Надо Знать

добавить знаний



Бенджамин Бриттен



Бенджамин Бриттен (Benjamin Britten; 22 ноября 1913 - 4 декабря 1976) - британский композитор.

Биография

Королевский музыкальный колледж, 2007

С 1927 года брал частные уроки музыки у Фрэнка Бриджа, затем в 1929 - 1933 годах занимался в Королевском музыкальном колледже у Джона Айрленда (композиция) и Артура Бенджамина (фортепьяно), от планов обучения в Вене под руководством Альбана Берга отказался под давлением семьи и преподавателей колледжа.

Уже ранние произведения Бриттена - "Гимн деве" ( англ. A Hymn to the Virgin ; 1930), хоральные вариации "Младенец родился" ( англ. A Boy was Born ; 1934) - привлекли внимание музыкальной общественности. В 1935 - 1942 годах Бриттен много сотрудничает с поэтом Уистеном Хью Оденом : плодом этого сотрудничества стал ряд вокальных циклов на стихи Одена, в том числе "Наши родители, которые охотились на холмах" ( англ. Our Hunting Fathers ), Музыкальный радикализм которого можно сравнить с политической заостренностью текстов, и первая опера Бриттена на либретто Одена ?Пол Баньян? ( англ. Paul Bunyan ; 1941), созданная после переезда обоих в США. В 1936 году начинается сотрудничество Бриттена с певцом Питером Пирсом, который стал и спутником жизни композитора.

После возвращения Бриттена и Пирса из США в 1942 г. композитор в наибольшей степени посвятил себя опере : "Питер Граймз" ( англ. Peter Grimes ; 1945, за Джорджем Краббе) и "Поворот винта" ( англ. The Turn of the Screw ; 1954, 1954, по мотивам одноименной новеллы Генри Джемса) заложили основу новой английской оперы и, в целом, были приняты публикой с воодушевлением, однако сопротивление части британского музыкального истеблишмента новациям Бриттена подтолкнул композитора к созданию собственной Английской оперной группы ( 1947), ставившая преимущественно произведения английских композиторов и гастролировала с ними по всему миру, в том числе и в Советском Союзе ( 1964). В 1948 г. Бриттен также основал музыкальный фестиваль в Олдборо.

В 1957 году заметное влияние на творчество Бриттена оказала азиатская музыка, с которой он познакомился во время совместного с Пирсом восточного турне (Бриттен выступал как аккомпаниатор). Это влияние особенно сказалось в балете "Принц пагод" ( англ. The Prince of the Pagodas ; 1957). В 1960-е годы Бриттен вновь обращается к церковной музыке, создавая, в частности, трилогию музыкально-драматических произведений на грани оперы и оратории под общим названием "Притчи для церковного исполнения" ( англ. Parables for Church Performance ) Третья из них, "Блудный сын" ( англ. The Prodigal Son ; 1968), посвященная Дмитрию Шостаковичу, который, в свою очередь, посвятил Бриттена Четырнадцатую симфонию. Особый успех выпал на долю Военного Реквиема ( англ. War Requiem ; 1962), написанного Бриттеном для церемонии освящения кафедрального собора в полностью разрушенном немецкими бомбардировками городе Ковентри.

В 1970-х годах Бриттен наслаждался всемирным признанием. В 1974 году он стал первым лауреатом мировой музыкальной премии Эрнста Сименса. В 1976 году, за несколько месяцев до смерти, получил титул барона Бриттена из Олдборо. Среди поздних произведений Бриттена выделяется опера ?Смерть в Венеции" по одноименной новелле Томаса Манна.


Произведения

Оперы
  • "Пол Баньян" (Paul Bunyan; 1941
  • "Питер Граймз" (Peter Grimes; 1945)
  • "Надругательство Лукреции" (The Rape of Lucretia; 1946)
  • "Альберт Херринг" (Albert Herring; 1947)
  • "Нищенская опера" (The Beggar's Opera; 1948)
  • "Давайте ставить оперу? (Let's Make an Opera; 1949), для детей
  • "Глориана" (Gloriana; 1953)
  • "Поворот винта" (The Turn of the Screw; 1954)
  • "Ноев ковчег" (Noye's Fludde; 1958), для детей
  • "Сон в летнюю ночь" (A Midsummer Night's Dream; 1960)
  • "Золотая бесполезность" (The Golden Vanity; 1966); водевиль для хора мальчиков и фортепиано

на текст старой английской баллады; op. 78

  • "Оуэн Вингрейв" (Owen Wingrave; 1971); телеопера
  • "Смерть в Венеции" (Death in Venice; 1973)
Балеты
  • "Город Плимут" (1931)
  • "Принц пагод? (постановка 1957)
Оратории и кантаты
  • "Quatre Chansons Fran?aises" для сопрано и оркестра (1928)
  • Наши Охота родителей, для сопрано или тенора и оркестра (слова У. Х. Одена) (1936)
  • Компания Неба, для ораторов, солистов, хора и оркестра (1937, не выполняется, пока 1989)
  • Les Истолкования, для сопрано или тенора и струнного оркестра (слова Артура Рембо) (1939)
  • Серенада для тенора, рога и струнных (1943)
  • Святого Николая, для тенора солиста, детского и смешанного хоров и оркестра (1948)
  • Весенняя симфония, для сопрано, контральто, тенора и солистов, смешанного хора, хора мальчиков и оркестра (1949)
  • Ноктюрн, для тенора, 7 обязательных инструментов и струнных (1958)
  • Оратория "Военный реквием" (1962) для сопрано, тенора и баритона солистов, камерного ансамбля, хора мальчиков, смешанного хора и оркестра
  • Кантата "Misericordium" для солистов тенора и баритона, хора, струнного квартета, струнного оркестра, фортепиано, арфы, литавр (1963)
  • Кантата "Phaedra" для меццо-сопрано, виолончели, клавесина, ударных и струнного оркестра (Роберт Лоуэлл за Федра Жана Расина, 1975)
  • Хвала мы большие люди, для солистов, хора и оркестра (Эдит Ситуелл) (1976, завершена Колин Мэтьюс 1985)
  • Морская симфония, для солистов, хора и оркестра (нереализованная, 1976)


Произведения для оркестра
  • Симфониетта, для камерного оркестра (1932)
  • "Простая симфония" для струнного оркестра (1934)
  • "Музыкальные вечера", за Россини (1936)
  • Вариации на тему Ф. Бриджа, для струнного оркестра (1937)
  • "Mont Juic", цикл каталонских танцев,
  • Канадский Карнавал (1939)
  • Симфония Реквием (1940)
  • Утренние музыкальные вечера, за Россини (1941)
  • Американская увертюра (1941)
  • Прелюдия и фуга для 18 струнных (1943)
  • Четыре морские интерлюдии и пассакалья из оперы "Питер Граймс", для оркестра (1945)
  • Руководство к оркестру для молодого человека (1946)
  • Увертюра на оказию (1946)
  • Men of Goodwill - Вариации на тему колядки (1947)
  • Вариации на тему Елизавете
  • Симфоническая сюита из Gloriana (1954)
  • Сюита английских народных мелодий для камерного оркестра (1966/1974)
Инструментальные концерты
  • Двойной концерт для скрипки и альта с оркестром (1932, incpt, реализованных Колин Мэтьюс)
  • Концерт для фортепиано с оркестром (1938, ред. 1945)
  • Концерт для скрипки с оркестром (1939, ред. 1958)
  • Молодые Аполлона, для фортепиано, струнного квартета и струнного оркестра (1939)
  • Диверсии для фортепиано (левой руки) с оркестром (1940 об. 1954)
  • Шотландская баллада, для двух фортепиано и оркестра (1941)
  • Концерт для кларнета (неполная: только первая часть, 1942/3 ОРЧ Колин Мэтьюс.)
  • Виолончельное симфония (1963)
хоралы
  • "Гимн Деве" для хора и солистов (1930?)
  • "Родился мальчик" для высоких голосов и хора (1933/55)
  • "Te Deum in C" для хора, трубы и органа (1934)
  • "Пятничные вечера" для детского голоса и фортепиано (1935)
  • "AMDG" (Ad Majorem Dei Gloriam), семь настройки Джерарда Мэнли Хопкинса для смешанного хора без сопровождения (1939)
  • "Церемония гимнов" (A Ceremony of Carols) для высоких голосов и арфы (1942); альтернативный вариант для смешанных голосов и арфы (или фортепиано)
  • "Гимн Святой Сесилии" для хора а капелла; стихи Одена (1942)
  • "Rejoice in the Lamb" для 4 солистов, хора и органа, текст Кристофер Смарт (1943)
  • "Festival Te Deum in E" для хора и органа (1944)
  • Свадебный гимн "Amo Ergo Sum" для сопрано, хора теноров и органа (1949)
  • "Пять песен цветов" для смешанного хора (1950)
  • "Гимн Св. Петра" для высокого голоса, смешанного хора и органа (1955)
  • "Антифон" для смешанного хора и органа, (1955)
  • "Missa Brevis" для мальчиков голоса и органа (1959)
  • "Jubilate Deo in C" для хора и органа (1961)
  • "Гимн святому Колумбу" для хора и органа (1962)
  • "Золотая суета" для мальчика 5 солистов, хора высокого и фортепиано (1966)
  • "Строительство дома" для хора и органа или латуни и оркестра (1967)
  • "Священное и мирское" (8 средневековые песни) для смешанного хора (1974-5)

Библиография

  • Таурагис А. Бенджамин Бриттен (Очерк жизни и творчества) М.: Музыка, 1965. - 130 с., Нот. ил.
  • Холст И. Бенджамин Бриттен. Пер. с англ. М.: Музыка, 1968.-100 с., Ил.
  • Ковнацкая, Л.Г.. Бенджамин Бриттен М.: Сов.композитор, 1974.-329 с., Портр., Нот, ил.
  • Humphrey Carpenter. Benjamin Britten: a biography (London: Faber, 1992) ISBN 0-571-14324-5



код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам