Надо Знать

добавить знаний



Березиль



Режиссерская лаборатория театра "Березиль", 1925 г. Сидят (слева направо): Я.Бортник, Василько, Борис Тягно, З.Пигулович, Л.Курбас, Ф.Лопатинський, Ю.Лишанський. Стоят: Павел Береза-Кудрицкий, И.Крига, А.Ирий.

"Березиль" - украинский театр-студия, основанный Лесем Курбасом в 1922 году в Киеве. В 1926 году был перемещен в Харьков, где он занял помещение, до этого принадлежало театру имени И. Франко под руководством Гната Юры (ныне это здание Харьковского Украинского академического драматического театра им.Т.Г.Шевченко). Сейчас название "Березиль" носит малая сцена Харьковского Украинского академического драматического театра имени Т.Г.Шевченко.


История

Один из первых украинских советских театров. Название театра происходит от названия первого весеннего месяца - Март. Датой рождения театра принято считать 31 марта 1922 года. Первое представление "Березиль" было представлено 7 ноября того же года. Она называлась "Октябрь" и была создана по тексту творческого постановочного коллектива. Работал государственный театр с 1922 к 1926 в Киеве, а с 1926 к 1933 - в Харькове (тогдашней столице советской Украины). Период жизни и становления театра в Киеве считают "политическим" периодом, а харьковский период - философским.

Основан Лесем Курбасом как художественное объединение (МОБ) на базе одной из групп коллектива "Молодого театра", который начал свои выступления в частях Красной Армии. Во время своего расцвета театр "Березиль" насчитывал 6 актерских студий (три в Киеве и по одному в Белой Церкви, Умани и Одессе), около 400 актеров и сотрудников, режиссерскую лабораторию (режлаб), музей театра (ныне Государственный музей театрального, музыкального и киноискусства Украины в Киеве) и десять комитетов, в том числе и так называемый "психологически-технический" комитет, который применял методы прикладной психологии для разработки новых методов обучения актеров и режиссеров.

Каждая мастерская, кроме постоянного репертуара, имела свое особое задание и занималась поисковой работой в различных отраслях театрального искусства. В театре действовал мюзик-холл (спектакли "Шпана", "Алло на волне 477", "Четыре Чемберлену"), агитпроп. Было подготовлено серию "Костюмированные истории" (спектакли "Жакерия", "Савва Чалый", "Король забавляется", "Заговор Фиеско"). Театр также издавал журнал "Баррикады театра". "Березиль" был смелым и крепким экспериментальным коллективом, в котором сияли молодые таланты - Амвросий Бучма, Марьян Крушельницкий, Наталья Ужвий, Иосиф Гирняк, Валентина Чистякова, Александр Сердюк, Даниил Антонович, Иван Марьяненко, Федор Радчук и другие.

Художественное руководство "Березиля" декларировало свою творческую советскую программу, провозгласило борьбу против теории "искусства для искусства", развлекательности, рутины и штампа в театре. "Березиль" сосредоточил творческие усилия на поиске новых сценических средств. В отличие от "реалистического" театра (идеи которого исповедовал Гнат Юра), Курбас эволюционирует в сторону авангардизма, експресионистичности, конструктивизма и необарокового символизма. Он делает упор на использовании простых декораций, на бережливости в средствах, эрудиции актеров и умеренной прозрачной мизансцене, к которой приобщает фотографию, кино и музыку. Режиссер избегает вторичности и не желает обращаться к российским перепевов западной культуры.

В апреле-мае 1926 г. Всеукраинская театральная совещание приняла решение о переименовании киевского театра "Березиль" в Центральный украинский театр Республики и перевода его в Харьков. "... Я связываю с переходом в Харьков перспективы возрождения" Березиля "как, как того коллектива, который не только плетется от постановки к постановке, который не то, что допускает элементы розкладових настроений, но все скученное на одной цели, есть несомненное завоевание центральной позиции ", - говорил Курбас.

4 мая 1926 в Киевском театре им. В.И.Ленина состоялись торжественные проводы "березильцив". Коллектив "Березиля" объединил лучшие силы из всех мастерских. 16 октября 1926 начался первый харьковский сезон. Премьерный спектакль по пьесе Ф.Кроммелинка "Золотое брюхо" была представлена ​​в здании на улице Карла Либкнехта (сейчас Сумская улица) - там, где раньше работал театр имени И.Франко под руководством Г.Юри.

В харьковском "Березоли" засияла яркая триада художников - Л.Курбас, художник Вадим Меллер, драматург Кулиш. В Харькове, после знакомства с Кулиш, Курбас окончательно подвергает сомнению свои эстетические концепции и переориентируется. С 1926 по 1936 годы "Березиль" переживает новый период так называемого национального синтеза с необарокових доминантой. Яркими примерами такого нового направления были два спектакля по произведениям Кулиша - "Народный Малахий" (1928) и "Мина Мазайло" (1929), которые стали причиной для всеукраинской литературной дискуссии. 28-29 марта 1927 г., а затем с продолжением 15-16 апреля прошел 1-й Всеукраинский театральный диспут, заседание которого начинались в 8 утра, а заканчивались в 2 часа ночи. Главными соперниками были Гнат Юра из театра им.И.Франко и Лесь Курбас с "Березиля", которые отстаивали соответственно первый курс на реалистическую психологическую драму, а второй - авангардистское понимание театра. Впереди были эти два спектакля "Березиля", но взят Курбасом направление на "немедленную реформу человека", то есть фактически переход от гимна массам, коллективизма к восхваления индивидуализма, стал началом нападений со стороны власти на Курбаса лично и театр в целом. Курбасовских театр был обвинен в недоступности массам, а сам режиссер в антидемократической позиции, буржуазном национализме и контрреволюционности. "Патетическая соната" за Кулишом запретили ставить. Премьера еще одного спектакля по произведению Кулиша "Маклена Граса" состоялась в сентябре 1933 года под надзором чекистов, а впоследствии была запрещена.

Вот как еще в 1950-х годах подавалась советская оценка творческой деятельности театра: "[...] в практике творческой работы" Березиля "с самого начала оказывалась неустранимость буржуазных элементов в идейно-творческих позициях руководителя" Березиля "Л.Курбаса. Это проявлялось в недооценке как прогрессивных достижений дооктябрьского украинского реалистического театра, так и богатейшей сокровищницы достижений русского театра и русской драматургии, в эстетских и формалистических проявлениях. Руководство "Березиля" увлекались условностью сценических средств выразительности, переоценивало значение движения, внешней динамики, применяло беспредметные конструкции в оформлении спектаклей. Драматургический текст иногда рассматривался не как основа, а лишь как "материал" для представления и подвергался произвольным изменений и дополнений. Противоречивость в понимании задач театра и путаница в творческом методе привели к тому, что в "Березоли" рядом с лучшими новаторскими представлениями ("Джимми Хиггинс "," Гайдамаки "," Жакерия "," Коммуна в степях "," Накануне "," Бронепоезд 14-69 "," Плацдарм "," Хозяин ") были и формалистические (" Газ "," Машиноборци "," Золотой брюхо "), идейно путаные (" Алло на волне ") и проникнуты националистическими тенденциями ( "Мина Мазайло", "Народный Малахий") ".

В 1933 году после ареста Леся Курбаса театр был закрыт, а актерский коллектив присоединился к труппе Харьковского украинского драматического театра им. Т.Шевченко (сейчас Харьковский государственный академический украинский драматический театр им.Т. Г. Шевченко), руководителем которого стал М. Крушельницкий.

Огромное генерация талантливых актеров и режиссеров была воспитана театром "Березиль": М.Крушельницкий, Й.Гирняк, Н. Ужвий, А. Бучма, И.Марьяненко, В.Чистякова, И.Стешенко, Н.Титаренко, С.Шагайда, Л. Гаккебуш, В. Василько, O.Сердюк, Д. Милютенко, Антонович, Г.Бабиивна, O.Добровольська, Г.Игнатович. Кроме Курбаса, постановки осуществляли Януарий Бортник, Фавст Лопатинский, Борис Тягно, Владимир Скляренко, Борис Балабан. Первым сценическим художником "Березиля" стал выдающийся художник Вадим Меллер.

В историю украинского театра навсегда вошли сценические образы, созданные в "Березоли" - Гонты, Вершинина в исполнении И. Марьяненко; Хиггинса, Дударя, Крышки в исполнении А. Бучмы; Победоносцева, Малоштан в исполнении М. Крушельницкого; Васьки окорока в исполнении А. Сердюка; Сэди, Маклены в исполнении Н. Ужвий; Екатерины-коммунистки, Оксаны в исполнении В. Чистяковой.

Оценка деятельности Курбаса и его театра была пересмотрена после объявления независимости Украины. Нелли Корниенко, директор Центра Леся Курбаса, академик Академии искусств Украины, доктор искусствоведения так высказалась о гения украинской культуры: "Мы имели художника 21-22 века. Это абсолютно сегодня понятно после реконструкции его спектаклей. Это человек, который считал, что театр является парламентом государства, культура важнее других сфер деятельности, что проявилось в 21 веке правдой. "


Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам