Надо Знать

добавить знаний



Бог в индуизме



План:


Введение

В индуизма существует много взглядов на природу Богу, основанных на монотеизма, политеизма, пантеизме и монизма. Для обозначения Богу в его личностном аспекте обычно используются такие санскрит ские термины, как Ишвара ( санскр. ईश्वर īśvara ? ) И Бхагаван ( санскр. भगवान् bhagavān ? ). Большинство последователей индуизма верят в то, что Ишвара является Единым Личностным Богом. Ишвару не следует путать с множеством божеств в индуистском пантеоне, которых называют девы. В Ведах говорится, что общее число дэвов составляет 330 миллионов. Термин "дева" можно перевести на русский язык как "полубог", "божество" или "ангел". Девы в индуизме - это небесные существа, ангелы и полубоги, которые превосходят по мощности людей и поэтому почитаются. Индуистский автор Ситансу Чакраварти описывает понятие Бога в индуизме следующим образом:

В индуистской философской школе веданта также существует понятие Верховного Космического Духа, который называется Брахман. Он описывается как безграничный, вездесущий, всемогущий, бестелесный, как трансцендентная и имманентная реальность, которая выступает как божественная основа всего мироздания. Говорится, что он не поддается описанию. В некоторой степени его можно охарактериховать как сатчитананда - бесконечные истина, сознание и блаженство.


1. Вайшнавизм и шиваизм

Последователи двух самых многочисленных направлений в индуизма - вайшнавизма (приблизительно 70% от общего числа индуса) и шиваизму, верят в то, что Ишвара и Брахман соответственно являются личной и безличной сущностей Единого Бога, изначальной верховной сущностью которого в вайшнавизма выступают Вишну или Кришна, а в шиваизме - Шива. Для последователей Шактизма Верховной сути Ишвары выступает Богиня-мать Дэви. В известном Гиме "Лалита-сахасранама" описываются 1000 имен Деви. Бог в Своей личностной форме как Вишну и Его аватар и, или как Шива, обладает безграничным количеством вполне духовных качеств, из которых выделяются шесть основных:

  1. Джнана "знания"
  2. Вайрагья "отчужденность"
  3. Яшаса "слава"
  4. Вирь "сила"
  5. Айшварья "богатство"
  6. Шри "красота"

В философии индуизма принято рассматривать Бога в Его трех основных сущности:

  1. Брахман - безличная сущность Бога, вселенское всепронизивающее сияние. Достигнув этого уровня и осознав величие Брахмана, человек обретает блаженное состояние сознания, т. нирване в буддизме.
  2. Параматма - вездесущая сущность Бога, которая находится в сердцах всех живых существ и в каждом атом е материального мира и постоянно сопровождает индивидуальную душу атман.
  3. Бхагаван - Верховная Личностная сущность Бога, которая проявляется в различных формах, таких как Вишну, Кришна и др. В вайшнавизма, осознание Бога в Его сущности как Бхагаван рассматривается как высокий уровень духовной реализации.

В дуалистическом индуизме Дуайт, к которому принадлежит большинство последователей вайшнавизм, Брахман рассматривается как безличная сущность личностного Бога, по своей природе идентичная Бхагаван. Согласно Дуайт, индивидуальные души (джива) "являются частицами Брахмана, а Бог в своем личностном аспекте Бхагавана или Ишвары является источником как Брахмана, так и индивидуальных Джива.


2. Адвайта

В другом течения индуизма, адвайта-веданта, Брахман принимается как конечная и единственная реальность в этом мире, - все остальное рассматривается как иллюзия. Последователи Адвайты считают, что майя является иллюзорной потенцией Брахмана, под влиянием которой Брахман предстает перед глазами обусловленных Джива как материальный мир со всеми его формами и атрибутами. Когда Джива пытается постичь не имеет качеств и атрибутов Брахмана посредством своего разума, с помощью своей иллюзорной энергии майи Брахман проявляется в форме личностного Бога Ишвары или Бхагавана. То есть, Бог представляет собой сочетание Брахмана с майей - Сагун-брахман, или Брахман с позитивными атрибутами. Он единственный в своем роде. Он создатель этого мира, его правитель и его разрушитель. Он вечен и неизменен. Он руководит миром с помощью Майи. Он - господин майи и она всегда находится под его контролем. Джива в своем обусловленном состоянии являются слугами майи в форме невежества. Это невежество выступает как причина страданий и греховной деятельности в материальном мире. Бог - это бесконечное блаженство. Он всегда осознает единство Брахмана и иллюзорную природу этого мира. В индуизме не существует места для концепции центрального зла или дьявол, а лишь в авраамических религиях. В а два страдания объясняются невежеством. Ишвару можно представлять себе и поклоняться ему в антропоморфических формах, таких как Вишну, Кришна или Шива. В философии Адвайты утверждается, что после того как индивид осознает единство всего сущего, он получает возможность выйти из под влияния иллюзии различия и разделения Бога и осознать свое единство с Брахманом.


См.. также

  • Гендерная принадлежность Бога в индуизме

Примечания

  1. Chakravarti 1991 Hinduism is a monotheistic religion which believes that God manifests Himself or Herself in several forms. One is supposed to worship the form that is most appealing to the individual without being disrespectful to other forms of worship.

Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам