Беспилотный воздушно-космический транспортный самолет многоразового использования "Сура"

"Сура", беспилотный транспортный многократный воздушно-космический самолет (ПКЛ), предназначен для вывода на околоземную орбиту и возвращения на Землю спутников и других полезных грузов.


1. Описание

Воздушно-космический самолет двухступенчатый. Полная масса 48-50 т, полная тяга воздушно-реактивных и жидкостных двигателей 61,1-70,0 тс, длина 17 м, размах крыльев 14 м, высота 6,6 м.

Первая ступень может использоваться автономно как грузовой суборбитальный самолет. Второй - как космический аппарат, в частности для межпланетных полетов и эксплуатации в атмосферах планет Солнечной системы.

Макет ППС Сура на выставке Авиасвит XXI 2008 года.

Вторая ступень имеет грузовой отсек, корпус которого перемещается для вывода на орбиту или снятия с орбиты околоземных спутников. Затем корпус возвращается на место для полета в атмосфере. Теплозащита при входе в атмосферу на космических скоростях и движении выбранной траектории позволяет избегать перегрева.

Беспилотный вариант при максимальной производительности позволяет снизить время переходных процессов полета до минут, секунд и микросекунд. Применение воздушно-реактивных двигателей и жидкостных ракетных двигателей, изготавливаемых серийно, позволит сократить время разработки втрое по сравнению с аналогами, а стоимость разработки снизить вдвое (например, по сравнению с российским проектом ТУ-2000).


2. Конструктивные особенности

  • степени самолета имеют модульную конструкцию;
  • отсутствуют элементы аэродинамического управления;
  • управления полетом осуществляется жидкостными ракетными двигателями (ЖРД);
  • используются преимущества атмосферы (подъемной силы крыла и окислителя - кислорода);
  • применяется "минометный старт" для разделения ступеней и вывод груза на орбиту.

Конструктивные решения ПКЛ позволяют снизить стоимость космических запусков - планируемый показатель удельной стоимости запуска на орбиту высотой 300 км груза массой до 300 кг - 1000 $ за килограмм.


3. Область применения

  • вывод на околоземную орбиту коммерческих спутников связи;
  • космические исследования и дистанционное зондирование Земли.

4. Разработка

Концептуальная разработка на стадии патентования конструкции в Украина. НКАУ занимается этим проектом, поскольку он может позволить качественно развить отечественное ракетостроение. В рамках международного сотрудничества существует проект "Black Sea", в сотрудничестве с Турцией плануетьося осуществлять запуски аппаратов массой до 300 кг на невысокие опорные орбиты.

Источники

п ? в ? р Flag of Ukraine.svg Ракеты-носители Украине
Циклон Zenit-3SLБ.jpg
Зенит
Днепр
Маяк
Маяк-12 ? Маяк-22 ? Маяк-23
АКС
Международные проекты