Надо Знать

добавить знаний



Березовский Максим Созонтович



План:


Введение

Максим Созонтович Березовский ( * 27 октября 1745, Глухов - ? 2 апреля 1777, Санкт-Петербург, Российская империя) - украинский композитор, дирижер, певец. Классик европейской музыки.


1. Биографические данные

Родился в Глухове на Сумской в казацкой семье, в городе, где воспитывались музыки для работы при дворе русских императоров (см. Глуховская музыкальная школа). Высшее образование получил в Киево-Могилянской академии, где начал писать собственные произведения.

1758 года - через исключительные вокальные данные командирован в Петербурга ( Россия), где стал солистом в Придворной певческой капелле князя Петра Федоровича. Там познакомился с тогдашней европейской музыкой. В 1759 - 60 годах выступал как певец-солист в Итальянской оперной труппе в Ораниенбауме и Петербурге.

1769 года - откомандирован в Италии на обучение в Болонской филармонической академии, где брал уроки у известного композитора и историка музыки падре Джованни Батиста Мартини, у которого учился около восьми лет. Чтобы иметь право капельмейстером, выдержал экзамен 15 мая 1771 г. на звание академика филармонии в Болонье вместе с чешским композитором по имени Йозеф Мисливечек.

Окончил Академию с отличием. Стоит отметить, что в эти же годы в Болонской академии учился еще юный В.А.Моцарт. 1771 - Березовский получил звание maestro di musica и был избран членом Болонского филармонического общества. К 1773 года единая законченная опера, принадлежит М. Березовскому - "Демофонт", была поставлена ​​в Ливорно 1773 года в карнавальные праздники. В начале 1774 года вместе с эскадрой русских кораблей под командованием Алексея Орлова вернулся в Петербург.

Вернувшись 1774 года в Российской империи, М. Березовский столкнулся с равнодушием чиновников. Ему обещали место директора Кременчугского музыкальной академии, но этому проекту не суждено было осуществиться. Максим Березовский был зачислен (без должности) церковным певчим и капельмейстером Придворной певческой капеллы.

Постоянная нужда, невозможность найти применение своим творческим силам привели композитора к нервной болезни. 1777 года 32-летний композитор покончил жизнь самоубийством (правда, сейчас версия о самоубийстве подвергается сомнению биографами Березовского) Не менее трагична судьба выпала его произведениям, или пылились, или вообще уничтожены. Большинство произведений Березовского сохранилась в рукописях. Были изданы только отдельные композиции, которые, собственно, и принесли ему мировую славу.


2. Наследие

Березовский известен как композитор, автор духовных концертов, написанных им после возвращения из Италии (популярный концерт "Не отвержи меня во время старости"). Он соединил в своем творчестве тогдашний опыт западноевропейской музыкальной культуры с национальными традициями хорового искусства. Вместе с Д. Бортнянским создал новый классический тип хорового концерта.

2.1. Духовная музыка

Духовные музыкальные произведения Березовского охватывают Литургию, причастны стихи, хвалебную песнь и ряд концертов, из которых сохранилась лишь небольшая часть. Кроме церковнославянских текстов Березовский использовал также тексты на английском (хвалебная песнь) и немецком языках ("Unser Vater").

В литургии композитор использует характерные для партесной музыки постоянное гармоничное многоголосие, сопоставление туттийних и ансамблевых эпизодов, метр - 3/2 и 4/2.

Причастны стихи написаны на тексты псалмов преимущественно благодарственного характера, у Березовского они нашли лирическое воплощение (за исключением "Радуйтесь праведные" и "Хвалите Господа с небес" № 3 торжественно панегирической образности). Хоровая фактура весьма разнообразна, отдельные произведения имеют постоянную гармоничную фактуру (напр. "Хвалите Господа с небес" № 1), другие объединяют гармоничную с имитационной ("Во всю землю"), или используют полифоническую ("Блаженны яже избрал"), в частности, фугу ("Хвалите Господа с небес" № 2). Еще ярче чем в Литургии, в причастном стихах наблюдается мелодизация голосов. Мелодика стихов выразительна и разнообразна, и нередко обнаруживает сходство с типичными оборотами украинского лирических песен [1].

Духовные концерты занимают видное место в творчестве композитора, и были подняты, как жанр, до самого музыкально-художественного уровня [2]. Сохранились лишь три концерта - "Бог ста в сонмѣ Богов", "Господь воцарися", "Не отвержи". Эти концерты унаследовали немало черт партесных концертов, в частности сочетание аккордовой и полифонической фактур, однако вобрали и традиции западноевропейской музыки, в том числе новая гармонический язык с функционально-гармонической ладовой системой. Все концерты представляют собой многочастную циклы, составленные по принципу образного, темпового и фактурного контраста, однако объединены тематической целостностью, достигается интонационными связями между крайними частями, а в последнем концерте - в течение всего произведения. Концерты весьма различны как по построению, так и характером:

концерт литературная основа части характер
"Бог ста в сонмѣ Богов" псалм № 81 6: Allegro - Largo - Allegro - Vivace - Moderato - Allegro торжественный, строгий
"Господь воцарися" псалм № 92 4: Allegro - Andante - Moderato - Allegro торжественно хвалебной
"Не отвержи" Псалм № 70 (строфы 9 - поч.13) 4: Adagio - Allegro - Adagio - allegro лирико-драматический

2.2. Опера "Демомонфт"

Единственная опера композитора - "Демомонфт" была написана в Италии и ставилась в г. Ливорно в 1773 году, о чем сохранилась статья в местной газете "Notizie del mondo". Сохранились лишь 4 арии из этой оперы [3], которые свидетельствуют о тесных связях композитора с неаполитанской и Венецианская оперными школами. Ориентируясь на тогдашние тенденции развития оперы-сериа, Бортнянский обнаруживает в музыке эмоциональность и душевность, почутееву нежность и благородство, мелодичную красоту [4].


2.3. Соната для скрипки и чембало

Единственным известным инструментальным произведением Березовского есть Соната для скрипки и чембало, написана в Пизе в 1772 году. Рукопись этой сонаты хранился в Парижской национальной библиотеке и был расшифрован М. Степаненко и опубликован издательством "Музыкальная Украина" в 1983 году.

Соната имеет три части, энергичные крайние части контрастируют медленной средней. Как и в опере "Демофонт", Березовский следует тогдашние традиции западноевропейской музыки, ярко вилявляючы свое лирическое дарование [5]


3. Память

Скульптор И.Коломиець. Памятник Березовскому в Глухове

1995 года в Глухове было установлено памятник композитору (скульптор - Коломиец Инна Антоновна).

2005 - на фасаде Болонской музыкальной академии установлена ​​мемориальная доска в честь украинского композитора Максима Березовского. После В.А.Моцарта, Березовский стал вторым композитором-чужаком, память которого отмечена таким образом во всемирно известном центре культуры и искусства - Болонский академии. Памятник Березовскому построен в Глухове.

Имя композитора носит детская школа искусств в Глухове, улица в Ровно.


4. Произведения

фрагменты композиций М. Березовского

4.1. Оперы

  • "Демофонт" (либр. П. Метастазио, 1773, поставлена 1774 в Ливорно, Италия),
  • "Ифигения" (не окончена);

4.2. Хоровые произведения

  • Литургия св. Иоанна Златоустого,

духовные концерты

  • "Не отвержи меня во время старости",
  • "Остригну сердце",
  • "Милость и суде ВОСП",
  • "Слава в вышних Богу";

причастниками

  • "Творяй Ангелы своя духи",
  • "Чашу спасения приму",
  • "И память вечную",
  • "Во всю землю",
  • "Хвалите Господа",
  • "Блажени яже избрал",
  • "Не имамы иныя помощи".

4.3. Инструментальная музыка

  • Соната для скрипки и чембало (1772).

Примечания

  1. Л. Корней. История украинской музыки. Т.2. - М.; Харьков; Нью-Йорк: М. П. Коць, 1998. - С.296; с.188
  2. Корней, с.202
  3. В Украине изданы под редакцией Юрченко и В. Белякова в 1988 году.
  4. Корней, с.206
  5. Корней, с.214

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам