Баронч Сад

Сад Баронч (отец Сад Винцентий Ферериуш Баронч, сын Григория; пол. Sadok Barącz , арм. Սադոկ Վինցենտի Ֆէրերուշ Բարոնչ * 29 апреля 1814, Станислав, теперь Ивано-Франковск - ? 2 апреля 1892, Подкамень, теперь Бродовского района Львовской области) - галицкий польский историк, фольклорист, архивист, армянин по национальности.

Монах- доминиканец. Жил в Галичине.


1. Биография

1.1. "Викентий Григорьевич"

Происходил из бедной армянской семьи горожанина Григория Баронча. При рождении получил два имени - Винцент и Ферериуш. Однако некоторые историки иногда его называют Викентия Григорьевичем. Начальную школу и гимназию окончил в Станиславе ( 1821 - 1830). После неудачных попыток вступления в Духовной семинарии во Львове, учился один год в тривиальной (подготовительной) школе.

С целью вступления в монастырь доминиканцев в Львове начал переписку с Ватиканом с просьбой разрешить ему изменить армянский обряд на латинский. Такое разрешение получил через пять лет.

1831 - 1833 - учился в Львовском университете на факультете философии. Окончил экстерном также факультет богословия ( 1833 - 1835). Учительствовал в Отынии.

Далее "мнения ученых расходятся". По одной из версий, его принудили к этому шагу фанатично настроенные родители. Трое выходцев из семьи Баронч к тому времени уже сделали неплохую карьеру на церковном поприще. Зато Викентий не видел себя за стенами монастыря и затем почти всю жизнь жалел об этом поступке.

По другим свидетельствам - будущий историк еще в 1830 году пытался поступить в духовную семинарию и даже написал в Рим письмо с просьбой перейти из армянского обряда латинский. Армянские родственники оказывали ренегатов всевозможные препятствия, но тщетно.


1.2. Введение в доминиканцев

В 1835 - вступил в новициат доминиканцев в Подкамене у Брод, где 19 июля того же года получил второе имя Садок в честь блаженного доминиканца, которого убили в Сандомире еще ​​в ХИИИ веке ..

Позже продолжал учиться богословию и закончил монастырскую философско-богословскую школу (Studium domesticum pro religiosis), которая начиная с 1830 года была во Львове.

Монашеские обеты составил 2 мая 1838 года. Рукоположен в священники из рук львовского архиепископа Францишка Пиштека 21 июля 1838 г.


1.3. Две жизни

Далее отец Сад Баронч начинает жить каким-то двойной жизнью. Баронч № 1 ведет аскетическую жизнь, почти не выходит из кельи. Такому благоговейном монаху высшая церковная власть даже дала разрешение в одиночестве отправлять Мессу, не заходя в храм. По подвижническую деятельность руководство присвоило ретиво монаху титул "Генерального проповедника Русских земель", а в 1855 году назначило пожизненным настоятелем монастыря в Подкамне.

А вот Баронч № 2 - противоположность первому. В письме к историку Антона Петрушевича этот монах пишет: "В течение всей своей жизни я придерживался пути справедливости, как огня боялся религиозного и политического фанатизма". Молодой парень (на момент рукоположения ему исполнилось всего 24 года) не мог смириться с суровыми монастырскими порядками и был в определенной степени "мятежником". Как следствие его часто перебрасывают с места на место. Во время революции 1848 года, известной как "Весна народов", Баронч был председателем Народного совета и мировым судьей в Тисменицы.

В конце концов "вечного революционера" ​​закрывают в монастыре в Подкамене, где он безвылазно просидит долгих 40 лет. Но Викентия Григорьевича не так легко было сломать. В 1866 году он за свой ​​счет издает "Байки, анекдоты, легенды, пословицы и песни на Руси". Героями львиной доли анекдотов стали представители католического духовенства. Расплата не задержался. По словам самого автора: "Отцы-доминиканцы целой кучей вцепились меня. Я стал настоящим мучеником ... Какой-то рок висел надо мной и отравлял каждую мою час в монастыре". Когда Баронч тяжело заболел, его "коллеги" пытались провозгласить его душевнобольным, но тот вовремя поправился. История всех рассудила. "Байки" пользовались такой бешеной популярностью, что в 1886 году вышло второе издание. Проработан и дополненное. Правда, часть анекдотов о священниках исчезла.


1.4. Хронологическая справка

1839 года выполнял функции библиотекаря монастыря и помощника при доминиканской приходе церкви Божьего Тела в Львове. В том же году стал профессором библейских наук в философско-богословской школе.

1842 - 1845 - исполнял обязанности катехита в обычной школе в Жовкве, принадлежавшая Доминикане. В Жовкве стал помощником настоятеля монастыря.

1846 - был настоятелем и администратором прихода в Тисменицы.

1848 - во время "Весны народов" в Тысменице был председателем Народного совета и мировым судьей.

1851 - вернулся во Львов, где вновь стал профессором в Studium Domesticum.

1853 - 1857 - специальный советник капитула провинции.

1855 - на короткое время был назначен настоятелем в Подкамене, зато на протяжении многих лет был прокуратором доминиканского монастыря. Здесь прожил до конца своей жизни.

По образцовое проповедчик монастырь предоставил ему титул генерального проповедника (praedicator generalis). Жил очень аскетично, не выходя почти никогда с кельи. С разрешения духовных властей даже литургию отправлял в келье. Почти полностью посвятил свою жизнь научной деятельности.

1858 г. стал членом-корреспондентом Краковского научного общества (позднее членом Академии прикладных наук).

О признании его научных достижений свидетельствует предоставленный ему в 1863 г. степень магистра святой теологии.

Умер Сад Баронч 2 апреля 1892 году. Похоронен в часовне на монастырском кладбище в Подкамне. Могила сохранена. Есть также масляный портрет и бюст, выполненный далеком родственником покойного - резчиком Тадеушем Баронч.


2. Вклад

Издал сборник Украинская сказок и поговорок.

Но больше всего его влекло краеведение. В монастырских архивах он отыскивал пожелтели манускрипты, делал выписки, расспрашивал старожилов. Все эти поиски впоследствии материализовались в 30 монографий и около 70 статей. Перу Баронча принадлежат исторические очерки польском языке Жовква, Язловца, Тартакова, Брод, Бучач, Железке, Гологор, Олесько, села Малая Пониковица и других, в которых представлен важный фактический материал.

Опубликовал "Жизнеописания знаменитых армян в Польши" ( 1856), "Очерк армянской истории" ( 1869) и несколько работ по истории орденов бернардинцев и доминиканцев.


2.1. "Достопримечательности города Станислава"

Книга "Достопримечательности города Станислава" издана во Львове в 1858 году, насчитывает 192 страницы без иллюстраций и состоит из четырех разделов.

Первый раздел охватывает период от 1654 к 1691 года. Фактически это история Андрея Потоцкого, которая начинается образованием города завершается смертью магната. Здесь есть тексты привилегий о предоставлении городу магдебургского права, о элекцию римско-католического приходского костела, о предоставлении прав и свобод армянской общине и много других ценных документов. Оригиналы некоторых из них уже давно утрачены, и только благодаря Садоку Баронч мы можем ознакомиться с ними.

Во втором разделе освещаются события в 1751 года. Это период господства Иосифа Потоцкого - время, когда город видел и процветания, и разрушение. Большая половина посвящена описанию похорон Потоцкого. Этот дневник поминальных торжеств хоть и трудно читать, но содержит много полезной информации.

Третий раздел называется "От 1751 года до нашего времени ". Настоящее в Баронча заканчивается 1842 годом. Как известно, он покинул Станислав в 1830 году, а с 1855 -го безвыездно проживал в Подкамне. Поэтому он мог просто не знать, что происходило в родном городе. Вопреки всему, это информативное раздел. Здесь речь идет о хозяйствования последних Потоцких, о переходе Галичины в состав Австрийской монархии и хронологию основных городских событий начала XIX века.

Четвертый раздел, здорово смахивает на приложение, гордо именуется "Статистикой Станислава в 1854 году ". По сути это сокращенный вариант статистического описания города Францишка ВАЛИГУРСКАЯ. Здесь есть описание о количественном и качественном составе населения Станислава, его дома, площади, ярмарки и географические координаты.

Кроме сухих документов, Сад Баронч оживляет свои "Достопримечательности" легендами, воспоминаниями современников, описанием народных обычаев и даже анекдотами. В течение почти 150 лет его книга не переиздавалась, а те единичные экземпляры, сохранившиеся стали библиографической редкостью. Но изучать историю старого Станислава, не имея под рукой Баронча, то все равно, что учить химию без таблицы Менделеева. Поэтому в 2008 году издательство Лилея-НВ в серии "Мой город" вернуло читателям труд подзабытого армянина.


3. Чествование Садока Баронча

В честь Садока Баронча названа одна из улиц Львова.

4. Книги