Надо Знать

добавить знаний



Бердяев Николай Александрович


Бердяев Николай Олександрович.JPG

План:


Введение

Николай Александрович Бердяев ( рус. Николай Александрович Бердяев * 6 марта 1874, Киев, Российская империя - ? 24 марта 1948, Кламар (под Парижем), Франция) - русский религиозный философ ("Цель творчества", "Философия свободного духа", "Русская идея"). Один из основоположников экзистенциализма в России.

Николай Бердяев считается одним из величайших философов ХХ века. Его творчество относят к религиозного экзистенциализма - философии существования, которая оказала значительное влияние на развитие литературы и искусства. Более того, он начал такой философское направление, как персонализм, который признает личность первичной творческой реальностью, а весь мир - проявлением творческой активности "высшей личности" - Бога.


1. Биография

1.1. Детство и образование

Николай Александрович Бердяев родился 18 марта 1874 года в Киеве (по другим данным - в Обухове под Киевом). Его семья происходила из древнего дворянского рода. Бердяев очень любил Киев и особенно его своеобразную часть - Печерск, который тогда состояла сплошь из монастырей и военно-фортификационных сооружений. Вот как он писал о родном городе в своей автобиографии :

" "В душе я всегда чувствовал образ Печерска. Во мне смешались монашеские и военные инстинкты и определили характер моего духовной жизни. У меня всегда были религиозные искания, и я всегда чувствовал в себе воинственность" "

Именно военные стремление привели его в Киевский кадетский корпус, где он учился в 1884 - 94 годах.

В 20-летнем возрасте Николай Бердяев отказался от дальнейшей карьеры военного и поступил в Киевского университета Святого Владимира на естественное отделение физико-математического факультета. Вскоре Николай Бердяев перевелся на юридический факультет.


1.2. Начало творческого пути к высылке из России

В 1898 году после ареста за участие в социал-демократическом движении был исключен из университета. В архиве сохранилась пояснительная записка будущего философа по поводу тех событий ("Его превосходительству директору департамента полиции Дворянина Николая Алексеевича Бердяева Объяснительная записка"). Одним из обвинений против Бердяева стали его рукописи, найденные во время обыска в письменном столе. В пояснительной записке он отметил:

" "В моих заметках и рукописях нет ничего специально политического, ничего на злобу дня, ничего, что касается России ..." "

Так или иначе, но именно этой проблематики касаться Бердяев течение своего следующего творческого пути мыслителя. В начале Бердяев заинтересовался марксизмом, где его увлекла идея силы человека, его власти над природой, однако он никогда не был революционером по своей сути. Так, уже позже он писал:

" "Революционная утопия казалась мне подменой духовной жизни. Они подменяют утраченного Бога ... Свобода всегда больше говорила моему сердцу, чем равенство". "

В 1900 - 02 годах Бердяев находился в ссылке: сначала в Вологде, позже - в Житомире. В этот период он отошел от марксистских взглядов и постепенно стал исповедовать христианский "мистический реализм".

Николай Бердяев воспринял революционные события 1905 года, как он написал об этом позже:

" "Я очень болезненно пережил революцию 1905 года. Я чувствовал в ней коренную неправду, ложь ее духовной основы, и меня ужаснуло моральное вырождение в ее конце". Февральскую революцию и падение монархии философ расценил, как "вступление общества в большую неизвестность". "

Послереволюционное будущее он видел, как хаос и несдержанное насилие, истребление расы лучших и уничтожение культурных традиций:

" "Я чувствовал себя революционером духа, но совсем не революционером в социально-политическом отношении. В первые дни переворота у меня была некоторая надежда на лучшее будущее, но она очень скоро исчезла, и я почувствовал, что Россия в пропасть". "

После же Октябрьского переворота 1917 года Николай Бердяев некоторое время жил и довольно успешно работал в новых условиях советской власти. В частности, он был одним из основателей Всероссийского союза писателей, избран ее вице-президентом. Зимой 1918 - 19 лет организовал Вольную академию духовной культуры, где читал лекции по философии и богословия, был ее председателем до 1922 года. Преподавал этику слова в Государственном институте слова. Был избран профессором Московского университета.

В 1920 году Бердяева арестовали. Бердяева допрашивал лично Дзержинский, он и распорядился отвезти философа домой на автомобиле. Но уже второй арест в 1922 году подвел черту под российским периодом жизни философа.


1.3. В эмиграции

Начиная от ссылки в Германии в 1922 году Николай Бердяев вечно был вынужден жить на эмиграции.

К 1924 году Бердяев жил в Берлине, где организовал Религиозно-философскую академию, участвовал в создании Русского научного института, Русского студенческого христианского движения. Затем философ переехал в городок Кламар под Парижем. Там он долгое время был редактором основанного им религиозно-философского журнала "Путь" - ведущего издания русской эмиграции, также возглавлял издательство "YMCA-Press".

В эмиграции Николай Бердяев тосковал по родине, без надежды мечтал вернуться в Россию, но зла вынужденную эмиграцию никогда не держал:

" "Наша любовь всегда должна быть сильнее нашей ненависти. Надо любить Россию и русский народ больше, чем ненавидеть революцию и большевиков" "

За год до смерти ( 24 марта 1948 года) Николая Александровича был избран почетным доктором теологии Кембриджского университета. Этот ученый степень была практически единственной отличием одного из образованнейших людей нашего времени.

На Западе Николай Бердяев получил признание как главный выразитель традиции русской религиозно-идеалистической философии и идеолог антикоммунизма; в России же к идеям Бердяева "вернулись" на короткий срок только с демократизацией общественной жизни - исключительно конце 1980-х - середине 1990-х годов.


2. Творчество и идеи

Николай Бердяев оставил после себя около 40 книг. Некоторые из них появлялись английском или французском языках, и лишь затем переводились русском. Одним из таких произведений была книга ?Истоки и смысл русского коммунизма" ( рус. Истоки и смысл русского коммунизма ). В ней Бердяев, как к нему Толстой и Достоевский, на произведениях которых он учился, попытался открыть для "Запада" Россию, ее ментальность, ее внутренние противоречия, ее тайну. Он проводит параллели между Петром I и Лениным. Говорит о русский народ, который всегда искал правды, хотя ее не было и не могло быть в созданной через страшные жертвы огромном государстве-империи. Вспоминает уникальность русской интеллигенции, которая образовалась из разных социальных классов - с наиболее культурной части дворянства, из детей священников и дьяков, из мелких чиновников, из мещан и даже из крестьян, но к которой могли вовсе не учитываться ученые и писатели. Показывает, как разные эпохи создавали разных людей, выражавших общий дух своего времени: декабристов и коммунистов, Разина и Пугачева, Рудин или Обломовых. Эта книга и некоторые другие стала результатом его долгих поисков, когда он "пытался разгадать душу России и русского народа".

Наивысшей ценностью для Бердяева был человек и его свобода. Но он подчеркивает, что это не просто, что свобода - это тяжелое испытание, что иногда легче остаться в рабстве. Свобода первична, она открывает возможности творчества и создания всего нового, чего еще не было в мире. В противоположность Ницше, Бердяев считал, что демонизм, а не христианство, является моралью рабов. Философ отмечал:

" "Бунтуют против Бога рабы Божьи, дети Божьи любят Бога ... Мое личное убеждение, что Бог присутствует лишь в свободе и действует через свободу" "

Именно творчество человека, по Бердяеву, является новым откровением, тем, что человек может дать Богу. Бердяев считал, что только Бог нужен человеку, но и человек Богу.

Творчество и идеи Бердяева в определенной степени повлияли на католического философа Антанаса Мацейна (1908-1987).


3. Источники и ссылки

Википедия содержат высказывания, автором которых является: Бердяев Николай Александрович

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам