Надо Знать

добавить знаний



Беломорско-Балтийский канал



План:


Введение

Беломорско-Балтийский канал
Bilomorkanal ukr.png
Дата создания: Ноябрь 1931 - июнь 1933
Гидрологические характеристики
Длина: 227 км
Средняя глубина: 5 м
Максимальная глубина: 7-8 м
Количество шлюзов: 19
Количество дамб: 49
Пропускная способность: 10-40 судов / день
Сведения о сооружении
Количество строителей: постоянно работало до 100 тыс. чел.
Официальное открытие: 5 августа 1933 года
Географические сведения
Начинается: Повенец, Онежское озеро
Заканчивается: Беломорск, Белое море
Соединяемость с водными путями: соединен с озерами Вигозеро, Онежским, Ладожским
Крупнейшие поселения: Беломорск, Медвежьегорськ, Сегежа, Надвоицы, Повенец
Заключенные на строительстве Беломорканала

Беломорско-Балтийский канал - искусственный водная артерия на севере России, соединяющей Белое море и Онежское озеро с возможностью дальнейшего выхода в Балтийское море в районе Санкт-Петербург. Построенный между 1931 и 1933 гг в рекордно короткий срок, за 1 год и 9 месяцев, руками заключенных ГУЛАГа. По разным данным, во время строительства умерло до 200 тысяч рабочих [1]. Официально открыт 2 августа 1933 года. Первоначальное название - "Беломорско-Балтийский канал имени Сталина" . Более известен по сокращению - "Беломорканал". Считался гордостью первой советской пятилетки ( 1929 - 1932).


1. История планировки

Путь, которым пролегает канал, был известен издавна - им пользовались уже в XVI - XVII в., прежде всего потому, что здесь проходила дорога, по которой паломники добирались к святыням Соловецкого монастыря. В общем, идея искусственного объединения Белого моря и российской Балтики волновала российских государственных деятелей на протяжении не одного столетия. Впервые идея строительства судоходного канала возникла во время Северной войны и принадлежала российскому царю Петру I, но детально за разработку канала взялись только в XIX в. Тогда, по заказу правительства, было разработано четыре проекта строительства, которые просуществовали на чертежах до 20-х гг.: Первый - проект Деволана 1800 года, второй - проект графа Бенкендорфа 1835-го года, третий - флигель-адъютанта Лошкарева 1857-го года. В 1900 году профессор Тиманов за собственный проект строительства канала был награжден золотой медалью Парижской всемирной выставки. Однако все варианты строительства были отклонены царским правительством из-за его высокой стоимости.


2. Строительство

В 1930-х гг советская власть, в лице Сталина, вернулась к вопросу создания Беломорканала, что было вызвано необходимостью организации Северного флота. О причинах военного характера говорит тот факт, что проект ББК сначала было засекречено, а первая колонна судов, прошедшей каналом, была военной. 3 июня 1930 -го года было принято решение о необходимости еще одного "ударного" строительства - создание Беломорско-Балтийского водного пути. 1 июля 1931 года было подано на рассмотрение первые эскизные проекты строительства, а месяцем позже начались работы по проектированию на местности.

Несмотря на то, что окончательный проект был утвержден только в феврале 1932 -го года, строительство канала началось в конце ноября 1931 года и длилось 1 год и 9 месяцев. Более 100 сложных инженерных сооружений были построены в рекордно короткий срок. Работы были проведены при минимальных затратах: основным строительным материалом были дерево, камень и песок, а ассортимент средств строительства составляли лопаты, топоры и кирки. Но особенностью строительства было другое. Для советской власти оставалось актуальным вопрос высокой цены строительных работ, но партийные чиновники очень скоро нашли эффективный и выгодный, хотя и своеобразный, способ удешевления проекта. На сооружение "стройки социализма" были брошены сотни тысяч заключенных ГУЛАГ - "врагов народа" - мужчин, женщин, рабочих, крестьян, техников, инженеров, значительную часть которых составляли Украинской. Также здесь работало много заключенных из Соловецкого лагеря. Каждый строитель канала обозначался буквенным обозначением "с / к", что было сокращением от рус. "Заключенный каналоармеец" [2]. Именно этой отметки пошел общеупотребительный разговорный термин "зэк". Со временем этих людей выделили в отдельную структуру - так называемый БелБалтЛаг (от рус. Беломорско-Балтийский Лагерь ).

Canal Mer Blanche.jpg

Начальником строительства Беломорканала было назначено Нафталия Френкеля - бывшего одессита, узника советских лагерей, которому, собственно, и принадлежала идея использовать дешевый труд репрессированных на крупных народнохозяйственных строениях. Всего за все время строительства заключенные, фактически голыми руками, выполнили земляные работы объемом в 21000000 кубометров, в том числе пробили 37 км пути через гранитные скалы, а также перенесли Мурманскую железную дорогу, которая мешала строительным работам. На строительстве ББК постоянно работали до 100 тысяч человек. Смертность была чрезвычайно высока и иногда достигала 700 человек в сутки [ ]. Умерших от истощения и болезней даже отвозили на кладбище. Их тела бросали прямо в бетон при заливке шлюзов и причальных стенок. Однако общее количество заключенных не уменьшалась, поскольку на строящийся канал постоянно привозили пополнение. Заключенных-строителей называли "Каналармейцам". Основным средством воздействия на строительстве была "котловка" - неравное питание: чем меньше заключенный вырабатывал, тем меньше он получал пищи.

Некоторые подробности обращения с заключенными Беломорканала ярко описывает Александр Солженицын в своем произведении "Архипелаг ГУЛАГ" :

(Со слов заключенного Дмитрия Витовского): "С концом рабочего дня на трассе остаются трупы. Снег засыпает их лица. Кто-то скорчился под опрокинутой тачкой, спрятал руки в рукава и так и замерз. Кто-то застыл с головой, спрятанной между коленями. Там замерзли двое, прижавшись друг к другу спинами. Это сельские ребята, лучшие работники, которых только можно представить ... А летом от неубранных вовремя трупов - уже кости, они вместе со щебнем попадают в бетоносмеситель. Таким образом попали они и в бетон последнего шлюза вблизи города Беломорская и навсегда останутся там ". [3]

По разным данным, на строительстве Беломорско-Балтийского канала умерло до 200 тыс. человек.

Сооружение ББК

Строительство завершилось 20 июня 1933 -го года, а канал сразу стал "каналом имени Сталина"

. На открытие канала ожидали самого Сталина. Специально к его приезду в Медвежьегорську рядом с управлением ББК построили гостиницу с высокой башней. Из нее он имел взглянуть за километров 30 на поселок Повенец, где канал и начинается из Онежского озера. Зато, Сталин в Медвежьегорськ не приехал, только 18 - 25 июля совершил с Климентом Ворошиловым и Сергеем Кировым путешествие каналом на пароходе "Анохин", после чего раскритиковал строительство и сказал, что канал узкий и мелкий. Естественно, руководители строительства запаниковали, однако никакие действия за критикой вождя не последовали, зато за строительство канала Нафталий Френкель и большинство чекистского начальства получили ордена. 5 августа 1933 года Беломорско-Балтийский канал имени Сталина открыли официально с соответствующими торжествами.


3. Официальная пропаганда

Открытие канала сопровождалось мощной информационной кампанией. Газеты, такие как "Правда" или "Известия", публиковали тематические статьи, пропагандистские карикатуры и портреты "перекованы" работников. Официальная советская пропаганда подавала опыт ББК как ?первый в мире опыт перековки трудом самых закоренелых преступников-рецидивистов и политических врагов". Отдельных зеков даже награждали "Орденом ББК?. На самом деле никакой "перековки" не было. На канале было тяжелой жизни и тяжелая смерть, а задача стояла "выполнить работы или лечь костьми".

Летом 1933 -го года, незадолго до открытия, на канал специально отправили группу из 120-ти писателей и художников во главе с Максимом Горьким (также среди них были такие известные писатели как Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Виктор Шкловский, Ильф и Петров) для "оспивання" строительства, "оздоравливающего эффекта труда? и советской власти. В конце 1934 года, специально к XVII съезда коммунистической партии, вышла памятная книга "Беломорско-Балтийский канал имени Сталина?, посвященная созданию Беломорканала.

Идея этой поездки и написания книги принадлежала Горькому. Впервые он высказал ее во время личной беседы со Сталиным, и, понятно, что идея получила высочайшее согласие и поддержку, а поездка была быстро организована на "надлежащем" уровне в лучших коммунистических традициях: писатели совершили путешествие пароходом по недостроенному каналу, посетили специально подготовленные к визиту лагеря, общались с "назначен" рабочими, специально для них накрывались большие праздничные столы, и вообще, делалось все, чтобы создать атмосферу всеобщего благосостояния. Факты преступного поведения с людьми тщательно скрывались. Именно в то время, когда в Украине свирепствовал страшный голод, писательские столы ломились от пищевых деликатесов. Писателя Александра Овдиенко все это так поразило, что он впоследствии вспоминал:

Я ошалел от увиденного достатка. На больших блюдах с петрушкой в зубах под прозрачной толщиной заливного лежали осетровые рыбины и поросята. На узких длинных тарелках купались в жире кусочки теши, семги, балыка. Большое количество тарелок была завалена кольцами колбасы, ветчины, сыра. Плавали в янтарной масла шпроты. Пламенела свежая редиска. В серебряных ведерках прохлаждались водка, вино, шампанское, нарзан, боржоми.

Иллюстративное обеспечения будущей книге предоставил известный советский художник, скульптор и фотограф Александр Родченко - его фотокарточки украшают памятную книгу и отображают, главным образом, работу строителей Беломорканала.

Окошко выдачи еды для узников, кухня № 1, центр лагеря в 6 секторе ББК

Неизвестно точно, догадывались участники "экскурсии" о настоящей жизни каналармейцев. Возможно некоторая их часть действительно искренне верила в увиденное, но в другой были свои причины: многие из них находились под прессом советской власти и рассчитывали таким образом облегчить свое существование. Например, у Виктора Шкловского в одном из лагерей на ББК работал родной брат, и он, дописывая в будущую книгу, надеялся каким-то образом облегчить братскую судьбу. Статья действительно помогла: брата немедленно освободили, но в 1937 -ом году арестовали повторно, после чего тот пропал без вести.

В общем, идею книги и атмосферу, царившую вокруг Беломорканала, очень метко передают слова из письма одного из участников искусной путешествия Никулина, который он написал тогдашнему наркому внутренних дел Ягоде незадолго до возврату Москвы :

Генриху Григорьевичу Ягоде
"Людскисть" и "гуманность" все же большие слова, и мне кажется, не следует от них отказываться. Высшей людскистю и гуманностью есть сделанное Вами - первым строителем ББК. Она заключается в замечательной работе над исправлением человека. Она заключается в заботе и создании лучших условий жизни для трудящихся. Любая иная людскисть и гуманность является ложью. [4]

4. Заключенные и их судьба

Среди заключенных лагеря Беломорканала по этническому признаку наибольшую численность имели финны и карелы - местное население этой части России. Это объясняется тем, что сталинский режим имел целью уничтожить местное население и заселить Карелию представителями других этносов, прежде всего - русскими. В общем, среди заключенных были представители самых наций, всех слоев общества, разного социального положения.

Работали на строительстве канала и украинской. В большей степени это были зажиточные крестьяне - "Кулаки" - либо ссылали за сопротивление коллективизации, но были также и неординарные личности. Например, три года на канале отработал известный киевский историк и искусствовед Федор Эрнст, которого туда был сослан по его немецкое происхождение и публичное выступление против уничтожения Михайловского Златоверхого собора в Киеве. Также два года на Беломорканале отбыл Даниил Нарбут - сын выдающегося украинского художника Георгия Нарбута [5]. Его арестовали по сфальсифицированным данным о "антисоветском заговоре". Работали на канале и родственники Агафангела Крымского и известный кубанский бандурист Иван Гавриш.

Также полтора года на Беломорканале отбыл Андрей Ющенко - отец Президента Украины Виктора Ющенко [6]. Произошло это в середине 1930-х гг, когда в Украина царил голод, и Ющенко - тогда студент Харьковского института - через голод и материальные затруднения вынужден был бежать в Баку. Там он устроился на работу механиком-слесарем при Каспийском пароходстве, но вскоре был арестован за "нарушение паспортного режима" и отправлен на строительство канала. Освободили его через полтора года - по решению Президиума Верховного Совета СССР, со снятием судимости.

В общем, после официального открытия Беломорско-Балтийского канала каждом шестом зэку, из тех, кто выжил и кого "признали" "таким, что исправился", сократили срок заключения по специально объявленной амнистии, но большинство из строителей Беломорканала были сосланы на другие объекты строительства (такие, как, например, Волго-Донской канал) для дальнейшей "перековки" [7]. Об их судьбе ничего не известно, но, скорее всего, выжили единицы.


5. Дальнейшая история канала

В годы Второй мировой войны канал был сильно поврежден: южная его часть была полностью уничтожена. Также сильно пострадали инфраструктура канала (в частности маяки) и военный городок в Повенца. Произошло это потому, что во время войны на западном берегу канала стоял финское войско. Оно не собиралось преступать эту границу расселения карельского народа, чтобы Финляндию не обвинили в захватнических намерениях (так Нюрнбергский суд и не засчитал его в стран-агрессоров). Но 1944-го года советская сторона взорвала вторую и третью шлюзы. Финны отступили, вода смыла Повенец, а вся ответственность за это, конечно, была возложена на "фашистских захватчиков" [8].

После окончания войны канал был восстановлен, а в июле 1946-го года возобновилось судоходство.

6 декабря 1961 года канал был переименован: из его названия изъяли имя Сталина. Также в 1960-х годах была проведена реконструкция.

В 2003 -ом году в России отметили 70-летие открытия канала, а в 2007 году (по плану) должны быть закончены работы по замене старых деревянных конструкций на новые, железобетонные.


6. Современность

Беломорканал

Общая длина канала - 227 километров, из них 37 км - искусственные пути. Канал проходит через три района Карелии, начинается от городка Повенец на Онежскому озере, а заканчивается около города Беломорск, где выходит в Белое море. На канале содержится 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб и 12 водоспусков. В советские времена о канале пафосно писали, что он "обеспечивает внутренний водный связь между Балтийским морем и советским Севером, сокращает водный путь между Ленинградом (Санкт-Петербургом) и Архангельском на 4 тыс. км ", но в действительности средняя глубина канала составляет 5 метров, что значительно затрудняет движение водного транспорта: в 1950-х гг канал для судоходства практически не использовался [9] и в условиях севера, находился под льдом семь месяцев в год. На сегодняшний день канал используется судами категории "река-море", которые в основном перевозят лес, руду и минеральные удобрения. Транспортопотик составляет не более 10-40 судов в день.

Несмотря на все ужасы строительства, создание ББК дало жизнь Беломорской, а также другим городам региона от Белого моря до Онежского озера. После начала эксплуатации канала, в этом регионе России развилась промышленность, главным образом деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная. Также выросли новые города и поселения - Медвежьегорськ, Сегежа, Надвоицы. Городок Повенец, что в прошлом был местом ссылки для криминальных элементов и политзаключенных, стало большим портом, а Беломорск - важным промышленным центром.

На сегодняшний день на базе канала действует историко-культурный комплекс "Беломорско-Балтийский канал", представляющая собой систему гидротехнических сооружений, жилых и административных зданий, памятных мест принудительного труда и места захоронения погибших политических заключенных -каналармейцев сталинских времен. В Повенца установлен монумент политзаключенным, а в Беломорско - памятный знак. Также создан музей ББК в Медвежьегорську (содержится в отеле, который специально построили в 1933-ом году для Сталина) и небольшой музей жертв политических репрессий в Петрозаводске. Вокруг самого Беломорканала, в лесах, до сегодняшнего дня разбросаны руины спецпоселений для заключенных. Об их музеефикации пока не идет.


7. Сигареты "Беломорканал"

Сигареты "Беломорканал"

Беломорско-Балтийский канал стал широко известным советской общественности благодаря дешевой одноименной марке крепких сигарет (папирос). Название "Беломорканал" ( рус. Беломорканал ) Им было предоставлено специально с целью увековечить память о сооружении канала. Делались сигареты без фильтра, и в свое время приобрели широкую популярность среди жителей стран советского блока из-за своей низкой ценой. "Беломорканал" слывет ли прочных сигарет Восточной Европы и сегодня производится в России, УкраинаКаменец-Подольском) и БеларусьГродно).


8. Также смотрите

9. Сноски

  1. Российские источники говорят о 50 тыс. погибших [1], украинский - 100 тыс. [2], а западные - о 200 тыс. рабочих [3]
  2. Gulag
  3. Der Wei?meer-Ostsee-Kanal in der sowjetischen Literatur und Propaganda der 30er Jahre
  4. "Плюс канализация всей страны" - статья Юрия Шаповала в газете "День"
  5. "Сотник УПА с орденом Красной Звезды"
  6. "Узник № 11367"
  7. С приблизительным 126 тыс. заключенных, находившихся на Беломорканале на момент окончания строительства, 12 484 человека было амнистирован, а 59 516 - сокращен срок заключения. Другие пропали без вести на других советских стройках [4]
  8. В. Овсиенко - "Беломорканал"
  9. Беломорско-Балтийский канал. Карелия

10. Источники и литература

  • Беломорско-Балтийский канал имени Сталина: История строительства. Под редакцией М. Горького, Л.Л.Авербаха, С.Г.Фирина. М., Государственное издательство "История фабрик и заводов", 1934. 408 с.
  • Maxim Gorky, L. Auerbach, SG Firin (editors), The White Sea canal; being an account of the construction of the new canal between the White Sea and the Baltic Sea, London: John Lane, 1935
  • Paul R. Gregory, Valery Lazarev and VV Lazarev, Economics of Forced Labor: The Soviet Gulag, Hoover Institute Press, October, 2003, trade paperback, 356 pages, ISBN 0-8179-3942-3
  • Cynthia A. Ruder, Making History for Stalin: The Story of the Belomor Canal, University Press of Florida, 1998, 284 pages, ISBN 0-8130-1567-7
  • Чухина И. И. Каналоармейцы: История строительства Беломорканала в документах, цифрах, фактах, свидетельствах участников и очевидцев. - Петрозаводск: Карелия, 1990, ISBN 5-7545-0322-9

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам