню. Как символы любви Венере посвящены мирт (отсюда эпитет Миртия), роза, яблоко, как символы плодородия - мак, голубь, воробей и заяц; как символы мореплавания - дельфин и лебедь.

В древнегреческом искусстве тип изображения Афродиты претерпел много изменений. Первые пластические воплощение богини, как и ее культ, проникли в Грецию с Кипра, однако их происхождение следует искать в Вавилоне, Халдеи и Сузианы, где отдавали почести божествам, по значению близким к греческой Афродиты, и откуда пришли к нам терракотовые статуэтки богини, виновницы зарождения и размножения всего живого. Статуэтки изображают богиню голу, украшенную головным убором, ожерельями и браслетами, или в виде женщины, которая руками давит грудь для того, чтобы из них полилось молоко (одна из статуэток Луврского музея). Посредством финикийцев этот тип статуй Афродиты занесено из Азии на Кипр, о чем свидетельствуют несколько репродукций, найденных на острове. Азиатское происхождение имеют и те кипрские статуэтки, на которых богиню изображена в длинной одежде, с яблоком или цветком в правой руке (левая рука скрыта под одеждой у груди). Античное греческое искусство долго находилось под влиянием этих произведений, но впоследствии внесло в скульптуру чисто эллинскую строгую грацию.

Возможно, сначала Греции была известна лишь Афродита Урания (Небесная), власть которой распространяется на всю природу и которая, по выражению Еврипида, несет на землю любовь и плодородие. Афродита Урания была олицетворением физической силы природы и как богиня небесного начала имела также эпитет Акрайя (Горная). Под этим именем ее уважали на Кипре, в Книд, Коринфе, Аргосе, на горе Фрику (в Сицилии) и др.. Культ богини отмечался простотой. В Элиде была статуя работы Фидия : богиня в образе женщины наступает одной ногой на черепаху (символ домовитости). Наряду с ней вторая статуя, принадлежавшей Скопас, она изображала богиню, сидящую на козлу (козел был символом сладострастие). В этой противоречивости воспроизведен свойства Афродиты Урании как покровительницы, с одной стороны, чистой любви и семейного начала, с другой - похоти и телесных наслаждений (Афродита Пандемос).

Кроме того, Афродита Урания считалась богиней садов, цветов, весны, одним словом - живых растительных сил и плодородия; К предыдущих представлений о богине впоследствии присоединяется понятие о ее волшебную красоту, однако даже в V в. до н. е. греческий пластика остается верна строгом архаическом типа. По мере того, как искусство греков становилось менее религиозным, иконографический тип богини утрачивал свою строгость, делался привлекательным, более чувственным. Сама его личность раздвоилась и рядом с предыдущей Афродитой Урании появилась другая - Афродита Пандемос (всенародно), олицетворяющей любостраснисть и похоть. Постепенных видоизменений испытал также иконографический тип Венеры: от Венеры Милосской ( Лувр) до скульптур, выполненных по типу Праксителевои голой Афродиты Книдской.

Такие же Венера Ватиканский и Капитолийская в Риме, Венера Медицейська во Флоренции, Венера Тавридська в Эрмитаже, Венера Каллипига в Неаполитанском музее. Все эти скульптуры изображают богиню в момент, когда она выходит из волн или идет купаться. Создан античным искусством тип Афродиты-Венеры был восстановлен в эпоху Возрождения. В живописи особой популярностью пользовались сцены, связанные с Адонисом, Аресом, Гефестом, Парисом, а также тема рождения Афродиты ( Сандро Боттичелли, Тициан, Рубенс, Антонис ван Дейк). Среди художников нового времени к мифам об Афродите обращались Жан Энгр, Беклин Арнольд, А. Фейербах, скульпторы Бертель Торвальдсен, Аристид Майоль и др.. Эти же темы, особенно миф об Афродите и Адониса, разрабатывались и в музыке (Паоло Сакрати, Дж. Уивер, Карл Орф). До сих пор образ Афродиты не утратил своей привлекательности для художников, которые в этом образе воплощают представления современников о женской красоте и грации.


См.. также

Примечания

  1. Lutz D. Schmadel, International Astronomical Union Dictionary Of Minor Planet Names - ru.scribd.com/doc/5570999/Dictionary-of-Minor-Planet-Names. - 5-th Edition. - Berlin Heidelberg New-York: Springer-Verlag, 2003. - 992 с. - ISBN 3-540-00238-3

Литература

п ? в ? р Олимпийские боги