Батик

Батик, образцы узоров.

Батик ( индонез. batik от ba "хлопок" + tik "точка" или "капля") - это техника росписи по ткани с помощью воска и красителей, распространена особенно в Индонезии и на Филиппинах, а также в странах Юго-Восточной и Восточной Азии, Западной Африке и т.п.; в Европе известна с XIX в..


1. Исторические данные

Древние образцы батика нашли еще в Египте, которые датируются V веком до н. е.

В Китае это искусство применялось при династии Суй ( 710 - 794 гг).

Широко применялась эта техника и в Японии. Именно с помощью батика обозначали социальный статус. В начале XIX века Миязаки Юзен создал свой ​​собственный стиль, используя трафареты и окраски с защитным составом.

1835 года в голландском Лейдене была открыта первая фабрика по изготовлению батика.

После экономического кризиса 1920-х годов батик вновь стал ремеслом единиц.

Существует три основных метода росписи ткани:

  • узелковый батик;
  • "Горячий" батик;
  • "Холодный" батик.

2. Технологическая последовательность изготовления батика

Создание рисунка, фото 1918 г.
Современная мастерица, фото 2006

Последовательность выполнения росписи:

  1. Подготовка эскиза - делаем эскиз будущего рисунка, желаемой величины на бумаге. Для того, чтобы удобнее перенести рисунок на ткань, обводим его темным маркером или карандашом.
  2. Натяжения ткани - ту часть шелковой шали, где будет выполнено роспись, фиксируем пяльцами. Натягивать ткань для росписи можно разными способами. Если элемент декора небольшой, можно использовать обычные пяльцы. Вообще, существуют специальные рамы, которые регулируются на любой размер ткани под роспись. Ткань фиксируют с помощью крючков, которые входят в комплект с рамой. Можно закрепить ее кнопками к обычной деревянной рамы. Важно, чтобы ткань была хорошо натянута.
  3. Перенос эскиза на ткань - чтобы перенести рисунок на ткань подкладываем эскиз под нее и аккуратно обводим его контуры прозрачным контуром-резервом. Нажимать тюбик с резервом, нужно осторожно. Следить, чтобы линии были сплошными, а элементы рисунка замкнуты.
  4. Раскраски рисунке - определившись с цветами и дождавшись высыхания контура-резерва (ускорить этот процесс поможет фен), начинаем раскрашивать рисунок. Помните, что набирать краску нужно сухой кистью, краска на водной основе. Держите возле себя салфетку для удаления из кисти лишней влаги. Чтобы получить плавные переходы и переливы цвета, нужно тот участок смочить водой. Тогда на влажную ткань нанести сначала светлый цвет краски, а затем темнее. Не нужно спешить, чтобы не повредить рисунок. Лучше лишний раз полюбоваться своим творением. Готовый рисунок оставляем сохнуть на шесть часов.
  5. Отделка - при желании украсить можно универсальными контурами, которые придадут вашему рисунку выразительности, праздничности и неповторимости;
  6. Закрепление - когда рисунок высохнет, снимаем его из рамы и с изнанки стороны начинаем фиксировать утюгом в режиме "шелк" в течение трех (3) мин. После закрепления ткань полощут в прохладной воде, чтобы удалить прозрачный контур-резерв. После этого Вы можно стирать изделие при температуре не выше 40 ? C.

3. Изделия из батика. Визитка Индонезии

Сельский магазинчик с батиком ручной росписи.

Прежде всего батик используют для создания одежды, как повседневной, так и новомодного или праздничного. Когда-то на создание одежды из батика в Индонезии влияли местные традиции и религиозные установки. То есть, разные местности имели присущие только им традиции создания рисунков, использование красок или доминирующих тем и мотивов.

На севере побережья острова Ява использовали яркие краски с изображениями растений и животных. Народы центральных районов того же острова предпочитали геометрическим узорам и спокойным краскам. Исследователи насчитали около 3.000 образцов различных узоров батика на Яве. Селенданг - это название традиционного, женской одежды из батика. Это одновременно и шаль, и корзина из текстиля. В жару селенданг используют для защиты глаз и головы от солнечных лучей. Уезжая из рынка, в селенданг заворачивали продукты или даже маленьких детей.

Второй тип распространенного здесь одежды из батика - саронг (ближайший аналог в саронга в европейской одежде - юбка). Саронг носят как женщины, так и мужчины, он не мешает ходить и не препятствует вентиляции в тропиках.

Но батик - это не только одежда. Это и скатерти, и петли, и драперия для интерьеров, и текстильные картины - узорные, условно портретные, сюжетные. Батик стал своеобразной визитной карточкой Индонезии.

Батик давно пересек границы стран Азии и начал брать в плен художников разных стран, вдохновляя на создание оригинальных и неповторимых композиций. Батик - частый гость на различных художественных выставках.

ЮНЕСКО отнесло батик из Индонезии (как тип искусства) до "Шедевров неписьмового и нематериального культурного наследия".


  • Остаток старинного батика из Китая.

  • Сламет Рианта из Джакарты. Абстрактная композиция

  • Образец современной одежды

  • Мастерица Елена Леонова, Украина. "Путники на Дальнем Востоке", 2002 г.


Источники

Батик из Индонезии. Современная композиция.
  • Искусство батика. - М., ООО Изд-во АСТ. 2001
  • Синеглазова М. А. Распишем ткань сами. - "Профиздат", М., 2001
  • Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. - М.: "Радуга", 2002, 2-е изд. - 2008.
  • Синеглазова М. А. Батик. - "МСП", 2004
  • Гильман Р. А. Художественная роспись тканей. - "Владос", 2004
  • Давыдов C. Батик: техника, приемы, изделия. - "АСТ-Пресс", 2005
  • Перелёшина И. А. Батик. Вот основ к импровизации. - СПб, "Паритет", 2007