Надо Знать

добавить знаний



Бенедикт Спиноза


Spinoza.jpg

План:


Введение

Бенедикт Спиноза
Spinoza.jpg
Родился 24 ноября 1632
Амстердам
Умер 21 февраля 1677
Гаага
Место жительства Нидерланды
Область научных интересов философия
Известный в связи с: пантеизм

Бенедикт Спиноза (настоящее имя Борух; ивр. ברוך שפינוזה , порт. Bento de Espinosa , лат. Benedictus de Spinoza , * 24 ноября 1632, Амстердам - 21 февраля 1677, Гаага) - голландский философ, по происхождению из португальских евреев, один из самых пантеистов. Развил учение о единой, неиссякаемой, бесконечной субстанцию ​​, с безграничным количеством атрибутов : людям известны только два атрибута протяженность и мышление; есть эта субстанция есть причиной самой себя.


1. Биография

1.1. Детство и молодые годы (до 1658 года)

Бенедикт (Барух) Спиноза родился 24 ноября 1632 года в Амстердаме в богатой семье сефардской евреев, чьи предки после изгнания евреев из Португалии осели в Голландии, - Михаэля (Габриэль Алварес) и Ханны Деборы де Спиноза.

Тогдашняя еврейская община Амстердама прославилась своим богатством, известными торговцам, а также медиками, учеными, поэтами с одной стороны, а с другой - ревностной ортодоксией и применением для поддержания авторитета общины методов и средств, сравнимых с действиями святой инквизиции, от которой, собственно, в свое время ее члены вынуждены были бежать из Пиренеев. Семья Спинозы, а именно его дед, Авраам Эспиноза, и отец Михаэль занимали достаточно высокое высокое социальное положение в иудейской общине. Михаэль Спиноза (Эспиноза) (до самой смерти в 1654 году) вел успешную семейное дело - торговля южными фруктами.

В семье Михаэля Спинозы было пятеро детей: Исаак, Ребекка (оба от первого брака мужа), Мириам, Барух и Габриэль. Мать очень рано умерла от туберкулеза ( 1638 год), когда маленькому Варух (Бенекдиту) едва исполнилось 6 лет.

С одной стороны Барух Спиноза развивался в мультикультурной среде (известно, что он говорил и писал португальском, испанском, нидерландском, немного французском и итальянской языками, обладал литературным иврите, тогда как разговорным языком в семье, вероятно, был ладино), с другой - на него "давила" традиционная еврейская община с ее законами, моралью и ограничениями.

Барух Спиноза посещал начальную религиозную школу "Эц Хаим", где изучал иврит, Тору, Талмуд, основы еврейского богословия, риторику и т.д.. Учителями Спинозы были раввины - каббалисты Исаак Абоаб где Фонсека, Менаше бен Исраэль и Саул Moртейра. Учась у раввинов, Спиноза постигает основные труды философов еврейского мистицизма (Авраам ибн Эзра, Маймонид, Герсонид, Хасдай Креськас т.д.). Особенно повлиял на юный ум Баруха трактат "Puerta del Cielo" ("Врата небес") каббалиста Авраама Когена Эрреры, который жил в Амстердаме и умер, когда Спиноза был совсем юным.

Вероятно, чувствуя узость традиционной еврейской образования, Барух Спиноза за отцовские деньги изучает латынь (тогдашняя мировой язык науки и философии). Уже в то время Барух Спиноза, которого раввины не смогли перетянуть на сторону традиционной иудейской схоластики, пользуется в общине единоверцев славы чудака и вольнодумца, что даже чуть не имело трагические последствия - на жизнь Спинозы было совершено неудачное покушение.

После смерти отца в 1654 г. начинается затяжной судебный процесс Баруха Спинозы с ближайшими родственниками за родителей наследство, которое он выиграл.

В начале 1656 г. еретические взгляды Спинозы, которые разделяли также врач Хуан де Прадо и учитель Даниэль де Рибера, привлекли внимание верхов еврейской общины. Спиноза подвергал, среди прочего, несомненно, что Моисей был автором Пятикнижия, что Адам был первым человеком и закон Моисея обладает преимуществом над "естественным правом". Вскоре все эти свободомыслия Спинозы приводят к его судилища и публичного изгнания из еврейской общины. 27 июля 1656 г., когда Варух не исполнилось еще и 24 лет, в синагоге многолюдно ему, перечислив все нарушения и преступления, огласили акт об отлучении (херем, ивр. חרם ). Членам еврейской общины было запрещено любое общение со Спинозой, а ему самому запрещалось впредь использовать свое еврейское имя Барух ( иврит "благословенный"). Отныне Спиноза убирал имя Бенедикт (уменьшительное Бенто, латинский аналог Баруха).

Бенедикт Спиноза пишет в свою защиту "Апологию" (ее текст не сохранился), в которой пытается отвести нелепые обвинения и отстоять свои взгляды. Именно из-за жажды к познанию и желание развивать свои мысли отречения от еврейства не стало для Спинозы личной трагедией.


1.2. Годы духовных поисков

В конце 1650-х гг Бенедикт Спиноза уезжает из Амстердама, найдя убежище в пригороде Амстердама Уверкерци. Он посещает занятия в частной школе голландца Франца ван ден Эндених: получает основы знаний из светских прикладных и теоретических дисциплин - с математики, физики, медицины и т.д., знакомится с философскими трудами Аверроэса, Авиценны, Фомы Аквинского, Беме, делла Мирандола, Бруно, Бэкона, Гоббса, Декарта и т.д., учится рисованию, и параллельно с этим начинает свою философскую деятельность.

В это время ( 1658 - 59 гг) Спиноза активно общается с единомышленниками, в частности, со своим учителем и коллегой Хуаном де Прадо (на них даже было донесено испанской инквизиции). Вокруг Бенто Спинозы группируется кружок верных ему друзей и учеников - Симон де Фриис (Simon Joosten de Vries), Йарих Еллес (Jarig Jelles), Питер Балинх (Pieter Balling), Лодевийк Мейер (Lodewijk Meyer), Ян Рейверц (Jan Rieuwertsz), фон Шуллер (von Schuller), Адриаан Керби (Adriaan Koerbagh), Йоханнес Керби (Johannes Koerbagh), Йоханнес Боувмеестер (Johannes Bouwmeester) и другие.

Одним из последователей Спинозы в Амстердаме был его кузен Альберт Бург (Albert Burgh), который безуспешно пытался убедить другого принять католичество и избавиться от гордыни, прекратив считать себя предвестником высших истин. Ответ Спинозы была достойной и коротким:

" Я вовсе не претендую на то, что открыл наилучшую философию, но я знаю, что постигаю истинную. "

Именно Уверкерци Спиноза начинает свою литературную деятельность - пишет первую свою работу Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье".


Источники

  • Ждан А. Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-ва Ж42, МГУ, 1990.-367 с.
  • Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1981. 445с. (Рус.)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам