Надо Знать

добавить знаний



Бернард де Мандевиль



План:


Введение

The Fable of The Bees, Третье издание "Басни о пчелах" - 1724

Бернард де Мандевиль ( 19 января 1670 - 21 января 1733) - философ, экономист, политический мыслитель и сатирик. Родился в Нидерландах, но большую часть жизни прожил в Англии. Известный своей "Басня о пчелах", в которой доказывал, что нравственные недостатки служат двигателем общественного развития.


1. Биография

Мандевиль родился 1670 года, недалеко от Роттердам в Нидерландах. Его отец был известным врачом. Бернард учился в школе, которую когда-то основал Эразм Роттердамский. Очень рано начал публиковать собственные медицинские труды: Oratio scholastica de medicina (1685), и в 1689 тезиса: De brutorum operationibus, в которой отстаивал картезианские взгляды о автоматизм у животных. В 1691 получил диплом врача и научную степень. Эмигрировал в Великобританию, быстро выучил английский язык, причем так хорошо, что немногие догадывался, что он голландец. Следует отметить, что отец Бернарда бежал из Ротердаму в 1690 так был втянут в налоговые аферы нидерландского политика Костермано. Бернард мог иметь отношение к афере, что могло стать причиной эмиграции. В Англии Мандевиля высоко ценили как врача, а его публикации хорошо оплачивались. Мандевиль умер в 1733 года в Лондоне.


2. Басня о пчелах

В сатирической басне "сетуя улей, или мошенники, ставшие честными" (The Grumbling Hive: Or knaves turn'd honest, 1705), в следующих переизданиях выходила под названием "Басня о пчелах, или частные пороки - общественные выгоды" (The Fable of the Bees: Or private vices, publick benefits, 1714) Мандевиль в художественной форме высказал идею, что личные моральные недостатки людей могут приводить к общественному благу, и наоборот нравственные принципы вести к экономическому упадку и обнищанию. В сатире описывался улей, где пчелы ликвидировали зло, после чего оказалось, что наряду с моральными проблемами исчез и благосостояние. Пока пчелы грешили, улей процветал; обратившись к нравственной добродетели, улей обнищал.

Мандевиль демонстрирует ложность традиционной шкалы ценностей, что якобы корысть плохая, а самопожертвование добродетельную. Гордыня, эгоизм и корыстолюбие суть нравственные пороки, однако, как показывает Мандевиль, именно на них основан экономическое и развитие общества. Благосостояние общества тем выше чем меньше в его деятельность вмешиваются власть и благотворительные организации, особенно с целью улучшить моральные качества жителей.

Огромную популярность "Басня о пчелах" получила после решения суда присяжных в Миддлсекс, осудивший ее в 1723 как опасную для общественного спокойствия и "аморальное". С этого вокруг произведения развернулась колоссальная полемика, которая шла до самой смерти писателя. Интерес к "Басни" был огромный - один за другим выходили новые издания книги. В 1729 году появился второй том "Байки". В 1734 оба тома были переизданы. Течение XVIII век "Байка" переиздавалась более десяти раз.


2.1. Моральные недостатки - благо общества

Мандевиль был предтечей поздней экономической теории "Laissez-faire", т.е. принципа неограниченной свободы предпринимательства. Как впоследствии Адам Смит, Мандевиль был убежден, что действия отдельных индивидов приводят к благу суспилсьства. Однако, если Смит был убежден в благотворительности, целомудрия и нравственности индивидуального эгоистического интереса ("virtuous self-interest"), который в итоге приводит к общественного сотрудничества, то Мандевиль считал, что собственно моральные пороки и недостатки стимулируют к развитию социальную систему. Заявления о высокой морали и благотворительность, обяцянкы не воровать, уважать бедных мнению Мандевиля мало чего стоят, особенно когда произносятся на словах, а на самом деле люди живут по совсем другим принципам.

" Я мог бы сколько угодно хвастаться силой духа и с презрением относиться к богатству, так же как Сенека, и написал в защиту бедности вдвое больше чем он, если бы у меня была хотя бы десятая часть его имений. [1] "

.

Мандевиль доказывал, что в мире где доминирую рациональные и емоцини начала, последние могут служить первом, и эмоции не является чмось однозначно негативным поскольку приводят к общественному благу.

В Басне о пчелах Мандевиль показывает, что потеря любви к самому себе или эгоизма фактически равен общественной маразма и апатии. Демонстрация моральных добродетелей и добродетели не приносит обществу ничего позитивного, а только отвлекает внимание от недостатков которые можно использовать. Мандевиль был убежден, что "исключительно добропорядочность не может сделать народы процветающими, кто хотел бы возродить золотой век, должен быть готов, что все не только станут честными, но и будут питаться желудями". Мандевиль подводит читателя к парадоксальной мысли, что личные моральные недостатки, могут быть движителем общественного развития.


2.2. Разделение труда

Мандевиль, был первым мыслителем, который употребил понятие "разделение труда" (Division of labour), тем самы подготавливая почву для экономических теорий Адама Смита.

3. Влияние

Мандевиль один из самых оригинальных британских мыслителей XVIII века. Его произведения оказали значительное влияние на Дэвида Юма, а позже на создателя теории утилитаризма Джереми Бентама.

4. Произведения

  • Typhon: a Burlesque Poem (1704)
  • Aesop Dress'd, or a Collection of Fables writ in Familiar Verse (1704)
  • The Planter's Charity (1704)
  • The Virgin Unmasked (1709, 1724, 1731, 1742), о темных сторонах человеческой природы.
  • Treatise of the Hypochondriack and Hysterick Passions (1711, 1715, 1730), (Мандевиль анализирует медицинские методы которые пропагандировал Джон Локк)
  • The Fable of the Bees (1714)
  • Free Thoughts on Religion (1720)
  • A Modest Defence of Publick Stews (1724)
  • An Enquiry into the Causes of the Frequent Executions at Tyburn (1725)
  • The Origin of Honour and the Usefulness of Christianity in War (1732).

Литература

  • Мандевиль Бернард, Басня о пчеле. -М., "Мысль", 1974
  • Субботин Л.Л. Мандевиль. - М., 1986.
  • Leslie Stephen, English Thought in the Eighteenth Century
  • Alexander Bain, Moral Science
  • JM Robertson, Pioneer Humanists (1907)
  • P Sakmann, Bernard de Mandeville und die Bienenfabel-Controverse (Freiburg, 1897)
  • Mandeville, Bernard. Fable of the Bees.

Примечания

  1. Б.Мандевиль. Басня о пчеле. -М.: Мысль, 1974, - стр. 19

7. Источники и литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам