Надо Знать

добавить знаний



Баллада



План:


Введение

Баллада ( фр. ballade , От прованс. ballar - танцевать) - жанр лирико-эпической поэзии фантастического, историко-героического или социально-бытового характера с драматичным сюжетом. Первоначально - танцевально хоровая песня средневековой поэзии Западной Европы с четкой строфической организацией.


1. История баллады

Баллада понесла существенный изменений от начала своего существования ( 12 - 13 в.), когда употреблялась как любовная песня в танца (впервые ввел Пон Шаптен), распространялась в Провансе. Вскоре в Италии, в частности в работах Данте Алигьери, под влиянием канцоны потеряла свой ​​таночний рефрен. В французской поэзии 14 века баллада приобрела канонических признаков, имела постоянные три строфы, постоянную схему рифмовки (аб аб бв бв), обязательный рефрен и обращения к определенному лицу; потерпела расцвета в творчестве Ф. Вийона ( 1431 - 1463).

Баллады бывают:

  • Исторические
  • Мифологические
  • Лирические
  • Трагедийные
  • Разбойничьи
  • Семейно-бытовые

2. Главные признаки народной баллады

  • жанр фольклора, стихотворный, лирико-эпическое произведение;
  • сосредоточение внимания на моральных проблемах;
  • напряженный сюжет;
  • легенднисть и фантастичность;
  • драматическая, часто неожиданная развязка;
  • присутствие рассказчика;
  • использования диалогов и повторов;
  • небольшой объем.

3. Баллада в мировой литературе

3.1. Английские баллады

Большинство английских баллад датируются начиная с 15 века. Баллада, модернизированная в англо-шотландском варианте, раскрылась в напряженном драматическом сюжете, углубленного романтиками (Дж. Макферсон, Р. Бернс, С. Колридж, Ф. Шиллер, Л. Уланд, А. Мицкевич, В. Жуковский и др.)..


4. Баллада в украинской литературе

4.1. Украинские народные баллады

4.1.1. Социально-бытовая баллада

"Ой чье же это рожь, чьи же то покосы" - это социально-бытовая баллада. В основе лежит моральный конфликт свекрови с невесткой, которая была до того запугана, что превратилась в тополь. Мотив превращения людей на растения, животных, птиц является очень распространенным в балладах. В социально-бытовых балладах изображаются отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами, раскрываются чувства любви и ненависти.

4.1.2. Исторические баллады

Исторические баллады - это баллады на исторические темы. У них изображается жизнь казака, смерть казака на поле боя ("Да шумит чудо дубравушка"), рассказывается о большом горе, которое приносит людям война ". Что это в поле забелело" - баллада, в которой воспроизведена трагическое положение украинский в турецком плену. Мать в Крым попадает в плен к своей дочери, которая уже побусурманилась, став женой татарина. Дочь предлагает матери "властвовать" вместе с ней, но мать гордо отказывается. Баллада ?Ой был в Сечи старый казак" осуждает предательство Саввы Чалого и одобряет справедливое наказание его казаками.

Баллада Бондаривна


4.2. Украинские литературные баллады

В украинской поэзии баллада, проявляя свою жанровую родство с думой и романсом, распространялась в активе Петра Гулака-Артемовского, Л. Боровиковского, Ивана Вагилевича, раннего Тараса Шевченко и др.., достигая второй половины 19 века ( Ю. Федькович, Б. Гринченко и др..) напряженный сюжет в ней разворачивался на фоне преимущественно бурной природы, иногда занимался фантастическими признакам.


4.3. Украинские литературные баллады в 20 века

В таком виде она появляется в украинской лирике не так часто ("Баллада" Ю. Липы : "Вьется тропа между кустами, / Что чар-зелье заросла ..."), вытесняется историко-героическими мотивами, связанными с эпохой освободительной борьбы 1917 - 1921, к которым обращались поэты ?Расстрелянного возрождения? и эмиграции, в частности событием этого жанра была ?Книга баллад" А. Влизько ( 1930).
Во второй половине 20 века баллада приобрела социально-бытового взмистовлення, но не потеряла своей драматического напряжения, заверенной, скажем, творчеством И. Драча, который небезосновательно назвал одну из своих сборников ?Баллады будней" ( 1967), постоянно подчеркивая сознательное заземления традиционно балладного пафоса.


5. Украинские народные баллады

Украинские народные баллады относятся к одному из самых сложных видов устного народного творчества. Сложность этого вида песенного жанра заключается в том, что он вобрал в себя большое количество схожих черт с других сюжетных жанров, таких как лирические песни, думы, былины и т.д.. Итак дать однозначное и точное утверждение срока баллада довольно трудно, поскольку границы и рамки достаточно расширены. С помощью баллады было до сих пор остается достаточно легко изобразить и описать любую жизненную событие, а именно духовную, бытовую, общественную и т.д.. Почти не существует такой темы, которую можно было бы воспеть в балладах. Включая пение баллад все социальные слои населения, от уважаемых вельмож и князей до простых крестьян-рабочих.

Конечно, такой объемный и содержательный песенный жанр не сформировался в один этап. Развитие и изменения в сюжете и стилистике происходили в течение многих веков, под влиянием различных исторических, социально-общественных, политических и культурных событий. Любые изменения, реформы, случались в жизни народа и каждого человека в отдельности, находили отражение в украинских народных балладах. По своей форме баллада очень похожа на лирических песен, но все же разница существует, а именно в сюжетной форме. В отличие от лирических или любых других песен, где существует одна сюжетная линия, в балладе их можно насчитывать до нескольких одновременно. Существенной отличительной также считается термин "эпического начала", т.е. можно узнать о действиях и поступках героев, которые предшествовали уже созданной ситуации.

Основой тематики украинских народных баллад зачастую фантастические, необычные события. В отличие от семейно-бытовых или общественно бытовых песен, где события ограничиваются повседневной жизнью, баллады изображают несколько экстраординарные события. Элементы фантастического объясняются давними языческими верованиями наших предков. Характерным признаком баллад является метаморфоза, где человек превращается в птичку, цветок и т.д.. Но какими бы необычными были события, все же героями остаются обычные люди. Исследователи этого вида творчества выделили одну существенную особенность - трагизм. Окончание баллад всегда несчастной. Воспроизведение конфликтов и эмоций в момент наивысшего психологического напряжения, вызывают глубокие волнения и сочувствия.

Сильного психологического эффекта в украинских народных балладах достигают с помощью изображения драматизма событий, душевных переживаний и эмоциональных потрясений. Подобные ситуации и ощущения характерны и знакомые каждому человеку, поэтому и откликалось переживанием и сочувствием. Все изображенные события, несмотря на элементы необычности, могут иметь место в жизни каждого человека. Персонажами являются люди разных общественных слоев, воспетые события не идеализированные и не гиперболизированные. Косвенно или прямо в балладах изображенное оговорки или поучения. В случае, если зло побеждает добро, все равно привязанность остается на стороне обиженных, тех кто не смог за себя постоять, и уже от противного строится народная мораль, нормы жизни, воспитывается способность чувствовать человеческую боль, разочарование.


6. Источник

  • Литературоведческий словарь-справочник под редакцией Р. Т. Громьяк, Ю. И. Кузнецова, В. И. Теремка. - К.: ВЦ "Академия", 2007
  • Новый справочник: украинский язык и литература. - М.: "СКАЗКА", 2005. - 864 с. ISBN 966-8055-08-X

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам