Надо Знать

добавить знаний



Барельеф



Батьколюбива римлянка, город Гент, Бельгия

Барельеф ( фр. bas - Низкий и фр. relief ) - Скульптурная композиция выполнена на плоскости и связана с фоном. Согласно высоты различают высокий рельеф (горельеф) и низкий (барельеф или плоскоризьба).

Рельеф бывает и полихромований; преимущественно применяется в архитектурной декорации и в художественном промысле.

В Украину рельеф известен с палеолита.

С I века до Рождества Христова сохранились интересные рельефы с изображением скифских царей с Неаполя Скифского.

Техника рельефа была распространена в Херсонесе, Ольвии и других городах Крыму ( Гераклу подвиги и др..).

С 1 тысячелетия происходит уникальный рельеф на скале из села Буше ( Винниччина).

Запрет в христианской Киевском государстве круглой скульптуры ("кумиротворення") способствовало развитию рельефа. Сохранены шиферные рельефы из киевских храмов: Михайловского Златоверхого ("Святые всадники"), Печерского монастыря (рельефы с Гераклом и Кибелой) и Ирининской церкви (фрагмент рельефа с воином) все с 11 в., из Борисоглебского собора в Чернигове (собака-птицы) и Успенского в Галиче (Р. - фриз в романском стиле) с 12 в.

Были распространены каменные, металлические и деревянные иконки, нередко с рельефным изображением святых воинов (11-14 вв.) И большие каменные иконы - барельефы святой Юрий с Мариюполя 14-15 века, Оранта и Антоний и Феодосий Печерские в Лаврской колокольни с 1470).

Достопримечательности орнаментального и фигурального рельефа суток ренессанса, ампира, классицизма сохранились преимущественно в Львове в декорации жилых домов и церковных зданий работы главным немецких мастеров.

Высокого мастерства в сутки барокко достигла високорельефна и барельефная резьба иконостасов и архитектурных деталей деревянных домов, дворцов, мебели и т.д..

В декоративиого-рельефной пластике при отделке монастырей, церквей, дворцов в конце 18-го - нач. 19 века работали народные художники в Киеве, Полтаве, Нежине, Миргороде, Переяславе, Глухове, но их творчество недостаточно исследована.

Рельефы-Плакета на постаментах монументов дали И. Мартос (на памятнике Ришелье в Одессе), Василий Демут-Малиновский и П. Клодт (барельеф на постаменте Владимира Великого в Киеве), Л. Позен (барельефы на памятнике И. Котляревскому в Полтаве) и др..

Ряд рельефов для домов Киева в начале 20 века выполнил Ф. Балавенский и его ученики. В 1930-х годах в пряжки скульптуре работали К. Бульдин, А. Дараган (рельефы фриз "Оборона Луганского", 1935), Я. Ражбе (барельеф для Рабочего театра в Днепропетровске, горельеф "С поля") и др..

В 1945-1970 декоративными рельефами украшено около 100 домов в Киеве, Горловке, Донецке, Кадиевке, Кировограде, Новой Каховке и других городах, работы преимущественно молодых художников, станции метрополитена в Киеве - "Вокзальная" (чеканка на бронзе А. Мызина) и "Арсенальная" (рельефы в мраморе И. Макогона, А. Нименко), декоративно оформлено концертный зал в Запорожье, дворец пионеров в Киеве (В. Бородай), стелы с рельефами вдоль монумента И.Франко во Львове и на постаментах многочисленных монументов Ленина, советских "знатных" людей и исторических событий.

В рельефе работают также народные мастера: П. Берна с Жмеринки ("Энеида", 1948), В. Свида ("Опришки"), И. Барна (рельеф-стела "Олекса Довбуш", 1960) с Закарпатье, лемковские мастера: В. Одрехивский (рельеф-портреты), А. Фиголь (барельеф "Гураль"), И. и В. Кищак и другие.

В эмиграции рельеф-стеле рядом с памятниками Т.Шевченко в Вашингтоне ( США) и в Буэнос-Айресе ( Аргентина) создал Л. Молодожанина, а в Виннипеге - А. Дараган.

Рельефы-изображения украинских исторических портретов на медальонах (64) выполнил В. Масютин.

Другие виды рельефов:

  • Рельеф ( фр. bas-relief - Низкий рельеф) - разновидность скульптуры, в котором объемное изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину собственного объема.
  • Горельеф ( фр. haut-relief - Высокий рельеф) - разновидность скульптуры, в котором объемное изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину собственного объема. Один из классических примеров горельефа - Пергамский алтарь. Горельефы используют в качестве архитектурных украшений.
  • Контррельеф ( лат. contra - Против и "рельеф") - разновидность углубленного рельефа, "негатива" барельефа.

Литература

п ? в ? р Элементы сакральной архитектуры
Абсида ? Акротерий ? Амвон ? Арка ? Аркада ? Аркатура ? Аркбутан ? Архивольты ? Архитрав ? Асперсориум ? Астрагал ? Антаблемент ? Антефиксы ? Атриум ? Аттик ? Женскую ? Балдахин ? Балюстрада ? Балясины ? Баня ? Баптистерий ? Барабан ? Барельеф ? Башня ? Вестверк ? Алтарь ? Окно ? Вимперги ? Витраж ? Парус ? Волюта ? Восьмерик ? Галерея ? Гипостиле ? Деамбулаторий ? Колокольня ? Едикула ? Экседры ? Эмпорий ? Закомар ? Замковый камень ? Захристя ? Сруб ? Иконостас ? Импост ? Кампанила ? Капитель ? Часовня ? Кариатида ? Карниз ? Картуш ? Кессон ? Киворий ? Клуатр ? Кокошник ? Колонна ? Контрфорс ? Конха ? Крипта ? Кронштейн ? Крухта ? Купол ? Лизен ? Лепнина ? Фонарь ? Лоджия ? Лопатка ? Люнет ? Купол ? Маскарона ? Мозаика ? Нава ? Наос ? Нартекс ? Облом ? Пальметты ? параван ? Передсиння ? Перекрытия ? Подбанниках ? Подклете ? Пидтиння ? Пилон ? Пилястры ? Портал ? Портик ? Презбитерий ? Престол ? Пристройка ? Притвор ? Пронаос ? Ризалит ? Ризница ? Середохрестя ? Сигнатурка ? Своды ? Слуп ? Столб ? Стукко ? Тамбур ? Тимпан ? Травеи ? Трансепт ? трифорий ? Тромп ? Фасад ? Ферма ? филярий ? Фреска ? Фриз ? Фронтон ? Хоры ? Царские врата ? Целла ? Цимбора ? Цоколь ? Четверик ? Купол ? Щипец
Pante?n Roma 1.jpg


Искусство Это незавершенная статья по искусства.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам