Надо Знать

добавить знаний



Боговидения



План:


Введение

Изображение Бога Саваофа на стенах Рыльского монастыря в Болгарии
Данте и благословенное видение на высокое Небо. С иллюстраций Густава Дора к Божественной комедии

Боговидения, Видение Бога (англ. Beatific vision) - православное учение о видении Бога, догматически сформулировано святителем Григория Паламы и его сторонниками на нескольких Поместных Соборах в период с 1340 по 1360 гг, базируется на многочисленных свидетельствах Священного Писания и творений святых отцов. В систематическом виде оно было изложено Владимир Лосский в книге "боговидения".

В римско-католической церкви понятие боговидения - известное как благословенное видение и означает вечное и непосредственное созерцание Бога теми кто в небе, что дает им высшее счастья и благословеннисть.


1. Возможность и невозможность видения Бога согласно Библии

Лосский отмечает, что уже в Библии содержится два ряда текстов, если сперечливих друг другу: один отрицает возможность боговидения, другой наоборот, утверждает, что в этом видении и заключается высшее предназначение человека.

До первого ряда, в частности, относятся слова Бога Моисею: "Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых." (Исход 33:16, сравните Судей 6:22, Выход 6:5, Ивана 1:18).

Ко второму ряду относятся ветхозаветные и новозаветные повествования о встрече Бога с людьми, а отдельная слова Иакова: "Я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя" ( Бытие 32:30), рассказ о Моисее, который видел Бога "лицом к лицу" и вел беседу с ним, как друг с другом "(Исход 33:11); слова Иова, который твердо верит в возможность боговидения: "Я знаю Искупитель мой жив, и Он в последнее время поднимается из праха мою эту кожу распадается, и я во плоти увижу Бога." Я увижу Его Сам, мои глаза, не глаза другого - увидят Его "(Иов 19:27); и его же слова:" Я слышал о тебе слухом уха, теперь же мои глаза видят Тебя. "(Иов 42:5). Сюда же относятся слова Христа" блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят "(Мф. 5:8). Апостолы Иоанн и Павел пишут о конечных плоды усыновления Богу, когда мы" увидим Его, как Он есть "(1 Иоанна 3:2) и не через тускло стеклянный, а" лицом к лицу "(1 Коринфянам 13:12).


2. Возможность и невозможность видения Бога согласно произведениями Святых Отцов

В произведениях Святых Отцов тоже присутствуют два мотива: утверждается невидимость и неприступность Бога и вместе с тем ясно говорится о возможности видеть Его. Преподобный Симеон Новый Богослов, например горячее полемизирует с теми, кто видит в словах апостола Иоанна "Бога не видел никто никогда" (Ин. 1:18) указание на невозможность боговидения. Он пишет, что идейные противники, услышав от него о видении Бога, "сразу же изменяют выражение лица и отворачиваются, как будто услышав терпит богохульство. Затем приняв смиренный вид ... отвечают:" И кто же посмеет сказать, что он когда-либо видел или всецело созерцал (Бога)? .. Ведь сказано: Бога не видел никто никогда "." О затмения! Кто сказал дайте мне ответ? - "Единородный Сын, - говорит, - Сущий в недре Отчем, Он явил ". Правду говоришь и свидетельство твое истинное, но только оно против твоей души, потому что если я тебе покажу, что тот же самый Сын и Бог говорит, что это возможно - что тогда скажешь? А он говорит: Видя Меня видел Отца (Ин. 14:9). И сказал Он не о видении Его тела, но о обявлення Его Божества. "

Утверждение о невозможности видения Бога преподобный Симеон называл худшей ереси, помещает в себе все существующие ереси. Он утверждал исходя из собственного опыта, что Бог открывается человеку и становится видимым, причем не в будущей жизни, но уже здесь, на земле.


3. Антиномичность проблемы видения Бога

Как невидимый Бог может быть видимым, и как с неприступным можно общаться? Не устраняя первичной антиномичности проблемы боговидения, святитель Григорий Палама решает ее с помощью различие между "сущностью" (ousia) и "энергией" (energeia - действие) Бога: "Божественная сущность - смежная не сама в себе, а в своих энергиях". Палама пишет: " Сущность Божия непричасна и некоторым образом причастным. Мы приобщаемося Божественного существа и вместе с тем нисколько ее не приобщаемося. Итак, нам надо держаться того и другого утверждения. "Сущность Божия остается целостной и неизменно, и Божественная благодать не является излитием сущности Бога, но проявлением Его энергии. И человек созерцая Бога, не сливается с сущностью Споглядаемого, а становится причастником Его энергии.


4. Описания боговидения из жизни святых и в произведениях Отцов Церкви

В жизнях святых и в торах Отцов Церкви описано множество случаев, когда во время молитвы ум человека был "схвачен" в другой мир, где он созерцал Бога, ангелов, Царство Небесное. Апостол Павел пишет: "Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и обявлень Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) была взята в третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что она была взята в рай и слышал слова неизреченные, которые человеку нельзя произнести "(2 Кор 12:1-4) . Преподобный Исаак Сирин пишет о созерцаниях и обявленнях, которые случались со святыми во время молитвы: "Когда священник приготовится, станет на молитву, вмилостивляючы Бога, молясь и собирая свой ​​ум вместе, тогда Дух Святой сходит на хлеб и вино, представленные на жертвеннике. И Захарию во время молитвы явился ангел и предвистив рождения Ивана, и Петру, когда во время шестого часа молился в горнице, явилось видение ... И. .. архиерей раз в год, в страшный час молитвы ... входил во Святое Святых и падал на лицо свое, и слышал слова Божии в страшном и неописуемом видинни.О, как страшно это таинство, которому служил при этом архиерей! Так и все видения святым бывают во время молитвы. Потому другое время - такой святой и по своей святости настолько надлежащий принятию дарований, как время молитвы, в котором дюдина беседует с Богом? В этот час ... человек ... углубляется мыслью в Единого Бога, и сердце бывает наполнена Богом, и от этого она познает непостижимое ... и ум поражается и поглощается удивлением ... и он бывает вне мира. И не молитвою тогда молится ум, но бывает в восторге, при созерцании непостижимого - того, что за пределами мира смертных, и умолкает в незнании всего здешнего. Это-то незнание называется лучшим знанием. Об этом незнание говорится: блажен поняв незнание, неразлучно с молитвой. "

Опыт боговидения для человека настолько личным и сокровенным, что редко кто из святых говорил о нем подробно. Апостол Павел ограничивается несколькими фразами о неописуемые слова, "человек не может передать".


5. Средневековая латинская схоластика о боговидения

Фома Аквинский ставит то же Антиномическая вопрос и ответ: "Как мы можем увидеть Бога? Во-первых нам нужен орган зрения, и тогда объект войдет действие зрения каким-то образом. Физические вещи как камни входят в зирколы ихний образ (конечно не их физическое субстанция) вступает в глаз. Теперь, Бог является источником нашей способности, а также возможный объект нашего понимание. Поскольку наша способность понимать не есть Бог, но созданной, она должна быть деленной подобию Его предвечного ума, определенного вида умственное свет, происходит от Его предвечного света. Так чтобы видеть Бога нам надо иметь в себе некое подобие Его, а именно нашу силу зрения. Но ни один образ не может принести Богу в действенный зрение как объект. Существование - сущность Бога, и потому ни один сотворенный образ не является, никто не может представить Его нашим умам. Кроме того, Бог превышает определения сочетая в Себе к самой степени какая-нибудь совершенство, что сотворены умы в состоянии выразить или понять, и ни один сотворенный образ не в состоянии представить это нашему уму поскольку все они - изначально та или иная совершенства. Сказать, что Бога действительно предусмотрено путем образа равна сказать, что сама Божья субстанция невиданная. Субстанцией Бога является существование само по себе. Другие понятные образы вещей, которые не являются их собственным существованием, существуют в уме определенным видом умственного существования формирующей ум и приводит его к действительного понимания этих вещей. Но Бог есть в сотворена уме понятным Своей собственной субстанцией, направляя наш ум к пониманию. "

Аквинский продолжает: "Наши органы чувств не могут познать Бога, ибо то что мы касаемся нашими телесными органами должно быть тоже телесным. Бог не имеет тела и не может быть прикосновений или представлений но только понятным. Августин считал это "вероятным, что когда глаза святых видят новое небо и новую землю, они видят Бога присутствующего везде управляющего вещами, так как мы видим жизнь живущих дышащих людей вокруг нас, ибо то, что они живые не является тем чем-то мы верим, но тем чем-то мы видим как только взглянем на них. " Но даже так, наши телесные глаза не воспринимают людей, какая-то другая познавательная сила сопровождающая наши чувства воспринимает их жизнь. Чтобы быть известной вещь должна присутствовать в знатоки, поэтому то насколько она известна зависит от того насколько она присутствует, учитывая пути которыми знаток и известное существуют ... Орган зрения полностью телесной способностью не может быть возвышенным к нематериальному уровня; наши глаза видят ту или иную случайность природы без ее абстрагирования. Но ум уже превышает материю в какой-то степени природой, абстрагирующая от конкретных лиц и умственно отделяя образ от данной материи которую он воспринял. Так. ум может быть поднят даже выше, Божьей милостью, к знания субстанций существующие независимо от материи, и независимо содержащего существования. Когда сотворены умы видят субстанцию ​​Бога, сама субстанция Бога формирует их понимание; но тогда что-то более их природа необходимо чтобы настроить их такой возвышенности: то что мы называем светом славы. Яркость Бога просветит ее, а именно сообщество видящих Бога. Это сверхъестественное свет вподобляе нас к Богу: тогда когда Он появится мы будем подобными Ему и увидим Его таким как Он есть ". Функцией этого сотворенного света является не причинение понимание Божьей субстанции (оно тем самым по себе), но укрепление нашего понимания путем подобным когда умения и другие навыки пристали нашу способность оказывать вещи ... Этот свет делает творение подобным Богу. Чем больше этого света в уме - тем более совершенно разум видит Бога. И те кто имеет большую любовь имеют больше света. Большая любовь вызывает больше желание, и желание есть же каким-то образом предиспозиции что делает человека подготовленной получить то, что она желает. Таким образом те, кто любит больше Бога узрят более совершенно и будут более благословенными. "


Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам