Бланк Карл Иванович

Карл Иванович Бланк ( 1728 - 26 октября 1793) - московский зодчий, архитектор-практик и инженер, признанный мастер архитектуры позднего барокко и раннего классицизма.


1. Жизнеописание. Родители

Сын архитектора Ивана Яковлевича Бланка. Семья происходит из Франции. Ее представители - французские протестанты, через гонения и притеснения католического окружения эмигрировали из страны в протестантскую Германию. Дед архитектора Яков Бланк ( кузнец) перебрался в Московию в сутки царя Петра I и работал на Олонецких заводов. Сын Иван Яковлевич уже был двуязычным и грамотным, поэтому работал переводчиком в немецкоязычных архитекторов, приглашенных на службу в Петербург. Впоследствии сам стал строителем и реализовывал чужие и собственные проекты. За близость к дипломата Артемия Волынского и архитектора Петра Еропкиным, выступавших против засилья Бирона, арестован и брошен в тюрьму. По приказу подозрительной императрицы Анны Ивановны Волынского и Петра Еропкиным политически обвинили в государственной измене и соответственно наказали смертью, других били плетьми и сослали в Сибири.

Семья Бланков потеряла мать, которая умерла по дороге в ссылку в город Тобольск. Очередной дворцовый переворот в Петербурге снесут на царский престол дочь Петра I - Елизавету Петровну. Ситуация изменилась в пользу ссыльных и семье Бланк было разрешено вернуться и поселиться в Москве. Во время пребывания в Тобольске они познакомились со способным молодым-тобольцем на имя Александр Кокоринов. Бланки взяли юношу к себе в ученики и заберут того с собой в Москву.


2. Московский период. Экзамены в Растрелли

План Воскресенского собора для Новоерусалимського монастыря

Иван Яковлевич болел и умер уже в Москве. Карл Бланк и Александр Кокоринов начали работать в строительных командах П. Обухова и Ивана Коробова (1700, - 1747). Упорный Карл Иванович работал и одновременно готовился к экзаменам, которые успешно сдал самому Варфоломей Растрелли. Так он отвоевал звание гейзеля (помощника архитектора). Его зачислили в помощники московском архитектору Алексею Евлашову.

Хорошую карьеру архитектора сделает и Александр Кокоринов, которого переведут на работу в Петербург. За право привлечь Кокоринова к строительству в своих усадьбах соревноваться вельможи эпохи Елизаветы Петровны, среди которых и семья Разумовских. Яркими образцами творчества Кокоринова станут сооружения в усадьбе Петровское - Разумовская в Москве и сооружение Императорской Петербургской Академии художеств в столице Российской империи.


3. Блестящий инженер и архитектор

Новоерусалимський монастырь, мю Истра, Московская область. Проект Растрелли строил Карл Бланк.
Воскресенский собор, остатки декора после войны и разрушения (на 2010 г.)
остатки декора после войны и разрушения

Простое происхождение - не отрицание значительной одаренности. Уже экзамены в надворного архитектора Растрелли проявили незаурядные способности Карла Бланка. Практическая работа на строительных площадях позже это подтвердит не один раз. Архитектор брался как за собственное проектирования ( проект усадебного дворца для фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского ( 1725 - 1796), Качановка), так и за реализацию чужих проектов решений. Карл Иванович Бланк проявил способности инженера широкого масштаба при реализации обширного, невиданного доселе крыши-Шарт Новоерусалимського монастыря, предложенного Растрелли. Опыт архитектора, практически мог выполнить как колокольня, церковь для города, так и необычный парковый павильон, проект парковой участка как садовник, сделал его специалистом универсальным. Все это пригодится при создании величественного дворцово-паркового комплекса Анненгоф в Лефортово в долине реки Яуза с рядом сооружений различного назначения в окружении садов барокко (уничтожено).

  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Новоерусалимський монастырь

  • Барочная ротонда Воскресенского собора, Новоерусалимський монастырь

  • Попытка восстановления крыши-купола после войны

  • Барочный декор церкви Успения, Новоерусалимський монастырь

Эластичность творческого обдрування Карла Бланка разрешила работать в стилях барокко, рококо и раннего классицизма, о чем свидетельствует эволюция творческого пути архитектора, а также произведения собственные или за проекте других архитекторов для Москвы, среди которых -

В 1764 - 1781 годах Карл Бланк был задействован на строительстве нового воспитательно-благотворительного заведения - московского Воспитательного дома. (Он выстроил западный и центральный корпуса. Денег не хватило и строительство прекратили. Симметричный восточный корпус достроили только в 1940-е годы.) Воспитательно-благотворительного заведение был рассчитан на 8.000 детей, которых воспитывали как "новую породу людей" в сутки императрицы Екатерины II . Утопическая идея воспитания не осуществилась, но стала базой для образовательных учреждений Российской империи. Само помещение - поворотная сооружение в московской архитектуре конца 18 века, пункт перехода от барокко до классицизма, последний мощно поддерживала императрица Екатерина II. Вторым образцом переходной архитектуры стал огромный московский Цейхгауз (новый арсенал), созданный по проекту архитектора Василия Баженова, где черты переходного периода выявлены значительно больше.


Сторонником творчества архитектора Карла Бланка в 20 веке был известный русский историк архитектуры Барановский Петр Дмитриевич, что пытался спасти сооружения художника в годы разрушений и реконструкций Москвы в сутки Сталина. Одобрительные оценки сооружениям Карла Бланка дал и искусствовед Грабарь Игорь Эммануилович.

  • церковь Николы Чудотворца в звонарь, ул. Рождественка, Москва

  • колокольня церкви Николы Чудотворца со стороны Яузькои ул.

  • церковь Св. Екатерины на Вспольи, ул. Больша Ордынка, Москва


4. Семья архитектора

Архитектор жил в Москве на ул. Рождественка в владениях графа Воронцова Ивана Ларионович. Граф, позже генерал-поручик станет практически меценатом и заказчиком талантливого архитектора. Последний создал несколько сооружений в парадных подмосковной усадьбе Вороново, принадлежавшей Воронцову.

Бланк Карл Иванович был женат. Семья имела пятерых детей. В истории оставили след и потомки архитектора -

  • Басаргин М.В. 1836. Акварель Бестужева Н.А.

  • Худ. Серов Валентин, Семенов - Тян-Шанский в 1095 Русский музей


5. Избранные произведения

  • Воскресенский собор Новоерусалимського монастыря, Истра (по проекту В. Растрелли)
  • Оранжерея, залы дворца, парков павильоны (усадьба Кусково)
  • Воспитательный учебное заведение, ул. Солянка, Москва (проект М. Ф. Казакова)
  • церковь Бориса и Глеба, Арбатская ворота, Москва (разрушен)
  • храм Троицы в Серебряник, Серебряничеський переулок, Москва
  • церковь Св. Екатерины на Вспольи, ул. Больша Ордынка, Москва
  • Колокольня церкви Апостолов Петра и Павла под Звоном, ул. Новая Басманная, Москва
  • церковь Николы Чудотворца в звонарь, ул. Рождественка, Москва
  • церковь Святых Кира и Иоанна, ул. Солянка, Москва
  • собственный дом арх. Бланка, ул. Пятницкая, Москва (разрушен)
  • церковь Спаса, усадьба Вороново, Московская область
  • павильон Голландский домик, усадьба Вороново
  • работа в дворцовом комплексе Анненгоф, Лефортово, Москва
  • декор по поводу коронации Екатерины II в Москве

По заказу фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского ( 1725 - 1796) разработал проект дворцового комплекса в в селе Качановке (теперь Ичнянского района Черниговской области).


Литература


См.. также

Painting, sculpture & architecture.gif
В Википедии есть портал