Надо Знать

добавить знаний



Боберский Иван



План:


Введение

Иван Боберский

Иван Боберский (* 14 августа 1873 с. Доброгостов Дрогобычского уезда на Львовщине (сейчас: Самборский район Львовской области) - 17 августа 1947) - педагог, организатор Сокольское-сечевого движения, автор учебников по физическому воспитанию молодежи. Автор названия "Пласт", способствовал становлению Пласта. Председатель общества "Сокол-Отец" (1908-14), член Боевой управы УСС; по поручению правительства ЗУНР с 1919 в США и Канаде; с 1932 переехал в Югославию.


1. Биография

Иван Боберский, сам наследнице старинного рода, родился в священнической семье. Закончив Самборскую гимназию и Львовский университет, продолжал совершенствовать знания в университетах Австрии - в Вене и Граце. Увлекся идеей физической культуры в украинском обществе "Русь", где и сдал экзамен на звание учителя подвижные в средних школах. Впоследствии совершил путешествие по странам Западной Европы: Франции, Швеции, Чехии, Германии, - где познакомился с работой организаций физической культуры и изучил присущие им новые формы и методы физического воспитания. Познакомившись с передовыми идеями и неугасимым пылом к ​​физкультуре, начал готовиться обретенных знаниями служить украинскому народу.


2. Профессорство во Львове

В 1900 И.Боберський вернулся во Львов и приступил к работе профессором физкультуры и немецкого языка и классической филологии в Первой академической гимназии; приложении, как Профессиональный физкультурник преподавал руханку в гимназии сестер Василиянок. Молодой энергичный учитель, вооруженный и захвачен передовыми взглядами европейского физического воспитания, начал самозабвенно работать на необжитой ниве тогда на западноукраинских землях было мало интереса физкультурой, была обоятнисть к ней как учебного предмета. Именно тогда появился И. Боберский, новый профессор, высокий специальность которого сразу замечен в кругах украинской спортивной общественности: не удивительно, что в году 1901 при вступлении в спортивное общество "Сокол" на общем собрании был избран заместителем председателя общества - и поручено руководить учительским кружком по подготовке учителей подвижные.

Уже в июне 1901 года при поддержке И.Боберського был создан кружок для подготовки гимназической молодежи в публичных гимнастических выступлений. В учебные программы Первой академической гимназии также были введены забавы и игры с мячом для учеников младших классов.

А в 1902 г. львовские руховикы-соколы публично выступают с упражнениями и тем самым положительно влияют на отношение гражданства к физическому воспитанию.

Они пытаются любыми способами (создают свои школы, спортивные кружки, клубы, издают учебные пособия) распространять руханку между украинскими массами во всех уголках края. В конце XIX - начале ХХ вв. украинский "Сокол" во Львове был единственным спортивное товарищество, ставившего целью гармоничное воспитание тела и духа.

Организация спортивное групп требовала составления соответствующей спортивной терминологии. Иван Боберский после поисков собственно украинского словесного обозначения новых и неизвестных понятий пытался сохранить в спортивной терминологии родные выражения и украинский дух. Он, в частности, ввел такие новообразования, как "сетчатка", или "видбиванка" (волейбол), "копаный мяч" (футбол), "наколесництво" (велоспорт), "гакивка" (хоккей) и другие., Широко используемые на западноукраинских землях до 1939 г.

На 1903 г. приходится первые организационные шаги в развитии украинского футбола. Этот год был очередной вехой в его эволюции. Дальнейшим организационным этапом на пути создания команды стало учреждение Боберский "Украинского спортивного кружка" в мае 1904 года.

В связи с этим для улучшения учебно-тренировочного процесса И.Боберський активно берется к издательскому делу. Ведь учебников для подготовки специалистов физического воспитания во Львове в то время не было. Собственные средства он опубликовал первые учебники гимнастических упражнений, спортивных игр: "Забавы и игры движению" (1904-1905), "Копани мяч" (1906). "Значение спортивное товарищество" (1909) и др.. Позже, в 1913 г., благодаря его инициативе был издан первый путеводитель для украинского Пласта О.Тисовського.

С именем профессора И.Боберського связана подготовка первых учителей и учительниц физического воспитания, которые своим неутомимым трудом, усердием педагога привлекли к физическому воспитанию широкие круги в городах и селах. Следует отметить, что с просьбой направить на работу учителей подвижные к Боберского обращались из Киева и Екатеринослава, однако их было мало и для Восточной Галиции.

За время возглавления Боберский Сокольского движения (1908-1914 гг он был председателем общества "Сокол-Отец") по его инициативе создаются новые спортивные структуры, получают распространение и развития отдельные виды спорта, общества, клубы не только во Львове, но и в провинции . Так, в 1906 г. его ученики из академической гимназии основывают первый украинский спортивный кружок, где получают развитие легкая атлетика, футбол, бокс, хоккей на траве, лещетарство, странничество и санный спорт. Профессор помогает организовать аналогичные кружки не только в селах (спортивное-пожарные кружки), но и в городах, например, в гимназиях Тернополя и Перемышля, которые перерастают в спортивные общества "Подолье" и "Саянова Чайка". Благодаря активной работы Боберского в Западной Украине по организации этих обществ было основано 974 сокольских гнезд и около 800 сечевых обществ. Почти каждое третье село Галичины имело свои зарядка общества. Боберский первый уделил внимание привлечению к спортивно-гимнастических обществ женщин.

Из личной инициативе И.Боберського в 1911 г. "Соколом-Отцом" во Львове была начата акция выкупа земельной площади для строительства спортивного площади (впоследствии стадион "Динамо"). Профессор был убежден, что без такого площади украинская молодежь Львова и края не может быть воспитанным надлежащим образом, иметь чувство народного достоинства сознательных граждан. С этой целью И.Боберський даже вел переписку с украинским всех частей света в деле пожертвований. Таким образом, лозунг Боберского: "добудем для себя сами Украинский площадь во Львове!", Провозглашенное после Сокольского сдвига 1911 г., было воплощено в жизнь, а само событие имело положительное влияние на Сокольском и спортивное движение вообще. Конечно, вручение на здвизи сокильством профессору по казацкому обычаю серебряной булавы как символа провода стало проявлением благодарности ему всего общества.

Боберский в своей подвижнической работы также обратился к пропаганде и популяризации физической культуры. Он издавал первые спортивные журналы, а впоследствии и редактировал во многих журналах статьи по вопросам подвижные и спорта. Под его редакцией выходили непериодическое издание "Вести с запорожцев" (1910-1914) и ежемесячный журнал "Сечевые вести" (1912-1914). Как спортивный журналист Боберский выпускал бабочки, лозунги, карты, диаграммы, афиши спортивной тематики. С рефератами о значении физической культуры для украинского народа, особенно для молодежи и женщин, он объездил всю Галичину. Принимал также участие в конгрессе рабочих физической культуры в Вене 1910 г., а в 1912 г. вывозил своих воспитанников на соревнования в Прагу.

Духовными детьми И.Боберського являются украинские сечевые стрельцы - первые ростки новых украинских вооруженных сил. Он считал, что сегодняшний спортсмен-руховик завтра должен встать на защиту Родины, если того потребует. Вот поэтому-то украинские спортсмены, которые делали первые шаги под заботливым присмотром Боберского, прекрасно зарекомендовавшие себя во время Первой мировой войны. Однако и сам "отец" не увольнял себя от этого: он входил в состав Боевой управы стрельцов, был его неутомимым опекуном. Работая там непрерывно, издал "УСС в Карпатах", "Сборник песен УСС", а также собрал и сохранил документальные материалы о украинское войско.

С 1915 г. И.Боберський - член Главной Украинской Рады, в 1918-1919 гг - референт пропаганды в Государственном секретариате военных дел ЗУНР. Когда в 1919 г. в лагере интернированных (в немецком Яблинним) сложилась неблагоприятная ситуация из пятитысячной Бригадой Украинской Галицкой Армии, вероятно, стабилизации настроения бойцов способствовал приезд именно профессора И.Боберського. Бригаду было реформировано, снят карантин. Ежедневно стали проводиться утренняя гимнастика и бег, а наибольшей популярностью пользовался футбол. Итак, Боберский своеобразным образом воплотил в жизнь Шевченковский призыв "Боритесь, поборете!" и собственный "где сила, там свобода витает!".

В ноябре 1920 года по поручению Государственного Секретариата ЗУНР-ЗОУНР И.Боберський выехал полномочным представителем в США и Канаде для организации помощи стрелковом войске. Во время службы за границей он постоянно поддерживал связи с родным краем. С 1925 г. Боберский - представитель Львовского общества опеки над украинскими эмигрантами в Канаде с полномочием сотрудничать с Обществом опеки им. св. Рафаила.

Находясь в Америке, Боберский активно участвовал в жизни украинской диаспоры. Его деятельность была разнообразной - от популяризации в прессе деятельности руководителя школы украинского танца В.Авраменка в Нью-Йорке к сбору материалов об украинских журналы, магазины, типографии, украинские школы на американской земле и проведения статистики украинской эмиграции.

Не оставлял Боберский и издательской деятельности. Под его редакцией вышли альманахи "Новое поле" (1927), "Прерия" (1928), "Кленовый лист" (1929). В "Новом поле" даже была опубликована составленная им карта украинских поселений в провинциях Канады. Статьи профессора выходили как в украинских периодических изданиях США и Канады, так одновременно и во львовских журналах ("Дело", "Новая заря").

Боберский была собрана большая коллекция фотографий, ныне хранится в украинской библиотеке его имени в Виннипеге.

В 1932 г. профессор Боберский перебрался из Канады в Югославии, где жил в маленьком городке Тржичи (оттуда была родом его жена) до самой смерти. Там он продолжал поддерживать тесные связи с родной Галичиной.

И. Боберский апостол физического и национального возрождения всю свою жизнь посвятил воспитанию полноценного украинского гражданина, для которого физическая культура стала ежедневной потребностью, а служение патриотической идеи - целью жизни. Стальной воин, стальной-хрустальный характер, большое, полное любви к родному краю сердце, здоровая душа - все это должно быть в здоровом теле. Вот что ставил идеалом украинской молодежи.


См.. также

Источники

  • Украинская журналистика в лицах / Под ред. М. М. Романюка. - Львов, 1996. - Вып. III. - 424 с.
    ISBN 5-7702-1245-4



Образование Это незавершенная статья образования.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам