Надо Знать

добавить знаний



Бенуа Александр Николаевич



План:


Введение

Александр Николаевич Бенуа ( рус. Александр Николаевич Бенуа , фр. Alexandre Benois * 21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург - ? 9 февраля 1960, Париж) - русский и французский художник, историк искусства, художественный критик, один из основателей объединения "Мир Искусства". Сын архитектора М.Л.Бенуа.


1. Начало биографии, поиски.

Район Петербурга, где жила семья Бенуа. Дом семьи сохранился.
О.М. Бенуа. Автопортрет, рисунок 1893

Александр Бенуа родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье русского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и Камиллы Альбертовны Бенуа (урожденной Кавос). Юношей учился в Петербургском университете в 1890-1894 годах на юридическом факультете. Но атмосфера богатого столичного дома, где уважали искусство в разных его разновидностях (от архитектуры в графики) перенаправила его на путь собственного творчества. Александр хорошо овладел техникой акварели и привез из Франции ряд собственных работ на темы Версаля 17 века и "Последних прогулок короля Луи XIV". Некоторое время учился в Академии художеств, также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта. Семья была двуязычной, здесь хорошо знали русский и французский. Поэтому путешествия в Париж не были большой языковой препятствием. Позже, когда Александр Бенуа принял решение эмигрировать из страны, утопала в варварстве, пребывания во Франции стало как возвращение на свою историческую родину.


2. Университет и служба у княгини Тенишевои

В пору юношеских поисков Александр Бенуа стал студентом Императорского Петербургского университета. Он прослушал весь курс, где учился на юридическом факультете. Но юриспруденция его не привлекала. На 1894 пришлось несколько важных событий в жизни Александра Бенуа - он сдал государственный экзамен в университете, предоставил материалы о русских художниках искусствоведу из Германии Рихарду Мутер, что и вышли из печати в 1894 году, женился.

Брак заставил художника искать самостоятельные источники дохода. Неожиданностью было предложение княгини Тенишовои (1867-1928) стать охранником ее художественных сборников, пойти к ней в частную службу. Поскольку основную часть художественных сборников еще предстояло собрать, Бенуа принял предложение и отбыл в командировку в Париж. Он покупал произведения искусства для сборки княгини, одновременно занимался самообразованием. Пребывание за границей также способствовало осознанию себя как художника.


3. Бенуа и издание "Мир искусства"

В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художников для немецкой сборника "История живописи XIX века". В 1896-1898 и 1905-1907 гг работал в Франции. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения "Мир искусства", участвовал в новом художественном издании, имел то же название журнал "Мир искусства". Основания журнала произошло без Бенуа, процессом руководил Дягилев Сергей Павлович, что заручился средствами княгини Тенишовои и московского мецената Саввы Мамонтова. На короткий срок издание приостановилось, на что повлияли разочарование меценатки Тенишовои и злонамеренное банкротство Мамонтова. На помощь, чтобы спасти издание, пришел влиятельный художник Серов Валентин Александрович, что позаботился о предоставлении журнала государственной поддержки.


4. Искусствовед и художник.Пошукы.

Зимний дворец в Петербурге.

Начало 20 века вообще стал важным этапом в творчестве мастера, в его поисках. Бенуа окончательно захватила историческая тема, которая четко поделилась на интерес к Франции суток короля Луи ХИV и в Петербург суток 18 века. Он дважды обращался к версальской серии - в 1897 и в 1905-1906 годах. И долго рисовал пейзажи парка лет жизни во Франции.

Его кружке принадлежит честь возвращения приязни к истории Петербурга и его архитектурного и художественного образа несмотря официоз, государственную холодность и сплюндрованисть в 19 веке. Именно поэтому темами многих работ Бенуа становятся знаменитые страницы города 18 века, его парки и ни на что не похожи дворцы, пышные быт суток барокко и классицизма, архитектурные шедевры гениальных зодчих.


5. Театральный художник.Пошукы.

Эскиз "Гобелен" к балету "Павильон Армиды"

Именно в начале 20 века Бенуа обратился к театру. В 1902 году он выступил сценографом оперы Р. Вагнера "Гибель богов". И эти поиски тоже не были напрасными. В историю искусств Александр Бенуа войдет как один из талантливых сценографов 20 века.

Даже эскизы декораций балета Н.Черепнина "Павильон Армиды" станут явлением в искусстве и раритеты, гордостью музеев. А Бенуа работал в театре десятилетиями, чрезвычайно обогатив театрально-декорационное искусство 20 века.

  • "Павильон Армиды", ексиз

  • Эскиз театрального костюма Красного мага, 1907 г.

  • "Павильон Армиды", ексиз

Александр Бенуа в емирантський период работать в Гранд Опера ( Опера Гарнье) в Париже и в Ла Скала в Милане. И это высшая ступень его художественных поисков и художественных достижений.


6. Разноплановый художник.Пошукы.

В 1916-1918 годах художником были созданы иллюстрации к поэме А.С.Пушкина "Медный всадник" в трех вариантах. Имела успех и книга "Азбука в картинах Александра Бенуа" 1905 года.

1918 года Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал ее новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник, в частности работал над оформлением спектаклей БДТ. В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.


7. Поиски себя и своего места в жестоком 20 веке

В 1926 году Бенуа оставил СССР, не вернувшись из зарубежной командировки.

В СССР не приветствовали эмигрантов, поэтому значительное количество архивных документов не обнародовано до сих пор. В полной мере это касается и художника, ничем не опасного для страны, Александра Бенуа. Не политический и не государственный деятель, Бенуа десятилетиями замалчивался. До сих пор не перепечатаны его "Художественные письма", что писал художник в 1908-1917 годах и которые печатала известная газета той эпохи "Речь". Его письма в книге "Александр Бенуа в размышлениях" были порезаны советской цензурой и перепечатаны неполными. Фонд (неполный архив) Александра Бенуа в отделе рукописей Государственного Русского музея остается практически недоступным для ученых. Многие документы рассеяны по различным государственным учреждениям и частным архивам, что чрезвычайно затрудняет изучение творчества и биографии художника. Начался наш долгий путь поисков в Бенуа Александра Николаевича, которого в достаточном объеме еще не знает никто.

Доживал в Париже, работал в основном над эскизами театральных декораций и костюмов. Александр Бенуа сыграл значительную роль в постановках балетной антепризы Дягилева Сергея Павловича Ballet Russes, как художник и автор - постановщик спектаклей. Бенуа умер 9 февраля 1960 г. в Париже.


8. Александр Бенуа и Крым

В 1915 г. Александр Бенуа приехал в Южный Крым в город Судак. Деньги позволяли и он приобрел участок земли, где построил собственную дачу "Капсель". Зарисовки в технике акварель и темпера сохраняют ныне различные музеи России. Четыре пейзажи Бенуа сохраняет и музей Воронцовский дворец в городе Алупка.

9. Музей семьи Бенуа.

Бенуа А.Н. "Японский павильон и скульптура" Зефир ", 1901 г., Ораниенбаум.

Значительные сдвиги в отношении Бенуа Александра Николаевича пришли в начале 1990-х гг В городе Старый Петергоф открыт музей семьи Бенуа, где среди представителей знаменитой семьи обустроили и зала, посвященную только ему. После догадки, что тот навсегда эмигрировал из большевистской России, его полная архив и картины передали в Русский музей, а вещи и мебель распродали с аукциона. В музее семьи Бенуа сделана реконструкция кабинета Александра Николаевича на основе вещей суток и мемориальных вещей из разных источников. Среди экспонатов - посмертная маска лица художника.


10. Печатные произведения

  • Русская школа живописи, СПБ, 1904;
  • Художественные письма, газета "Речь", ноябрь 1908 - февраль 1917;
  • Царское село в царствование императрицы Елизаветы Петровны, СПБ, 1910;
  • История живописи всех времён и народов, т. 1-4, СПБ, 1912-17 (не окончен)
  • Возникновение "Мира искусства", Л., 1928;
  • Жизнь художника. Воспоминания, т. 1-2, Нью-Йорк, 1955;
  • Александр Бенуа размышляет ... (статьи и письма 1917-1960 г.), М., 1968; Memoirs, v. 1-2, L., 1960-64.
  • А.Бенуа, Мои воспоминания. В пяти книгах. т.1 и т.2. Изд. второе, доп. М., Изд. "Наука" 1990.

10.1. Избранные картины

  • Серия "Последние прогулки короля Луи XIV", 1898
  • Карнавал на реке Фонтанка
  • Базель. Набережная Рей в дошовий день, 1902
  • Военный парад императоре Павле, 1907
  • Итальянская комедия, 1907
  • Петергоф. Большой каскад, 1917
  • Петергоф. Цветник под Большим дворцом, 1918

Источники

  • Эрнст С., А. Бенуа, П., 1921;
  • Эткинд М., "А. Н. Бенуа", Л. - М., 1965
  • А. Бенуа, "Мои воспоминания". В пяти книгах. т.1 и т.2. Изд. второе, доп. М., Изд. "Наука" 1990.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам