Надо Знать

добавить знаний



Блез Паскаль


Blaise pascal.jpg

План:


Введение

Блез Паскаль
Blaise pascal.jpg
Родился 19 июня 1623
Клермон-Ферран
Умер 19 августа 1662
Париж
Страна Франция
Область научных интересов математика, физика, философия, литература
Известный в связи с: треугольник Паскаля, закон Паскаля

Блез Паскаль (Блез - имя, Паскаль - фамилия, фр. Blaise Pascal , * 19 июня 1623, Клермон-Ферран - ? 19 августа 1662, Париж) - французский философ, писатель, физик, математик.

Один из основателей математического анализа, теории вероятности и проективной геометрии, создатель первых образцов счетной техники, автор основного закона гидростатики. Известен также открытием формулы биномиальных коэффициентов, изобретением гидравлического пресса и шприца и другими открытиями. Автор знаменитых "Мыслей" и "Писем к провинциалу", которые стали классикой французской литературы.

В честь Паскаля названа единица измерения давления ( Паскаль), а также популярный язык программирования Pascal.


1. Жизнеописание

1.1. Детство

Паскаль родился 19 июня 1623 года в городе Клермон-Ферран ( Овернь) в семье главы налогового управления Этьена Паскаля и Антуанетты Бегон, дочери сенешаля Оверни [1]. В Паскале было трое детей - Блез и две его сестры: младшая - Жаклин и старше - Жильберта. Мать умерла, когда Блезу было 3 года. В 1631 году семья переехала в Париж.

Блез рос одаренным ребенком. Его отец Этьен самостоятельно занимался образованием мальчика; Этьен сам неплохо разбирался в математике - дружил с Мерсенном и Дезаргом, открыл и исследовал неизвестную ранее алгебраическую кривую, что с тех пор получила название "улитка Паскаля", членом комиссии по определению долготы, созданную Ришелье.

Паскаль-отец придерживался принципа, по которому сложность предмета должна соответствовать умственным способностям ребенка. По его плану древние языки Блез должен изучать с 12-ти, а математику с 15-16-летнего возраста. Метод обучения состоял в объяснении общих понятий и правил и последующем переходе к изучению отдельных вопросов. Так, знакомя восьмилетнего мальчика с законами грамматики, общими для всех языков, отец имел целью научить его мыслить рационально. Дома постоянно проводились беседы по вопросам математики и Блез очень интересовался этим предметом. Отец, который опасался, что математика помешает сыну изучать латинский и греческий языки, обещал обратиться к математике в будущем. Однажды на очередной вопрос сына о том, что такое геометрия, Этьен кратко ответил, что это способ чертить правильные фигуры и находить между ними пропорции, однако запретил ему любые исследования в этой области. Однако Блез одиночестве принялся углем чертить на полу различные фигуры и изучать их. Не зная геометрических терминов, он называл линию "палочкой", а у "колечком". Когда отец случайно застал Блеза за одним из таких самостоятельных уроков, он был поражен: мальчик, который не знал даже названий фигур, самостоятельно доказал 32-ю теорему Евклида о сумме углов треугольника. По совету своего друга Ле Пайер Этьен Паскаль отказался от своего первоначального плана обучения и позволил читать сыну математические книги. В часы отдыха Блез изучал Евклидову геометрию, позднее, с помощью отца, перешел к работам Архимеда, Аполлония и Паппа, затем - Дезарга.

В 1634 (Блез было 11 лет), кто-то за обеденным столом задел ножом фаянсовую тарелку. Она зазвучала. Мальчик обратил внимание, что стоило прикоснуться к блюду пальцем, как звук исчез. Чтобы найти этому объяснение, Паскаль провел серию опытов, результаты которых позднее изложил в ?Трактате о звуках".

С 14 лет Паскаль участвовал в семинарах Мерсенна, которые проводились по четвергам. Здесь он познакомился с Дезаргом. Юный Паскаль был одним из немногих, кто изучал его работы, написанные сложным языком и насыщенные новоизобретенный терминами. Он совершенствовал идеи, высказанные Дезаргом, обобщая и упрощая обоснования.

В 1640 году выходит первое печатное произведение Паскаля - "Эссе о конических сечениях", результат исследовательских работ Дезарга. В настоящее произведение автор включил теоремы (доказательства не приводятся), три определения, три леммы и указал разделы запланированной работы о конических сечениях. Третья лемма из "Опыта ..." является теоремой Паскаля: если вершины шестиугольника лежат на некотором коническом сечении, то три точки пересечения прямых, содержащих противоположные стороны, лежат на одной прямой. Этот результат и 400 следствий из него Паскаль изложил в "Полной труда о конических сечениях", о завершении которой Паскаль сообщил пятнадцать лет назад. Сейчас эта работа относилась бы к проективной геометрии. "Полная труд ..." так и не была опубликована: в 1675 году ее прочитал в рукописи Лейбниц, который рекомендовал племяннику Паскаля Этьену Перье срочно напечатать ее. Однако Перье не прислушался к мнению Лейбница, впоследствии рукопись была утеряна.


1.2. Руан

В январе 1640 году семья Паскале переезжает в Руана. В эти годы здоровье Паскаля, и без того слабое, стало ухудшаться. Однако он продолжал работать.

Отец Блеза по роду службы в Руане (должность интенданта Нормандии) часто занимался утомительными расчетами, сын также помогал в распределении налогов, пошлин и налогов. Столкнувшись с традиционными способами вычислений, Паскаль признал их неудобными и задумал создать вычислительное устройство, которое могло бы помочь упростить расчеты. В 1642 году (в 19 лет) Паскаль начал создание своей Счетной машины "Паскалины", в этом, по его собственному признанию, ему помогли знания, полученные в ранние годы. Машина Паскаля выглядела как ящик, наполненный многочисленными, связанными друг с другом зубчатой ​​передачей, шестернями. Числа, которые нужно добавить или отнять, вводились соответствующим поворотом колес, принцип работы основан на счету обороты. Поскольку успех в осуществлении замысла зависел от того, насколько точно ремесленники воспроизводили размеры и пропорции деталей машины, Паскаль сам присутствовал при изготовлении ее деталей.

Вскоре машина Паскаля была подделана в Руане одним часовщиком, который не видел оригинала и построил копию, опираясь лишь на рассказы о "счетное колесо". Несмотря на то, что поддельная машина была совершенно непригодна для выполнения математических операций, Паскаль, задет этой историей, оставил работу над своим механизмом. Чтобы побудить его продолжить совершенствование машины, друзья привлекли к ней внимание канцлера Сегье. Тот, после изучения проекта, рекомендовал Паскалю не останавливаться на достигнутом. В 1645 году Паскаль продемонстрировал Сегье готовую модель машины. К 1652 года под его контролем было создано около 50 вариантов "Паскалины". В 1649 году он получил королевскую привилегию на счетную машину: запрещались как копирование модели Паскаля, так и создание без его разрешения любых других видов счетных машин; запрещалась их продажу иностранцами в пределах Франции. Сумма штрафа за нарушение запрета составляла три тысячи ливров и должна быть разделена на три равные части: треть должна была поступить в казну, другой трети - в парижскую больницу и последняя треть - Паскалю, или владельцу его прав. Ученый потратил немало средств на создание машины, однако сложность ее изготовления и высокая цена стали препятствием на пути коммерческой реализации проекта.

Изобретенный Паскалем принцип связанных колес почти на три столетия стал основой создания большинства арифмометров.

В 1646 году семья Паскаля через врачей, которые лечили Этьена, знакомится с янсенизм. Блез, изучив трактат Янсена "О преобразовании внутреннего человека" с критикой стремление к "величию, знания, удовольствие", испытывает сомнения: не является ли его научные поиски греховным и недостойным занятием? Из всей семьи именно он глубоко проникается идеями янсенизма, переживая свое "первое обращение". Однако пока он не оставляет занятия наукой.


1.3. Опыты с трубкой Торричелли

Памятник Паскалю на башне Сен-Жак в Париже

В конце 1646 года Паскаль, узнав от отца знакомого о торричеллеву трубку, повторил опыт итальянского ученого. Затем он сделал серию видоизмененных экспериментов, стремясь доказать, что пространство в трубке над ртутью не заполнено ни ее парами, ни разреженным воздухом, ни одной "тонкой материей". В 1647 году, уже находясь в Париже и несмотря на обострение своей болезни, Паскаль опубликовал результаты своих опытов в трактате "Новые опыты, касающиеся пустоты". В заключительной части своей работы Паскаль утверждал, что пространство в верхней части трубки "не заполнено никакими известными в природе веществами ... и считать это пространство действительно пустым, до тех пор, пока экспериментально не будет доказано существование там какого-то вещества". Это был предварительный доказательство возможности существования пустоты и того, что гипотеза Аристотеля о "боязнь пустоты" имеет пределы.

Впоследствии Паскаль сосредоточился на доказательстве того, что столбик ртути в стеклянной трубке содержится давлением воздуха. По просьбе Паскаля его зять Флорен Перье провел серию экспериментов у горы Пюи-де-Дом в Клермоне и описал результаты в письме Блеза: разница в высоте столбика ртути на вершине и у подножия горы составила 3 дюйма 1 1/2 линии.

В Париже на башне Сен-Жак опыты повторил уже сам Паскаль, их результаты полностью подтвердили данные Перье. В честь этого открытия на башне был установлен памятник ученому. В "Сказании о большой эксперимент равновесия жидкостей" ( 1648) Паскаль приводит свою переписку с зятем и вытекающие из этого опыта: теперь есть возможность "узнать, находятся ли два места на одном уровне, т.е. равно они удалены от центра земли, или какое из них расположено выше, как бы не они были далеки друг от друга ". Паскаль отмечал также, что все явления, приписываемые ранее "страховые пустоты" в действительности является следствием давления воздуха. Обобщая полученные результаты, Паскаль сделал вывод, что давление воздуха есть частный случай равновесия жидкостей и давления внутри них. Паскаль подтвердил предположение Торричелли о существовании атмосферного давления.

Развивая результаты исследований Стевина и Галилея в области гидростатики в своем "Трактате о равновесии жидкостей" ( 1653, опубликован в 1663), Паскаль подошел к установлению закона распределения давления в жидкостях. Во втором разделе трактата он формирует идею гидравлического пресса: "сосуд, заполненный водой, является новым принципом механики и новой машиной для увеличения сил до желаемой степени, потому что с помощью этого средства человек сможет поднять любой предложенный ей бремя" и отмечает, что принцип его действия подчиняется тому же закону, что и принцип действия рычага, блока, бесконечного винта. Начав с простого повторения опыта Торричелли, Паскаль опроверг одну из основных аксиом старой физики и установил основной закон гидростатики.

В 1651 году отец, Этьен Паскаль, умер. Младшая сестра, Жаклин, ушла в монастырь Пор-Рояль. Блез, ранее поддерживал сестру в ее стремлении к монашеской жизни, но боясь потерять друга и помощника, просил Жаклин не покидать его. Однако сестра осталась непоколебимой.


1.4. Светская жизнь. "Математика случая"

Привычная жизнь Паскаля закончилась. Ухудшается и состояние его здоровья: врачи предписывают сократить умственная нагрузка. Паскаль бывает в высшем свете, завязывает светские отношения. Весной 1652 года в Малом Люксембургском дворце, в герцогини дьЕгийон он демонстрировал свою арифметическую машину и ставил физические опыты, что вызвало всеобщее восхищение. Машина Паскаля пробудила интерес у шведской королевы Кристины - на просьбу аббата Бурделя ученый подарил ей один образец своего изобретения. В этот период у Паскаля вновь появился интерес к исследованиям, стремление к славе, которые он подавлял в себе под влиянием обучения янсенистов.

Ближайшим из друзей-аристократов для ученого стал герцог де Роан, увлекавшийся математикой. В доме герцога, в котором Паскаль проживал длительное время, ему было выделено отдельную комнату. Через Роана Паскаль познакомился с богатым и страстным игроком Дамье Миттона, эрудитом кавалером де Мере. Размышления, основанные на наблюдениях, сделанных Паскалем в светском обществе, позднее вошедших в его "Мыслей".

Кавалер де Мере, большой поклонник азартных игр, предложил Паскалю в 1654 году решить некоторые задачи, возникающие при определенных игровых условий. Первое задание где Мэри - о количестве бросков двух игральных костей, после которого вероятность выигрыша превышает вероятность проигрыша, - была решена им самим, Паскалем, Ферма и Роберваля. В ходе решения второй, гораздо более сложной задачи, в переписке Паскаля с Ферма, закладываются основы теории вероятности. Ученые, при решении задачи о распределении ставок между игроками при прерванной серии партий (этим также занимался итальянский математик XV века Лука Пачоли), использовали каждый свой ​​аналитический метод подсчета вероятностей и пришли к одинаковому результату. Информация о поисках Паскаля и Ферма подтолкнула Гюйгенса к занятию проблемами вероятности, который сформулировал в своем сочинении "О расчетах в азартных играх" ( 1657) определение математического ожидания. Паскаль создает "Трактат об арифметическом треугольнике" (издан в 1665 году), где исследует свойства "треугольника Паскаля" и его применение в подсчете числа соединений, не прибегая к алгебраических формулами. Одним из приложений к трактату была работа "О суммирования числовых степеней", где Паскаль предлагает метод подсчета степеней чисел натурального ряда.

В этот период жизни Паскаль имел множество планов на будущее. В письме Парижской академии ( 1654) он сообщил, что готовит фундаментальный труд под названием "Математика случая".


1.5. "Мемориал"

В ночь с 23 на 24 ноября 1654 года, "от десяти с половиной часов вечера до половины первого ночи", Паскаль, по его словам, пережил мистическое озарение свыше. Придя в себя, он тут же переписал мысли, набросав их на кусочке пергамента, который впоследствии зашил в подкладку одежды. С этой реликвией, которую его биографы назовут "Мемориалом" или "Амулетом Паскаля" он не расставался до самой смерти. Запись была обнаружена в доме его сестры, когда в порядок вещи уже умершего Паскаля.

Вот как высказался о Мемориал исследователь жизни Паскаля Б. Тарасов: "Хотя Паскаль оставил потомкам большое число текстов религиозного содержания, один из них не объясняет своего автора в такой степени, как это делает Мемориал. Впервые выраженное здесь Паскалем глубинное противоречие науки и веры, философии и теологии огненной чертой пройдет через всю его судьбу "(с.209).

Это событие коренным образом изменило его жизнь. Паскаль не рассказал о случившемся даже сестре Жаклин, но попросил главу Пор-Рояля Антуана Сенглена стать его духовником. Паскаль обрывает светские связи и принимает решение покинуть Париж.


1.6. Пор-Рояль

Сначала Паскаль живет в замке Вомюрье у герцога де Люинь, затем, в поисках уединения, переселяется в загородный Пор-Рояль. Он полностью прекращает занятия наукой, рассматривая их как греховные. Несмотря на строгий режим, которого придерживались отшельники Пор-Рояля, Паскаль чувствует значительное улучшение своего здоровья и переживает духовное возвышение. Отныне он становится апологетом янсенизма и отдает все силы литературе, направив свое перо на защиту "вечных ценностей". Совершает паломничество по парижским церквям (он обошел их все). Готовит для ?малых школ? янсенистов учебник "Элементы геометрии" с приложениями "О математический ум" и "Искусство убеждать".


1.7. "Письма к провинциалу"

Духовным лидером Пор-Рояля был один из образованнейших людей того времени - доктор Сорбонны Антуан Арно. По его просьбе Паскаль включается в полемику янсенистов с иезуитами и пишет "Письма к провинциалу? - блестящий образец французской литературы, содержащий острую критику орденов и пропаганду нравственных ценностей, которые преподаются в духе рационализма. Начав с обсуждения догматических расхождений между янсенизм и иезуитами, Паскаль перешел к осуждению моральной теологии последних. Не допуская перехода на личности (большая часть родителей ордена продолжала безупречное жизни), он осуждал казуистику иезуитов, которая ведет, по его мнению, к падению нравственности человека.

"Письма" были опубликованы в 1656 - 1657 годах под псевдонимом. Они вызвали большой скандал. Паскаль рисковал попасть в Бастилию, ему пришлось некоторое время скрываться, он часто менял места своего пребывания и жил под чужим именем. Вольтер писал: "Предпринимались попытки различными способами показать иезуитов отвратительными; Паскаль сделал больше: он показал их смешными ".


1.8. Исследование циклоиды

Огюстен Пажу (1730-1809). Паскаль, изучающая циклоиды. Лувр.

Отказавшись от систематических занятий наукой, Паскаль все-таки изредка обсуждает математические вопросы с друзьями, но не собирается больше заниматься научным творчеством. Единственным исключением стало фундаментальное исследование циклоиды (как рассказывали друзья, он занялся этой проблемой, чтобы отвлечься от зубной боли). За одну ночь Паскаль решает задачу Мерсенна о циклоиды и делает ряд открытий в ее изучении. Сначала Паскаль не хотел разглашать полученные результаты. Но его второе герцог де Роан уговорил устроить конкурс на решение задач по определению площади и центра тяжести сегмента и объемов и центров тяжести тел вращения циклоиды среди математиков Европы. В конкурсе принимали участие многие прославленные ученые: Валлис, Гюйгенс, Рен и другие. Хотя не все участники решили поставленную задачу, в процессе работы над ними были сделаны важные открытия: Гюйгенс изобрел циклоидальные маятник, а Рен определил длину циклоиды. Решение Паскаля жюри под председательством Каркави признало лучшими, а использование им в работах метода бесконечно малых повлияло в дальнейшем на создание дифференциального и интегрального исчисления.


1.9. "Мысли"

Еще около 1652 года Паскаль задумал создать фундаментальный труд - "Апологию христианской религии". Одной из главных целей "Апологии ..." должна стать критика атеизма и защита веры. Он постоянно размышлял над проблемами религии, его замысел менялся с течением времени, но приступить к работе над трудом, была задумана им как основная работа жизни, мешали различные обстоятельства. Начиная с середины 1657 года Паскаль делает фрагментарные записи для "Апологии ..." на отдельных листах, классифицируя их по содержанию. Своими планами он поделился с отшельниками Пор-Рояля осенью 1658 года, на создание книги Паскаль отводил себе десять лет. Болезнь помешала ему: с начала 1659 он делал только отрывочные записи, врачи запретили ему любые умственные нагрузки, но больной умудрялся записывать все, что приходило ему в голову, буквально на любом подручном материале.

Позже он не смог даже диктовать и прекратил работу. После смерти Блеза друзья-янсенисты нашли целые пачки таких записок, перевязанных бечевкой. Сохранилось около тысячи фрагментов, различных по жанру, объему и степени завершенности. Они были расшифрованы и изданы книгой под названием "Мысли о религии и других предметах" ( фр. Pens?es sur la religion et sur ​​quelques autres sujets ), Затем книга называлась просто "Мысли" ( фр. Pens?es ). В основном книга посвящена отношениям Бога и человека, а также апологетике христианства в янсенистському смысле. В этом же рукописи содержалось описание доказательств разумности веры на основе теории игр, ставший известным, как пари Паскаля.

"Мысли" стали классикой французской литературы, а Паскаль стал единственным в новой истории великим литератором и великим математиком одновременно.


1.10. Последние годы

С 1658 года здоровье Паскаля быстро ухудшается. По современным данным, на протяжении всей жизни Паскаль страдал от комплекса заболеваний: рак мозга, кишечный туберкулез, ревматизм. Его угнетала физическая слабость, преследовавшие ужасные головные боли. Гюйгенс, посетивший Паскаля в 1660 году, застал его глубоким стариком, хотя Паскалю было всего 37 лет. Паскаль понимает, что скоро умрет, но не испытывает страха перед смертью, говоря сестре Жильберту, что смерть забирает у человека "несчастную способность грешить". Не имея возможности ни читать, ни писать, ни рассуждать, он занимается благотворительностью и изредка навещает старых друзей.

Осенью 1661 года Паскаль поделился с герцогом де Роаном идеей создания дешевого и доступного всем способа передвижения в многоместных каретах. Герцог создал акционерное общество для реализации этого проекта и 18 марта 1662 года в Париже открылся первый маршрут общественного транспорта, названного впоследствии омнибусом.

Эпитафия Паскалю. Церковь Сен-Этьен-дю-Мон. Париж

.

В октябре 1661 года, в разгар нового витка преследования янсенистов, умирает сестра Жаклин. Это был тяжелый удар для Паскаля.

В то же время власти потребовали от Пор-Рояльскои общины безоговорочного подписания формуляра, который осуждал пять положений учения Янсен. Среди янсенистов не было полного согласия. Группа, возглавляемая Арно и Николя, считала, что следует выработать оговорки к формуляра, которые удовлетворили бы все стороны, и подписать его. Паскаль склонялся к тем, кто предлагал более жесткий вариант разъяснение формуляра, который указывал бы на ошибочность решения папы. Долгие споры было решено прекратить всеобщим голосованием, которое состоялось на квартире Паскаля. Большинство согласилось с мнением Арно. Пораженный Паскаль отказывается от борьбы и практически прекращает общение с отшельниками Пор-Рояля.

19 августа 1662 года после продолжительной болезни Блез Паскаль умер. Похоронен в приходской церкви Париж Сен-Этьен-дю-Мон.


2. Теория познания

Внимание: данный раздел не содержит ссылок на источники!

Блез Паскаль является одним из немногих философов, которые придерживались гедонистических взглядов Аристиппа. В основе учения лежит идея удовлетворения собственных потребностей, как найвижчого блага в жизни человека. Именно на таких принципах и строится вся его гносеология. Познание возможно благодаря удовольствием, а те в свою очередь базируются на сенсуализм, который развивал Рене Декарт, а после него, более позднее и Фрэнсис Бэкон. В отличие от Аристотеля и его теории познания, Паскаль разрабатывает сочетание диалектики с языке, и этим заставляет пользоваться ощущениями, или своим опытом.

В его теории познания можно выделить 3 основных уровня:

  1. Низкий уровень, или уровень недостаточного ощущение.
  2. Средний уровень, люди, которые нас окружают.
  3. Высокий уровень, который присущ людям с нездоровой психикой.

Благодаря новым идеям Блеза Паскаля, гносеология стала ведущим объектом исследований в философии.


3. Оценки

"Я ценит гений и красноречие Паскаля, но больше я его уважаю, тем больше убеждаюсь, что он сам поисправлял бы многие из своих Мыслей, которые накидував как придется на бумаге, чтобы впоследствии с ними разобраться: и именно восхищаясь его гением, я борются некоторые его идеи. " Вольтер, "Философские письма", письмо XXV, 1734

"Он БАВ мира картину великого духа, отыскивая среди своих ошибок, изящный голос истины. Тысячи восхищаются им, но я не думаю, что у него есть ученики." Эмиль Золя, "Моя ненависть", 1866

"Мысли Паскаля, Мемуары Сен-Симона и Мемуары с того света - три произведения, которые создали современную французскую прозу. И все три были опубликованы посмертно." Анри Монтерлан, "Записные книжки", Галлимар, 1957

"В мире никогда не было мощного гения, чем Паскаль. Но никогда не было и жалкого." Анатоль Франс, "Литературная жизнь", т. 4, 1898

"Вот пример, вызывающий глубокое сожаление: гибель Паскаля, который верил в то, что причиной гибели его разума был первородный грех, между тем как ею было лишь христианство." Фридрих Ницше "Антихрист"


4. Открытия и изобретения

  1. Паскалина
  2. Гидравлический пресс
  3. Треугольник Паскаля

5. Произведения

  1. "Эссе о конических сечениях" (Essai pour les coniques, 1639 по другим данным 1642) - теорема Паскаля о том, что в любом шестиугольнике, вписанном в эллипс, гиперболу или параболу, точки пересечения трех пар противоположных сторон лежат на одной прямой.
  2. "Новые опыты, касающиеся пустоты" (Exp?riences nouvelles touchant le vide, 1647)
  3. "Трактат о равновесии жидкостей" (Trait?s de l'?quilibre des liqueurs, 1663)
  4. "Трактат о весе массы воздуха" (Trait?s de la p?santeur de la masse de l'air, 1663)
  5. "Трактат об арифметическом треугольнике" (Trait? du triangle arithm?tique avec quelques autres petits trait?s sur la m?me mati?re, 1654, издан в 1665)
  6. "Письма к провинциалу" - серия из восемнадцати писем, опубликованных в 1656-1657, шедевр французской сатирической прозы.
  7. "Молитвенное обращение о том, как действовать на благо болезней" (Pri?re pour demander ? Dieu le bon usages des maladies, 1779)
  8. "Мысли о религии и других предметах" (Pens?es sur la religion et sur quelques autres sujets) - посмертное издание, организованное родственниками: смешанное со всех черновиков, что они смогли найти, большей частью с незаконченным "Апологии христианской религии" (Apologie de la religion chr?tienne). Содержит среди прочего так называемый аргумент Пари.
  9. "Трактат о пустоте" - не был опубликован, после смерти автора было найдено лишь фрагменты.
  10. Рассуждения о любовной страсти. На экземпляре рукописи, найденной В. Кузеном в библиотеке Сен-Жермен-де-Пре в 1843 году, значилось, что она приписывается Паскалю. Единого мнения относительно авторства Паскаля нет.

5.1. Украинские переводы

6. Увековечение памяти

В честь Паскаля названы:

  • кратер на Луне;
  • единица измерения давления системы СИ;
  • язык Паскаль.
  • один из двух университетов в Клермон-Ферране.
  • ежегодная французская научная премия [3]

См.. также

Примечания

  1. Биографические данные приводятся по изданию Тарасов Б. Н. Паскаль. - М.: Молодая гвардия, 1979. - (Жизнь замечательных людей). - ISBN 5-235-02926-7
  2. Рецензия на украинский перевод Мыслей Паскаля - www.duh-i-litera.kiev.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=167&Itemid=77
  3. официальный сайт премии - www.chaires-blaise-pascal.org/

Литература

Украинские:

  1. Украинская советская энциклопедия. В 12-ти томах / Под ред. М. Бажана. - 2-е изд. - К. : Гл. редакция УСЭ, 1974-1985.
  2. Паскаль Б. Мысли / / Философская мысль, 2008, № 5. - С. 101-118.
  3. Детство Блеза описано в книге для детей "Ирэн Роздобудько о Блеза Паскаля, Вольфи Моцарта, Ганса Андерсена, Катенька Билокур и Чарли Чаплина" / Ирэн Роздобудько. - Киев: Грани-Т, 2007. - 160 страниц. - Серия: " Жизнь выдающихся детей" . ISBN: 978-966-465-258-9

Русском:

  1. (Рус.) Стрельцова Г. Я. Блез Паскаль. - М.: Мысль, 1979. - (Мыслители прошлого).
  2. (Рус.) Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. - М.: Республика, 1994. - 495 с. - 11000 экз. - ISBN 5-250-02415-7
  3. (Рус.) Тарасов Б. Н. Паскаль. - М.: Молодая гвардия, 1979. - (Жизнь замечательных людей). - ISBN 5-235-02926-7

Английский:

  1. (Англ.) Donald Adamson, Blaise Pascal: mathematician, physicist and thinker about God, St. Martin's Press, London, 1995.
  2. (Англ.) Francis Coleman, Neither angel nor beast: the life and work of Blaise Pascal, Routledge & Kegan Paul, New York, 1986.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам