Надо Знать

добавить знаний



Бернард Шоу


George bernard shaw.jpg

План:


Введение

Nobel prize medal.svg

Джордж Бернард Шоу ( англ. George Bernard Shaw ) ( 26 июля 1856 - 2 ноября 1950) - английский драматург и публицист ирландского происхождения, родом из Дублин, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1925, умер в Эйот-Сент-Лоренс, Англия. На украинской сцене впервые ставил пьесы Шоу Лесь Курбас в "Молодом театре" ("Кандида", 1918) и Театре им.Т. Шевченко ("Ученик дьявола", 1922), позже в Театре им. И. Франко были выставлены "Святая Иоанна" (1924) и "Ученик дьявола" (1948).

Именно Б. Шоу вместе с Г. Ибсена и А. Чеховым был "отцом" остро социальной, интеллектуальной драмы, "драмы идей". Продолжая на новой основе традиции ибсенивського театра, Б. Шоу создал неповторимо своеобразную драматургическую систему.


1. Жизнеописание

Родился 1856 года в Дублине ( Ирландия). Мятежный характер юноши восставал против сухой системы школьного обучения. По его словам, он "бежал из классической школы" именно тогда, когда ему "угрожали занятия Гомером" . В 1871 году пятнадцатилетний Шоу начинает работать клерком. В 1876 году переехал в Англию. Но именно Ирландия, где все социальные, национальные и религиозные противоречия эпохи оказывались особенно остро, сформировала характер Шоу - одновременно бурный и насмешливо-спокойный, такой , сочетавший жажду справедливости и язвительный скептицизм.

В конце 70-х годов Б. Шоу окончательно выбирает путь профессионального литератора. Сначала он создает романы, интересные прежде всего с точки зрения формирования драматургического метода Шоу. Краткие описания ситуаций, напоминающих сценические ремарки, яркий, часто насыщенный парадоксами диалог - все это предвещает в романисти будущего драматурга.

В 80-е годы Бернард Шоу работает литературным рецензентом, театральным обозревателем и музыкальным критиком в нескольких газетах и ​​журналах. Блестящие и оригинальные по изложением мыслей и парадоксальные по форме статьи, подписанные буквами GBS, привлекают внимание публики.

Именно в это время сформировались и социальные взгляды Б. Шоу. В 80-е годы он принимал активное участие в деятельности Фабианского общества - социал-реформистской организации, название которой происходит от имени римского полководца Фабия Кунктатор, который нанес решающий удар карфагенскому вождю Ганнибалу именно потому, что перед этим долго выжидал и не спешил. Такой же выжидательной тактики в отношении капитализма и предлагали придерживаться фабианцы. Они считали, что социализм можно построить путем постепенных реформ, а не социальных революций.

Борьба за новое общество была для Шоу неотделимой от борьбы за такую ​​драму, которая могла бы поставить перед зрителем насущные вопросы современности. Ничего подобного на английской сцене того времени не было: за исключением традиционных шекспировских спектаклей, в репертуаре театров преобладали мелодраматические и псевдоисторические пьесы.

Б. Шоу начал создание новой драматургической системы по пропаганде творчества Ибсена. В 1891 году увидела свет книга Шоу "Квинтэссенция ибсенизма". Главную цель "ибсенизма" Шоу видит в разоблачении буржуазной морали, в разрушении фальшивых идеалов. Новаторство Ибсена в области драмы оказывается, по мнению Шоу, в наличии конфликтов и умных, тонких дискуссий. Дискуссия становится неотъемлемой частью современной драмы. В 1885 году Шоу создает свою первую пьесу "Дома вдовца", с которой началась "новая драма" в Англии. Затем появились "Волокита" (1893) и "Профессия миссис Уоррен" (1893-1894), - все они вошли в цикл "Неприятные пьесы". В предисловии к сборнику "Неприятной пьесы" Шоу писал, что зритель "сталкивается в них с ужасными и уродливыми проявлениями общественного строя Англии".

Резкий обличительный пафос отличает выдающееся пьесу цикла - комедию "Профессия миссис Уоррен", злую сатиру на викторианскую Англию. Как и Ибсен, Шоу обнаруживает глубокое несоответствие между видимостью и сущностью, внешней респектабельностью и внутренним убожеством своих героев. Обостряя сценическую ситуацию до гротеска, он делает главной героиней проститутку, которая собрала капитал, занимаясь своим позорным ремеслом. Пытаясь оправдать себя перед дочерью, воспитанной в абсолютном незнании источника семейных доходов, миссис Уоррен рисует ей страшную картину нищенского существования своей семьи, что и подтолкнуло ее к занятию проституцией. Но, как признается она дочери, оставить свой прибыльный "промысел" и пренебречь законами общества, которые оправдывают любые средства достижения богатства, миссис Уоррен не может, потому что "любит наживать деньги". Шоу изображает миссис Уоррен и как жертву несправедливого устройства общества, основанного на безжалостном подавлении и эксплуатации человека, и его воплощение, символ. При построении пьесы Шоу руководствовался принципом ретроспективно-аналитической композиции: в этом чувствуется значительное влияние Ибсена. Пружина действия - постепенное "узнавание" правды, разоблачения прошлого миссис Уоррен. В финале пьесы конфликт решается после острой дискуссии между миссис Уоррен и ее дочерью Виви, образ которой является первой попыткой создания положительного героя в творчестве драматурга.

Такими же остросатирические были и пьесы следующего цикла - "Пьес приятных": "Оружие и человек" (1894), "Кандида" (1894), "Избранник судьбы" (1895), "Поживем - увидим" (1895 - 1896). "Пьесы приятные", по словам драматурга, "менее касаются преступлений общества", освещая в основном "его романтические ошибки и борьбе отдельных лиц с этими ошибками".

В 1901 году Шоу опубликовал новый цикл "Пьесы для пуритан". Объясняя в предисловии смысл общего заглавия, Шоу подчеркивал, что он не ханжа и не боится изображения чувств, но он против сведения всех действий героев только в любовных мотивов. Если следовать этому принципу, утверждает драматург, "никто не может быть храбрым, хорошим, или великодушным, если он ни в кого не влюблен".

Пьеса "Дом, где разбиваются сердца" (1913-1917), закончена в конце Первой мировой войны, открыла новый период в творчестве Шоу. Ответственность за трагические события современности Шоу возложил на английскую интеллигенцию, которая отдала судьбу Европы "под власть коварного невежества и бездушной силы". В подтверждение этой мысли в конце пьесы возникает символический образ корабля, который сбился с курса и плывет в неизвестность с капитаном, который покинул свой капитанский мостик, и командой, равнодушно ждет страшную катастрофу.

В подзаголовке Б. Шоу называет свою пьесу "фантазией в русской манере на английские темы", указывая, что образцами для него были пьесы Л. Н. Толстого и А. П-Чехова. Шоу намерена по-чеховски исследовать души, "разбитые сердца" обитателей общего Дома, которые бездумно тратят культурные богатства нации. В пьесе "Дом, где разбиваются сердца" реализм Шоу приобретает новые черты. Драматург обращается к символике, философской аллегории, фантастики, политического гротеска. В дальнейшем парадоксальность гротескных ситуаций и фантастичность художественных образов становятся неотъемлемой чертой его драматургии, особенно ярко проявляются в так называемых политических екстраваганци-ях. Они имеют проблемный смысл и служат сатирической целью, открывая читателю или зрителю глаза на истинное положение дел в современной политической жизни.

В одной из таких пьес - "тележки с яблоками" (1929) - Шоу в гротескно-эксцентрической форме раскрывает важные особенности общественно-политической ситуации в Англии первой трети XX века. В центре пьесы - дискуссия о политической власти, которую осуществляют король Магнус и его кабинет министров Демократически избранные министры отстаивают конституционный принцип правления в стране, король - принцип ничем не ограниченной самодержавной власти. Остро сатирическая, пародийная дискуссия позволяет Шоу выразить свое отношение к государственным институтам власти, демократии и парламентаризма, показать, кто в действительности руководит страной.

Истинная сущность государственного конфликта не столько в противостоянии самодержавия и разоблаченной Шоу демократии, сколько - "их обоих и плутократии". Плутократия, писал Шоу в предисловии к пьесе, "разрушив королевскую силу под предлогом защиты демократии, купила и уничтожила саму демократию". И король, и министры не более чем марионетки в политической игре. "Король - это идеал, созданный кучкой мошенников, чтобы удобнее было управлять страной, пользуясь королем, как марионеткой", - произносит король Магнус.

Шоу широко использует в этой пьесе приемы гротеска и парадокса. С помощью алогичных, парадоксальных ситуаций он показывает искусственность, уродство современной ему английского государства и общества. В парадоксальной, но реалистичную за своими истоками манеру Шоу начинает мощной струей врываться фантастика, которая становится естественным приемом художественного воплощения действительности писателем-сатириком (например, в пьесе "Горько, но правда" (1931)). Парадоксы служат очень серьезной цели: они ежеминутно заставляют мысль читателя работать, вызывают чувство сомнения и недоверия ко всему банальному, общепринятого, остроумно разоблачают стереотипы мышления и социальной жизни, провоцируют читателя к полемике.

Драматический конфликт проявляется в Шоу острым столкновением фальшивых представлений о жизни, вымышленных идеалов, созданных обществом для сокрытия правды, с настоящим пониманием жизни. Такой конфликт реализуется в напряженной идейной споре, драматичной дискуссии, перемежается с действием. Обсуждению подлежало все - проблемы, характеры и поступки действующих лиц. Первый акт в драме Шоу - это чаще подготовка к диспуту, который разгорается в полную силу и достигает кульминации во второй или третий действия. Дискуссии, которые ведутся в драмах, обогащаются новыми доказательствами в предисловиях - Шоу посвящает целые страницы анализа новых научных открытий, обсуждает важные гипотезы. Такой прием - своеобразный призыв к тому, чтобы люди учились научно анализировать отношения в обществе, отношения в семье, проблемы воспитания, образования и даже медицины.

Отказ от традиционного художественного и сценического достоверности ради широкой философской дискуссии в поздней драматургии Шоу высоко оценил Б. Брехт, который назвал английского драматурга "творцом интеллектуального театра XX века".

Среди произведений, написанных Б. Шоу к Первой мировой войне, широкой популярность приобрела комедия "Пигмалион" (1912). Исходной точкой для драматурга был античный миф о скульпторе Пигмалионе, который создал статую морской богини Галатеи. Пораженный красотой собственного сочинения, Пигмалион уговорил богиню любви Афродиту вдохнуть в Галатею живую душу. Статуя ожила и, превратившись в прекрасную женщину, стала женой скульптора.

Б. Шоу предложил современный вариант древнего мифа в центре внимания писателя не всесильно любви, а проблемы богатства личности и возможности реализации духовного и интеллектуального потенциала человека. Кроме того, по сравнению с мифологической историей, взаимоотношения современных Пигмалиона и Галатеи такие запутанные и удивительные, что невольно возникает вопрос: а не выбор названия еще одним парадоксом Шоу? "Кто есть кто" в дуэте главных героев? Пигмалион действительности создал свою Галатею, а Хиггинс лишь "шлифует" личность, которая постепенно меняется сама и меняет своего "преобразователя".

Профессор фонетики Хиггинс, который в драме Шоу выступает своеобразным Пигмалионом, заключает пари с полковником Пикерингом, что он проведет научный эксперимент - за несколько месяцев научит уличную торговку цветами ЕлизуДулитл правильному произношению и сделает так, чтобы "ее с успехом могли принять за герцогиню". Эксперимент Хиггинса дает блестящие результаты. Элиза, которая знала только горе и нищету, в атмосфере уважения к его личности проявляет недюжинные способности, ум, талант и чувство внутреннего достоинства. "Преображение" Элизы, по мнению Шоу, призвано опровергнуть мнение о том, что социальные барьеры непреодолимы: в действительности они только мешают людям реализовать заложенные в них возможности. Шоу безгранично верит в культуру, знания, которые, по словам "прозревшего" Хиггинса, "уничтожают пропасть, отделяющую класс от класса и душу от души". Хиггинс ведет Элизу в аристократическое общество, и она затмевает светских дам не только красотой. Пигмалион-Хиггинс, коснувшись своим резцом к этой Галатеи, разбудил спавшие в ней духовные и интеллектуальные силы, и его творение оказалось выше и лучше него самого.

Здесь возникает характерная для драматурга тема бедности как силы, которая тормозит интеллектуальное развитие человека. С этой идеей связан настоящий демократический пафос пьесы Шоу. Народ в представлении писателя - необработанный, но ценный материал, ценный мрамор, в котором заложены возможности преобразования на величественный "произведение искусства".

Впрочем, "научный" эксперимент Пигмалиона-Хиггинса противоречит моральной ответственности перед Элизой, судьбой которой он так безответственно воспользовался. Хиггинс сравнивает свою роль с ролью Творца. Но для Шоу последовать действия Творца еще недостаточно. Он считает, что творческая деятельность человека должна подчиняться более высокой цели, чем простая игра с жизнью. Фонетический эксперимент Хиггинса происходит по принципу "человек для фонетики", а не "фонетика для человека". Элиза определенное время является для него лишь опытным материалом, и его внутренний мир его никак не интересует. Он не задумывается над тем, какой будет дальнейшая судьба его "Галатеи" и что ей делать с ее умом и красотой в мире, где для нее нет места.

Что же делать с Элизой? Этот вопрос встает не только перед Хиггинсом, но и перед самим автором "Пигмалиона". Конечно, можно снова вернуть ее в пучину нищеты и заставить продавать цветы, можно, наконец, отдать ее замуж за кого-нибудь. Впрочем, "Пигмалион" не развлекательная драма, и Шоу лишь насмехается над своим зрителем, намекая на возможность традиционной "счастливой развязки". Правда, в атмосфере комедии витают намеки на чувство любви, зарождающейся, хотя и не совсем осознанно. Но Шоу не намерен завершать свою пьесу браком "Пигмалиона" и "Галатеи". Жениться по Хиггинсом, с Фредци или по князьям герцогом - мало для его героини, настоящее призвание которого быть свободным человеком.

Жанр пьесы-дискуссии придает характеру страстной полемики высказываниям и поступкам персонажей "Пигмалиона".

В 1950 году Джордж Бернард Шоу умер.


2. Мнения Бернарда Шоу

Прочитав "Капитал" Маркса, Шоу сразу и безоговорочно принял идеи социализма. Отныне и навсегда он считал себя пропагандистом социализма, а уже потом писателем, драматургом, общественным деятелем. В 1884 г. он поступил в Фабианского общества, цель которого заключалась в преобразовании общества из капиталистического в социалистическое. В обществе Шоу выступал с лекциями, в которых проявился его уникальный ораторский талант. Принимая участие в митингах, он оттачивал свое ораторское мастерство, дар сатирика и умение взглянуть на привычные вещи под необычным углом зрения.

Свои самые значительные работы по 30-летний период общественной деятельности Шоу опубликовал в сборнике Очерки фабианского социализма". В статьях этого сборника он, помимо прочего, выступал в поддержку социализма и против анархизма. Общественная деятельность Шоу не ограничивалась полемическими выступлениями, политическими памфлетами и литературой - он работал также в местном управлении того района, в котором жил, затем - муниципальным советником. На этих должностях он действовал в комитетах здравоохранения, водопроводном, жилищного строительства. Увлекшись такого рода деятельностью, Шоу даже выдвинул в 1924 г. свою кандидатуру в лондонской Совета графства от прогрессивной партии. Однако, отказавшись от обычных методов предвыборной борьбы, не желая идти на компромиссы с оппонентами и не стремясь понравиться рядовому избирателю, он в диалогах с ними обнаружил нежелание мириться с их убеждениями, высмеивал их суеверия и знания. Итак, в результате, оттолкнул от себя всех - католиков, либералов, консерваторов, обычных избирателей и, разумеется, не прошел в парламент.

Бернард Шоу в 30-х годах выступал за убийство человека, если она паразитом в обществе и ничего не способен сделать для общества полезного. Он пользовался идеями Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Сначала его идеи сходились с последователями Гитлера, но позднее он отказался от поддержки Гитлера, поскольку считал, что паразиты общества есть не только среди евреев. [1] Бернард Шоу выступал за применение гуманного газа, как способ избавления от "паразитов" общества. Позже, как известно, этот газ будет изобретен и широко применен в концентрационных лагерях фашистской Германии.


3. Личная жизнь

В мае 1898 г. миллионерша и социалистка 40-летняя Шарлотта Пейн-Таузенд отдыхала в Европе. Вдруг получила телеграмму от приятеля Лондон. Тот сообщал, что на год старше ее мистер Джордж Бернард Шоу вот-вот отдаст Богу душу в своей квартире на Фицрой-сквер, 29. Шарлотта познакомилась с этим ирландцем два года назад. Он сразу ее очаровал. Он каламбурив без остановки. Искал-сякого стола, чтобы приспособиться и записывать мысли для очередного памфлета. Если Джорджу не напоминали о еде, он мог умереть прямо за письменным столом.

Через два дня Шарлотта была в Лондоне. Сразу побежала к Шоу. В его тесной, как каморка, комнате помещались только стол, деревянное кресло-качалка и печатная машинка. Книги, газеты, рукописи, грязные тарелки недоеденной овсянкой, чашки из-под какао, яблочные огрызки загромождали подоконник, пол, стол. Сверху все это было покрыто слоем сажи в палец толщиной, которая летела с распахнутого окна. Услугами уборщицы он не пользовался. Боялся, что и может выкинуть что-то лишнее.

Шарлотта предложила переехать к ней. Хотела сама ухаживать за писателем, чтобы он выздоровел. Тот согласился. Решили, что лучше им будет пожениться, ведь иначе бы по городу пошли нехорошие слухи. Брак взяли 1 июня 1898 г. За 45 лет супружеской жизни они ни разу не любили - так договорились еще до свадьбы, потому что они считали секс отвратительной делом. Тем временем весь Лондон гудел: Джордж Шоу, этот неудачливый писатель и смутьян-социалист, прервал жену, сумма приданого которой достигала шестизначной цифры. Чиновник, оформлявший брак, спутал жениха - в очень потертом сюртуке и на костылях - с нищим, который пришел посмотреть на церемонию [2].


4. Произведения

  • The Man of Destiny

Украинские переводы произведений Шоу: "Цезарь и Клеопатра" (Коломыя, 1913), "Великая Екатерина" (Львов, 1922), "Сочинения", т. 1, 3, 5, 7 (X. - К., 1931 - 32) , "Ученик дьявола" (К. 1954), "Пьесы" (М. 1956), "Профессия миссис Уоррен" (К. 1957).


Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам