Надо Знать

добавить знаний



Белинский Виссарион Григорьевич



План:


Введение

Виссарион Белинский в 1843 г. Художник К. Горбунов

Виссарион Григорьевич Белинский (* 13 июня 1811, Свеаборг - 7 июня 1848, Санкт-Петербург) - русский революционный демократ, литературный критик и публицист, философ - материалист.


1. Биография

Родился в Свеаборге в семье флотского врача. Учился в Чембаре (теперь - г. Белинский) в уездном училище и в Пензенской гимназии. 1829 поступил в Моск. университета, из которого за написание антикрепостнической драмы "Дмитрий Калинин" был исключен (1832). Работал в журнале. "Телескоп" и газ. "Молва" (1833-36), где были напечатаны его первые статьи - "Литературные мечтания" (1834), "О русской повести и повестях г. Гоголя" (1835). Редактировал журнал "Московский наблюдатель" (1838-39). В 1839 переехал в Петербург, возглавил лит.-критич. отдел журн. "Отечественные записки". В 1846 вместе с М. Щепкиным несколько месяцев путешествовал по Украине, в: двидав Харьков, Николаев, Херсон, Одессу, побывал в Крыму. Порвав с редактором журн. "Отечественные записки" Краевским, перешел в 1847 в журн. "Современник", стал его идейным руководителем. Тяжело больной, летом 1847 выезжал в Зальцбрунн (Германия) для лечения, где написал знаменитый "Письмо к Гоголю". В. И. Ленин, называя Белинского "предшественником полного вытеснения дворян разночинцами в нашем освободительном движении", писал: "Его знаменитый" Письмо к Гоголю ", что подводил итог литературной деятельности Белинского, был одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати, сохранивших громадное , живет значения и до настоящего времени "(Сочинения, т. 20, с. 219-220). Умер Белинский в Петербурге от туберкулеза, похоронен на Волковом кладбище.

Н. А. Некрасов и И. И. Панаев у больного В. Г. Белинского. Алексей Наумов 1881

2. Творчество

Творчество Белинского положила начало формированию революционно-демократического направления в передовой русской культуре 19 в. Революционно-демократические и материалистические взгляды его развивались под влиянием антикрепостнического движения в России и революц. событий на Западе, в борьбе против реакционной идеологии и бурж. либерализма. В развитии философских и общественно-политических взглядов Белинский прошел сложный и противоречивый путь - от просветительства к революц. демократизма, от идеализма к материализму. Примерно к кон. 30-х гг Белинский стоял на позициях философского идеализма, который привел его к временному теоретического "примирение" с реакц. общественным строем России. Демократическая направленность взглядов Белинский резко противоречила этому "примирению". В начале 40-х годах он порывает с идеализмом и просветительством и переходит на позиции материализма и революц. демократизма. Белинский подверг острой критике крепостнические порядки России, капитализм и буржуазное государство, он доказывал, что путь к ликвидации крепостного гнета лежит через революцию. Б. отстаивал принципы материалистической философии, критиковал различные формы идеализма, обосновывал диалектический взгляд на мир. Белинский подвергся воздействию ранних работ К. Маркса, с которыми он познакомился в 40-х гг В основе социологических взглядов Б. лежит признание истор. закономерностей общественного развития, решающее значение народных масс в истории. Белинский стремился создать революционную теорию, которая, по его мнению, могла бы стать основой коренной перестройки существующего общества. Он верил в великое будущее России, пророчески предвидел превращение ее в центр всего цивилизованного мира. Белинский был утопическим социалистом и во взглядах на развитие исторического процесса остался идеалистом. Однако он ближе других утопистов подошел к материалистическому пониманию истории. Философские и общественно-политические взгляды Белинского имеют истор. значение, они, как и взгляды Чернышевского и Добролюбова, легли в основу боевой революц.-демократической программы.

В литературно-критических и эстетических взглядах Белинский шел от идеалистического понимания роли искусства и литературы в жизни общества к признанию активной роли искусства в служении интересам народа. Был поборником реалистической литературы, раскрывающей жизнь народа, его стремления. Белинский заложил основы революционно-демократической эстетики, утверждал идею служения литературы народу, родине. Он выступал против апологетов "самодержавия, православия и народности" в литературе, против "чистого искусства", реакционного романтизма, дидактической беллетристики и псевдонародности литературы, боролся за реалистический метод, живую действительность, жизнь считал основой искусства. Материалистическая эстетика Белинского, развитая и продолжена Чернышевским и Добролюбовым, была достижением в развитии домарксистской эстетической мысли.

Белинский - один из основателей материалистической истортчно-литературной науки в России. Важнейшие лит.-критич. труда: годовые обзоры литературы (1840-47), "Герой нашего времени" (1840), "Стихотворения М. Лермонтова" (1841), "Речь о критике" (1842), "Похождения Чичикова или Мертвые души" (1842), "" Парижские тайны Э. Сю" (1844), цикл статей "Сочинения Александра Пушкина" (1843-46). У них критик раскрыл своеобразие и величие рус. литературы, определил основные тенденции и закономерности ее развития от Ломоносова до Гоголя, которые заключались в утверждении реализма и народности. Белинский характеризовал творчество Пушкина как выдающееся явление русской культуры, в которой органично слились национальные черты русской жизни с передовыми идеями. Белинский раскрыл творческую самобытность поэта, назвал роман "Евгений Онегин" энциклопедией русской жизни. В статьях о Гоголя дал решительный отпор критикам реакционного лагеря, которые нападали на критическое направление его творчества и т. н. "Натуральную школу", подчеркивал обличительный антикрепостнический содержание гоголевского творчества. Выступая против реакционных взглядов славянофилов и либералов- западников, Белинский указывал, что выдающиеся русские писатели, вопреки рабском преклонении перед западной культурой, критически усваивали ее лучшие образцы, развивали действительно национальную русскую литературу. Сам Белинский высоко оценивал творчество В. Шекспира, П. Беранже, Ж. Санд, Гейне, Дж.-Г.Байрона, следил за развитием славянских литератур, писал о международном значении творчества А. Мицкевича.

Как театральный критик Белинский боролся за театр демократического направления, театр передовой общественной мысли ("И мое мнение об игре п. Каратыгина", 1835, "Мочалов в роли Гамлета", 1838; "Петровский театр", 1838; "Русский театр в Петербурге" , 1844; "Александринский театр", 1845). Одобрительно писал о некоторых пьесы украинских драматургов ("Дворянские выборы" Квитки-Основьяненко, "Москаль-волшебник" Котляревского), об игре М. Щепкина в украинском репертуаре.

В педагогических взглядах Белинский придерживался принципов воспитания детей и молодежи в духе демократии, гуманности, общественных идеалов. Статья "Детские сказки дедушки Иринея" (1840) - классический трактат рус. педагогики. В наук. труда "Основы русской грамматики" (1837) показал образец того, как нужно использовать богатства рус. языка в педагогической деятельности, выдвинул мысль о единстве языка и мышления.


3. Философские взгляды

В 1840-х годах Белинский стал сторонником революционного демократизма. Он не писал философских трактатов или пространных философских трудов. Среди философов, которые сформировали взгляды Белинского: Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах, молодогегельянци, французские утописты, Маркс. В 1837-1839 годах увлекался философией Гегеля, в начале 1840 - переходит на позиции материализма.


4. Белинский и Украина

Белинский категорически отрицал право украинского народа творить свою историю:

" Малороссия никогда не была государством, следственно, и истории, в строгом значении этого слова, не имела. История Малороссии есть не более, как эпизод из царствования царя Алексия Михайловича...

История Малороссии - это Побочная река, впадающая в большую реку русской истории. Малороссиян всегда ни были племенем и Никогда не ни были народом, а тем менее - государством.

Несмотря на вероломства, предательскую жестокость и клятвопреступничество буйного сейма польского, столько раз казнившего малороссийских депутатов, никогда но бывало недостатка в новых депутатах, с непонятным простоумием стремившихся в раскрытую пасть католического чудовища. Сколько раз малороссиян брали верх над поляками в кровопролитных войнах с ними, и между тем это нисколько не подвигало вперед их дела. Отчего же это? Оттого, что и так называемая Гетманщина и Запорожье нисколько не ни были ни республикой, ни государством, а ни были какою-то странною общиной на азиатский манер.

"

- Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т. 5.

В особо резкой форме его антиукраинские взгляды прослеживаются в письме 1847 года в письме к литературному-критика Павла Анненкова, в которой обидных слов были удостоены украинские писатели Тарас Шевченко и Пантелеймон Кулиш. В частности, Белинский писал:

" Вы помните, что Верующий друг мой [1] говорил мне, что верит, что Шевченко - человек достойный и прекрасный. Вера делает чудеса - творит людей из ослов и дубин, стало быть, она может и из Шевченки сделать, пожалуй, мученика свободы. Но Здравый смысл в Шевченко должен видеть осла, дурака и подлец, а сверх того горького пьяницу, любителя горелки по патриотизму хохлацкому. Этот хохлацкий радикал написала два пасквиле на государя императора - один на государя императора, другой на государыню императрицу [2]... Шевченко послали Кавказ солдатом. Мне не жаль его, будь я его судьею, я сделал бы не меньше. Я питал личную вражду к такого рода либерал. Одна скотина из хохлацких либералов, некто Кулиш (экая свинская фамилия!) в "Звездочка", иначе называемой ... журнале, Который издает Ишимова для детей, напечатал историю Малороссии, где сказал, что Малороссия или должна отторгнуться от России или погибнуть ... Вот что делают Эти скоты, безмозглые либералишкы. Ох, эти мне хохлы! Ведь бараны, а либеральничают во имя галушек и Вареников со свинным салом ... [3] "

- Полный текс письма на litopys.org.ua

Попытки направить новую украинскую литературу в русло официальной идеологии стали также причиной несправедливой оценки поэмы Т. Шевченко Гайдамаки, которую он допустил в полемике с редакцией журнала "Маяк". В частности он считал, что:

" несмотря на обилие самых вульгарных и площадных слов и выражений, лишены простоты вымысла и рассказа, наполнены вычурамы и замашками, свойственными всем плохим пиита, - часто нисколько не народный, хотя и подкрепляются ссылками на историю, песни и предания, - и, следовательно , по всем этим причинам - они непонятные простому народу и не имеют в себе ничего с ним симпатизирующего [4] "

Советское литературоведение не афишировали такое отношение критика к украинским поэтам, зато говорило об отношении "с уважением", а также о "поддержке прогрессивных тенденций", отмечал также "захват героической историей украинского народа" [5].

Правда, это украиножерство шло не только от алчного великодержавного мотивизму, но и от невежества. Белинский совсем не знал Украину. И стоило ему только раз побывать здесь, как сразу стал писать нечто другое. Так, в письме к жене он исповедуется: "верст за 30 до Харькова я Увидел Малороссию, хотя еще и перемешанную с грязным москальства. Избы хохлов похожи на домики фермеров - чистота и красивости неописанны. Вообрази, что украинская борщ есть не что иное, как зеленый суп (только с курицей или бараниной и заправленные салом), а в борщ с сосисками и ветчиной хохлы и понятия не имеют. Суп Этот они готовят превкусно и донельзя чисто. И это мужики! Другие лица, смотрят иначе - Эти очень милы, тогда как на русских смотреть нельзя - хуже и гаже свиней "(В.Г. Белинский. Полное собрание сочинений в тринадцати томах. - т. 12. - с. 288).

И. Франко подчеркивал значение творчества Белинского для рус. и укр. писателей и в частности для Шевченко, называя Белинского "гениальным отцом новейшей критики и литературы" (Сочинения, т. 18, с. 67).


4.1. Белинский и украинский язык

Вiсарiон Белiнський негативно отозвался на выход из печати переломного в истории украинской литературы сборника стихов Тараса Шевченко "Кобзарь" в 1840 году, а также выданного Е. Гребенка украинский альманаха "ласточка". Издание тех двух украинских друкiв склонило В. Белiнського до публичного выступления о перспективах развития украинской литературы. Совсем не заботясь стоимостью обеих книг, он "объединил их в одну критическую статью", потому что обе были написаны на "малоросийском наречии". В. Белiнський нарушает принципиально важный вопрос - вообще на свете существует малоросiйська речь, может существовать малороссийский литература i или должны "наши" литераторы писать по малорусски? В ответе на так сформулированный вопрос, он утверждал, что ни единого литература, ни украинский язык не имеют никаких возможностей самодеятельных развития, указывая на Гоголя, например писателя, "страстно влюблен в Украину, но несмотря на это, пишет на русском, а не на украинском языке ", а потому советовал" некоторым писателям малоросiйським "прекратить писать на непонятные для всех, i НЕ существующие вообще, украинском языке [6].

Свое отношение к этому вопросу В.Белiнський преподает шире в рецензии на "Историю Малороссiи" М. Маркевича, где пишет буквально следующее:

" Малороссии никогда не была государством, так и истории, в сжатом смысле этого слова, не было. История Малороссии - это Побочные река, впадающая в большую реку русской истории. Малоросiяны всегда были племенем i никогда не были народом, а тем более государством ... Племя может иметь только народные песни, но не может иметь поэтов, великих поэтов имеют только большие народы ... Живым доказательством этой истины есть Гоголь, в его произведениях встречаем много извечного украинской элементов, которых нет i не может быть в русской прозе, но кто называет его украинским? "

4.2. Чествование

В 1948 году город Чембаре Пензенской области был переименован в город Белинский.

Улицы Белинского есть во многих городах бывшего СССР ( Липецке, Кишиневе, в Одессе, Минске, Алма-Ате, Харькове и других). В частности, его имя в советский период носил Николаевский педагогический институт, доныне носит Центральная городская библиотека им.В. Г. Белинского в Харькове.


5. Произведения

  • Полное собрание сочинений, т. 1 - 13. М. - Л., 1953-59,
    • Укр. пер. - Избранные статьи. Под ред. А. Беленького. К., 1948;
  • Избранные философские произведения. В 2 т. М., 1948-50;
  • О драме и театре К., 1949;
  • О Гоголе. К., 1952;
  • Литературно-критические статьи. К., 1953.

Примечания

  1. речь идет о Михаила Бакунина
  2. деле был лишь одно произведение - поэма "Сон"
  3. "Реакция" Манту ", газета" День "" - www.day.kiev.ua/53370/
  4. В. Г. Белинский. Гайдамаки. Поэма Т. Шевченко
  5. Белинский Виссарион Григорьевич. Статья в Уре
  6. Белiнский В. Г. Полное собрание сочинений. Том 5, Москва. 1954, с. 176-179. (Рус.)

Литература

Википедия содержат высказывания, автором которых является: Белинский Виссарион Григорьевич
  • Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы. В его кн.: Полное собрание сочинений, т. 3. М., 1947;
  • Плеханов Г. В. Литературные взгляды В. Г. Белинского в его кн. Литература и эстетика, т. 1. М., 1958;
  • Оксман Ю. Летопись жизни и творчества В. Г. Белинского. М., 1958;
  • Франко И. Сочинения, тт. 16, 17, 18, 20. К., 1955-56;
  • Юрий Бойко. БЕЛИНСКИЙ И УКРАИНСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - unknownwar.info/-_378 /
  • Корнийчук О. Наш Белинский. В его кн.: Вместе с жизнью. К., 1950;
  • Крутикова Н. Е. В. Г. Белинский. К., 1948;
  • Головенченко Ф. В. Г. Белинский. К., 1948.
  • Шевченковский словарь : В двух томах / Институт литературы имени Т. Г. Шевченко Академии Наук УССР. - К.: Главная редакция УСЭ, 1978.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам