Битва при Имброс

Битва при Имброс - морской бой между флотами Великобритании и Оттоманской империи во время Первой мировой войны. Боевые действия состоялись 20 января 1918 года, когда османская эскадра атаковала Британский флот у острова Имброс, Эгейское море. Уход британских тяжелых кораблей позволил османском (фактически - немецком) линкору "Явуз Султан Селим" и легком крейсера "Мидили" потопить несколько вражеских кораблей, перед атакой на британскую военно-морскую базу на острове Мудрос.

Несмотря на успешные боевые действия и уничтожение нескольких британских кораблей у острова Имброс, "Явуз Султан Селим" и "Мидили" попали в минное поле. "Мидили" затонул, а "Явуз Султан Селим" был сильно поврежден.


1. События 1914-1917 гг

1.1. Прорыв "Гебен" и "Бреслау"

Зимой 1912 года, во время Балканской войны, вследствие холода, холеры, недостатка провианта и наступления болгарских войск Османская империя оказалась перед угрозой потери Константинополю. Для защиты интересов стран, подписавших Берлинский трактат, к Константинополю было отправлено немецкий эскадру, которая состояла всего из двух кораблей - линкора "Гебен" и легкого крейсера "Бреслау". 5 ноября, ускоренно снаряженные немецкие корабли отправились к месту назначения.

28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Немецкий эскадра, командиром которой был адмирал Вильгельм Сушон, стояла в Адриатическом море, где производился ремонт паровых котлов. После объявления войны Германией и начала Первой мировой войны, адмирал Сушон вывел эскадру в Средиземное море, не закончив ремонт. 1 августа эскадра прибыла в Бриндизи, Италия, где Сушон надеялся пополнить запасы угля. Однако итальянская власть, пожелав сохранить нейтралитет, отказала адмиралу.

Английские корабли преследуют "Гебен" и "Бреслау"

30 июля 1914 года Первый Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль отдал приказ командующему Средиземноморским флотом Королевских ВМС адмиралу Арчибальд Милну обеспечить безопасную перевозку французских колониальных войск из Алжира во Францию. Средиземноморский флот Великобритании состоял из трех современных линкоров, 4 броненосных крейсеров, 4 легких крейсеров и 14 эсминцев.

Не имея четких приказов, адмирал Сушон подошел к берегам Африки, для осуществления атаки на французские укрепленные порты. 3 августа, в 6 часов вечера Сушон получил радиограмму о начале германо-французской войны. Утром 4 августа от адмирала фон Тирпица было получен приказ выдвигаться в направлении Константинополя. Немецкий эскадра все же нанесла удар по французским портах Филиппвиль и Бон, после чего отправилась в итальянский город Месин, где Сушон надеялся пополнить запасы угля.

Встретившись с английскими кораблями Сушон все же оторвался от преследования, и 10 августа достиг Дарданеллы. 16 августа, после немецко-османских дипломатических переговоров, "Гебен" и "Бреслау" вошли в состав Османского флота (немецким кораблям было запрещено проплывать через Босфор). Команда и главнокомандующий оставались немецкими. Немецкий эскадра значительно повлияла на решения Османской империи вступить в войну.


1.2. Действия немецкой эскадры в 1915-1917 гг

Немецкий эскадра совершила многочисленные военно-морские походы в Черное море, затопив многие российские кораблей. Присутствие немецких кораблей также невозможным десант русских войск в Константинополь.

2. Ситуация накануне битвы

2.1. Подготовка к боевым действиям

После революции и выхода России из войны, немецкое военно-морское командование начало планировать военные действия против Антанты перед Дарданеллами. 2 декабря 1917 турецкое главное командование отправило сообщение командующему османским флотом, где отмечалось что две вражеские дивизии оставили Македонию. Антанта планировала перебросить эти дивизии в Палестину через город Салоники. Для предотвращения операции турецкое командование просило отправить подводные лодки, однако из-за неисправности последних аналогичное прошение было отправлено немецком Морском генеральному штабу в Берлине. Немецкое командование ответило, что считает возможным проведение крейсерской операции "Гебена" и "Бреслау", которые выдвинутся в Салоники, избегая значительных военно-морских соединений врага. Операция, предложенная немецким командованием, имела целью не помешать переброске вражеских войск в Палестину, а заставить врага выделить значительные силы для защиты от немецкой эскадры. Последнее дало бы больше целей, и подводные лодки нанесли бы больших потерь враждебном флота.

SMS "Бреслау"

Главнокомандующий турецких вооруженных сил Энвер-паша согласился на проведение операции, однако отметил два момента:

  • "Гебен" и "Бреслау", которые в будущем перейти под полный контроль Турции (до этого корабли были в османской собственности только формально), имеют огромное значение для турецкого флота;
  • Немецкий эскадра, даже если не встретит значительных сил Антанты, имеет остерегаться подводных лодок и мин.
SMS "Гебен"

После обмена телеграммами с немецким командованием в Берлине, начались приготовления к операции. В первую очередь корабли должны быть загружены углем. Состоянию на 21 декабря "Гебен" имел в своих угольных ямах 1385 т угля (при максимальном запасе в 3000 т), а "Бреслау" - 157 т (при максимальном запасе в 1200 т). В середине декабря, в порту города Зунгулдак углем загружено турецкие Эскадронный миноносцы, 21 декабря было скачано "Бреслау". Для "Гебена" условия были менее благоприятными. Он прибыл в Зунгулдаку 15 января, однако был вынужден стать на открытом рейде и принимать уголь с Магон, часто при неблагоприятных погодных условиях. В конце концов, 18 января угольные ямы линейного корабля было полностью загружено.

Опасаясь шпионов и возможной утечки информации, о сделке было сообщено лишь узкий круг офицеров. Открытой проблемой оставалась слишком узкие проходы через турецкие минные заграждения. Для безопасного прохождения германских кораблей их следовало увеличить с 75 до 220 м и организовать освещение для ночного плавания. Чтобы не привлечь внимание вражеских разведывательных самолетов, работы по расширению проходов приходилось выполнять в последний момент.

18 января турецкие тральщики проверили воды вблизи Дарданелл на наличие минных полей. Было проведено воздушную разведку, которая сообщила о значительных враждебные силы вблизи островов Лемнос и Имброс. Турецкое командование перебросило авиации с военной базы Ксанти к месту проведения операции. Вечером 19 января береговые батареи были полностью готовы.


2.2. Планирование операции

Согласно данным разведки, был разработан план операции: между островами Имброс и Тенедос на патрулировании находился эскадренный миноносец. Его нужно было обойти или неожиданно атаковать и потопить, для того чтобы предотвратить преждевременное выявлению немецких кораблей. На рассвете "Гебен" имел неожиданно появиться перед сильнейшими английскими кораблями, а "Бреслау" должен был принять на себя легкие военно-морские силы врага и уничтожения авиастанции. После выполнения этой фазы операции, планировалась атака на Мудроську бухту на острове Лемнос. Выстрелы косвенным указанием позволяли уничтожить английские корабли, тесно собрались в бухте. В настоящее время "Бреслау" имел находиться вблизи южной части острова, и следить за крупными английскими кораблями и результатами действия немецкой подводной лодки UC-23. UC-23 был единственным боеспособным подлодкой в районе проведения операции, там должен занять позицию на выходе из Мудроськои бухты. Турецкие эскадренные миноносцы "Барса" (Barza), "Нумунихамьет" (Numuneihamiyet), "Самсон" (Samsun) и "Муавинтимилли" (Muavenetimilliye) должны были охранять вход в Драданелл, препятствуя английским подводным лодкам занимать позиции на пути отступления немецкой эскадры. Турецкие самолеты должны были вылететь на помощь при первом приказе Ребейра-Пашвица.

Командующий флотом не видел непосредственной опасности в выходе эскадры в море: давно не было никакой информации о действиях вражеских подводных лодок, а большинству минных полей уже не существовало. Корабли были загружены углем, к тому же начали распространяться слухи о подготовке операции и расширения проходов через турецкие минные заграждения в Дарданеллах. Ребейр-Пашвиц назначил операцию на 19 января.


2.3. War Ensign of Germany 1903-1918.svg Немецкий эскадра

Немецкий эскадра состояла из двух кораблей:

Линейной крейсер "Гебен" (Явуз Султан Селим)
Goeben.JPG


Спуск на воду: 28 марта 1911
В составе ВМС: 2 июля 1912
Водоизмещение - 23 000 т, длина - 186 м, скорость - 29-31 вуз., Вооружение - 10-280 мм/50, 12-150 мм/45, 12-88 мм/45, 4 торпедных аппарата, личный состав - 1013 лиц

Легкий крейсер "Бреслау" (Мидили)
Крейсер Бреслау.jpg


Спуск на воду: 16 мая 1911
В составе ВМС: 1912
Водоизмещение - 4550 т, длина - 136 м, скорость - 27,6 уз., Вооружение - 12-105 мм/45, 2 торпедных аппарата, личный состав - 373 человека


2.4. Ottoman flag.svg Османская эскадра

Османская эскадра состояла из четырех миноносцев: "Барса" (Barza), "Нумунихамьет" (Numuneihamiyet), "Самсон" (Samsun) и "Муавинтимилли" (Muavenetimilliye). Активного участия в боевых действиях эскадра не брала.

2.5. Naval Ensign of the United Kingdom.svg Английская эскадра

Английская эскадра состояла из четырех кораблей:

Монитор "Реглен"
Реглен.JPG


Спуск на воду: 29 апреля 1915
В составе ВМС: май 1915
Водоизмещение - 6250 т, длина - 102 м, скорость - 11 км / час., Вооружение - 2 360 мм пушки, 1 150-мм пушка, 2 торпедных аппарата, личный состав - 198 человек

Эсминец "Тайгрис"
Тайгрис.JPG


Спуск на воду: 19 февраля 1912
Водоизмещение - 770 т, длина - 75 м, скорость -50 км / ч вуз., Вооружение - 2 101-мм пушки, 2 торпедных аппарата, личный состав - 72 человека

Монитор "M28"
M28.JPG


Спуск на воду: 28 июля 1915
Водоизмещение - 540 т, длина - 54 м, скорость - 11 уз., Вооружение - 1 76-мм пушка, 1 57-мм пушка, личный состав - 69 человек

Эсминец "Лизард"
Тайгрис.JPG


Спуск на воду: 10 октября 1911
Водоизмещение - 990 т, длина - 75 м, скорость - 28 уз., Вооружение - 2 101-мм пушки, 2 торпедных аппарата, личный состав - 72 человека


3. Боевые действия

19 января, в 16 часов эскадра вышли в море. 20 января в 3 часа 30 мин эскадра достигла заграждения у нагара и успешно их пересекла под руководством лоцманского офицера. Дальше путь продолжили "Гебен" и "Бреслау", а турецкие миноносцы остались у входа в Дарданеллы. Согласно плану, два миноносца должны следовать за немецкими кораблями, однако из-за низкой скорости и плохое вооружение их оставили.

Далее на курс, избранный крейсерами повлияла следующее обстоятельство. 20 декабря 1917 года вблизи острова Енос, в Сароському заливе, потерпел крушение небольшой английский корабль. На его борту было найдено карту Дарданелл и окружающих вод, с линиями и пометками. Карту было передано в штаб флота, где решили, что это была карта минных заграждений англичан. Несмотря на то, что немецкая карта почти не совпала с английской, было решено использовать последнюю при планировании операции. Таким образом безопасные пути через английские минные заграждения были проложены на основе захваченной у англичан карты. Для большей уверенности предлагалось проверить правильность английских отметок с помощью тральщиков и воздушной разведки, однако Ребейр-Пашвиц отклонил это предложение.

В 5 ч. 41 мин немецкий эскадра проплыла мимо форт Сед-эль-Бар. В 5 ч. 55 мин "Гебен" изменил курс с 270 ? на 239 ?, и поставил сигнальный буй в месте изменения курса. В 6 ч. 10 мин, находясь в "безопасном" проходе, согласно английскими обозначениями, "Гебен" подорвался на мине. Взрыв не повредил корабль, потому в 6 ч 22 мин крейсер продолжил путь. На месте подрыва также было оставлено буй. В 6 ч. 32 мин немецкий эскадра взяла курс на остров Имброс, "Бреслау" получил приказ выйти вперед и задержать вражеские корабли, которые могли обойти с фланга. Пока "Бреслау" полным ходом плыл вперед, в 7 ч 42 мин "Гебен" открыл огонь артиллерией средних калибров для уничтожения сигнальной станции и радиостанции на косе Кефало. После четырех залпов станции были полностью уничтожены. После этого "Гебен" потопил два небольших корабля в бухте Кефало. В 7 ч 40 мин "Бреслау" открыл огонь по двум английским эскадренных миноносцев - "Лизард" и "Тайгрис". Миноносцы, обогнув северо-восточную часть острова Имброс, взяли курс на север. "Бреслау" начал преследовать их, однако заметил слева по носу два английских мониторы, серый цвет которых сливался с цветом берега. Мониторы стояли на якоре в нескольких сотнях метров друг от друга. В 7 ч 44 мин их атаковал "Бреслау", а через 5 мин с дистанции 9,3 км их атаковал "Гебен". Оба монитора ответили огнем, однако спустя некоторое время со страшным взрывом утонули. Это были мониторы "Реглен" и М-28. Из команды мониторов спаслось 132 человека, достигнув берега. "Бреслау" обстрелял состав топлива на авиабазе, а затем оба корабля взяли курс на южную точку острова Имброс, а затем плиты к Мудроськои бухты. В "Гебена" были повреждены Гидрокомпасы, поэтому прокладка курса вызвало некоторые трудности.


В 8 ч 16 мин "Бреслау" прислал сообщение "Гебен": "Вражеский подлодка слева по борту". В 8 ч 20 мин за кормой немецких кораблей появились английские эскадренные миноносцы "Лизард" и "Тайгрис", а в 8 ч 26 мин два враждебных самолеты. "Бреслау" получил приказ выйти вперед, для того чтобы "Гебен" мог использовать свои зенитные батареи. В 8 ч 28 мин рядом с "Гебен" упала первая бомба. В 8 ч. 31 мин "Бреслау" подорвался на мине, в результате чего команда потеряла возможность управлять кораблем. "Гебен" вернул вправо, чтобы принять "Бреслау" на буксир. Самолеты продолжали сбрасывать бомбы. "Бреслау" передал сообщение "Гебен": "Между Гебен и Бреслау всюду мины ...". Флагманский корабль проводил очень осторожное маневрирование, для того чтобы спасти тяжело поврежден легкий крейсер. Однако, в 8 ч 55 мин "Гебен" вдруг подорвался на мине: столб воды поднялся выше мачты и упал на корабль. Мины было четко видно в прозрачной воде.

После подрыва "Бреслау", к нему начали приближаться английские миноносцы, которые попали под обстрел первого. Команда "Бреслау" отчаянно боролась с наплывом воды в нижней части корабля, одновременно отстреливаясь от вражеских Эскадронный миноносцев и самолетов. Легкий крейсер задним ходом хотел вырваться из минного окружения, однако в 9 час подорвался на двух минах, в результате чего потерял возможность двигаться. Через пару секунд взорвалась четвёртых мина, а в 9 часов 2 мин - пятая. Корабль начал тонуть. Капитан "Бреслау" отдал приказ покинуть корабль. Из всего личного состава корабля, который в течение получаса пел патриотические песни, находясь в воде, английские миноносцы подобрали 162 человека. Большинство команды погибла в холодной воде, температура которой достигала +8 ? C. Среди погибших был и капитан. В 9 ч 4 мин "Гебен" по радио вызвал турецкие миноносцы. Командующий миноносцами объявил боевое положение сразу после сообщения о подрыве "Бреслау" на первой мини, потому приказу Ребейра-Пашвица они полным ходом отправились на помощь. В 9 ч. 14 мин миноносцы получили приказ "идти немедленно". В 9 ч. 20 мин английские миноносцы начали обстрел турецких. В 9 ч. 25 мин турецкие миноносцы получили приказ возвращаться, через стремительное приближение английских кораблей. Ближе к "Гебена", в 5 км находился миноносец "Барса", однако из-за сильного огонь был вынужден повернуть назад. Английские корабли начали догонять турецкие, пока в 9 ч 48 мин не попали под обстрел береговых батарей. В 9 ч. 45 мин турецкие миноносцы начали отстреливаться, а одна из береговых орудий попала в английский корабль. В 9 ч. 52 мин турки прекратили огонь.

Поскольку "Гебен" подорвался на минах, а вокруг него было еще несколько десятков, операция была прекращена. Командующий флотом приказал флагману возвращаться. В 9 ч 48 мин "Гебен" вновь подорвался на мине, примерно на том же месте что и утром. Взрыв не сильно повредил корабль, поэтому он продолжил плавание. Пока "Гебен" плыл к Драданелл, на него сбрасывали бомбы вражеские самолеты, однако ни разу не попав. В 10 ч. 5 мин в небе появились немецкие самолеты, завязался воздушный бой, во время которого был сбит один английский самолет. В 10 ч 30 мин "Гебен" вошел в Дарданеллы. В 11 ч он выскочил на Нагарську банка, и не смог сойти с нее самостоятельно.


4. Реации в мире

4.1. Английская пресса

Газета "Таймс" от 22 января 1918 года:

" Несмотря на позорную деятельность "Бреслау" и "Гебен", не было других двух кораблей, которые так повлияли на ход войны. В военно-морской истории они останутся навсегда. История их прорыва из Мессины иллюстрирует одну из наших самых ошибок. "