Надо Знать

добавить знаний



Битва за Мидуэй


SBDs and Mikuma.jpg

План:


Введение

п о р
Тихоокеанский театр военных действий Второй мировой войны
Китай - Перл-Харбор - Таиланд - Малайя - Гонконг - Филиппины (1941-1942) - Гуам - Голландская Ост-Индия - Португальский Тимор - Австралия - Новая Гвинея - Сингапур - Индийский океан - Коралловое море - Алеутские острова - Мидуэй - Бирма - Филиппины (1944-1945) - Борнео - Иодзима - Рюкю - Манчжурия - Соломоновы острова

Битва за Мидуэй ( англ. Battle of Midway ) - морская битва на Тихом океане, состоявшейся 4 - 7 июня 1942 года, примерно полгода после начала войны между Японией и США и через месяц после битвы в Коралловом море. Военно-морские силы США взяли верх над объединенным флотом Японии, атаковавший атолл Мидуэй (расположенный северо-западнее Гавайских островов), определив тем самым поворотный пункт в войне на Тихом океане. Объединенный флот Японии, потеряв 4 тяжелых авианосца, 228 самолетов и лучших пилотов, получил невосполнимые потери, навсегда ослабили Имперский Японский военно-морской флот. Военными историками считается также самым выдающимся сражением на море современности.


1. Стратегический контекст

Япония была чрезвычайно успешной в обеспечении ее первоначальных целей в войне. Предварительное планирование второй фазы действий началось еще в январе 1942. Однако, через стратегические различия между Имперской Армии и Имперским военно-морским флотом, также как и разногласиями между Имперским Генштабом и Объединенным флотом адмирала Исороку Ямамото, формулировка эффективной стратегии было затруднено, и стратегические планы были завершены в апреле 1942 года. Адмирал Ямамото добился успеха в бюрократической борьбе, что вывело оперативные концепции адмирала - дальнейшие действия в центральном Тихом океане - впереди других планов, включавших в себя цели в Австралии и Индийском океане. Наконец, едва завуалированная угроза Ямамото уйти в отставку, если бы он не добился своего, имела успех в переносе его плана действий впереди других.

Первичной стратегической заботой Ямамото было уничтожение авианосцев ВМС США. Необходимость этого обострилась после налета бомбардировщиков Б-25 подполковника Дулитла на Токио 18 апреля 1942 г., которые взлетали с авианосца "Хорнет". Налет, незначительный в военном отношении, был сильным психологическим потрясением для японского народа и доказывал существование пробелы в линии обороны вокруг Японских островов. Затопление авианосцев ВМС США и захват Мидуэй виделись единственным средством отмены этой угрозы. Ямамото был убежден, что действия против главной базы авианосцев Перл-Харбор вызовет американские противодействия. Однако, считая мощь наземных ВВС США на Гавайях, он пришел к выводу, что американская база не может быть атакован напрямую. Вместо этого он выбрал атолл Мидуэй, на крайнем северо-западном конце ряда Гавайских островов, примерно 2,100 км от Оаху. Мидуэй не был особенно важен в схеме намерений Японии; однако, японцы чувствовали, что американцы рассматривать Мидуэй как первостепенный аванпост Перл-Харбору и поэтому будут энергично защищать атолл. США считали Мидуэй существенным, после битвы, основания базы подводных лодок на Мидвеи повысило дальность плавания на 2400 миль. Взлетная полоса на Мидвеи служила передовым организуя пунктом для бомбардировочных налетов на остров Вейк.


1.1. План Ямамото

План битвы Ямамото был слишком усложнен. Дополнительно, его планы основывались на оптимистической информации разведки, которая гласила, что авианосцы "Энтерпрайз" и "Хорнет" 16-го оперативного соединения были единственными авианосцами, имеющимися в Тихом океане. Авианосец "Лексингтон" затонул, авианосец "Йорктаун" был серьезно поврежден (и, как японцы думали, затонул) в сражении в Коралловом море месяцем ранее. Также японцы знали, что авианосец "Саратога" является в ремонте на Западном побережье США. Поэтому японцы считали, что они встретят не более двух американских быстрых авианосца.

Более важным, однако, вера Ямамото в том, что американцев деморализовали их частые поражения течение передних шести месяцев. Ямамото чувствовал нужен обманный маневр, чтобы заманить американский флот в ловушку. Поэтому он распространил свои силы таким образом, чтобы их полный размер (особенно его линейные корабли) вряд ли мог быть обнаруженным американцами к битве. Однако, это означало, что японские силы не могли поддерживать друг друга, и любые выгоды от этой тактики были нейтрализованы фактом, что Соединенные Штаты декодувалы японские морские шифры.

Критическим было то, что главную силу линейных кораблей и крейсеров отделяла расстояние в несколько сотен миль от ударной группы авианосцев вице-адмирала Туити Нагумо. Кроме того, линейные корабли были ескортовано крейсерами, которые имели разведывательные самолеты, которые были бы неоценимыми для Нагумо.


2. Вторжение на Алеутские острова

Вторжение японских сил на Алеутские острова 3 июня 1942 г. не позволило использовать в битве за Мидуэй еще два японских авианосца.

3. Японские силы

3.1. Первый флот

  • Главная группа
    • Первый дивизион линейных кораблей
    • Авианосная группа
      • Авианосец "Хошо", эсминец "Юказе"
    • Специальная группа
      • Транспорты гидросамолетов "Чийода", "Нисшин"
    • Охранная группа
    • Поставляемая группа
      • 2 танкера
  • Первая авианосная ударная группа - вице-адмирал Туити Нагумо
    • Первый авианесущий дивизион
      • Авианосцы "Акаги", "Кага"
    • Второй авианесущий дивизион - контр-адмирал Тамон Ямагути
      • Авианосцы "Хирю", "сорю"
    • Группа поддержки
      • Восьмой дивизион крейсеров
        • Тяжелые крейсера "Тонет", "Тикума"
    • Третий дивизион линейных кораблей (вторая секция)
      • Линейные корабли "Харуна", "Киришима"
    • Охранная группа
    • Первая снабжающая группа

3.2. Второй флот

  • Главная группа - вице-адмирал Кондо
    • Третий дивизион линейных кораблей
      • Линейные корабли "Конго", "Хиеи"
    • Четвертый дивизион крейсеров
      • Тяжелые крейсера "Атаго", "папка"
    • Пятый дивизион крейсеров
    • Охранная группа
      • Легкий крейсер "Юра", 7 эсминцев
    • Авианосная группа
      • Легкий авианосец "Зуйхо", эсминец "Микозуки"
    • Поставляемая группа
      • 2 танкера, 1 ремонтное судно
  • Группа оккупации Мидвея
    • 12 Транспорт, 3 патрульных лодок, 1 танкер
    • Эскортные группа
      • Легкий крейсер "Джинтсу", 10 эсминцев
    • Гидроавианосна группа
      • Транспорты гидросамолетов "Читозе", "Камикава Мару", 1 эсминец и патрульный лодка
  • Группа поддержки Мидвея
    • Седьмой дивизион крейсеров
      • Тяжелые крейсера "Кумано", "Сузуя", "Могами", "Микума"
    • Восьмой Чемпионат эсминцев
      • 2 эсминца
    • 1 танкер
  • Центральные группа
    • 4 тральщика, 3 противолодочных корабля, 1 поставляемое судно, 2 транспорты
  • Передовая (подводная) группа (Шестой флот)
    • Девятнадцатый, тринадцатый и тридцатый подводные дивизиона
      • 10 подводных лодок

4. Силы США

4.1. Ударная авианосное соединение

  • 17-е оперативное соединение - вице-адмирал Фрэнк Флетчер
    • Оперативная группа 17.5 (авианосная группа)
      • Авианосец "Йорктаун"
    • Оперативная группа 17.2 (крейсерна группа)
      • Тяжелые крейсера "Астория", "Портленд"
    • Оперативная группа 17.4 (екскортна группа)
      • 6 эсминцев
  • 16-е оперативное соединение - вице-адмирал Реймонд Спрюенс
    • Оперативная группа 16.5 (авианосная группа)
      • Авианосцы Энтерпрайз и Хорнет"
    • Оперативная группа 17.2 (крейсерна группа)
      • Тяжелые крейсера "Миннеаполис", "Нью-Орлеан", "Нортгемптон", "Пенсакола", "Винсеннес", легкий крейсер "Атланта"
    • Оперативная группа 16.4 (екскортна группа)
      • 8 эсминцев
    • Танкерная группа
      • 4 танкера
  • Подводные лодки - вице-адмирал Роберт Инглиш
    • Оперативная группа 7.1
      • 12 подводных лодок
    • Оперативная группа 7.2
      • 3 подводных лодки
    • Оперативная группа 7.3
      • 4 подводных лодки

4.2. Гарнизон Мидуэй

  • Авиагруппа
    • 22-я авиагруппа морской пехоты
    • Подразделения ВМФ
      • Летая лодки и торпедоносцы
    • Подразделения ВВС Армии США
  • Силы обороны
    • 6-й батальон морской пехоты
    • Роты "C" и "D" 2-го рейдерного батальона морской пехоты
    • 1-й эскадрон торпедных катеров
      • 8 торпедных катеров
    • 4 патрульных катера, 2 судна поддержки, эсминец, танкер, тральщик

5. Перед битвой

5.1. Силы США

Авианосец "Йорктаун" в Перл-Харборе перед битвой

Главнокомандующий ВМС США в Тихом океане Честер Нимиц располагал 16-е оперативное соединение вице-адмирала Уильяма Холзи с двумя авианосцами. Нимиц приказал 17-му оперативному соединению вице-адмирала Фрэнка Флетчера вернуться с юго-запада Тихого океана до Перл-Харбору. Авианосец "Йорктаун" был серьезно поврежден и нуждался в нескольких капитальному ремонту. Он был заштопанных в 72 часа и ремонтные работы продолжались когда авианосец вышел в море. Авианосец "Саратога" в ремонте в Пьюджет Саунд (около Сиэтла) и должен был получать экипажи, запасы и ждать эскорт в Сан Диего. "Саратога" не успевала к битве. Вице-адмирал Уильям Холзи заболел и вице-адмирал Реймонд Спрюенс принял в командование 16-е оперативное соединение.


5.2. Силы Японии

Авианосец "Акаги" в апреле 1942 г.

После сражении в Коралловом море авианосец "Дзуйкаку" был в порту в Куре (около Хиросимы), ожидая авиагруппу, которая должна заменить ее уничтожены самолеты. Сильно поврежденный "Шокаку" был в ремонте после получения трех бомбовых попаданий. Несмотря на возможность использования авиагруппы с "Шокаку" на "Дзуйкаку", этого не было сделано. Поэтому, вместо пяти неповрежденных тяжелых авианосцев, адмирал Нагумо имел только четыре.

Японские субмарины опоздали с организацией линии пикета. Поэтому авианосцы ВМС США пришли к их пункту сбора на северо-восток от Мидуэй незамеченными. Попытка японцев использовать 4-моторные гидросамолеты для разведывательных целей была сорвана. Пункт заправки самолетов - обычно пустынная бухта мели Френч-Фригейт - был занят американскими военными кораблями (так японцы совершили идентичную операцию в марте). Поэтому японцев были лишены всякого знания относительно перемещений американских авианосцев к битве.


5.3. Американский и британский взлом шифра

Американские и британские криптоаналитик сломали японский шифр JN-25. Благодаря этому стала известна дата нападения на Мидуэй - 4-го или 5-го июня. Также стал известен состав японского флота.

В результате, американцы вошли в битву с очень хорошим представлением о японских планах. Нимиц был осведомлен, например, значительно превосходящий японский флот делится не менее чем на четыре оперативные соединения, и эскорт для главной ударной группы авианосцев был ограничен только несколькими быстрыми кораблями. Поэтому американцы знали, что противовоздушное вооружения для защиты авианосцев будет ограничено. Зная силы японцев, Нимиц считал его три авианосца, плюс самолеты Мидуэй, четыре авианосца Ямамото имели примерный паритет. Японцы, однако, оставались почти полностью осведомлены о сил и намерений противника даже после того, как битва началась.


6. Ход битвы

6.1. Начальные воздушные удары

Первый удар нанесли американцы. 3 июня девять тяжелых бомбардировщиков B-17, стартовав с базы Мидуэй, провели усиленное бомбардировки транспортных судов Императорского флота. Как оказалось позже, ни одна из бомб в цель не попала. Вице-адмирал Туити Нагумо начал свою первую волну нападения 108 самолетами в 04:30 4 июня. В то же время он запустил семь разведывательных самолетов и боевой патруль истребителей. В 4:45 самолеты выстроились и легли на заданный курс - 36 торпедоносцев Nakajima B5N "Кейт" с авианосцев "Хирю" и "сорю", 36 пикирующих бомбардировщиков "Вэл" с авианосцев "Акаги" и "Кага" и 36 истребителей "Зеро" , по 9 с каждого авианосца. Истребителями прикрытия командовал Суганами Минора.

В 06:20, японская авиация (108 машин) нанесла бомбовый удар и серьезно повредила сооружения базы Мидвеи. Пилоты-истребители морской пехоты на "Грумман Ф4Ф Вайлдкет" (под командованием майора Паркса), которые выходили из употребления и устаревших "" Брюстер Ф2А "(капитана Армстейда) встретили японские самолеты и испытали катастрофических потерь. Они смогли уничтожить несколько бомбардировщиков и не менее трех" Зеро ". Большинство американских машин было сбито истребителями Минора. Вернулось на базу Мидуэй 10 самолетов из 25, причем 4 разбились при посадке. 221-авиагруппа была уничтожена. Однако, американский противовоздушный огонь был точен и интенсивный, и повредил несколько японских самолетов. Японцы поняли, что островная ударная авиация уже взлетела для задания противокорабельного удара. Лейтенант Томонага доложил, что американские бомбардировщики успели покинуть базу до налета и наземная оборона не подавлена, поэтому перед высадкой десанта потребуется еще один удар с воздуха.


7. Атака Фейберлинга и Коллинза

Бомбардировщики с Мидуэй действительно успели подняться и нанесли удар японским авианосцам. Атакующая группа состояла из шести торпедоносцев Grumman TBF Avenger (лейт. Файберлинг, они поднялись с Мидуэй в 6.10) и четырех бомбардировщиков Martin B-26 Marauder (кап. Коллинз), также вооруженных торпедами. Из-за отсутствия истребителей прикрытия с американской стороны, атака была отбита японскими истребителями без заметного ущерба для кораблей, при этом были сбиты все атакующие самолеты, кроме одного Avengerьа и двух B-26.

Адмирал Нагумо, согласно тогдашней японской авианосной доктриной, держал половину авиации в резерве. Этот резерв состоял из эскадрильи пикирующих бомбардировщиков и эскадрильи торпедоносцев (всего было 36 пикирующих бомбардировщиков с "Хирю" и "сорю", 36 торпедоносцев с "Акаги" и "Кага" и 36 истребителей, снова по 9 с каждого авианосца). Последние уже были вооружены торпедами, пикирующие бомбардировщики еще не были вооружены ими. По результатам атаки на Мидуэй, по рекомендации командира утреннего налета о необходимости во втором ударе, Нагумо в 07:15 приказал перевооружить запасные самолеты бомбами общего назначения для применения по сухопутным целям. Перевооружение продолжалось полчаса, когда в 07:40 разведывательный самолет с крейсера "Тоне" сообщил о нахождении крупных американских сил в восточном направлении. Нагумо приказал перевооружить самолеты торпедами и приказал разведчику выяснить состав американских сил. Прошло 40 минут пока разведчик обнаружил и сообщил наличие одного авианосца США 16-того оперативного соединения (он не заметил другого).

"Хирю" маневрирует под атакой бомбардировщиками Б-17.

Адмирал Нагумо был в затруднительном положении. Контр-адмирал Тамон Ямагути, командир второго авианесущего дивизиона, рекомендовал Нагумо атаковать немедленно имеющимися силами. Нагумо имел возможность немедленно запускать в воздух резервные эскадрильи против американских кораблей, но должен действовать быстро, потому что первая ударная волна возвращалась из Мидуэй. В них кончалось топливо, они имели раненых, и им было нужно немедленно приземлиться.

Запуск в воздух резервной авиации требовал бы как минимум 30-45 минут. К тому же при немедленном запуске часть резервных самолетов не имела бы должного противокорабельного вооружения. Японская авианосная доктрина предпочла ударам полным составом, и в отсутствии подтверждения (в 8:20) того что американские силы должны авианосцы в составе, Нагумо был осторожным. Кроме того, прибытие другого американского воздушного удара в 7:53 предоставило другой довода за атаку Мидуэй. Наконец, Нагумо решил дождаться приземления первой ударной волны, затем начать запуск резервных эскадрилий, которые в то время были должным образом вооружены.


7.1. Авианесущие удары по японскому флоту

Торпедоносцы "Девастейтор" эскадрильи VT-6 на "Энтерпрайз" во время битвы за Мидуэй.

Между тем, американцы уже запустили свою авиацию с авианосцев против японцев. Американские летающие лодки "Каталина" вели наблюдения с раннего утра и командование сил США знало приблизительное местонахождение японского флота.

Незадолго до 7:00 16-е оперативное соединение Спрюенс начало запуск самолетов в воздух. Больше часа занял запуск 20-ти истребителей "Вайлдкет", 67-ми пикирующих бомбардировщиков "Донтлес" и 29-ти торпедоносцев "Девастейтор". Заметив на горизонте японского разведчика, Спрюенс приказал лейтенант-коммандер МакКласки, командиру пикирующих бомбардировщиков, не ждать другие самолеты и отправляться к цели. Спрюенс оставил 36 "Вайлдкетив" для прикрытия соединения. "Йорктаун" Флетчера, который был в кильватере "Энтерпрайза" и "Хорнет" в 25 милях, начал запуск 17-ти "Донтлес", 16-ти "Девастейторив" и 6-ти "Вайлдкетив" в восьмом часу. Другая половина самолетов держалась Флетчером в резерве. В 8:30 155 американских самолетов в трех волнах направлялись к японскому флоту.

Первыми в 9:20 начали атаку 15 "Девастейторив" Восьмой торпедоноснои эскадрильи (VT-8) с "Хорнет". В 09:40 ее продолжили 14 торпедоносцев Шестой торпедоноснои эскадрильи (VT-6) с "Энтерпрайза". Все торпедоносцы эскадрильи VT-8 были сбиты (только один пилот спасся). Были сбиты и 10 торпедоносцев эскадрильи VT-6. "Девастейторы" были очень медленные и стали легкой добычей японских истребителей " Зеро" . Однако, несмотря на их огромные потери, американские торпедоносцы добились трех важных результатов. Во-первых, они держали японские авианосцы занятыми защитой, без способности готовить и начинать их контратаку. Во-вторых, их нападения заставили японский боевой воздушный патруль покинуть позиции - оставив часть японского флота без защиты. В-третьих, у многих "Зеро" заканчивался боезапас и топливо. Появление от юго-востока 12 торпедоносцев эскадрильи VT-3 с "Йорктауна" в 10:00 отвлекла большинство японских истребителей в юго-восточный квадрант флота. Их эскорт из 6 истребителей был недостаточным для надлежащей защиты и 10 "Девастейторив" был сбит.

В то же время когда японцы заметили эскадрилью VT-3, две отдельные группы самолетов (три эскадрильи) американских пикирующих бомбардировщиков "Донтлес" приближались к японского флота с северо-востока и с юго-запада. Американские пикирующие бомбардировщики прибыли в добрый час и место для нападения на японские авианосцы. Во время нападения японский вооруженный ударная авиация заполнила палубы ангара, топливные шланги змеились через палубы, и перевооружение бомбами и торпедами означало, что бомбы и торпеды были в штабелях в ангаре, вместо того, чтобы быть составлены в склад боеприпасов. Японские авианосцы были в очень уязвимом положении.

Начиная в 10:22, авиация с "Энтерпрайза" атаковала авианосец "Кага", одновременно авиация с "Йорктауна" напала на авианосец "сорю", четырьмя минутами позже самолеты "Энтерпрайза" атаковали авианосец "Акаги". Одновременно, торпедоносцы VT-3 атаковали авианосец "Хирю", хотя и без успеха. За шесть минут пикирующие бомбардировщики провели атаки и оставили сильные пожары на всех трех целях. "Акаги" поразила только одна бомба, которой было достаточно, она взорвалась на верхней палубе ангара среди вооруженной и заправленной авиации. Другая бомба взорвалась рядом и причинила критическое повреждение руля. "Сорю" получил три попадания бомб в палубы ангара, "Кага" получил как минимум четыре и вероятно больше. Все три авианосца были наконец покинутыми и потопленными.


7.2. Японские контратаки

"Йорктаун" поврежден торпедой

"Хирю" не терял времени и нанес контрудара. Первый налет японских пикирующих бомбардировщиков повредил "Йорктауна" двумя попаданиями бомб, но команды борьбы за живучесть видремонтувалилы его так быстро (за час), командир второго налета японских торпедоносцев принял его за поврежден авианосец. После двух торпедных попаданий двигатели "Йорктаун" остановились и он не имел электричества. Адмирал Флетчер должен был перейти на тяжелый крейсер "Астория".

Японские пилоты сообщили что каждая атака привела к затоплению американского авианосца, что очень улучшило моральный команды авианосной ударной группы. Самолеты, оставшиеся от авиации четырех авианосцев приземлились на "Хирю". Там они готовились для нападения против, как они считали, последнего авианосца США.

Когда американская разведывательная авиация нашла "Хирю", в 15:30 с "Энтерпрайза" взлетели 24 пикирующих бомбардировщиков, включая 10 "Донтлесс" "Йорктаун". Пикирующие бомбардировщики начали атаку в 17 часов и попали четырьмя бомбами в японский авиносець, начав сильные пожары. Бомбардировщики "Хорнет" вылетели позже и атаковали другие корабли, но не имели успеха. "Хирю" продолжал гореть и был затоплен японцами следующий день. Контр-адмирал Тамон Ямагучи решил разделить судьбу своего корабля.

После наступления темноты, стороны начали планирование для продолжения действий. Адмирал Флетчер чувствовал, что он не мог адекватно командовать с крейсера и отдал оперативную команду Спрюенс. Спрюенс понимал, что Соединенные Штаты получили большую победу, но он был все еще не уверен сколько японских кораблей оставалось поблизости. Поэтому он решил отойти на восток вечером, чтобы не нарываться на ночное столкновение с японскими силами. Утром, он повернул на запад, чтобы прикрыть Мидуэй на случай вторжения.

Ямамото сначала решил продолжить усилия и послал флот на восток в поиск американских авианосцев. Однако ночь прошла без какого-либо признака американцев, и в 2:55 Ямамото приказал кораблям отходить на запад.

Японский крейсер "Микума" перед потоплением

Во время отхода колонна японских крейсеров, заметив подводная лодка, начала радикальные уклончивые маневры и тяжелых "Микума" и "Могами" столкнулись. Поврежденные крейсера замедлились и были атакованы американскими самолетами. 6 июня "Микума" был потоплен, "Могами" получил тяжелые повреждения, но добрался до порта.

7 июня "Йорктаун" был потоплен тремя торпедами японского подводного лодке И-168. Большинство команды уже покинули корабль поэтому человеческие потери были невелики. Одной торпедой также был потоплен эсминец "Хеммен", который обеспечивал электричеством "Йорктаун".


8. Итоги

Потеря Японией четырех из шести авианосцев, а также многих экипажей самолетов, остановило расширения Японской Империи в Тихом океане. Только "Дзуйкаку" и "Шокаку" остались доступными для ведения наступательных действий. Другие японские авианосцы, "Рюдзо", "Дзунье" и "Хийо", были легкими авианосцами. Это крупное поражение для Японии произошло через шесть месяцев после начала боевых действий против Соединенных Штатов. Эти шесть месяцев - то время, в которое, по предсказанию адмирала Исороку Ямамото, Япония должна была иметь преимущество над врагом перед тем, как преимущество исчезнет. Потери японцев составили 4 тяжелых авианосца, 1 тяжелый крейсер, 228 самолетов и около 2500 человек, в числе которых оказались опытные пилоты японской палубной авиации. Американцы потеряли 1 тяжелый авианосец, 1 эсминец, 150 самолетов, 307 человек. Япония потеряла инициативу до конца войны и была вынуждена перейти к оборонительным действиям.

Битва за Мидуэй показала, что авианосец стал главным кораблем на Тихом океане. Потеряв 4 тяжелых авианосца, главнокомандующий объединенным флотом Японии адмирал Ямамото был вынужден отступить, хотя в его распоряжении все еще оставалось около 100 кораблей, в том числе 11 линкоров.


Примечания

  1. Lundstrom, Guadalcanal Campaign, p. 92.

10. Литература и ссылки


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам