Надо Знать

добавить знаний



Базилика святого Димитрия


Базилика Святого Димитрия

План:


Введение

040.639 0022 .948 Координаты : 40 ? 38ь19 .76 "с. ш. 22 ? 56ь52 .29 "вост. д. / 40.638822 ? с. ш. 22.947858 ? в. д. (G) 40.638822 , 22.947858

Базилика Святого Димитрия ( греч. Ιερός ναός Αγίου Δημητρίου ) - пьятинавна христианская базилика, построенная в греческом городе Салоники на месте гибели великомученика Димитрия Солунского. 1988 году храм включен в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник.


1. История

1.1. Византийский период

Современный интерьер базилики
Кенотаф Святого Димитрия
Киворий Святого Димитрия

Первая церковь на месте тюрьмы, где, по преданию, принял мученическую смерть Святой Димитрий (по другой версии - над его могилой [1]) был построен между 313 - 323 годами [2]. Через сто лет в 412 - 413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память избавления его от паралича построил первую большую церковь между превращенными время в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при ее строительстве [3] были найдены его мощи, тайно похоронены там, согласно житию, Фессалоникийский христианами в 306 году.

По другой версии, первое базилика, посвященная святому Димитрия, была построена в Салониках только в 5 веке (существуют разногласия по датировке - или его начало, или последняя четверть). [4] Подобное датировки связано версии о зарождении культа святого Димитрия в городе МКМВ (современное Сремска-Митровица в Сербии), откуда его мощи могли быть перенесены в Салоники либо после захвата города Аттилой в 441 году, или аварами в 582 г. ​​(последнее предположение было оспорено археологами, которые проводят раскопки в базилике). [5]

Базилика пострадала от пожара в пору правления императора Ираклия (вероятно, в 629-634 годах), но была быстро восстановлена. В этом пожаре пострадал серебряный киворий, стоявший в середине центральной нави базилики. Киворий имел шестиугольную подставку, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри было помещено серебряное ложе с изображением счета святого Димитрия. Верующие могли заходить внутрь и зажигать перед ним свечи. [6] Описание кивория сделано Фессалоникийский архиепископом Иоанном в середине 7 века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики (известна только по акварелями английского архитектора В. С. Джорджа [7]).

После этого пожара осуществлены последние строительные работы, которые предоставили базилике современного вида. В этот же период была выполнена часть мозаик, украшающих базилика. Окончательно интерьер базилики сформировался к середине 9 века. После пожара 1917 года на восточной колоннаде обнаружен мозаичный надпись начале 9 века: "При Льве наблюдается расцвет храма Святого Димитрия, пострадавшего ранее пожара". Лев, упоминается в тексте, вероятно является отцом равноапостольных Кирилла и Мефодия, который служил тогда друнгария при военачальнику Салоник [8].

О богослужения в храмах Салоник (в том числе и в базилике Святого Димитрия) пишет Иоанн Камениат в своей работе "Взятие Фессалоники", посвященной захвату и ограблению города арабами в 904 году (базилика тогда не пострадала). 1185 года, когда Салоники были захвачены норманнами, базилика ограблен, а гробницу святого Димитрия попраны. В конце 13 века к базилике был пристроен боковой алтарь преподобного Евфимия Солунского, построенный в форме маленькой трискатной базилики. Приделы расписан несохранившегося фресками в 1303 году. [9]


1.2. Османский период

После завоевания Салоник турками в 1430 году базилика была на короткое время оставлена ​​христианам. Ее передачу закреплено во время торжественной церемонии, которую провел султан Мурад II Завоеватель. Он, по словам византийского историка Дуки, принеся в жертву барана, приказал оставить храм в распоряжении христиан, [10] однако все украшения храма и гробницы святого Димитрия были уничтожены турками, храм оказался полностью разграбленным. [11]

1493 году церковь превращена в мечеть, ею она оставалась до 1912 года. В этот период для христиан был сохранен доступ к кенотаф святого Димитрия, установленном в небольшом приделе в западной части левой нави базилики, куда сделано отдельный вход. Тогда же фрески и мозаики храма были спрятаны под штукатуркой и новыми стенами.


1.3. Современное состояние

Базилика практически полностью сгорела в пожаре 1917 года. Руины начали восстанавливать 1926 года. В ходе реставрации обнаружен вход в крипты, а под алтарем сосуд, вероятно, с кровью великомученика Димитрия, а также расчищены сохранившиеся фрески и мозаики. Реставрационные работы завершены до октября 1948 года, когда совершено освящение церкви.

Во время пожара 1917 сильно пострадала кровля и мраморная облицовка стен. При этом сохранился ряд музыкальных полотен, которые продолжают украшать стены базилики (часть мозаик помещена в музей, расположенный в крипте). При реставрации максимально использованы старые колонны, сохранена старая настенное облицовки на внутренних сторонах арок и стенах выше них. Пол при реставрации изложены цветной плиткой и мрамором, кровля заново построена с бетона, но сохранила внешний вид безстельнои деревянной кровли, характерной для эллинистических раннехристианских базилик.

После реставрации храм снова стал действующим, здесь проводятся регулярные богослужения. Доступ в саму базилику и в археологический музей в его крипте является свободным. В базилике, кроме мощей святого Димитрия, хранятся мощи святой Анисии Солунского (серебряную раку установлено недалеко от амвона).

В современных Салониках базилика расположена в историческом центре, рядом с археологическим комплексом античной агоры на пересечении улиц Селевка и Святого Димитрия. В 2003 году в склепе, построенном у входа в базилику, был похоронен митрополит Фессалоникийский Пантелеймон II (Хрисофакис), личной заслугой которого является возвращение мощей святого Димитрия в храм. [12]


2. Архитектура

План базилики

Базилика Святого Димитрия построена в раннехристианском эллинистическом стиле и имеет форму четырехугольника, к которому добавлены более поздние пристройки ( алтарь святого Евфимия - 13 века, сводчатый двор для водоосвящення - 15 века). Для строительства использовались кирпич и камни от более ранних построек.

Собственно базилика пьятинавна. Длина храма с алтарной части составляет 43,58 метра, ширина - 33 метра. [13] Это самая большая церковь в Салониках. Храм имеет два входа, ведущих в притвор. По амвоном центральная нава пересекает трансепт, обрамленный колоннадой.

Алтарная часть увенчана конхой, она есть только в центральной нави, заканчивающийся апсидой, последняя не выступает за периметр храма. Справа от главного алтаря находится выступающий на восток придел святого Евфимия, пристроенный к базилике.

Кровля состоит из пяти скатов (четыре пологих и один отвороты), храм не имеет купола. В каждом из боковых скатов и в нави есть балконы. Фасад базилики несимметричный, к левой части пристроена колокольня, увенчанная крестом. С внешней стороны алтарной части входа в крипту базилики, открытые при ее реконструкции в первой половине 20 века, сейчас они не используются.


3. Крипта

Крипта Святого Димитрия

Крипта обнаруженная базиликой в 1918 году при проведении реставрационных работ в разрушенном храме после пожара 1917 года. В древности вход в крипту осуществляется через отверстия, расположенные снаружи здания со стороны алтаря. Сейчас вход в крипту осуществляется по лестнице справа от алтаря.

Крипта включает в себя место, где по преданию был убит великомученик Димитрий, и располагается под алтарной частью базилики. Ансамбль крипты состоит из однопридильной базилики, в которой в древности покоились мощи святого, а также полукруглого пространства с парапетами и колоннами, окруженного цистернами для воды. В центре рядом с мраморным сводчатым навесом, который поддерживают семь колонн, есть мраморная раковина, предназначенная для сбора мира, которое, по преданию, всплывает мощей святого Димитрия. В северной части крипты находилась ряд захоронений епископов Салоник.

С раннехристианских времен в крипте существовало источник, вода которого текла обустроенным в 10 веке водопроводом. Колодец с источником воды существует и сейчас.

В 1980-х годах в крипте открыт археологический музей, где представлены скульптуры и другие находки, сделанные во время раскопок, а также часть мозаик, ранее украшавшие стены базилики. К наиболее ценных экспонатов музея относятся чашу для помазания миром, связанную с культом святого Димитрия, а также восстановлен амвон храма и архитектурные скульптуры раннего храма. [14]


4. Реликвии храма

Базилика Святого Димитрия, построенная на месте мученичества святого, от самого ее основания была хранилищем реликвий, связанных со святым. Первоначально центральное место в культе святого Димитрия занимал его киворий, который в житии и чудесах святого описывается как место, откуда святой общался с верующими. Позднее акцент сместился на поклонение мощам святого, которые с середины 11 века почитались как мироточивые.

4.1. Мощи святого Димитрия

Рака с мощами святого
Чаша для сбора мира

Сейчас мощи хранятся в северном нефе базилики в мраморном кивории, созданном взамен утраченного во время пожара в 7 веке серебряного (это второй мраморный киворий святого Димитрия, первый был уничтожен в 1430 году во время захвата города турками). Примерно в конце 12 - начале 13 века в период существования латинского королевства Фессалоники, мощи были вывезены из Салоник в Италии. [15] Мощи были обнаружены 1520 года в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись в Салоники только в 20 веке: 1978 года - честная глава, а в 1980 году - основная часть мощей (в Италии осталось шесть частиц).

Мощи издревле почитались как мироточивые ( Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с 7 века [16], но Иван Скилица первыми письменно сообщил о том, что мироточение впервые появилось в 1040 году [17]). Верующие, которые приходили в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы, древнейшие из которых датируются 11 - 12 веками. Миро почитали не только христиане. Иоанн Анагност, описавшего захвата города турками, сообщает: миро набирали и мусульмане, которые считали его медицинским снадобьем от любых болезней [18].

С 14 века вместо миро-Элея упоминается миро-воду из колодца в крипте (первое письменное упоминание сделано в 1330 году Никифором Григорасом) [19]. В этот же период из-за исчезновения мощей из храма возникла легенда, что они спрятаны в колодце в крипте. Упоминания о мироточение из колодца прекратились в 1493 году, когда базилика была превращена в мечеть (православным был сохранен доступ для поклонения в кенотаф святого Димитрия, который остался после исчезновения мощей).

В древности мироточение было очень обильным - Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, блюзнирно набирали миро в кастрюли, жарили на нем рыбу и мазали им обувь. [20] Хотя мироточение мощей в настоящее время [ Когда? ] прекратилось, рака святого открывают на вечерней накануне дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью, не отождествляемая с тем миро, о котором в 14 веке писал Димитрий Хризолог. [21]


Примечания

  1. Святой Димитрий Солунский - www.favor-msk.ru/htm/st_dmitry.shtml
  2. Н. Папахатзис. Памятники Салоник. С. 80
  3. Пидвивтарна крипта - возможное место захоронения святого - www.radonez.ru/WEBS3/gretsia/Saloniki kripta.htm
  4. David Woods Thessalonica's Patron: Saint Demetrius or Emeterius? / / The Harvard Theological Review, Vol. 93, No. 3. (Jul., 2000), p. 222
  5. Православная энциклопедия - www.sedmitza.ru/text/412181.html
  6. Charalambos Bakirtzis Pilgrimage to Thessalonike: The Tomb of St. Demetrios / / Dumbarton Oaks Papers, Vol. 56. (2002), p 176.
  7. Cormack, R. The Church of Saint Demetrios: The Watercolours and Drawings of WS George (Thessaloniki, 1985)
  8. Кирилл и Мефодий / / Новый энциклопедический словарь. Том 21. 1914
  9. Н. Папахатзис. Памятники Салоник. С. 77
  10. Византийские историки Дука и Франдизы о падении Константинополя. Перевод и Предисловие А. С. Степанова. М., 1953 г.
  11. Васильев А. А. История Византийской империи (Падение Византии. Эпоха Палеологов (1261-1451)) - www.kulichki.com/ ~ gumilev/VAA/vaa234.htm
  12. Погребение митрополита Фесалоникийского Пантелеимона II - www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=558&did=1011
  13. Άγιος Δημήτριος - www.e-city.gr/thessaloniki/home/view/221.php
  14. Крипта святого Димитрия - www.salonika.ru/content/view/21/26/
  15. Иванова О. В. Святой великомученик Димитрий Солунский / / "Православная Энциклопедия", т. XV - www.sedmitza.ru/text/412181.html
  16. Страдание и чудеса святого славного великомученика Димитрия -
  17. Charalambos Bakirtzis Pilgrimage to Thessalonike: The Tomb of St. Demetrios / / Dumbarton Oaks Papers, Vol. 56. (2002), p 176.
  18. Charalambos Bakirtzis Pilgrimage to Thessalonike: The Tomb of St. Demetrios / / Dumbarton Oaks Papers, Vol. 56. (2002), p 187.
  19. Charalambos Bakirtzis Pilgrimage to Thessalonike: The Tomb of St. Demetrios / / Dumbarton Oaks Papers, Vol. 56. (2002), p 185.
  20. Nicetae Choniatae Historia / Ed. J. Van Dieten. B., 1975. Pars. 1. P. 306
  21. Великомученик Димитрий Солунский - days.pravoslavie.ru/Life/life6555.htm

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам