Надо Знать

добавить знаний



Бойчук Михаил Львович


Photo-boychuk-mykhaylo-lvovych.jpg

План:


Введение

Михаил Львович Бойчук (* 30 октября 1882, Романовка, Теребовлянский район, Тернопольская область - 13 июля 1937, Киев) - украинский художник, художник-монументалист, лидер группы "Бойчукистов". Член НТШ (1912), УНТ ( 1917). Один из основателей монументального искусства Украины 20 ст. Представитель Расстрелянного возрождения.

Брат Тимофея Бойчука, отец Анны Бойчук-Щепка.


1. Биография

1.1. Ранние годы

Социолог В. Старосельский по метрическим записью в церковной книге установил точную дату рождения художника - 30 октября 1881 года. Его родное село Романовка - захолустье в 18 километрах от Теребовле.

Отец - земледелец, подписывал свои письма - Лев или Левонтий. Мать - Анна, дочь Андрея. После его смерти ( 9 апреля 1907 г.) отец женился вторично. От первого брака он имел детей Михаила, Ивана, Дмитрия, Марию, Тимка, Екатерину и Юлию, от второго - Елена и Розалию. Семья занимала 14 моргов поля. Изба сгорела после войны, и впоследствии ее разобрали, - вместе с ней пропали ранние рисунки Михаила.

1898 - будущий художник прибыл в Львов для обучения в малярном школе. Учился в студии Ю. Панькевича во Львове.

Поддержанный Научным обществом им.Шевченко во главе с М.Грушевского1912 года сам становится членом общества), на средства НТШ и митрополита Андрея Шептицкого, он учился в Венской академии искусств, потом - у Леона Вичулковського в Краковской.

Окончив академию с серебряной медалью, поехал учиться в Мюнхенской академии, затем на несколько лет - до Париж, где он становится одним из основателей украинской общины. Изучая достижения мировой культуры, художник одновременно углубился в народное примитивное искусство.


1.2. Посещение Парижа

Михаил Бойчук. Портрет Седляра

Оказавшись 1908 года в Париже - столице тогдашнего художественной жизни Европы - М. Бойчук в оригиналах изучает творчество Сезанна, Ренуара, знакомится с Пикассо. Эти мастера окончательно утвердили его сомнения относительно академической рутины официальной школы. Они привлекают его анализом художественной культуры современного и прошлого, а также простого и выразительного искусства примитива. Вместе с тем Бойчука не захватывают индивидуалистские, разобщены формальные поиски. Именно в Париже у него "возникла мысль сделать искусство добром, достоянием народных масс". Бойчук задумывается над весом коллективности в искусстве (речь шла не только о коллективности восприятия, чтобы произведения стали коллективной собственностью, но и о коллективном творчестве). Так он пришел к идее монументализма.

Своих последователей, а затем и учеников Бойчук убеждал:

" Не бойтесь потерять свою индивидуальность. Кто лучше работает, тому присматривайтесь. Не надо бояться заимствовать у другого, надо стараться сделать лучше. Индивидуальность сама окажется, когда мастер созреет. "

Группа художников, так называемых "бойчукистов", образовавшейся под его началом (Николай Касперович, София Бодуэн де Куртенэ, София Налепинська), сознательно пошли на авторское самоотречение, работая коллективно.

Михаил Бойчук. Молочница

Изучая в Париже историю искусств, художники вскоре пришли к ориентации на искусство Византии и Киевской Руси, видя в нем вершинные явления художественного творчества (Бойчук стремился именно на таких принципах начать возрождение нового украинского искусства). Вместе, в парижском "Салоне независимых", они начали и выставляться под общим лозунгом "Возрождение византийского искусства". 1909 он основывает здесь мастерскую неовизантийском искусства, которая стала началом его творческой школы.

Об очередной такую ​​выставку, в которой приняли участие более двух тысяч авторов, петербургский элитарный журнал "Аполлон" 1910 года писал:

" Среди анархии и вакханалии, которые господствуют на выставке Независимых, в дружеских засилье этого (т.е. Бойчуковои) тесной группы чувствуется что-то серьезное и большое - тоска за монументальным стилем, за анонимным и коллективным творчеством, за живописью как профессиональной тайной артизанив (художников) и монахов. "

В Париже Михаил Бойчук женился Софией Налепинською. В 1910 - 1911 годах он бывал также в Италии, где изучал произведения монументального искусства, прежде периода проторенесансу, играл различные технические приемы в темпере и фреске.


1.3. Возвращение

В 1911 - 1912 годах Михаил Бойчук проживал в Львове. Работал над монументальными росписями в г. Ярослав (ныне Польша), реставрировал иконы в Национальном музее, расписал церковь монастыря оо. Ордена в с. Словита (ныне Золочевского района Львовской области), нарисовал икону "Покрова Богородицы", автопортрет и др.. По приглашению Русского археологического общества провел реставрационные работы в храме в с. Лемешах Черниговской губернии ( 1912 - 1914).

Михаил Бойчук. Пророк Илья

Во время Первой мировой войны Бойчука вместе с его младшим братом Тимком как австрийских подданных россияне заслали в Арзамас, где пришлось испытать полуголодного существования. А когда в Киеве принялись организовывать Украинскую Академию искусств ( 1917), среди высочайших художников тогдашней Украины на ее профессора избрали Михаила Бойчука. Поэтому с 1917 года он работает в Киеве. Реставрировал несколько произведений в сборнике В. I. Ханенко, предложил метод закрепления фресок в крещальне Софийского собора ( 1919), 1924 года открыл фресковые росписи в Успенском соборе Елецкого монастыря в Чернигове.

С того же 1924 года он профессор Киевского художественного института. Михаил Бойчук участвовал в монументальной пропаганде, возглавил первые государственные мастерские. Его группа расписала агитпароплав "Большевик", Луцкие казармы в Киеве ( 1919), оформляла праздник 1 мая 1919 года, декорировала Киевский оперный театр во время первого Всеукраинского съезда представителей волостных исполкомов ( 1919), весной 1921 года по приглашению правительства СССР оформил помещение Харьковского оперного театра, где состоялся пятый Всеукраинский съезд Советов, работал на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1923 года, выполнил около двадцати портретов кооперативных и государственных деятелей в полный рост для Киевского кооперативного института, сделал росписи санатория им. ВУЦИК на Хаджибейском лимане в Одессе ( 1928), Червонозаводского театра в Харькове ( 1933 - 1935).

Михаил Бойчук. Девушка

В своих творческих поисках М. Бойчук был близок с мексиканским художником Диего Риверой. Кроме того, 1909 года М. Бойчук работал в области графики. Известные обложки для Общества сторонников украинской литературы и науки ( Львов, начало ХХ ст.), плакаты "Шевченковский праздник" и "Несите подарки Красной Армии" (оба 1920). Вместе с учениками он выполнил серию обложек для черкасского издательства "Сеятель" ( 1918, печатались за подписью "Робитня Бойчука" и анонимно), а также является автором ряда станковых произведений "Собрания женского актива" ( 1929), портретов Б.Лепкого и С.Жеромського (начало 20 в.), театральных декораций для постановок "Молодого театра" в Киеве ("Йоля" Ю. Жулавского, "Черная Пантера и Белый Медведь" Винниченко - оба 1918 года), эскизов многофигурного гобелена "Обжинки" ( 1935).


1.4. Ассоциация революционного искусства Украины

Михаил Бойчук. Фрагмент фрески

В конце 1925 в Киеве было основано Ассоциация революционного искусства Украины (АРМУ), объединявшей бойчукистов. АРМУ пропагандировала внедрение искусства в быт, сочетание его с жизнью, отрицала натуралистический реализм. Бойчукисты стремились к национальному своеобразию украинского искусства. Эти идейно-художественные принципы не укладывались в канонизированные рамки "советского искусства", вызвали со стороны "воинственных социалистов" обвинение в искажении образов советских людей, социалистической действительности. К тому же еще донимала недоброжелательность других художников, продиктована групповщины. Последнее заставило Михаила Бойчука 1931 года оставить Киев.

Сначала Бойчук преподавал в Ленинградской академии художеств, был руководителем кафедры композиции АМ, а уже 1932 возвращается в Украину - в Харьков.


1.5. Трагический финал

В ноябре 1926 - мае 1927 Бойчук вместе с женой Софьей Налепинською-Бойчук, учениками Иваном Падалко и Василием Седляром имели творческую поездку в Германии, Франции, Италии. Поездка за границу стала одной из формальных оснований для их ареста и обвинения в "шпионаже" и участии в "контрреволюционной организации".

25 ноября 1936 органы НКВД арестовали Михаила Львовича Бойчука, а 13 июля 1937 в Киеве вместе с его талантливыми учениками Иваном Падалко и Василием Седляром расстреляли.

Софию Налепинську-Бойчук казнили 11 декабря 1937 также как "шпионку" и "жену руководителя националистической террористической организации среди художников". Судьбу этих четырех разделила большинство учеников Михаила Бойчука.


2. Посмертная судьба

Современников М. Бойчука удивляла его сознательный отказ от участия в выставках. Он не видел в этом необходимости, считая, что назначение фресок монументалистов - общественные здания и широкие площади, где они "экспонируются" постоянно. Мог Михаил Львович предусмотреть, что эти его монументальные произведения советского времени (буквально все до одного) будут уничтожены, а недоброжелатели говорить потом, что из него никакой художник, у него нет произведений.

Bci фрески были срочно заштукатурены после ареста художника. Уже 1952 года согласно приказу № 2115 Комитета по делам искусств фрески были изъяты из Национального музея Львова и уничтожены. В подвале Львовской библиотеки АН УССР среди "идейно вредных" экспонатов погибло и 14 произведений М.Бойчука: "Милосердие", "Сон", "Богородица с ребенком", "У колодца", "Писательница" и другие. Однако удалось сохранить некоторые произведения Михаила Бойчука благодаря львовской художницы Ярославе Музыке, которая с 1914 года (когда М.Бойчук вынужденно оставил Львов, оставив картины в своей мастерской) хранила произведения художника и его небольшой, но значительной научной стоимости архив. С точки зрения монументалиста то, что мы можем видеть сейчас в натуре, - лишь эскизы, подготовительные наброски к другому - большего и красочнее.

Но труд Михаила Бойчука нельзя мерить только количеством произведений (или созданных или только сохранившихся). Кроме произведений живописи, графики он выступил как новатор-монументалист, создавший свою школу в монументальном живописи, коллектив единомышленников и последователей (над росписью помещений 4 этажей Луцких казарм в Киеве 1919 г. работали около 200 художников).

"Даже на другие, более сильные индивидуальности Бойчук потрафив повлиять так, что главные направления современного украинского искусства ушли почти без исключения путем монументализма", - так оценивал роль и значение творческого поиска этого художника известный график и художественный критик Павел Ковжун.

Бойчук подготовил плеяду учеников, из которых Тимофей Бойчук (брат Михаила Львовича), Кирилл Гвоздик, Антонина Иванова, Сергей Колос, Оксана Павленко, Иван Падалка, Александр Мизин, Василий Седляр, Николай Рокицкий (так называемые бойчукисты) воплотили его творческие идеи также в керамике, ткани, книжной графике и тому подобное.


3. Увековечение памяти

1991 - в Львове, Киеве, Тернополе и других городах проходила выставка "Бойчук и бойчукисты, бойчукизм".

1990 - основан Тернопольский областную художественную премию имени Михаила Бойчука.

1992 - в родном селе Романовка братьям Бойчука установлен памятник (скульптор Б. Рыжий).

Именем братьев Бойчуков названы улицы в Тернополе, Львове и Теребовле.

2000 - имя Михаила Бойчука предоставлено Киевского института декоративно-прикладного искусства и дизайна.


Литература

  • Тернопольский энциклопедический словарь. - М.: Издательско-полиграфический комбинат "Збруч", 2004-2010. - ISBN 966-528-197-6 , Том 1, 2004., С. Белоконь (ЭСУ), И. Дуда.
  • Дуда I. Мастер фрески / / Свободная жизнь - 1982. - 30 октября.
  • Белоконь С. Михаил Бойчук: Источники и литература. - М., 1986.
  • Белоконь С. Из-под лжи / / Украина. - 1988. - № 9 (1621).
  • Белоконь С. Коллективизм - пафос творчества Михаила Бойчука / / Изобразительное искусство. - 1988. - № 1.
  • Белоконь С. Михаил Бойчук в переписке / / Социалистическая культура. - 1989. - № 7 (799).
  • Юрчишин А. Жизнь, отданная искусству: Переписка М. Бойчука. - М., 1990.
  • Рипко А. Бойчук и бойчукиста, бойчукизм: Каталог выставки. - Львов, 1991.
  • Белоконь С. И. Последние недели Михаила Бойчукв / / Перестройка государства. - 1992. - Число 7.
  • Они прославили наш край: Библиографический пособие. - М., 2002.
  • Белоконь С. И. Бойчук Михаил Львович / / Энциклопедия Современной Украины. - Т. 3. - М., 2004. - С. 208-209.
  • Белоконь С. И. Бойчук Михаил Львович / / Энциклопедия истории Украины. - Т. 1. - М., 2005. - С. 328.
  • Малый словарь истории Украины / Ответственный редактор Валерий Смолий. - М.: Просвещение, 1997.
  • Кашуба-Вольвач А., Сторчай А. Мастерская монументальной живописи М.Бойчука в первоисточниках. Воспоминания Оксаны Павленко и Василия Седляра. / / Изобразительное искусство - 2008. - № 4. - С. 40-42; 2009. - № 2. - С. 24-29; 2009. - № 3. - С. 132 -135.
  • Кашуба-Вольвач А., Сторчай А. Реставрационная деятельность Михаила Бойчука / / Искусствоведение Украины. - М. - 2003. - Вып. 3. - С. 282-287.
  • Ковальчук А. Художник, педагог-новатор (К 120-летию со дня рождения М.Л.Бойчука) / / Украинская академия искусства: Исследовательские и научно-методические работы: Сб. наук. пр. Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. - М. - 2002. - Вып. 9. - С. 250 - 263.
  • Ковальчук А. Михаил Бойчук и его школа / / "Великие художники" Eaglemoss International Ltd. - 20

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам