Надо Знать

добавить знаний



Бог



План:


Введение

Статья дает определение понятию единого Бога иудаизма и христианства. Смотрите статью Ислам, чтобы узнать как понятие Бога меняется в исламе. Смотрите также божество для описания понятий божества в политеизме и мифологии, а также Бог (теософия) для современных теософских определений Бога.
Бог в образе человека, Иисуса Христа, Учителя и Спасителя человечества
Образ Бога Творца работы Микеланджело, картина "Сотворение солнца и луны"

Бог (с старослав. Бог - Благой, Богатый, т.е. хозяин многих благ и тот, кто ими наделяет) - многогранное понятие, которым в наше время принято называть сверхъестественную, верховную, духовную субстанцию ​​или сущность, творца и руководителя Вселенной, начало, первопричину всего бытия, всех вещей, их деятельности и движущей силы. Другие важнейшие его названия - Всевышний, Сущий, Истина, Жизнь.


1. Происхождение слова

Ряд ученых и богословов считает, что слово "Бог" имеет загальноарийське происхождение от слова "баха". Вот как пишет Михаил Грушевский в своей работе История Украины-Руси, Т.1, раздел VI. Население и его общественный быт:

Слово богъ (санскр. [ санскрит ] bh?ga богач, податель добра, Зенд. [Зенд - одна из иранских языков, которая близка к санскритскому] baga-бег), фригийский Ζεύς Βαγταος) означает сначала добро, благо (оттуда-богатый, богатство, спустится, и в негативной форме-убогий), в последующие ряду - это благотворительная сила и податель добра.

Действительно в санскрите сохранилось немало слов в подтверждение этой теории - Бхакти, Бхагаван, Бхагавата-Пурана и др.. По мнению других лингвистов оно происходит из тевтонского языкового источника.

Таким образом, в древности слово "бог" скорее всего просто означало "благой", "богатый", "добрый", "сильный", "влиятельный". Очевидно, что в таком случае богом люди могли называть все сущности, существа и явления в той или иной степени влияют на их жизнь - Солнце (ибо оно светит и греет), Дождь (ибо он приносит урожай), правителя (так он вознаграждает) и т. д. Очевидно, что понятие бога в этом смысле может быть обобщено на все сущее (бытие) в целом. Такие рассуждения привели к единобожию, веры в то, что существует единый Бог, Создатель, Сущий, а разные боги - это действительно лишь его проявления, ипостасиях. В период распространения единобожия в мире в форме единобожних вероучений (иудаизма, христианства, ислама) для того, чтобы сконцентрировать внимание людей на сущем, все остальные боги назывались "языческими" (богами частичными, богами языков - т.е. этносов, отдельных племен), "языческими "(богами язычников (от давньофр. pagan - крестьяне), темных, необразованных или малообразованных людей первобытно-общинных времен) и т. д.

В основе концепции Бога языческие греки добачали КРАСОТУ (Бог Красоты), языческие римляне - СИЛУ (Бог силы), иудеи - ЗАКОН (Бог Закон), христиане - Любовь (Бог Любви).


2. Названия

Уже в древности святые и мудрецы говорили разнообразия имен (или титулов) Бога. Так в Ветхом завете (тори) Бог именуемый многими титулами, выражающие его существо, деятельность, свойства и атрибуты (например, Эл, Элион, Елоаг, Элохим, Шаддай, Адонай, Саваоф), также собственное имя "я Яхве или Иегова. В славянских языках Его называют также Сущим, Всевышним, Предвечным, Единственным и др..

В исламе существует учение о 100 основных имен Бога, из которых 99 известны и выражают разные его признаки, и лишь одно - тайное, которое по мнению одних богословов никто не знает, а по мнению других - знают только великие святые и праведники (например, такие как библейский царь Соломон - см. Библейские имена Бога).

Бог в образе Святой Троицы, в исполнении голландского живописца Питера Коке ван Эльст (1502-1556). Масло, Музей Дель Прада, Мадрид

Некоторые безбожники, отрицая существование Бога, просто отказываются от употребления того или иного его имени (напр. Бог), употребляя для описания тех явлений, с которыми они встречаются, другие сроки (напр. першоначала, Действительность, Сущее, Жизнь, Абсолют и т. д.)


3. Библейское понимание и определение Бога

Христианство утверждает, что единственным истинным определением Бога есть библейское определение, и ссылаются на Священное Писание для выяснения существенных признаков Бога, Его свойств, атрибутов и деятельности.

Важен прорывом в христианстве стало учение о Св. Троице, о том, что Бог - един, но люди могут его видеть и воспринимать в виде различных проявлений (ипостасей) в материальном (видимом) и духовной (невидимом) мире, среди которых важнейшие Бог- Отец (Господь и Властелин Вселенной), Бог-Сын (Истина-София, Любовь и Знание-Слово, которые воплотилися в Иисусе Христе) и Бог-Дух Святой. Задача каждого человека верить и понимать, что за всеми проявлениями действительности есть только один Бог.

Иоанн Дамаскин для понимания учения о проявлениях (ипостаси) приводит сравнение с Солнцем, которое является солнцем; которое человек видит как свет и которое человек воспринимает как тепло.

В христианстве утверждается, что человеческие органы чувств не могут полностью и абсолютно понять Самого Бога, эсхатологических истин и будущего, загробной, вечной жизни. Эту несостоятельность и природоневидповиднисть человеческого разума полностью охватить трансцендентности Бога и Его дел апостол Павел утверждал такими словами: "Чего глаза не видел, и ухо не слышало, и на сердце человеку не упало, - то Бог приготовил любящим Его" (1 Коринфянам 2:9). Поэтому уже в глубокой древности Божии уподобляли Бога к человеку, приписывали ему физические и психические признаки, свойственные людям, и на основе аналогии, сходства или сравнение объясняли Божью природу, Его деятельность, свойства и атрибуты. Представление Бога в образе человека, в олицетворении различных функций и явлений и в переносном употреблении разных слов и выражений принято в теологии называть антропоморфическим взглядом людей на Бога.

Господь Иисус Христос учит, что Бог - это Дух ( Ив. 4:24), и Священное Писание ясно утверждает, что Бог, как Духовное Существо (Духовное Сущность), не является человеком ( Ос. 11:9), не имеет глаз, как человек ( Иов 10:4), не пылает гневом и не раздражается ( Ос. 11:9), никогда не раскаивается и не сожалеет (1 Царств 15:29; 4 г. 23:19), не дремлет и не спит (Псальмы 120:4), никогда не устает, не ослабевает, не устает и не истощается ( Ис. 40:28).

То есть, для христиан, антропоморфный образ речи о Боге предопределяется прежде несостоятельностью и неприродовидповиднистю человеческого разума и пяти органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса) в другой способ познать Бога и, во-вторых, ограниченностью словаря древних евреев на абстрактные слова, выражения и понятия в те времена, когда писалось Священное Писание. Речь прародителей конкретна. Евреи уже в глубокой древности охотно употребляли присущие им высказывания: "Боже рубище" вместо "Божья сила" или "сила", "Боже лицо обращено к кому-то" или "отвлеченное от кого" вместо "Божьей симпатии" или "антипатии" к определенного лица, "возвышенное лицо" или "опущенное" вместо "прощения" или "непрощения".

Изображение Бога в трех лицах. Работа итальянского художника Андреа Превитали, Троица.

4. Сущность Бога в Св. Писании

На основании Священного Писания - Ветхого и Нового Завета - существует только один, живой, правдивый, вечный Бог, Который есть исконный, безначальный, бесконечный (бесконечный) и неизменный в Своей бытии и совершенстве, премудрый, всемогущий, повсюду присутствует и всезнающий Дух (5 Моисеева 4:35; Исаия 44:6; Псальмы 89:3; Исаия 45:5-6; Иеремии 10:10; Даниила 6: 27; Марка 12:29,32; Иоанна 17:3; Псальмы 146:5; 137: 2; Деян. Ап. 15:18; Притчи 5:21; 15:3; Псальмы 101:28; 138:7-10; Иеремии 23:23-24; 1 Тимофею 1:17; Иудеев 4:13, 1 Мойс. 17:1; Исаия 45:12, 1 Моисеева 1:1-3; Псальмы 106:25-29; Наума 1:5; Исаии 40:26-29; Деян. Ап. 17:24-28; Даниила 4:32; Луки 1:25; Иудеев 1:3,4; Римлянам 1:20; Иоанна 4:24, 2 Мойс. 33:20; Псальмы 18:2; Иоанна 1:18; 1 Тимофею 1:17; 6:16).

Бог делает все по постановлению Своей святой воли на Свою славу самый любящий, ласковый, милосердный, долготерпеливый, справедливый, премного на ласку, доброту и правду Отец, Который любит все Свое творение, а в частности Его любовь особенно велика к людям, Он прощает им грехи, соединив (примирив) с Собою мир в Иисусе Христе (Матфея 5:45,48; 1 Петра 1:15-16; 5 Мойс. 32:4; Исаия 57:15; Луки 6:36: Пс. 118: 37; 97:9; 98:8,9; Якова 5:11; Пс. 85:5; 114:5; Луки 10:30-37; Матфея 9:36; 14:14; Луки 7:13; Иудеев 4 : 15; 1 Иоанна 4:9-10, 16; Ивана 13:1; 14:21; 16:27; 17:23; Римлянам 5:8; Ефесянам 2:4-10, 1 Тимофею 2:4).

Бог - это сверхъестественное, верховная, духовная субстанция или сущность. Он создал Вселенная - небо и землю; все, что живет и находится на них, все видимое и невидимое. Он управляет и руководит вселенной (1 Мойс. 17:1; Иов 36:22, 26 30-33). История проявляет Божью святую, неизбежную (обязательную, непременно) волю в мире, осуществление его планов и постановлений среди людей и через людей. Мир не возник сам по себе и не существовал вечно. Бог - это надсутнисть всех и всего, Он начало, первопричина всего бытия, всех вещей, их деятельности и движущей силы. Он, вечный в Своем бытии и пребывании, является основой и причиной вселенной, всех и всего.

По философически-теологическими средневековыми взглядами, Фома Аквинский утверждает, что "Бог - это абсолютная правда и причина всего бытия (сущего)". Григорий Сковорода учит, что "первопричиной всего сущего (всего бытия) является Бог, ибо Он есть причиной всему, а ему никто. Когда Бог кем-то или чем-то обуславливалось (спричинювався), то потерял бы Свою Божественность и стал зависимым от кого-то или чего-то другое. Бог не может потерять своей божественности так же, как ничто телесное (материальное) не может ее приобрести ". Наконец митрополит д-р Иларион в 20-м веке так охарактеризовал Бога: "Первопричина всех движений, всего живого есть Бог. Материя состоит из протонов, вечно движутся. Кто их движет? Наука не установила первопричины. Наука не может создать наименьшей и простейшей живого существа - червя - ни оживить никого и ничего ".

Единственное удовлетворительное определение Бога для иудеев и христиан дается в Библии, а философские (т.е. рациональные) определение Бога считаются неполными, по причине трансцендентности Бога. Считается, что библейское и удовлетворительное определение Бога подал Малый Катехизис Вестминстерского Признание Веры с 1643 года: "Бог - это Дух бесконечен, вечен и неизменен в Своей бытии (существовании), мудрости, силе, святости, благости (милости) и правде (Иоанна 4:24; Иова 11:7,8,9; Псальмы 89: 2; Якова 1:17, 2 Моисеева 3:14; Пс. 146:5; Откровение 4:8; 15:4, 2 Мойс. 34:6,7).


5. Свойства и признаки Бога

Важнейшие, это всюдиприсутнисть, всезнание, всемогущество, неизменность, святость, праведность-справедливость, доброта и правда. Первые четыре приведены атрибуты являются догматическими, остальные - это моральные атрибуты Бога.

6. Классические философские аргументы о существовании Бога

С точки зрения многих людей и ученых прошлого - понятие Бога (Сущего) является первоначальным понятием, понятием абсолютного и несомненного першоначала, а следовательно ему нельзя дать определение, а надо просто его видеть и им пользоваться, так же как в геометрии используется понятие точки и прямой для того, чтобы говорить об определенных вещах.

Первые пять относятся Фоме Аквинскому.

1. В природе происходит движение. Ничто не может начать двигаться само собой, для этого требуется внешний источник движения. Непрерывный поиск источника предыдущего действия не имеет смысла. Следовательно, должно существовать нечто, являющееся первоначальным источником всякого движения, не будучи само по себе движимое иное. Это и есть Бог - недвижимый двигатель.

2. Каждый следствие имеет свою причину. Непрерывный поиск предыдущей причины не имеет смысла. Следовательно, должна существовать "беспричинная причина", первопричина всего последующего. Это и есть Бог.

Боже Око Провидения

3. Все предметы в мире находятся во взаимосвязи и взаимоотношениях друг с другом, их существование возможно только во взаимосвязи и взаимоотношениях. Однако непрерывный поиск предыдущих взаимоотношений и взаимосвязей не имеет смысла. Следовательно, должно существовать нечто, абсолютно независимое и совершенно самодостаточное. Это и есть Бог.

4. В окружающем мире последовательное иерархическое возрастание сложности строения предметов и существ, бесконечное всеобщее стремление к совершенству. Следовательно, должно существовать нечто абсолютно совершенное, что является источником любой совершенства. Это и есть Бог.

5. В окружающем мире наблюдается определенный порядок, происхождение которого нельзя приписать самому миру. Этот порядок заставляет допустить существование некоего разумного организующего начала, установившего этот порядок. Это и есть Бог.

6 ( Иммануил Кант). Все люди имеют чувство нравственности, категорический императив. Поскольку оно не всегда побуждает человека к поступкам, которые несут земную пользу, следовательно, должна существовать некая первооснова, какая мотивация нравственного поведения, находящихся вне этого мира. Все это требует существования бессмертия, высшего суда и Бога, утверждает нравственность, награждая добро и наказывая зло.

7. ( Августин, Кельвин). Любая человек рождается с идеей о Боге. Эта идея бывает подавлена ​​в людях неправедных. По мере роста человек все яснее осознает ее. Критические жизненные ситуации часто возбуждают эту идею в жизнь.

8. (Мистический). Человеку свойственен прямой мистический контакт с Богом, что приводит человека в состояние экстаза. Этот опыт соединения с Богом настолько уникален, что сам уже является свидетельством бытия Бога.

9. ( Августин). Все люди верят в то, что истина существует. Если Бог есть Бог истины и истинным Богом, следовательно, Он и есть Истина. Эта Истина является условием существования любой другой истины. Следовательно, существование любой истины подтверждает существование Истины, которая означает существование Бога.

10. ( Ансельм). Первое предположение: человеку свойственно понятие о бесконечном и совершенном. Второе предположение: существование является необходимым и обязательным частью совершенства. Вывод: бесконечное и совершенное - то есть, Бог - существует, поскольку само определение совершенства включает в себя и существование.

11. ( Аристотель). Человек осознает свою конечность, ограниченность и смертность. Откуда происходит это сознание? Бог постоянно напоминает ему об этом через Свою бесконечность, безграничность и бессмертие. То есть, конечность человека сама по себе является доказательством существования бесконечного Бога.

12. ( Августин, Фома Аквинский). Человек неутешительная. Она стремится благословение. Этой жаждой наделил Бог, чтобы человек никогда не обрадовалась, пока не обратится к Богу. Присутствие этой жажды в человеке является косвенным доказательством существования Бога.

Три ипостаси Бога. Иллюстрация из молитвенника. Британская библиотека

13. ( Беркли). Человек обладает способностью воспринимать (чувствовать) окружающие его предметы, не может быть следствием ни каких-либо физических явлений, ни волеизъявления самого человека. Следовательно, эта человеческая способность к восприятию является доказательством существования разумного объяснения этой способности.

14. (Экзистенциальный) Бог являет себя людям через Евангельское откровение - провозглашение Своей любви, прощения и оправдания человека. Человек, принявший это откровение, сразу узнает Бога. Никакого другого свидетельства не требуется. Бытие Божие не столько "доказывается", сколько "познается", и это познание не интеллектуальное, а экзистенциальное.

15. (Превосходный). Чудо - это явление, что объясняется существованием и непосредственным сверхъестественным влиянием Бога. Существует много задокументированных фактов чудес. Итак, существует много событий, единственным убедительным доказательством которых может быть существование и сверхъестественное влияние Бога. А, следовательно, Бог существует.

16. (Интеллектуальный) Мы знаем, что мир устроен разумно. То есть, мы способны разумно познавать его. Следовательно, либо и мир, познается и наш разум, который узнает его является продуктом чистой случайности, либо и то и другое создано высшим разумом. Случайность считается менее вероятной. Следовательно, и разумный мир, и сам разум являются порождением высшего разума, т.е. Бога. Итак, Бог существует.

17. Каждому нашему естественному внутреннему желанию или стремлению соответствует реальный объект, способный это желание удовлетворить. Однако, существует у нас и такое желание, которое не может быть ничем временным, ничем земным, ничем товарным. Следовательно, должно существовать нечто, превосходящее все временное, земное и товарное. Это "кое-что" люди называют Богом и вечной жизнью с Ним.

18. (Эстетический). Музыка Баха существует, значит, Бог есть.

19. (Религиозный). Многие разных времен и культур имели опыт общения с Божественным. Невозможно допустить, чтобы все они одинаково "ошибались" в описании природы и смысле этого опыта. Итак, Божественное существует.

20. (Общественный) Вера в Бога - в верховную Существо, которой принадлежит право на поклонение и прославление всего сущего - является общей чертой практически всех народов мира. Все эти люди не могут быть неправы относительно этого важнейшего и значительного элемента их жизни. Более вероятно, что они правы, значит, Бог существует.

21. ( Паскаль). Разумное доказательство существования Бога невозможно, однако, то или иное решение о Его бытия или небытия каждый из нас принять должен. Если вы решите, что Бог есть, то вы ничего не потеряете, даже если после вашей смерти окажется, что вы были неправы. Если же вы решите, что Его нет и ошибетесь, то вас ждет страшное наказание. Если вы выиграете, то получите все, если проиграете, то не потеряете ничего.

22. (Астрономический). Наша планета окружена идеальной атмосферой и лежит на расстоянии от солнца, оптимальной для возникновения и поддержания жизни. Даже незначительное отклонение орбиты от этого положения сделало бы землю мертвым! Итак - земля Божье творение, которое появилось именно для того, чтобы обеспечить существование жизни.

23. ( Аристотель). Все должно иметь причину. Первопричина всего есть Бог.

24. ( Сократ, Платон, Анаксагор). Мир слишком сложен, чтобы возникнуть случайно, значит, Бог существует.

25. ( Декарт). Совершенное том, что существует, и в воображении, и на яву.


7. Единобожие

Единобожие (монотеизм) - вера в существование единого Бога. Основные направления, поддерживающие монотеизм - христианство, ислам, иудаизм. Иногда к единобожию также относят отдельные направления монотеизма в дхармичних религиях, а также некоторые течения в язычестве.

С точки зрения большинства вероучений в составе единобожия, в частности авраамитичних, вероучение о существовании единого Бога существует и передается из уст в уста, от поколения к поколению, со времен появления первых людей на нашей планете, первых мужчины и женщины (согласно Библией, Адама и Евы). Но с тех пор прошло много времени и большинство людей отошли от веры, стали язычниками. Поэтому на Земле появились Ной, Авраам и его потомки (стародавние евреи), которые образовали первую общину верующих, которая должна была записать, хранить и передавать слово Божие всему человечеству. В дальнейшем на основе идей вышеупомянутого сообщества возникли три основные мировые направления единобожия: христианство, ислам и иудаизм. Особенностью почти всех религий христианства (кроме антитринитариев) стала вера в Иисуса Христа, как Бога, т.е. в то, что Бог явился людям в человеческом облике (идея св. Троицы). Мусульмане верят в единого Бога и в то, что Магомет его пророк и посланник, отрицание христианской идеи воплощения Бога. Особенностью иудаизма является вера в единого Бога, отказ от христианской идеи воплощения Бога и учение Мухаммада, акцент на большом значении потомков Авраама, Исаака и Иакова в истории человечества, выделение их на этом основании в отдельный народ в составе человечества (богоизбранность). Вместе с тем, в реальной, повседневной жизни как правило личная вера большинства людей объединяет элементы всех вышеназванных вероучений.


8. Многобожие

Многобожие (политеизм) - вера в существование многих богов (сущностей, которые дают людям блага) с одновременным отрицанием идеи единого Творца всего сущего, а следовательно и этих "богов".

9. Безбожия

Среди безбожников (атеизм - безбожие) нет единого мнения о процессе возникновения понятия, но само существование Бога всячески отрицается.

Согласно одной из точек зрения, понятие "бог" развивалось с развитием общества. На ранних этапах развития религии, единого Бога еще не существовало ( анимизм, тотемизм, фетишизм). Сама потребность в идее бога вероятно возникла под влиянием страха человека перед непонятными ему силами природы. Поэтому "бог" - субъективное отражение человеком реальности через призму страха перед неизвестным.

Главным аспектом материализм а есть вера в первичность материального перед нематериальным. Так как бог относится к нематериальным сущностям и из материальных сущностей никак не выводится, то обычно его существование отрицается, как и в случае атеизма. Так или иначе, если главная идея атеизма как раз и заключается в отрицании существования бога, то материализм - гораздо шире концепция.

Поскольку в настоящее время научное познание является основополагающим в развитых странах, то особый интерес представляет мнение ученого сообщества по вопросу существования бога и целесообразности веры в него. Учитывая очевидной ненаучности по Поппера любой религиозной теории, в научных кругах преобладает атеистическая точка зрения, хотя существуют попытки определить божественную сущность и рациональность веры с позиций научного метода, например, знаменитое Пари Паскаля.



10. Социально-натуралистическая концепция Бога

Согласно теории "социального натурализма" (О.М.Костенко), развивающаяся из идеи природной целостности мира, Бог - это природа, представленная в религиозной форме (социально-натуралистическое понимание Бога). Иными словами, Бог - это религиозная модель Природы. Исходя из этого, должна решаться проблема доказательств существования Бога: Бог существует, поскольку существует Природа, представляется в понятии Бога. Природа - это сущность, которая порождает все сущее и дает ему законы. Это самое есть и Бог в религиозном представлены. Отличие религий состоит в различии мировоззрений, т.е. представлений о Природе, понимаемой как "Бог".


11. Факты, приводимые в качестве доказательств существования Бога

См.. также


Литература

Монографии
Словари
  • Костов К. Словарь-справочник библейских лиц, племен и народов. - К.: Украина, 1995, - 429 с.
  • Бог / / Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. - Мн.: Книжный Дом, 2007. - 960 с. - (Мир энциклопедий).
Критика

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам