Библ

Библ, теряют, сейчас Джубейль ( финик. צ ד ן , дав.-гр. Βύβλος , араб. جبيل ) - Город, расположенный на восточном берегу Средиземного моря, в 32 км к северу от Бейрута - сегодняшней столице Ливана, в древности - независимое город-государство.


1. История

1.1. Древний город Финикии

Остатки дофиникийських зданий Библа

Библ возник раньше соседние финикийские города - в этом были уверены и сами финикийцы и их соседи. Поздняя легенда вообще называла основателем города греческого бога Кроноса, отца Зевса [1], а городские стены якобы строил лично бог Эль. По археологическим данным поселения на месте Библа существовало по крайней мере со времен раннего неолита. Расположено оно было на холме у самого моря - собственно и название города обычно переводят как "гора" (хотя вполне возможно что это поздняя арабский этимология). Вокруг была расположена плодородная равнина, защищенная горами с густым кедровым лесом.

Так называемый "L-образный храм", святилище мужского бога (возможно Эля?)

Около 3000 г. до н. е. по неизвестным причинам жители покинули свои дома, и только через два века Библского холм был вновь заселен - на этот раз ханаанеями ( финикийцами). Кроме плодородной равнины и леса их привлекли и две удобные бухты - ведь пришельцы были мореплавателями. Вокруг города были возведены мощные стены с двумя башнями, которые защищали входы в Библа с суши и с моря. В центре города были построены два храма: богини - "владычице города" Ваалаф-Гебал и Решеф. От святилищ в разные стороны расходились улицы, центром которых были проложены дренажные канавы, заменяли жителям канализацию.

Святилище Ваалаф-Гебал
Каменный якорь с Библа

Город быстро превратился в важный центр международного обмена. К связям с Месопотамией, развитых еще до прихода Хананеев, добавилась морская торговля с долиной Нила - присутствие египтян в Библии зафиксирована меньшей мере со времен фараона Хасехемуи. Представители фараонов вывозили прежде местную древесину - кедр и кипарис, а также получали посредством Хананеев медь и лазурит. Для экспедиций в "Страны Фенху" (лесорубов) египтяне строили специальные корабли, впоследствии получившие название "Библского". С упадком Египта конце Древнего царства Библ вынужден был снова сконцентрироваться на торговле с Востоком - город вспоминают даже в документах III династии Ура. В середине XXI века до н. е. обладатель Библа на имя Ибдати взял себе шумерский титул "Энси" и, возможно, признал зависимость от Урской царя. Однако далекие монархи не могли защитить город от нашествия кочевников - амореев, которые в конце того же века захватили и разрушили Библ.


1.2. Во египетскими властями

"Храм обелисков" (святилище Решеф), возведенный после захвата города амореями

Город быстро возрождается уже под властью Аморрейских династии. Пришельцы быстро ассимилируются в финикийском среде, перенимая традиции и религию побежденных. Круг торговых партнеров Библа даже расширяется - до него теперь входят Мари (на Евфрате) и Кипр. Но самым становится египетский влияние - особенно со времен Среднего царства. Местные властители и представители знати одеваются по египетской моде, носят украшения, привезенные из долины Нила или изготовленные местными ремесленниками по их образцу, отмечают праздники страны фараонов, используют иероглифическую письменность. Царь Библа теперь именует себя не "энси", а "Хатийя" - как глава египетского нома, предстает перед подданными в золотой короне и пекторали с просвечивающимися скипетром. Имена обладателей пишутся так же, и имена фараонов, - в картушах, что свидетельствует о зависим и одновременно относительно самостоятельный статус Библа в структуре египетского государства.

Золотая пектораль царя Ипшемуаби, Национальный музей, Бейрут

Сохранились имена нескольких царей Библа, современных фараонам Среднего царства, - Абишему I, Ипшемуаби, Абишему II, Якинель, Интенель, Илимьяни. Город оставался под египетским контролем и при гиксоського господства (по достаточно приблизительным расчетам гиксосы получили Библ в 1720 г. до н. н.э.), хотя речь шла скорее не о подчинении, а о пребывании в составе государства.

Терракотовая модель лодки, Национальный музей, Бейрут

С возвращением на египетский престол местной династии о равенстве пришлось забыть. Яхмос уже собирал из "страны Фенху" дань. Тутмос III решительно изменил саму систему управления. Все Ханаан был разделен на провинции, во главе которых стояли предназначены фараоном "Рабицу". Для нескольких городов, и Библа частности, сделали исключение - они подчинялись не "рабицу", а самому фараону, однако земли, лежащие напротив Библа входили уже в провинцию Амурру с центром в Симири. Известно, что жители города построили для Тутмоса III корабли для путешествия Евфратом, и для этого суше их везли через всю Сирию.

Библ в составе египетского государства имел привилегированный статус. Больше всего от него выигрывали именно Библского цари. Если в пределах городских стен их власть была несколько ограниченной наличием совета уважаемых жителей города ("старейшин Библа"), то вне их - цари чувствовали себя почти абсолютными властителями. С помощью наемного войска они удерживали власть над мелкими городами округа, а главное - лесами, учитывая роль лисоторгивли в финикийской экономике, имели стратегическое значение.


1.3. Борьба с "хапиру" и возвращение египтян

Письмо библского царя Рибадди фараону, Лувр

Со временем у царей появился новый проблема - люди, бежавшие из города в горы и там сбились в шайки, известные под названием "Хапиру". Они не признавали царской власти и наносили большой вред царском хозяйству. Впоследствии "хапиру" объединил под своей властью какой-то Абдаширта. Уверяя фараона в полной лояльности, он с помощью своих отчаянных начал перебирать под свою власть земли провинции Амурру и прибрежных городов. Постепенно под властью библского царя Рибадди остались только сам Библ и соседний городок Батруна. Однако и там при содействии Абдаширты вспыхнуло восстание и местные жители присоединились к "хапиру". Обращение Рибадди за поддержкой к Тира завершилось мятежом и там. Тиряны убили местного царя, его жену и детей. Абдаширта был настолько уверен в своих силах, что начал переговоры с Миттани и Вавилоном. Однако фараон увидел в этом государственной измене и направил в Финикии свое войско, быстро восстановило статус-кво.

Золотая секира с изображением барана, найденная в Библии. Национальный музей, Бейрут

Сын Абдаширты Азиру впоследствии пошел по стопам отца. Инспирировав перевороты в нескольких финикийских городах и привлекая на свою сторону Арвад, Берит, Сидон и Тир, он осадил Симиру. Рибадди пытался помочь защитникам, однако его корабли были остановлены союзниками Азиру. После взятия Симиры главарь "хапиру" лишил Библ всех его земель за пределами городских стен. Рибадди остался не только без источников доходов, но и без войска, ибо с наемниками нечем было рассчитываться и они начали покидать царя. В самом городе подняла голову знать, входившая в городской совет и требовала мира с Азиру. Царь попытался подавить сопротивление силой, но это лишь спровоцировало восстание. Рибадди был лишен престола, власть фактически перешла в руки совета, а формально - до царского брата (и одновременно одного из лидеров мятежников) Илиарабиха, который был выбран суфетом. С Азиру был заключен мир, по условиям которого Библ вернул часть своих владений в обмен на признание бывшего противника фактически независимым обладателем Амурру.

Стелла Рамзеса III, найденная в Библии. Национальный музей, Бейрут

Однако как самостоятельное государство Амурру просуществовала недолго. Уже Сети I вернул все Ханаан под египетскую власть. А Рамзес II, разделив его с хеттами, сохранил контроль и над Амурру, и над Библом.


1.4. Время независимости

Саркофаг царя Ахирама, Национальный музей, Бейрут

Около 1200 г. до н. е. Ханаан оказался в эпицентре двух великих переселений. С северо-запада двигались "Народы моря" - в частности тйеккеры и филистимляне, с востока - "народы степи" - арамеи и евреи. Обе волны обошли Библ, однако радикально изменили его окружения. Исчезли Хеттская государство и соседний Угарит, оставили Ханаан египтяне. Библ стал независимым государством с незаурядными человеческими ресурсами - ведь население городского округа существенно возросло за счет беженцев и вынужденных переселенцев из областей, занятых пришельцами. Библ пытался поддерживать мирные отношения с соседями, хотя, конечно, избегать конфликтов - в частности с тйеккерамы или конкурентами из других финикийских городов - удавалось не всегда. От ассирийского царя Тиглатпаласар I (1115 - 1077 гг. н.э.) местные жители просто откупились богатыми подарками.

Рельеф на саркофаге царя Ахирама, Национальный музей, Бейрут

Цари Библа быстро прибрали к своим рукам заготовку древесины и международную торговлю - самостоятельно искать покупателей даже в Египте и заключая с ними "партнерские соглашения" на паритетных началах. Укрепления царской власти одновременно сопровождается возрастанием роли совета старейшин, берет на себя организацию внутренней жизни городской общины и существенно ограничивает власть монарха в городе и - что очень важно - Библского гаванях. На рассмотрение совета выносятся и вопросы внешней политики (не менее со времен царя Закарбаала (середина XI в.до н.е.)).

Библ времен независимости. Посередине - храм Балаат-Гебал. Современная реконструкция

Еще позже городские магистраты берут на себя судебную власть (которую осуществляли избранные громадой сокены) и даже руководство Библского милицией (известно о существовании должности "начальника военного лагеря"). Их влияние было настолько большим, что царь Итобаал ( X в.до н.е.) в предупредительном надписи на саркофаге отца Ахирама вспоминал магистратов наравне с царем. Возможно, городские чиновники повлияли и на выбор обладателя - потому что отец Ахирама скорее всего царем не был и потомки вероятно опасались, что в будущем магистраты могут отдать власть кому-то другому.

Во времена независимости Библ превращается в выдающийся культурный центр. Известно, что одной из статей импорта из Египта был папирус. Частично его перепродавали и в другие края - у греков папирус вообще получил название Библоса дав.-гр. βύβλος , Но и потребности самих жителей Библа были немалые. Известно, что в городе велись не только хозяйственные записи, но и тщательные династические хроники. Царь Закарбаал собрал большую библиотеку. Во время переговоров с египтянами, он признавался, что готов обменять пять кораблей с древесиной на пятисот свитков. Возможно, именно в Библии была создана и финикийская азбука.


1.5. В тени "великих держав"

Библского мыс южная бухта

Египтяне не теряли надежды на возвращение Библа под свою власть. Фараону Шешонка (945 - 924 гг. Н.э.) почти удалось достичь этой цели, однако в конце концов и он вынужден был уступить новому претенденту на власть над Финикией. Ассирийском царь Ашшурнасирпал II в 876 г. до н.е. не только получил подарки от библитив, но и фактически заключил с ними соглашение, согласно которой город признавало зависимость от Ассирии и обязывалось регулярно платить дань в обмен на обещание царя не вмешиваться в его внутренние дела и обходить Библ во время своих захватнических походов.

Город был данником Саламансара II и Тиглатпаласар III. Последний, правда, уже не удовлетворялся подтверждениями зависимости местных властителей, а превратил Северную Финикию в обычную провинцию своего государства, во главе которой поставил своего сына. Правда, Библ оставался самоуправляющейся территорией и имел собственного царя Шибитву. Царь Милкасаф поспешил поддержать Асаргаддона, который в 687 г. до н.е. разрушил Сидон.

Стены Библского крепости, возведенной во времена Ахеменидов

После гибели Ассирии контроль над Библом снова пытались установить египтяне, однако их опередил царь Вавилонский Навуходоносор II. Ему город не только платило дань, но и поставляло ремесленников, прежде корабелов. Библ хранил самоуправления, однако под властью торговой олигархии, прочно удерживала власть в своих руках, постепенно приходил в упадок. Изменение вавилонской оккупации на персидский прошла почти незаметно. Ахемениды превратили Библ на одно из четырех самоуправляющихся финикийских царств, однако в начале V в.до н.е., в отличие от соседей, город даже не имело собственного военного флота.

Остатки домов горожан

Новый подъем начался лишь в конце века - в царствование Ехавмелека. В Библии разворачивается масштабное строительство (в частности, была возведена новая крепость), местные цари начинают чеканить даже собственную серебряную и бронзовую монету. Показательно, что символом города становится военный корабль - Библ действительно восстанавливает свою флотилию. Однако на самостоятельность город уже не претендовало. Не поддержали библиты восстания Сидона против Артаксеркса III, а во время войны с македонянами царь Айнель поспешил открыть городские ворота перед Александром. Во время войн между диадохами, Библ строил поставлял противникам свои корабли. В конце концов город оказался под властью Селевкидов, хотя несколько раз его присоединяли к своим владениям и Птолемеи.

Священный колодец

В новых обладателей город быстро еллинизувався, чему способствовал расцвет синкретического культа Адониса, центром которого был именно Библ. Вместе с Адонисом в городе чествовали и Афродиту. Во время междоусобий последних потомков Селевка Библ на время стал формально независимым. Однако в городе царила анархия, делала его беззащитным перед нападениями кочевников. Воспользовавшись недовольством горожан власть над Библом захватил тиран Кинир. Но продержался он недолго. В 64 г. до н.е. Гней Помпей казнил последнего библского обладателя и город оказался под властью Рима.

Декор римского театра

По римской эпохи местный культ претерпел очередные изменения, трансформировавшись в чествование Аполлона и Венеры. Новые хозяева не спешили брать в свои руки местные дела, пытаясь оставить их в ведении городского самоуправления. Активное строительство раз в Библии возобновилось лишь во времена империи, когда город превратился в административный центр Финикии. Император Адриан попытался даже объединить финикийские города в союз по греческому образцу и даже ввели должность "финикарха", однако эта инициатива осталась без особых последствий. Библ оставался прежде культурным центром. Уроженцем города был известен софист Аспасий. Римляне построили в городе театр. С распространением христианства Библ стал центром архиепископства (первым епископом города считали евангелиста Марка), здесь сформировалась собственная богословская традиция, представителями которой были Филон и Ермип.


1.6. Средневековья и новое время

Средневековые стены города

По византийских времен бывший центр международной лисоторгивли был больше известен как центр производства масла. В 636 году Библ был захвачен арабами, переиначили его название на Джубейль. В 644 и 678 г. византийцы восстанавливали свой ​​контроль над Финикией, но каждый раз ненадолго. В 747 г. краем прокатился новое землетрясение. Видновиты прибрежные поселения приказал только халиф аль-Мансур в 771 г., а завершены работы были лишь во времена аль-Махди. В 787 г. Но к тому времени Библ превратился в маленький рыбацкий поселок, далеко от торговых путей.

Замок крестоносцев

С 878 город находился в составе государства Тулунидив, с 939 - Ишхидидив. В 970 г. город получили войска фатимидского халифа аль-Муизза. В 974 г. Библ - ненадолго - вернулся под власть византийцев, в 975 - 977 гг город контролировали тюрки Алп-Тегин (Афтекина). Неудивительно, что, вернув себе власть над Финикией, Фатимиды начали прежде укреплять фортификационные сооружения поселений побережья, включая Библа. В 1080 - 1089 годах город контролировали сельджуки.

Оборону Библа от войск крестоносцев ( 1104) возглавлял эмир Триполи Фахр аль-Мульк. Однако сил у него было немного, а на помощь извне рассчитывать эмир не мог - город блокировала генуэзская ексадра в 40 галер. Поэтому в конце концов Раймонду Тулузском удалось взять верх. Библ он превратил в центр сеньории, подчиненной графству Триполи. Сеньором стал генуэзец Гиль Ембриако, который построил в городе (его завоеватели называли на свой ​​лад Гиблетом) крепость Св.Иоанна. Местный католический епископ подчинялся Антиохийскому патриарху. Подданные новоиспеченного виконта основном были маронитами, и поэтому Ембриако чувствовали увереннее своих соседей, которым "достались" мусульмане.

Церковь св.Иоанна, возведенная крестоносцами

Генуэзцы быстро оценили стратегическое положение библского порта и превратили его в опорный пункт своей торговли с Леванте. Сразу после взятия города они получили целый квартал ("треть"), в котором распоряжался назначенный правительством метрополии капитан Ансальдо Корсо. По сеньоров Гуго I, Гиль II и Гуго II город быстро строился. Однако расцвет города был прерван поражением крестоносцев под Хаттина (июль 1187). Сеньор Библа попал в плен и отдал Саладина город как выкуп за свое освобождение. Во времена господства на побережье брата Саладина - эмира Малика аль-Адиля Библ превратился в пиратскую базу. Чтобы прекратить чувствительные рейды, в 1197 г. крестоносцы взяли город в осаду. Стефания де Милли подкупила стражу, которая открыла рыцарям городские ворота. В благодарность город был отдан во владение сыну Стефании Ги I Ембриако.

Старый порт Библа

Новые-старые сеньоры вели себя как вполне самостоятельные правители, постоянно конфликтуя с графами Триполи. В 1258 г. Бертран Ембриако отказался подчиниться Боэмунд VI, в 1277 - Ги II Ембриако вместе с тамплиерами создал настоящую оппозиционную коалицию, направленную против Боэмунда VII. Борьба завершились лишь после смерти Ги II в 1282 году. Но после этого Библ фактически превратился в протекторат соседей - мамлюков, которые настойчиво вытесняли крестоносцев с побережья. Последний рыцарь оставил Библ в 1302 году, когда на континенте не осталось ни одного государства крестоносцев.

Мамлюки восстановили и построили Библского крепость, однако ее больше не использовали в военных целях. Египетские султаны владели городом до 1516 г., когда их сменили Османы. В 1918 году город заняли французские войска, которые оставались в Библии в 1943, когда Ливан получил независимость.

Археологический парк Библа (план)

Примечания

  1. The Theology Of The Phonicians: From Sanchoniatho - www.sacred-texts.com/cla/af/af01.htm

Источники

  • Je m'appelle Byblos, JP Thiollet, H & D, 2005
п ? в ? р Phoenician aleph.svg Финикийские города
AssyrianWarship.jpg