Надо Знать

добавить знаний



Балта


Расположение города Балта

План:


Введение

Балта - город районного значения в Одесской области, административный центр Балтского района. Население города составляет 20 тысяч человек. Разговорные языки - Украинское и русский.


1. География

Балта расположена на севере Одесской области, на расстоянии 218 км северо-западнее Одессы, в долине правого притока Южного Буга - реки Кодыма, прорезанный южные отроги Волынско-Подольской возвышенности. Ландшафт - преимущественно лесостепь, типичный для регионов Северного Причерноморья. Климат - умеренно континентальный, с довольно мягкой, малоснежной зимой.


2. История

2.1. Между Польшей и оттоманки

Точная дата первого поселения на территории города неизвестна. Первые достоверные упоминания о существовании на этой территории небольшого городка или села относиться уже к 30-х годов 17 века (хотя есть мнение о существовании Балты уже в 15-16 веках). Собранные в конце 18 века материалы, ссылаясь на рассказы местных жителей, говорят, что в 30-х годах 17 века, по указанию князя Любомирского, был основан поселок, названный Палиева (Палиева Озером). Изначально земли по обе стороны реки Кодыма были собственностью князей Любомирских, одного из богатейших родов в Речи Посполитой. Однако после Бучацкого договора и до 1699 г. граница между Речью Посполитой и Османской империей находилась значительно севернее.

В 1699 году по Карловицкий соглашением часть территорий, ранее отошли к Турции, были возвращены Польше, и с этого года граница между двумя государствами в районе нынешней Балты проходила по реке Кодыма.

Уже к 1699 началось строительство князем Иосифом (Юзефом) Любомирским польской крепости на левом берегу Кодими, названной в честь его Юзефгрод (Юзефград). Согласно административному делению Речи Посполитой, город относился к Брацлавского воеводства.

Возникновение турецкой части города на правом берегу Кодими обычно относят к 1740-х годов (согласно мнению историка Скальковского). Тогда же началось строительство и турецкой крепости, названной "Балта". Название это, по одним источникам, происходит от рода вооружения турецкой армии типа топора под названием "Барто", по мнению других - от болотистой местности, в районе которой и возникло первое поселение. В эти времена в турецкой Балте также проживала значительная армянская община, возглавляемая Гатман (глава общины). В 40-50-х годах недалеко от Балты возникают слобода Гольма и Перелеты, что ныне селами Балтского района. "... Жители находятся под ведомством гетмана Волосском (ханского каймакана), на откуп которому с них взимается в год со всякого прибыли скотского и промышленного десятая доля" - сообщал современник.

Появление этих и другой слободы (Кривое Озеро, Голта, Ясеневе, Гидирим, Бобринец Малый и Большой и др..) Связывают с присоединением Правобережной Украины к Российской империи, в результате чего часть местного населения переселилась в так называемую Очаковскую область - территория между Бугом и Днестром, куда частично входила и территория нынешнего Балтского района. Турецкое правительство способствовал заселению этого региона. На первых порах жители так называемой ханской слободы освобождались от налогов, хотя впоследствии платили десятую долю своих доходов. Население слободы составляли украинские, молдаване, евреи, русские и армяне.

На конец 17-18 веков относится и переселение в эти места русских староверов. Староверы селились преимущественно на землях, подвластных туркам, а не полякам. Так, поселения староверов находятся на территориях, находящихся к югу от польско-турецкой границы после Бучацкого договора. Появление значительного количества староверов на территории Речи Посполитой состоялась после подписания Карловицкий соглашения (1699 г.). Польские власти не препятствовала староверам и относились к ним благосклонно.

В 17 и 18 веках город (обе его исторические части - Балта и Юзефгрод) становится жертвой постоянных русско-турецких и русско-польских войн, вооруженных восстаний и разбойничьих набегов. Особенно напряженным в этом отношении оказался 1768 г. на начале марта этого года, отступая под натиском русских войск, в Юзефград, а затем и на турецкую территорию, в крепость Балту, отступили Барские конфедераты - оппозиционная конфедерация, провозглашена польской верхушкой, недовольной действиями своего пророссийски настроенного короля. 5 марта российские войска "нечаянно" перешли турецкую границу и ворвались в Балту. Турецкое правительство поспешил объявить России войну. Императрица Екатерина II уверяла Порту в неодобрении им действий русских войск. Но, пятая по счету, русско-турецкая война все же началась, поскольку в ней были заинтересованы правительства обеих стран.

В этом же году, буквально через несколько месяцев, во время восстание гайдамаков, значительное количество евреев бежала на территорию Балты, под защиту турецких властей. Часть из них была настигнута в степи возле города (июль 1768). В дальнейшем и сам город подверглось нападению и разграблению отрядами гайдамаков во главе Максима Зализняка. В довершение всех невзгод город посетила эпидемия чумы. В 1769 году отряд русского военачальника Прозоровского с целью опустошения тылу врага сжег пограничную крепость Балту и окрестные селения.

герб Юзефгрода

Возрождение Юзефгрода начинается в 70-е годы, когда сын Станислава Любомирского, Александр, получает от отца в свое распоряжение часть имений. В 1776 году он перестраивает крепость. В этом году город получил магдебургское право - особые правовые нормы самоуправления. Магдебургское право, в частности, предполагало наличие у города особого герба "для опечатывания дел городских и судебных". Право дарить герб принадлежало монарху - польскому королю. Гербы того времени зачастую имели изображения святых, архитектурных сооружений, родовых эмблем или вензелей. Герб Юзефгрода был инициалами Александра Любомирского на гербовом щите: "А. L.". Процедура дарения герба отмечалась торжественностью. Город получил от монарха - короля Станислава-Августа - особый документ, содержащий описание и рисунок герба, а также текст о назначении его для "опечатывания дел городских", и с добавлением "чтобы самостоятельным гербом город гордился".

Торговое значение города в 18 веке было большим, поскольку Балта размещалась на торговой дороге, ведущей из Подолья, Волыни, Киевщины до берегов Черного моря. Туда, турецких городов, таких как Очаков и Хаджибей, тянулись караваны с товарами, прежде всего с хлебом. Еще тогда дорога, которая вела на юг, получила название Балтской. Ею пользовались и ногайские татары, часто посещали уже тогда знаменитые продажей украинских и ногайской скота балтский ярмарка, и польские магнаты, имевшие свои торговые представительства в Хаджибея, русские, украинские, еврейские и армянские купцы. Официальной королевской грамотой в Юзефгроди разрешались две ежегодные ярмарки: Майский и Петропавловский.


2.2. В Российской империи

В 1791 году согласно Ясским мирным договором турецкий городок Балта отходит Российской империи, а в 1793 году Юзефград (вскоре переименованный в Еленский) и другие земли Любомирских были проданы и также вошли в состав русского государства. Балта входила в состав Екатеринославского наместничества, а Еленский - Вознесенского. В 1797 году Еленский и Балта были официально объединены в один город - Балту, которая стала центром уезда Подольской губернии.

В первой половине 19 века Балта становится одним из крупнейших торговых центров юга Украины. Этому способствовало ее выгодное положение на перекрестке важных торговых путей из Левобережной Украины в Бессарабию, Молдавию, Валахию и к черноморским портам.

В городе регулярно проходило 6 ярмарок, товарооборот которых быстро рос: первый - 20 апреля, в день святого Георгия, второй - 29 июня, в праздник Петра и Павла, третий - 6 августа, на Преображение, четвертый - 1 января, на Василия Великого, и известный - Троицкий ярмарка. Здесь торговали пшеницей, скотом, салом, шерстью, кожей. Троицкий ярмарка был знаменитый основном по продаже лошадей.

В начале 19 века в Балте существовало три православных церкви. Одна из них, Архистратига Михаила, была "возвращена" униатами православным, вторая - обратная из униатской часовни в православный храм Рождества пресвятой Богородицы. Здесь же, на левой стороне города (бывший Юзефгрод), располагался костел св. Станислава, что существует до сих пор. У него размещались старые дома, каменный дворец, ранее принадлежавший Любомирским (ныне - педагогическое училище).

Герб 1852 года. В верхнем поле - герб Подольской губернии, в нижней - золотой сноп с золотым кадуцеем. Герб увенчан городской короной с тремя башнями.

В царское время в здании дворца находились комиссариат, провиантский магазин, казарма, городская управа, женская гимназия. В первой половине 19 в. в городе уже существовали три еврейские школы. В русской слободе, называемой ныне "Кацапщина" (кацапами на Подолье называли старообрядцев), существовали старообрядные церкви. В городе находились многие торговых заведений: на рубеже 18-19 веков в Балте насчитывалось 144 лавки, принадлежавших преимущественно старообрядцам и евреям.

Среди персон духовного звания, живших в Балте в первой половине 19 века, особую популярность получили балтские священники Феодосий Левицкий и Федор Лисевич, приглашены ко двору Александра 1 для толкования Апокалипсиса.

В 1852 году, 20 июля городу был присвоен новый герб.

К началу 50-х годов 19 века в городе работали больница, аптека, открылось двухклассное училище, построено здание театра, где выступали приезжие актеры. Накануне реформы 1862 года в Балте работали 23 небольших заводы, из них 6 свичесальних, 8 салотопный, 2 мыловаренный, пивоваренный, 6 кирпичных.

В 1865 г. вступила в строй железная дорога Одесса - Балта, связавшая юго-западные сельскохозяйственные районы с Одесским портом. С сооружением дороги значительно увеличился товарооборот балтских ярмарок. Железнодорожную станцию ​​построили не в самом городе. "Сама станция... находится в 8 верстах от города, даже не в Подольской, а в Херсонской губернии ... Осенью и в начале зимы, в грязь и гололед по ней решительно нет проезда. "- так писал современник о станцию ​​и дорогу между ней и самой Балтой. Но к концу 19 века семейство Борисовых (с старообрядцев) проложили шоссейную дорогу от улицы Купеческой к станции. Дорога эта была платной - специальный работник взимал по 3 копейки за проезд.

В городе постоянно увеличивалось количество промышленных предприятий. К концу 19 века здесь уже работали колбасная, конфетная и табачная фабрики, винокуренный, пивоваренный, 5 кожевенных, чугунолитейный, 8 кирпично-черепичных и известковый заводы. В 1910 в городе насчитывалось 24 фабрики и заводы, 197 ремесленных мастерских.

В 1900 году из 23 393 населения Балты 13 235 были евреями. В 1882 году в городе состоялся еврейский погром, получивший большой резонанс и усилил эмиграционные настроения в среде евреев. Вскоре после погрома Балта стала одним из ведущих центров сионистского движения Подолья.

Накануне первой мировой войны Балта была довольно крупным населенным пунктом. В ней проживало более 28 тысяч человек против 13,9 в 1861 году. В городе периодически вспыхивали пожары (например, в 1892 году убытки от огня составили 56,7 тыс.руб.). Страдали жители и от наводнений. К концу 19 века в городе практиковали 10 врачей. В земской больнице на штатных должностях работали также фельдшер и аптекарь. К 1910 году действовали уже 2 больницы на 95 коек. Персонал больниц состоял из 6 врачей, 13 фельдшеров и акушерок.

В городе работали две церковноприходские школы, двухклассное училище, в 1903 г. открылась женская прогимназия, а в 1910 - мужская гимназия и коммерческое училище. В городе работала библиотека.

В 1908 году иеромонах Балтского монастыря Иннокентий объявил себя живым воплощением Святого Духа и положил начало новой секте иннокентиевцив. Это сопровождалось массовым паломничеством в Балту верующих, главным молдаван с Бессарабии и соседних губерний. Иннокентий с соратниками проповедовал скорый конец света, практиковал изгнание бесов, исцелял от болезней ... Вскоре пошли слухи о разгульной жизни Иннокентия и его ближайшего окружения. Деятельность Иннокентия вызвала недовольство светских и церковных властей, он подвергся преследованиям.


2.3. В СССР

Во время гражданской войны город постоянно переходил из рук в руки. Балта побывала под властью и большевиков, и Директории, деникинских и австро-немецких войск. В 1918 году среди австро-германских войск в Балте вспыхнуло восстание. Советская власть окончательно установилась 15 февраля 1920 года.

В августе 1920 года Балтский уезд вошел в состав новообразованной Одесской губернии. Того же года стала выходить газета "Балтский известия".

В 1921-1922 годах в селах и городе разместили более 3,5 тысяч переселенцев из Поволжья и Донбасса.

В марте 1923 г. по новому административному делению Балта стала центром одноименного округа и района.

В 1924 восточнее Днестра была создана Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика, где молдаване составляли меньшинство населения. Это образование вошло в состав Украинской ССР. Столицей Молдавской АССР в 1925 стал город Балта, в 1928 году Бирзула (Котовск), а с 1929 - Тирасполь. В июне 1940 г. под сильным политическим давлением Румыния уступила Бессарабией СССР. 2 августа 1940 была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика, объединившая большую часть Бессарабии и значительную (но не всю) часть Молдавской АССР. Балтский район отошел к Одесской области. Факт непродолжительного пребывания Балты столицей Молдавской АССР дал повод жителям города и района называть Балту "столицей Бессарабии", что является ошибочным отождествлением Молдавской республики и Бессарабии. Во Бессарабией самом деле понимается исключительно историческая область в междуречье Прута и Днестра. Молдавией исторически считается территория от Черного моря на юге до Буковины на севере и от реки Днестр на востоке до реки Серет на западе, то есть в наше время [ Когда? ] значительная часть этой территории принадлежит Румынии и Украине. Бессарабия таким образом является частью Молдавии. Балтский район, как и остальные районы, входившие ранее в состав МАССР, в частности нынешнего Приднестровья, не является ни Бессарабией, ни Молдавией.

Всего через месяц с небольшим после начала войны боевые действия развернулись на территории Балтского района. В обороне участвовали части семьдесят четвёртый стрелкового, 9-й и 5-1 кавалерийской дивизий. Особенно отличились воины 109-го стрелкового полка, а их командир, А. В. Лапшов, за проявленную "мужество и героизм" был удостоен звания Героя Советского Союза. И все же, 5 августа 1941 года город был захвачен немецкими войсками, однако пятая кавалерийской дивизии под командованием П. А. Белова удалось на некоторое время вновь освободить и удерживать город.

До своего окончательного освобождения, Балта входила в зону румынской оккупации - Транснистрию. Здесь действовали румынский сигуранца, немецкое гестапо и итальянская военная комендатура. Город стал центром новой административной единицы - Балтского уезда (по-румынски - "жудец").

В Балте было создано гетто, ограниченное улицами Кузнечной (ныне - Ткаченко), Уварова, Синнянською и рядом других. В город также стали сгонять евреев из Румынии, Бессарабии, Украины. Ко времени освобождения города в 1944 году в живых оставалось около 3000 человек. Спасению жизни евреев значительно способствовала румынский королева Елена, впоследствии признана как "праведница мира". Особенно тяжело было в начале и самом конце оккупации, когда вся власть была в руках немцев. Своему спасению жители гетто, остававшихся, обязаны быстрому продвижению советских войск.

По имеющимся данным, подпольная антифашистская организация, включавшая около 120 человек, действовала в Балте с 1942 года. во главе с Т. Б. Брагаренко. Подпольные группы были организованы также в селах Кринички, Пужайково, Савранское, Дорожное, Ракулово. На территории района действовал и партизанский отряд "Буревестник".

22 марта 1944 подразделений 25-й дивизии вошли на территорию Балтского района и освободили село Дорожное. 25 марта начались жестокие бои за Балту. 27 марта уже начались уличные бои в городе. Рано утром 29 марта советские войска 2-го Украинского фронта пошли на решительный штурм и до 10 часов утра полностью освободили Балту.

На фронтах Великой Отечественной войны воевали 2351 жителей Балты, из них погибло более 500. Семи жителям города Балты и сел района присвоено звание Героя Советского Союза: В. И. Сороке, П. И. Чумаку с Пасицел; Е. П. Мариинском, Л. М. Галицком из Балты, А. А. Тряскину из села Мирона; В. Танасийчук с Березовки; С. Д. Леоницькому с Чернечого. Полными кавалерами ордена Славы стали К. Г. Белоус, В. А. Мотробай, М. М. Шуляченко.

После войны началось возвращение города к мирной жизни: восстановлены поврежденные и разрушенные жилые и общественные здания, пущены в строй промышленные предприятия, вновь заработали школы, больницы. В последующие годы проводилось строительство новых жилых зданий, создание промышленных предприятий, магазинов, школ, построена новое здание больницы. Среди предприятий, получивших известность во всем Союзе, следует выделить пущен в строй в 1980 году молочно-консервный комбинат, широко известный в наше время [ Когда? ] под торговым названием "Ласуня". Его корпуса живописно возвышаются над городом. Расширялась сеть культурно-просветительских учреждений, включающий не только дом культуры, но и три клуба, два кинотеатра, библиотеки.

В постперестроечные годы, несмотря на экономические трудности, жителям города удалось в основном сохранить потенциал, накопленный за все предыдущие годы. Активно развивается малый и средний бизнес, работают клубы, национально-общественные организации.


3. Демография

Динамика населения города

  • 1803 - 10 000
  • 1849 - 9 810
  • 1860 - 14 154
  • 1891 - 33.743
  • 1900 - 23 393
  • 1913 - 28 000
  • 1938 - 23 000
  • 1990-е - по разным данным, от 22 до 30 тыс.
  • 2000-е - По разным источникам, 14000 или 21000

4. Экономика

Промышленность: пищевая (молочноконсервный комбинат детских продуктов, завод продтоваров, хлебозавод), легкая (швейная фабрика), мебельный комбинат, межколхозный комбикормовый завод, станкоремонтний завод им. Котовского и др..

5. Транспорт

6. Культура

Восстановление старинных национальных традиций: писанкарство, вышивания. Главные заслуги в восстановлении традиций Гальчиськои Надежды Семеновны учителя математики Школа № 1 I-III ступеней им. Олеся Гончара.

6.1. Достопримечательности

  • Православный собор
  • Польский костел
  • Старообрядческих церкви
  • Пожарная башня (1929)
  • Здание педагогического училища (бывший замок, 18 век)
  • Здания Свято-Покровского Феодосиевського Балтского мужского монастыря
  • Балтские кладбище (старые памятники, сохранившиеся - 18-19 веков)
  • Старинная застройка подольского городка (постепенно исчезает)

6.2. Архитектура

6.3. Музеи

В городе существуют краеведческий музей и музей народного быта (оба при школе-лицее № 1 на ул. Котовского). С разрешения администрации можно посетить эти весьма интересные музеи.

6.4. СМИ

В городе работает типография, издается газета "Народная трибуна", за последние несколько лет появились и ряд новых газет - "Педагогический вестник", "Ваш интерес", с 2005 г. - "Балтская газета"; телерадиокомпания "Балинформкомпания".

7. Инфраструктура

Учебные заведения - педагогическое училище, профтехучилище, школы.

8. Персоналии


Примечания

  1. Государственный комитет статистики Украины. Численность населения Украины на 1 января 2011 года, Киев-2011 (doc) - stat6.stat.lviv.ua/PXWEB2007/ukr/publ/2011/chnas.zip
  2. Тинченко Я. Офицерский корпус Армии Украинской Народной Республики (1917-1921): Научное издание. - К.: Темпора, 2007. - 245 с. ISBN 966-8201-26-4

Источники

п ? в ? р
Населенные пункты Балтского района
Города : Балта
Села : Акулинивка ? Андрияшевка ? Бендзары ? Березовка ? Белино ? Барсуки ? Отрада ? Волова ? Гербине ? Гольма ? Евтодия ? Зеленый Гай ? Кармалюкивка ? Казацкое ? Корытное ? Крижовлин ? Кринички ? Лесничевки ? Мироны ? Мошняга ? Немировское ? Обжили ? Оленевка ? Пассат ? Пасицелы ? Схватка ? Перелеты ? Петровка ? Песчаная ? Плоское ? Пужайкове ? Ракулове ? Савранское ? Саражинка ? Семено-Карповка ? Сенная ? Ухожаны ? Харитинивка ? Красная Звезда ? Монашеское ? Дорожное
п ? в ? р
Flag of Odesa Oblast.png Города и пгт Одесской области
Города : Ананьев ? Арциз ? Балта ? Березовка ? Белгород-Днестровский ? Беляевка ? Болград ? Вилково ? Измаил ? Ильичевск ? Килия ? Кодыма ? Котовск ? Одесса ? Рени ? Разрешение ? Татарбунары ? Теплодар ? Южный
Пгт : Авангард ? Березино ? Бородино ? Великая Михайловка ? Великодолинское ? Затишье ? Залив ? Зеленогорское ? Ивановка ? Коминтерновское ? Красные Окны ? Лиманское ? Любашевка ? Николаевка ? Новые Боляры ? Овидиополь ? Александровка ? Петровка ? Радостное ? Рауховка ? Саврань ? Сарата ? Сергеевка ? Августовское ? Слободка ? Суворово ? Таирово ? Тарутино ? Фрунзовка ? Хлебодарское ? Цебриково ? Черноморское ? Ширяево

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам