Надо Знать

добавить знаний



Батлейки



План:


Введение

Белорусская батлейки

Батлейки, также бетлейка, вертеп ( бел. батлейки, бэтлейка, вяртэп , От Betleem, польский название города Вифлеем) - белорусский народный театр кукол, сначала и в основном потому на религиозную, в частности библейскую сюжетику, получивший распространение в Беларуси, начиная от XVI века и переживает возрождение в форме национального детского и рождественского театра в наше время.


1. Из истории батлейки

Народный кукольный театр пришел в Беларусь с Украина (см. Вертеп) и Польши [1]. Кроме названия "батлейки \ бетлейка" в Беларуси существовали такие названия этого театра "Жлоб, Вифлеем, Яселка, Вяртэп". Возникновение театра кукол в Беларуси было связано с рождественскими праздниками (отсюда и название, ведь Вифлеем - место рождения Христа). Распространению батлейки способствовали странствующие семинаристы (бурсаки), в том числе и с киевской Могилянки, что привносили в репертуар батлейки сюжеты школьного театра (светского).

Если сначала вся тематика батлейки была исключительно библейской, то постепенно, становясь достоянием народа в широком смысле слова (мещане и крестьянство), в частности в период XVII - XVIII веках, батлейки активно обращается к народно-комедийных, светских по характеру постановок [2].

Считается, что с развитием и становлением профессионального театра в Беларуси батлейки уступила популярностью последнему. А батлейщкы с их представлениями продолжали активно существовать до первых десятилетий ХХ века.


2. Описание и репертуар батлейки

За сцену для спектаклей батлейки, как и в Украинский вертепе, правила двухъярусная шафкак (которая тоже называется батлейки), имевшей подобие церкви или домика, сложные которой открывались как дверь. Такая шкафчик-ящик украшалась цветной тканью и бумагой, фигурками из палочек или соломы. Представления устраивались как в верхней его части (ярусе), так и нижние. Кукольники-батлейщикы руководили деревянными куклами на стержнях из проемов в полу ярусов.

Спектакли батлейки могли быть довольно масштабными - с участием до 40 персонажей.

Всего известно несколько типов белорусской батлейки, среди которых особое место занимают устроены по образцу теневого театра ( Витебск, Велиж), и батлейки с быстро меняющимися прозрачными декорациями ( Докшицы, за что получили название "Докшицкого батлейки" [3]).

К репертуара батлейки наряду с религиозной пьесе "Царь Ирад", народной драмой "Царь Максымилиян" входили также жанровые сценки "Мацей ды лекар", "Антон с Казо ды Антониха", "Вольски - гендляж польские", "Бэрка-карчмар", "Цыган ды Цыганка", "Ванька малы", "Паныч" и другие. Эти построены на белорусском фольклоре представления были насыщены социальной сатирой, часто высмеивали не только недостатки человеческого характера, но и господствующие классы.

Можно сказать, что белорусская батлейки - это и вид национального мситецтва, и форма развлечения и досуга, и попытки выражения посредством социальной сатиры протестных настроений населения.


3. Батлейки в современной Беларуси

Учитывая религиозную составляющую батлейки, за СССР, собственно в БССР этот вид народного искусства не культивировался, ведь религия как сфера человеческой жизнедеятельности в Советском Союзе отвергалась. Правда в первые годы белорусизации (белорусский вариант советской коренизации) батлейки исследовали, например известный фольклорист и писатель Змитрок Бядуля (при СССР упоминания о батлейки в литературе, даже профессиональной, были минимальными). Зато не учитывать традиций народного кукольного театра в белорусском советском кукольном театре и театре вообще в БССР было невозможно.

Скульптурная композиция "батлейки".

Именно поэтому во время строительства величественного сооружения Белорусского государственного академического музыкального театра в Минске 1981 года [4], с тыльной стороны помещения в парке был установлен декоративную бронзовую скульптурную композицию "батлейки", где изображались традиционные персонажи старинного театра кукол белорусов, выполненные в народной гротескной манере (близкой к примитивизма) - Козак (центральный персонаж), Антон с козой, Антонiха, Черт. Автор декоративных фигур скульптор Л. Б. Зильбер вспоминал спустя о влиянии цензуры и проводников тогдашней идеологии на его творчество во время работы над скульптурой "батлейки" [5].

С демократизацией жизни в СССР в конце 1980-х годов, затем обращением к национальным корням и возвращены в религии, все больше в Беларуси стали обращаться к традициям белорусского вертепа-батлейки, в том числе и усилиями энтузиастов. Так, в 1989 году Галина Жаровина в пгт Мир Гродненской области создала музей и театр-студию "батлейки" - вместе со своими учениками она поставила спектакли "Царь Ирод", "Анна Радзивилл" и другие [6]. Это касалось как тщательного исследования и восстановления навыков изготовления вертепа и отдельных его кукол, деталей и т.п., так собственно и организации и осуществления в рождественские праздники действ батлейки по всей стране. Сейчас, по независимой Беларуси белорусский народный кукольный театр батлейки стал чем-то вроде национальной награды и даже бренда. Название "батлейки" широко применяемая - от Минского областного театра кукол (основан 1990 года) в Молодечно в кафе в Минске. А представить сегодня Рождество в Беларуси без представлений батлейки невозможно - как в столичных модных артхаусных заведениях, так и провинциальных белорусских городках, где иногда традиция белорусского народного театра кукол оставалась живой и непрерывной.


4. Смотрите также

5. Сноски

  1. Батлейки / / Теаnральная Энциклопедия, М. (Рус.)
  2. Минский областной театр кукол "батлейки" на Театры Беларуси / / www.belarus-theatre.net ("Театральная Беларусь") (Рус.)
  3. Дзешавой А. Докшыцки лялечник, "Маладосць", 1958, вып 9. Г. (Бел.)
  4. (Минский) Театр музыкальной комедии на www.minsk-old-new.com ("Минск старый и новый. Минск в фотографиях") + информационные выкладки (Рус.)
  5. Парковая скульптура на www.minsk-old-new.com ("Минск старый и новый. Минск в фотографиях") + информационные выкладки (Рус.)
  6. Барбараш Юлия История батлейки на Белорусский народный кукольный театр. Батлейки и вертеп (Рус.)

6. Источники, ссылки и литература

  • Белорусский народный кукольный театр. Батлейки и вертеп (Рус.)
  • Барбараш Юлия История батлейки на Белорусский народный кукольный театр. Батлейки и вертеп (Рус.)
  • Батлейки / / Театральная Энциклопедия, М. (Рус.)
  • Образец представления батлейки / / батлейки в исполнении Дмитрия Хведорука (Змицер Хведарук) и его коллег, 25 декабря 2008 года + ссылки на другие подобные видео на YouTube
  • Барышаў Г.И., Саннiкаў А.К. Беларускi народные тэатр батлейки. Мн., 1962 (Бел.)
  • Кизима С.А., Лянцэвич В.М., Самахвалаў Дз.С. Гисторыя Беларуси: Курс лекцый. - Мн.: Выд-ва МИК, 2003. - 91 с. (Бел.)
  • Лозко А. Беларуская батлейки: Каляндарныя i абрадавыя гульнi. Мн., 1997 (Бел.)
  • Саўчук Н. Беларуская батлейки / / беларуску гистарычны часопис. № 3ь2003 (Бел.)
  • Вертеп в Могилев / / "Могилевские губернские ведомости", часть Неофициальная, 1866 (Рус.)
  • Романов E.Р. Белорусские тексты вертепного действа, Могилев, 1898 (отд. оттиск из "Могилев, губ. Ведомостей", 1898) с. 45-46, 49-52 (Рус.)
  • Эpeмич И., Очерки белорусского Полесья / / "Вестник Западной России", Вильно, 1867, кн. 10, т. 4, отд. 4 (Рус.)
  • Бессонов П., Белорусские песни, M., 1871 (Рус.)
  • Шeин П.В., Вертеп, или бетлейкы (батлейки) / / в книге Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края, т. 3, СПб, 1902 (Рус.)
  • Карски Р.Ф. Рождественская вертепная драма, в его кн.: Белорусы, т. 3, [вып.] 3, П., 1922 (Рус.)
  • Красьнянски В. батлейки вицебскага аддзяленьня Беларускага Дзяржаунага музэю / / в книге Инстытут беларускай культуры. Записки аддзелу гуманитарных навук, кн. 6 Працы камисии гисторыи мастацтва, т. 1, сш. 1, менский, 1928 (Бел.)
  • Бядуля 3. Бэтлейка и беларуску тэатр / / "Вестник Нар. Комиссариата просвещения ССРБ", Минск, 1922, с. 3-4, 11-12 (Бел.)
  • Збирайце матэрьялы аб бэтлейцы! / / "Наша Нива", Вильня, 1910, вып. 44-45, с. 683-84 (Бел.)
  • Бaрышев Г.И. Художественное оформление белорусского кукольного театра батлейки / / в книге Белорусское искусство. Сб. статей и материалов, Мн., 1957 (Рус.)
  • Дзешавой А. Докшыцки лялечник, "Маладосць", 1958, вып 9. Г. (Бел.)


п ? в ? р Рождество Христово
Персоналии MCB-icon12.jpg
Места
Вифлеем ? Храм Рождества Христова ? Пещера Рождества ? Ясли Христовы
Календарь
Традиции
Еда
Колядки
Украинские
А в пастеречку, на подвиречку ? Бог предвечный родился ? Бог рождается ? В воскресенье рано ? Во Вифлееме ныне новость ? Добрый вечер, пане господарю ? Благодарю Бога Йсусу Христовы ? Родился Бог на санях ? Небо и земля ныне торжествуют ? Новая радость стала ? Ой давно, давно постародавно ? Ой, там на горе церковь строят ? Ой, там под горе церквушка стоит ? Ой, кто, ​​кто Николая любит ? Ой, как же было изпрежды века ? Ой, как еще было с нащада света ? Пречистая Дева родила сына ? И вой д 'ЦЭМУ дома и и д' веселом ? Щедрик
Неукраинские
По странам

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам