Надо Знать

добавить знаний



Белорусы



План:


Введение

Белорусы (зам. билорусины, бел. беларусы ) - восточнославянский народ, который преимущественно проживающий на территории современной Беларусь за исключением Берестейщины, Пинщина и правобережье реки Припять.


1. Распространение и численность

Карта расселения белорусов в Беларуси на 1903 г.

Кроме Белоруссии живут также в России (северо-западная часть Брянщины, Смоленщина и юг Псковщине. Также известны колонии Беларусь в Сибири), Вилянский край в Литве, Латвии, Эстонии, в Украина, в Казахстане, в Билостоцком края в Польше, в США, Канаде, Аргентине, Австралии, Великобритании, Франции и др.. Общая численность около 10 млн человек.


2. Этноним

Белорусская этническая общность складывалась в XIV-XV веках. Название белорусы, белоруске восходит к топонима Белая Русь, который в XIV-XVI веках применялся по Витебщине и северо-востока Могиливщины, а в XIX - начале XX века охватывал уже почти всю территорию этнических белорусов.

В XIV-XVI веках западная часть будущих Минской и Витебской губерний, Гродненщины (исключая Берестейщину) называлась Черной Русью, а южная болотистая и лесистая равнина - Полесьем. Форма современного названия - белорусы - возникла в XVII веке. В это же время появилось название для белорусско-украинского населения - полищуки. Одновременно существовали этнонимы литвины, русины, русские. Как самоназвание этноним белорусы получил широкое распространение только после образования Белорусской ССР (1919).

В Украине известны названия белорусов - литвины, хацюны.


3. Язык

Распространение белорусского языка в 1915 году в Восточной Европе

Белорусы говорят белорусском языке славянской группы индоевропейской семьи. Различаются северный, северо-восточный диалекты, так называемые полесские говоры. Распространены также русский, польский, литовский, украинский языки. Письменность на основе кириллицы.


4. Религия

Верующие белорусы - преимущественно православные, около 15% - католики.

5. История

5.1. Происхождение

Белорусы являются автохтонами Беларуси. Основу белорусского этноса составили восточно-славянские племена кривичей, дреговичей, а также частично радимичей и древлян. Важную роль в формировании белорусов как этноса сыграли балтийские народы, прежде литовские племена.

5.2. Формирование

Формирование белорусской этнической общности происходило в условиях конфессиональных противоречий между православием и католичеством, полонизации в эпоху Речи Посполитой и русификации в составе России, к которой белорусские земли отошли в результате трех разделов Польши (1772, 1793, 1795). К концу 17 века древне-белорусский язык был вытеснен из общественной жизни польской. Публикации на литературном белорусском языке, которая создавалась на основе живого разговорного языка, появились лишь в 19 - начале 20 века. Сам факт существования белорусов как самостоятельной этнической общности ставился под сомнение, белорусов пытались представить частью русских или поляков. В результате конфессиональной разобщенности, политики церкви и государства самосознание белорусов часто подменялась представлениям о конфессиональной принадлежности. Нередко они называли себя "католиками" или "православными", а часто "тутейших", т.е. местными. В конце 19 века усиливается процесс формирования национального самосознания белорусов.

При общей однородности белорусской культуры сформировались ее региональные различия. Выделяется шесть историко-этнографических районов:

  • Поозерья (север),
  • Поднепровье (восток),
  • Центральная Беларусь,
  • Понеманье (северо-запад),
  • Восточное Полесье,
  • Западное Полесье.

После создания Белорусской ССР произошли радикальные изменения в функционировании белорусского языка, выработке литературных норм. Однако в послевоенный период его функции резко сократились, большая часть белорусов перешла на русский язык во всех сферах общественной жизни. В 1988 в белорусских школах обучалось лишь 14% всех школьников. Произошли серьезные изменения не только в языковом поведении, но и в менталитете белорусов. Для некоторой части белорусов характерно безразличное отношение к национальной культуре. В Республике Беларусь (провозглашена в 1991) употребляется меры для возрождения белорусского языка и культуры.


5.3. Занятия

Илья Репин. Белорус. 1892

Традиционные занятия Белорусов - земледелие, животноводство, а также пчеловодство, сбор. Выращивали озимая рожь, пшеницу, гречиху, ячмень, горох, лен, просо, коноплю, картофель. На огородах сажали капусту, свеклу, огурцы, лук, чеснок, редьку, мак, морковь. В садах - яблони, груши, вишни, сливы, ягодные кустарники (крыжовник, смородину, ежевику, малину и др..). Господствующей системой землепользования в начале 20 века было трехполье, у малоземельных - двуполье.

Основные пахотные орудия - соха (полесская, или литовский, витебская). Использовали также рало, сошку. Для боронования применялась плетеная или вязаная борона и более архаичная борона-суковатка. С конца 19 века появились железные плуг и борона. Сервис уборки урожая - серпы, косы, вилы, грабли. Зерно сушили в срубных помещениях - осет или евнях. Для обмолота использовали цеп, круглое бревно. Зерно хранили в амбарах и клетях, картофель - в погребах, подвалах.

В животноводстве большую роль играло свиноводство. Разводили также крупный рогатый скот. На всей территории Беларуси распространено овцеводство. Коневодство наиболее развито на северо-востоке. Повсеместно собирали в лесу ягоды, грибы, заготавливали кленовый и березовый соки. В реках и озерах ловили рыбу.

Получили развитие промыслы и ремесла - изготовление циновок, земледельческих орудий, обработка кож, овчины, меха, изготовления обуви, транспортных средств, мебели, керамической посуды, бочек и домашней утвари из дерева. Особое значение имело изготовление декоративно-прикладных изделий из текстильного сырья и кожи, изделий из народной вышивкой. Отдельные виды промыслов и ремесел сохранялись, но многие исчезло. В последние годы начали возрождаться плетение из соломки, изготовление поясов, вышивка одежды и др..


5.4. Поселение и жилище

Основные типы поселений белорусов - вьоска (село), ​​городка, застенки (поселения на арендованной земле), выселки, хутора. Наибольшее распространение получили села. Исторически развилось несколько форм планировки поселений:

  • сосредоточенное (бессистемная), была наиболее распространена на северо-востоке, особенно в шляхетских околицах.
  • линейная (рядовая). Линейная планировка (усадьбы расположены вдоль улицы с одной ее стороны) на всей территории Белоруссии широкое распространение в 16-17 веках. Число домов в поселении - от 10 до 100 (преимущественно в Полесье).
  • уличная и др.. В современных селах преобладает уличная планировка, дома располагаются вдоль дорог с обеих сторон, торцом к дороге.

Крестьянский двор состоял из хаты, амбары (клети), навеса для дров (паветкы), сарая для скота (хлявы), сарая для сена (евня, осет). Выделяется три основных типа планировки усадеб:

  • виночний - весь комплекс жилых и хозяйственных построек образует квадрат или прямоугольник, все строения связаны друг с другом;
  • погонный - жилые и хозяйственные постройки образуют ряд в несколько десятков метров;
  • несвязанные строения (появился недавно, чаще встречается в Минской, Брестской и Гродненской областях).

В послереволюционное время отпала необходимость в некоторых хозяйственных постройках, например, помещениях для обмолота зерна, содержания лошадей, волов и др.; ликвидация их привела к трансформации традиционного планирования двухрядную погонный, Г-образную и с несвязанными строениями.

Традиционное жилище Белорусов эволюционировало от землянки до однокамерных, позднее многокамерных построек. В начале 20 века основными типами были 1-2-3-камерные бревенчатые строения с двухскатной, реже четырехскатной крышей, покрытой соломой, дранкой, доской; преобладающее планирования: хата + сени и хата + сени + камора (клеть). Постепенно третье строение приобрела жилую функцию: хата + сени + изба; осложнилось внутреннее планирование, выделились отдельные помещения. Внутренняя планировка была устойчива - печь размещалась в правом или левом углу от входа и устьем повернута к длинной стены с окном. В противоположном углу по диагонали от печи находился красный угол (угол, покуть), почетное место в доме. Там стоял стол и находилась икона. Вдоль стен располагались лавки. От печи вдоль глухой стены были полати - нары. Позже появились кровати. У дверей стояли небольшие лавки (Услона). На стене в кухне - полка для посуды. Интерьер оформлялся различными кружевами, домоткаными скатертями, ручниками и покрывалами, коврами и одеялами. Декоративно-архитектурные орнаменты украшали жилище с внешней стороны. Эволюция современного жилища белорусов выразилась в росте домов-пятистинок, появление кирпичных, нередко двухэтажных домов, часто с водопроводом, газом.


5.5. Семья

В 19 веке многие крестьяне жили большими семьями - отцовскими (включали родителей, неженатых детей, женатых сыновей, невесток и внуков) и братскими (из братьев и их семей). Процесс распада больших семей завершился в конце 19 века; стали преобладать простая нуклеарная семья и сложная, расширенная, в которую кроме брачной пары с детьми или без них входили еще и родители супругов. Было распространено примачество. В 19 и даже в начале 20 века в деревне сохранялись элементы общественной организации - взаимопомощь односельчан в работе - талока, сябрины. Много важных дел решались на сельском сходе, в котором принимали участие главы семей (гаспадар). На востоке выбирали старосту, назначали опекунов, обсуждали семейные конфликты и др..


5.6. Обряды

Из семейных обрядов наиболее красочным была свадьба. Свадебные обряды можно подразделить на предсвадебные (сватовство, помолвка), собственно свадьбы (суборна субботу, печенье каравая, должностей, встреча жен молодых, сведения молодых, деление каравая). Наиболее важными считали должностей невесты и жениха, выкуп косы, деление каравая и др.. Многие традиционные обряды, в сокращенном виде или переосмысленные, сохранились и в современной свадьбе Белорусов, многие воспроизводятся в игровой форме. Главный момент родильных обрядов - разбивание горшка, угощение бабьей кашей, катание бабки-повитухи на бороне, санях, лошадях. Похоронный обряд включал ряд архаичных элементов - поминальная трапеза с обязательной кутьей, зажжение свечей и др..

Большим разнообразием отличается календарный обрядовый цикл. Накануне Рождества устраивали ужин (постный), обязательное блюдо - ячменная каша. Девушки гадали о своей судьбе. Пели калядках и щедровкы. Во второй день Рождества группа молодежи, нарядившись Козой, Медведем, Конем и др.., Обходила дома соседей и исполняла величальные песни (калядках). На масленицу пекли блины, катались на лошадях, однако масленичного обряды белорусов были менее развиты, чем у русских или украинский. Встреча весны отмечалась пением веснушек. Из восточнославянских народов обрядовый характер встречи весны дольше сохранялся у белорусов.

Национальную специфику составляли волочебни песни, которые у белорусов были распространены, чем у русских и украинский. Они выполнялись на Пасху во время обхода дворов волочебники (взрослые мужчины), желали хозяевам урожая, богатства в доме. На второй день Пасхи водили хороводы. Особый пласт народного поэтического творчества представляет купальские поэзия. Это праздник сохранил наиболее архаичные черты. В ночь на Ивана Купалу жгли костры, ребята прыгали через них, искали чудодейственную цветок папоротника, купались, гадали, пускали венки водой и др.. Сохранилось много купальских песен. Широко распространены дожинки. Плели дожинковий венок, украшали последний сноп, устраивали праздничную трапезу. Дожинки сопровождались особыми песнями.


6. Национальная одежда

Национальная одежда белорусов на почтовой марке СССР 1961 г.

Традиционный комплекс мужской одежды состоял из рубашки, наговиць (поясная одежда), безрукавки (жилеты). Рубашку носили навыпуск, подпоясывались цветным поясом. Обувь - лапти, кожаные постолы, боты, зимой валенки. Головные уборы - соломенный капелюх (шляпа), валяная шапка (магерки), зимой меховая шапка (аблавуха). Через плечо носили кожаную сумку. В мужском костюме преобладал белый цвет, а вышивки, украшения были на вороте, внизу рубашки пояс был разноцветным.

Женский костюм разнообразнее, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и гарсетом; с юбкой, к которой пришит лиф-гарсет, с панева, фартуком, гарсетом. Два первых известны на всей территории Белоруссии, два последних в восточных и северо-восточных районах. Есть три типа рубашек: с прямыми плечевыми вставками, туникообразного, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах. Поясная одежда - разнообразного фасона юбки (андарак, саян, палатняник, летник), а также паневы, фартуки. Юбки - красные, сине-зеленые, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками; безрукавки (гарсет) - вышивкой, кружевами.

Головной убор девушек - узкие ленты (скидочку, шлячок), венки. Замужние женщины убирали волосы под чепец, надевали полотенчатый головной убор (намитка), платок; существовало множество способов их завязывать. Ежедневная женская обувь - лапти, праздничная - лапти и хромовые боты. Мужская и женская одежда почти не отличался. Ее шили из валено некрашеного сукна (свита, сярмяга, бурка, Латушко) и дубленой (казачина) и недубленой (кожух) овчины. Носили также кафтан, Кабат. В современном костюме используются традиции национальной вышивки, кроя, цветовой гаммы.

  • Белоруски с детьми, Бобруйский уезд

  • Белоруски, Бобруйский уезд

  • Белорус и белоруска, Мозырский уезд


7. Кухня

Традиционная кухня белорусов включает разнообразные блюда из борошна, круп, овочів, картоплі, м'яса і молока. Способи збереження продуктів - сушка, квашення, соління. У харчуванні велику роль грали дикорослі рослини - щавель, цибуля лугова, польовий часник, кропива і ін. Найбільш стародавній вид рослинної їжі - каші з ячмінних зерен, проса, вівса, ячної і гречаної круп. Каші з ячмінних зерен (кутя, гущавина) зберігаються і зараз як обрядові на родини, поминання. З борошна (переважно житнього) готували рідкі і напіврідкі страви: квашені - солодуха, кваша, кулага і неквашені - калатуша, затерла, галушки, макарони, куліш, маламаха. З вівсяного борошна - киселі, жур, толокно.

Основу повсякденного харчування складав хліб (житній, рідше пшеничний). Його пекли переважно з кислого тіста з різними добавками - картоплею, буряком, з жолудями, половою і ін. залежно від достатку в сім'ї. З хлібного тіста пекли різні коржики - скавародники, праснаки, коржі; у свята - пироги. Традиційна їжа білорусів - млинці з житнього, пшеничного, гречаного борошна. Один з основних продуктів харчування білорусів - овочі. Горох і боби тушили; капусту, буряк, брукву, огірки солили; ріпу, моркву - парили і пекли. С овочів варили рідкі страви - ботвінья, холодник, борщ. З другої половини 19 століття міцні позиції в харчуванні зайняла картопля. Відомо більше 200 страв із застосуванням картоплі - печений, відварний, смажений, тушкований, пюре, коми, бабка або дранка, галушки, чаклуни, млинці, гульбишники, суп, запіканки, пиріжки і т. д. Молоко частіше уживається в кислому вигляді; сир і особливо сливочное масло, сметана - в обмеженій кількості. М'ясо і м'ясні продукти використовувалися переважно у складі страв, частіше вживали свинину, баранину, м'ясо свійськової птиці, рідше яловичину. З напоїв відомі березовий сік, медовий, хлібний, буряковий кваси.

Обрядова їжа: коровай на весіллі; фарбовані яйця, булки, паска, ковбаси на Паску; кутя, млинці, киселі на поминаннях; бабина каша на родини; налисники на масницю; кулага на Івана Купала і ін.

Традиції харчування значною мірою зберігаються і зараз. У раціоні переважають страви з картоплі, млинці, каші, молочні страви. Збільшилося споживання м'ясних продуктів, соняшникової олії. З'явилися страви, запозичені у інших народів, - шашлик, біфстроганов, плов, гуляш, пельмені і ін. Зросла роль привезених напоїв - чаю, какао, кави. Зникли з вживання коноплі, лляне насіння, деякі страви з борошна - солодуха, кулага, толокно, борошняні киселі.


8. Фольклор

В фольклоре белорусов представлен широкий спектр жанров - сказки, легенды, переводы, пословицы, поговорки, загадки, заговоры, календарная и семейная обрядовая поэзия, народный театр и др..

В легендах, преданиях, биличках нашли отражение дохристианские представления белорусов о происхождении мира. Богатая песенное творчество белорусов. Из музыкальных инструментов популярны были Батлейка, басетля, жалейка, лира, бубен и др..


9. Белорусская диаспора

9.1. Белорусы в Украине

Общая численность белорусов в Украине по данным переписи 2001 года составляла 275 763 человек (439 900 в 1989 году).

Древнейшие поселения находятся в полосе Украины-белорусской этнической территории ( Рокитновский район, Ровенская область). Значительное количество белорусов переселилась из Беларуси в восточные районы украинское Полесье и Слобожанщину после первого раздела Польши. В конце XVIII - начале XIX века в Северном Причерноморье возникает ряд военных поселений из белорусов в связи с необходимостью защищать южные земли от турецко-татарских нападений (села Бармашово, Явкин, Малеевка и др.).. Эти села были основаны выходцами из Бобилецького уезда Могилевской губернии, откуда они были переселены во время Отечественной войны 1812 года в связи с созданием на местах их проживания военных поселений Елецкого мушкетерского полка.

Ряд белорусских крестьян, как и бобилецьких, было переселено принудительно, однако в числе немногих переселенцев они получили права иностранных колонистов. Основанием тому были попытки царского правительства разгрузить перенаселенные северные губернии. Под предлогом, что:

" наши колонисты полезнее Еще могут быть, нежели иностранные "

С Смоленской губернии в 1807-1812 годах было переселено 3002 человека в Александровского уезда Екатеринославской губернии. Переселенці отримували кошти на переїзд "до перших жнив" і повне облаштування на новому місці, по 15 десятин землі на кожну особу чоловічої статі і звільнялися від сплати податків на новому місці протягом 5 років. Вони заснували чотири села - Бельманка, Гайчул, Темрюк і Гусарське. Поступово цих "колоністів" обмежили в правах, оскільки вільних земель залишалося все менше.

Возникновение других белорусских поселений юга связано с развитием капиталистических отношений, относительным аграрным перенаселением в белорусских губерниях (так возникло село Сурско-Литовское в Днепропетровской области) и с миграцией белорусского населения в промышленные центры в советское время.

Сегодня большинство населенных пунктов, в которых живут белорусы, отличаются этнически смешанным составом.

Биографы украинских писателей Леси Украинские и Михаила Стельмаха указывают на их белорусские семейные корни (у Л. Украинские - отец, у Стельмаха - мать).


10. Известные белорусы

Литература


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам