Надо Знать

добавить знаний



Бенвенуто Челлини



План:


Введение

Бюст Бенвенуто Челлини в Флоренции.

Бенвенуто Челлини ( итал. Benvenuto Cellini , 1500 - 1571) - итальянский скульптор, ювелир, живописец, воин и музыкант эпохи Ренессанса. Обращался к медальерного искусства.


1. Биография

1.1. Юношеские годы

Бенвенуто Челлини, сын архитектора и музыки Джованни Челлини и его жены, Марии Элизабетта ди Стефано Граначчи, родился 3 ноября 1500 года на 21 году их супружеской жизни.

Его отец работал на Медичи и в собственной мастерской изготавливал музыкальные инструменты. По воле отца Бенвенуто должен был также стать музыкой, но уже в 14 лет решился пойти против воли отца и посвятить себя и свою жизнь ювелирном деле.

Больших трудов стоило Бенвенуто, чтобы отец дал согласие и отдал его на обучение в мастерской Микеланджело да Вивиано. Прошло очень мало времени, когда отец изменил свое решение и забрал его из мастерской, после чего он сбежал в мастерскую Антони оде Сандро, где сразу парень сделал большой рывок в обучении и удачное начало своего творчества. В 1516 году Челлини должен покинуть Флоренцию на полгода из-за участие в драке, которую он сам устроил в Маэстро Франческо Кастора в Сиене. По помилованием Джулио де Медичи (который позднее стал Папой Клементом VII) ему было разрешено вернуться во Флоренцию. Чуть позже Челлини работал в Болонье в Маэстро Эрколе, затем у мастера миниатюр Щипио Кавалетти. После этого он вернулся в родной Флоренции, которую впоследствии вновь покинул из-за ссоры с братом и уехал в Пизу, где целый год работал над золотыми и серебряными красивыми и значимыми вещами, под руководством мастера Улливиери делла Киостра. Получив этот бесценный опыт, Челлини вновь вернулся во Флоренцию.


1.2. Первое прибытие в Рим

Занятия музыкой, которыми Челлини занимался лишь по принуждению отца к этому делу, надоедали ему все больше и больше, что привело к огромной ссоры с отцом, следствием которой было бегство Бенвенуто из родительского дома и Флоренции. Он поехал в Рим, где устроился в мастерскую к Фиренцуола ди Ломбардия. Но за большими просьбами отца он все же вернулся домой через два года и вновь занялся музыкой. Ссоры с коллегами становились все более жестокими, из-за чего Челлини ночи переоделся в монаха и вновь покинул неприветливое для него город.

Он отправился в Рим приблизительно в ноябре 1523 году, где в настоящее время Джулио де Медичи стал Папой Клементом VII.

Челлини был заказан "большую чашу для воды", которую создал в миланской мастерской художник Джоанфранческо Пенни для епископа из города Саламанка. Но выполнению этого заказа было перешкоджено после встречи Челлини с отцом, глаза которого выражали мольбу и угрозу. Через затягивания окончания работы Папа настолько разозлился, что отказался от уплаты гонорара, оговоренного с Челлини. После этого пришло решение, что Челлини является владельцем выполненной им работы, которую он должен защищать оружием, когда за ней пришли посланники от Папы. Скандал с самим папой сделал Челлини известным в римском обществе. Заказы, стали поступать постоянно, позволили ему открыть собственную мастерскую. Кроме ювелирной деятельности, он начал делать печати.

На это время приходится встреча Челлини из порции Киджи, которого он очень уважал и благодаря заказу которого была возможность открыть собственную мастерскую. В доме Киджи (сейчас Вилла Фарнезина) Бенвенуто имел возможность изучать фрески Рафаэля, которые имели сильное влияние на дальнейшее развитие художника.

Чума, в 1525 году заставляла жителей Рима покидать свои дома, коснулась и Челлини. Он скупал за бесценок у работающих на полях Баварцев античные медальоны и драгоценные камни, которые те находили во время работы. Целью покупок была будущая спекуляция, перепродажа за большую цену при возвращении в Рим кардиналом, ценителям искусства.


1.3. Осада и разрушение Рима (Sacco di Roma)

Во время осады Рима в 1527 году Челлини, как пылкий подвергнут Медичи, принял участие в обороне Рима. Хорошая военная подготовка дала ему возможность проявить себя как военного, что подняло его авторитет в глазах Папы. По приказу Папы и без колебаний Челлини уничтожил несколько ювелирных изделий, вместе весили около 200 футов золота, для того, чтобы они не попали в руки захватчиков. Но уберечь Рим от грабежа и разрушений не удалось.

После окончания оккупации, Капитан Челлини вернулся во Флоренцию, чтобы потом путешествовать в Мантова и встретиться там ненадолго с известным миланским золотых дел мастером Никколо. Через четыре месяца Челлини вернулся во Флоренцию, которая только оправилась от чумы. Из родственников живыми там остались только брат и младшая сестра. Любовь к единым родственников, которым удалось выжить, заставила Челлини на некоторое время задержаться в городе и собрать деньги от продажи драгоценностей для их содержания.

По заказу Джироламо Маццети он работал над золотым медальоном, что прикреплялся к шляпе. На горельеф медальона было изображено, как Геркулес голыми руками убивает льва. Эта работа получила положительные отзывы гениального Микеланджело Буонаротти. Благодаря хорошему отзывов уже тогда "божественного" скульптора-художника, популярность Челлини чрезвычайно возросла и он стал получать очень крупные заказы и браться за самые сложные работы. Чуть позже создан медальон для Федерико Джинори дальнейшем перешел во владение Франциска I из Франции и способствовал приглашению Челлини к французскому двору.


1.4. Папа Павел III

Папа Клемент VII умер в 1534 году. Его заместителем стал Папа Павел III из дома Фарнезе. Воспользовавшись случаем, Челлини убил Помпео где Капианеис, который был инициатором его преследований. Вместо штрафа Папа выдал ему письма на получение Челлини свободы. За такую ​​доброжелательность Челлини тщательно работал над созданием печати для Папы. Семья погибшего Помпео искала поводу отомстить, и не найдя поддержки обладателя города. Угроза убийства заставила Челлини бежать во Флоренцию.

Обновлен письмо Папы сделал возвращение Челлини в Рим возможным. Однажды ночью на него пытались совершить покушение, и от казни спас его лишь письмо Папы. По этому случаю пришла болезнь, от которой умирали очень много людей. К Челлини уже даже дошли сонеты, созданные на его смерть. Но выжив, художник воспринял это исцеление за чудо. Для полного выздоровления он поехал к своей сестре.

Всего на счету Челлини было три убийства. За свою жизнь он стоял много раз перед судом. Однажды он был приговорен к смертной казни. Кроме телесных повреждений, имел также много обвинений за кражи и запрещенные сексуальные практики.


1.5. Первая поездка во Францию

В 1535 большое путешествие через Падую, Венецию, города Швейцарии, а оттуда в город Лион, дорога привела Бенвенуто Челлини в Париж. Но это путешествие не принесла долгожданного результата. Встреча с королем не состоялась и Челлини был вынужден возвращаться назад. Прибыв в Рим Челлини открыл собственную мастерскую, где на него работало уже двенадцать человек.

1.6. Заключение

В Риме, на основании слухов, которые быстро распространялись благодаря его врагу, Бенвенуто был арестован. Обвинение было выдвинуто на основании кражи драгоценных камней, к которым Челлини было допущено с согласия Папы. Два долгих года художник должен умереть в ужасной тюрьме, а попытка бегства еще больше усугубила ситуацию. Однажды была даже попытка убийства Челлини. В те времена метод убийства бриллиантом был очень распространенным: камень разбивали на мелкие куски и добавляли к еде, в результате чего, благодаря строению камня, мелкие кусочки застревали глубоко в горле. Жертва умирала долго и в больших страданиях. От такой гибели Челлини спасла жадность человека, которому поручили отнести пищу. Тот украл бриллиант, а разбил фальшивый, чем невольно спас заключенному.

Впервые после интервенции кардинала Феррары, Ипполито д'Эсте, Челлини вновь получил свободу. После этого он получил приглашение к французскому двору от Франциска И. 22 сентября Челлини прибыл в Франции уже второй раз.


1.7. Вторая поездка во Францию

Первая встреча с королем прошла в замке Фонтенбло, где король выразил Челлини свои взгляды на искусство и выразил пожелания относительно будущих замов. Но очень скоро стало ощущаться недовольство, вызванное мизерной, по мнению Бенвенуто, платой по сравнению с заказами, выполнение которых требовал король. Так, однажды, Челлини решил убежать в Иерусалим. Собравшись рано утром он отправился в дальнюю дорогу, которая закончилась уже очень скоро, когда люди короля его схватили и увезли во дворец. Вдруг, побег стал для Челлини успехом, ибо король сделал заказ и предоставил материалы для двенадцати серебряных статуй. В качестве мастерской он получил небольшой дворец неподалеку от Лувра.

Однажды король посетил мастерскую Челлини. Произведения мастера пленили правителя и тот высказал свою благодарность. Чуть позже Челлини представил заготовку золотой солонки, которая так пришлась по душе правителю, что он не имел возможности оторвать от нее глаз. По милости короля было создано еще много ценных робит.Та за короткий промежуток времени Челлини также успел получить очень влиятельных врагов, среди которых была и фаворитка короля мадам дьЕтамп.


1.8. Возвращение в Италию

Летом 1545 года Челлини решил вернуться в Италию. Прибыв во Флоренцию конце июня, он встретился с Козимо Медичи, который предложил ему работу в своей мастерской. Предложенное выполнения скульптуры Персея с головой медузы заставило Челлини сделать самому себе и вдохновителям Микеланджело и Донателло вызов. Эти мысли захватили его настолько, что он решил принять заказ. В то время Франциск I очень расстроился отъездом художника и обвинил его в неблагодарности, отказав ему в возвращении во Францию.

В 1545 году герцог подарил Челлини дом во Флоренции, где он жил до конца своей жизни и в саду которого работал над созданием своего Персея. Через постоянные трудности и препятствия окончания работы затянулось аж на восемь лет. Кроме того, за этот промежуток времени Челлини выполнил еще много работ из золота, которые он передавал в герцогского двора. На протяжении всей своей творческой деятельности Челлини чувствовал себя более всего золотых дел мастером, а уже потом - скульптором.


1.9. Последние годы

Постоянные ссоры и недовольство, жизненные разочарования и депрессии сделали отпечаток на чувствах Бенвенуто, он постригся в монахи 1558. Но уже в 1560 году он отказывается от сана и женится на собственной домохозяйкой Пьер ди Сальвадоре Париджи, Еще до брака она родила Челлини сына, который умер в 1559 году. Несмотря на супружескую жизнь и увлечения Челлини протяжении всей жизни женщинами, в его сторону раздавались обвинения в гомосексуальности. Также история искусств просматривает сопряженность языка форм его скульптур из гомосексуальностью. Он был много раз обвинен в садомазохизм.

В 23-летнем возрасте Челлини был обвинен по садомазохистские отношения с парнем по имени Доменико ди сэр Джулиано да Репа. Но наказание не было принято, возможно, по молодости Бенвенуто. Он стоял перед судом в Париже, но требования истца наказания не были удовлетворены (Челлини повезло). В 1556 году иск мать его ученика Фернандо ди Джованни ди Монтепульчано, которой был его моделью при создании Персея. Иск был выдвинут на основе мазохизма. Челлини должен выплатить пятьдесят скуди золотом и был осужден на четыре года. Наказание было облегчено по личной просьбе герцога Тосканы Медичи.

Бенвенуто Челлини умер 13 февраля 1571 года во Флоренции.

  • Ponte Vecchio - Firenze

  • Benvenuto Cellini

  • Perseo - Firenze

  • Carlino Clemente VII


2. Творчество

2.1. "La Vita"

Книга Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции, является одной из достопримечательностей литературы 16. столетия. Бенвенуто Челлини начал писать автобиографию в 1558 году, однако большая часть рукописи написана рукой 14-летнего парня, секретаря Челлини, и еще несколько страниц выполнено другой рукой. Хроника доходит до 1562. В 18. веке, после многих приключений, рукопись исчез. В 1805 году она была найдена в одном из книжных магазинов во Флоренции и передана в библиотеку Лауренциана, где находится и сегодня. Первое печатное издание появилось в Неаполе в 1728 году.

Жизнь Бенвенуто Челлини написано в том литературном жанре, который можно назвать популярным, в этом и заключается отличие от таких произведений, как Исповедь блаженного Августина или Исповедь Руссо. На страницах этой книги Бенвенуто Челлини не выражал никаких новых идей, он очень открыто рассказывал о своих приключениях, мысли и чувства, не характерно для жанра автобиографии того времени. Книга написана живым разговорным языком, который очень убедительно передает мысли и волнения человека.


2.2. Сохраненные работы

Современники высоко ценили Челлини как ремесленника, относительно же его художественного мастерства мнения разделились, однако, несмотря на это, именно ему поручили представлять скульпторов на церемонии погребения Микеланджело. Бенедетто Варки и Джорджо Вазари говорили много хороший вещей относительно его таланта ювелира. Вазари, например, писал, что Челлини - непревзойденный мастер медальерного искусства, превосходя даже давних, и большой ювелир своего времени, а также гениальный скульптор. Из созданных им произведений ювелирного искусства немного сохранилось: солонка Франциска I (1540-1543, Вена, Художественно-исторический музей), медали и монеты, созданы для Папы Клемента VII и Алессандро Медичи, а также эскизы декоративной застежки для одежды Клемента VII.

Место Челлини в истории искусств определяется прежде всего его скульптурными работами. Его творчество оказало влияние на развитие маньеризма. Наиболее значимым его творением, созданным во время пребывания во Франции, является бронзовый рельеф Нимфа Фонтенбло (до 1545 года, Лувр). Из сохранившихся произведений, созданных им по прибытии во Флоренцию: Персей (1545-1553, Флоренция, Лоджия дей Ланци), статуэтка собаки Борзая (1545-1546, Флоренция, Барджелло), бюст Козимо Медичи (1545-1548, там же), Ганимед (1548-1550), Апполон и Гиацинт, Нарцисс (все во Флоренции), бюст Биндо Альтовити (Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, США) Распятие (Зак. 1562, Эскориал).


2.3. Скульптура. Персей

Без сомнения Челлини можно считать выдающимся золотых дел мастером эпохи Возрождения, но также свой вклад внес и в скульптуру. Главное место занимает скульптурная группа "Персей, что держит голову Медузы", работа, выполненная по заказу Козимо И Медичи, сейчас находится в Лоджии Ланци во Флоренции. Работая над Персеем, Челлини попытался достичь уровня мастерства своего учителя и друга Микеланджело. Во время долгой и тяжелой работы Бенвенуто пришлось преодолеть много трудностей, у него началась сильная лихорадка, в результате которой он практически не мог самостоятельно двигаться. Сначала он доверил закончить работу своим ученикам, которые, из-за сложностей исполнения, почти не исказили всю скульптуру.

К 1996 года скульптура, находясь под открытым небом, постоянно находилась под влиянием внешней среды в течение столетий, в результате чего была сильно повреждена. В декабре прошлого года Персея забрали из Лоджии и перенесли в помещение музея Уфицци для чистки и реставрации. Этот процесс затянулся на годы, и скульптура не возвращалась на свое место до июня 2000 года.

Среди других работ, сделали автора знаменитым еще при жизни, был Марс для фонтана в Фонтенбло и бронзовые двери, монеты, отчеканенные для Папы и флорентийских правителей, серебряный Юпитер В натуральную величину, а также бронзовый бюст Биндо Альтовити.


2.4. Золотые изделия

Сохраненные по сей день работ относится медальон Клемента VII, является символом мира между христианскими правителями (1530). На медальоне изображен бюст Папы, он был подписан именем самого автора. Также сохранился подписан медальон с портретом Франциска, медаль Кардинала Пьетро Бембо, а также непревзойденная золота солонка (т.н. Сальера), сделанная для Франциска И. Этот артефакт - 26-и сантиметровая в высоту фигура, красотой которой восхищались как в те времена, так и сегодня. Фигура изображает обнаженных бога и девушка, сидящие друг напротив второго с перекрещенными ногами, и символизируя Землю.

Солонка Сальера (La Saliera) была украдена из Венского музея истории искусства в 2003 году. После похищения преступники связались с полицией и вели переговоры о возвращении шедевра за выкуп. Но договориться так и не удалось. В обмен на солонку похитители хотели получить 10 млн. евро (эксперты оценивают действительную стоимость в 50 млн. евро).

Через два года полиции вновь удалось установить контакт с похитителями солонки. Переговоры о возвращении шедевра ювелирного искусства были возобновлены в октябре 2005 года. В качестве доказательства, что солонка действительно находится у них, преступники предоставили одну отсоединяю деталь - трезубец. Полиция договорилась о передаче солонки, однако, операция провалилась.

В загадочных обстоятельствах австрийский полиции все же удалось вернуть шедевр на его место в музей 21 января 2006 года. Говорят, одного из преступников удалось сфотографировать, и то фото было такое качественное и познаваемое, что вор сам пришел и указал местонахождение солонки.


2.5. Мраморная фигура Христа

Одной из важнейших работ, относится к поздней творчества Челлини, является обнаженная фигура Христа сделана из мрамора. Когда Челлини получил прекрасный кусок мрамора, он считал себя недостойным даже прикасаться к нему и первым человеком, которого он хотел отдать мрамор, был Микеланджело. Но Челлини пришлось взяться за работу самому, потому Микеланджело был уже в возрасте и не мог преодолеть такую ​​задачу. Как следствие, Челлини создал такой шедевр, не уступал творениям его учителя. Хотя сначала скульптуру планировали разместить на месте захоронения Челлини, позже она была продана Медичи и перевезена в монастырь неподалеку от Мадрида (Crocifisso (El Escorial, Monastero di San Lorenzo, 1556-1562)). Там работа была немного доработана: в нее была добавлена ​​настегенна повязка.


2.6. Утраченные работы

Бенвенуто Челлини работал на Олессандро Медичи, первого графа Флоренции, для которого в 1535 году создал монету - медаль (аверс-профиль графа, реверс - фигуры святых Козьмы и Дамиана). Некоторые искусствоведы считают "Юпитера, побеждает гигантов", "Поединок Персея и Финна" и Собаку работами, созданными руками Челлини.

Другие утраченных работ относятся: неоконченное чаша Клемента VII; золота обложка для молитвенной книги, подарка Папы Павла III Чарльзу V (полное описание этих работ Челлини делает в своей автобиографии); большие серебряные статуи Юпитера, Вулкана и Марса, сделанные на заказ Франциска I под время пребывания в Париже; бюст Юлия Цезаря; серебряная чаша для кардинала Феррары. Непревзойденный золотой "пуговицу", сделанный Челлини для плаща Клемента VII. Конкурс на создание этого пуговицы очень ярко изображает Челлини и своей автобиографии. Позже пуговицы было пожертвовано Папой вместе со многими другими ювелирными шедеврами по требованию Наполеона, при завершении кампании против церкви в 1797 году. Согласно договору, Папе было предложено отдать третью часть суммы в 30.000.000 франков золотом и драгоценностями. К счастью, сохранился хоть рисунок акварельными красками, написанный Ф. Бертольо по требованию англичанина по имени Талман в первой половине 18 века. Лицевая и обратная стороны, как и обед, изображены полностью. Более того, художник изобразил драгоценные камни размещены на пуговице, включая огромный бриллиант, который в те времена считался вторым по величине в мире.


3. Анализ жизни и творчества

Сам Бенвенуто, ученик Микеланджело, весьма почитал своего учителя, однако был убежден, что тот - представитель уходящего поколения художников, а среди его сверстников равных ему просто нет. Когда правитель Флоренции герцог Козимо Медичи, заказав мраморную статую Персея, решил немного сбить цену за выполнение и намекнул, что другой художник сделал бы это не хуже, Бенвенуто воскликнул: "Мой учитель Микеланджело Буонаротти, когда был моложе, сделал бы так же, да и ему это стоило бы не меньших усилий, чем ему. Сейчас, когда он уже стар и конечно не сможет выполнить этот заказ, а не думаю, что на свете есть другой человек, который способен справиться с таким заказом ". Уверенность Челлини в своей избранности была безмерно велика. В своей автобиографии "Жизнь" он перечисляет сразу несколько фактов, которые указывают на его избранность. Надо начать с того, что в раннем детстве он голыми руками схватил скорпиона, и тот его ужалил. Потом он видел в очаге саламандру, в какой-то мере мистическое существо, и поскольку никто другой не мог увидеть, это и стало для него знаком избранности.

Но это лишь цветочки по сравнению с тем, что происходило с Бенвенуто в среднем возрасте, когда он стал уже не только известным художником, но и известным хулиганом и бретер. За свои выходки он постоянно оказывался в тюрьме, а также в найаристократичний из них - во дворце Святого Ангела в Риме. Именно там в Бенвенуто были фантастические видения. К нему приходили Христос и Мадонна с двумя колиноприклоннимы ангелами по бокам. Он имел пророческие сны о себе и других. Но самое главное случилось с ним после того, как он вышел из тюрьмы. Вокруг его головы появилось озарение. Настоящий нимб, как у святых. Сам он рассказывает об этом с весьма радостным тональностью. "Я не хочу молчать о удивительной событии, которое когда-либо случалась с человеком. Я рассказываю об этом в доказательство всемогущества Бога. Вот чем он меня вознаградил: после видения, о котором я рассказывал, вокруг моей головы появилось сияние, чудесное явление . Его видел очень много людей, которым я его показывал. Чем севернее находился сам Бенвенуто (например во Франции), тем более явно виднелось сияние. Особенно благоприятными были влажные, росистые утра, часа через два после восхода солнца.

Самое удивительное, что Челлини, рассказывая нам о эти чудеса в своей автобиографии, похоже, сам в них верил. "Он сам себя помазал и короновал абсолютным монархом искусства, и каждый выпад против него воспринимался как оскорбление его величества" - сказал о нем один критик. Бенвенуто, похоже, действительно считал себя одним из великих мира сего, не только равным герцогам, но и куда более значимым. Однажды, на пути во Францию, он должен был заехать в город Феррара кардиналу д'Эсте. Навстречу художнику выехал слуга кардинала, который сказал ему, что кардинал просит его спешить и ехать на почтовых. "Я ему ответил, что мое искусство не делается на почтовых, - пишет Бенвенуто. - Что когда я путешествую, то еду неутомимыми переходами, что меня должен сопровождать конный слуга для личных услуг, что я должен быть обеспечен деньгами, достаточными для путешествия". Посланник кардинала высокомерно ответил, что так путешествуют только сыновья герцога. Бенвенуто сказал, что не знает, как путешествуют сыновья герцога, потому сыном герцога никогда не был, а если тот будет его обижать, то он вообще не поедет.


3.1. Использование образа в искусстве

  • Гектор Берлиоз написал оперу о жизни Челлини.
  • Александр Дюма написал драму "Бенвенуто Челлини", а также роман "Асканио", основанный на жизни Бенвенуто.
  • Грегори Ла Кавас снял киноленту "Приключения Челлини" в 1934 году.
  • Марк Твен, в книге "Принц и нищий", называет произведения Бенвенуто Челлини "бесценными".

4. Ресурсы

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам