Большая королевский совет

Большая королевский совет - один из центральных органов власти в средневековых монархиях Европы, представляющий собой собрание представителей высшей аристократии и духовенства, созвал король для решения важнейших вопросов государственного управления. Большая королевский совет в большинстве стран была предшественницей парламента, однако имела, в основном, лишь совещания функции. Этот орган представлял интересы господствующих социальных слоев и обеспечивал королю поддержку политической элиты страны.

На ранних этапах развития этого института Большая королевская совет был расширенным вариантом королевской курии ( лат. Curia regis ) И для ее наименование средневековые хронисты также применяли название курия или генеральная курия. Главными характеристиками, которые отличали Большую совет от королевской курии в узком смысле (королевского двора, малой совета), является ее представительный состав (вся высшая аристократия государства), эпизодичность созыва, нечеткость и нарадовий характер функций и особая сфера компетенции, включала наиболее глобальные государственные вопрос.


1. Общие принципы

Королевский совет Казимира III

Королевские совета европейских государств возникли из древних институтов племенных народного собрания, которые по мере формирования военно-служилое и наследственной аристократии превращались в собрание самых влиятельных лиц государства, без учета мнения которых было невозможным эффективное управление страной королем. Довольно рано в таких советах начали участвовать и представители высшего духовенства - архиепископы, епископы, аббаты важнейших монастырей. Это собрание созывалось королями и обсуждали те вопросы, которые монарх сочтет необходимым для принятия "лучшими людьми" страны. На протяжении практически всего периода существования Великой королевского совета как государственного института его компетенция оставалась расплывчатой, состав постоянно менялся на рассмотрение короля, а регулярность заседаний, за некоторыми исключениями, не сложилась.

Развитие феодализма и усиление самостоятельности крупных светских и духовных сеньоров привели к падению значение Великой королевского совета для системы управления. Он продолжал созываться время от времени для выполнения церемониальных функций (в том числе санкционирование наследования или избрания короля), а также для решения наиболее глобальных проблем государства: объявление войны, заключение международных союзов или суда над тем или иным бароном королевства. Текущая деятельность по управлению страной все больше концентрировалась в узком, неформальном собрании приближенных короля и высших должностных лиц государственной администрации - королевской курии. По мере усложнения аппарата управления выделялись новые заведения: судебные коллегии (Суд королевской скамьи в Англии, Парижский парламент в Франции и т.д.), финансовые органы ( Палата шахматной доски, Казначейство, Палата счетов и другие). В XIII - XIV веках на заседание Большой королевский совет начали привлекаться представители среднего рыцарства и, в большинстве европейских монархий, королевских городов. С течением времени они заняли свое место в королевском совете рядом с наследственной аристократией и высшим духовенством. Это привело к кардинальной трансформации этого учреждения на общенациональное сословное представительство, которое приобрело более четкой компетенции в законодательной и судебной областях и получило право давать согласие на обложение налогами. В результате родилась новая организация - парламент.

В тех государствах, где сословное представительство не смогло завоевать центральных позиций в системе органов государственной власти, Большая королевский совет в той или иной форме продолжала существовать рядом с парламентами ( Франция, Кастилия, Арагон, Шотландия). Тем не менее ее значение продолжало падать, а сама она неуклонно вытеснялся из политической системы королевской курией (двором) и ее учреждениями ( Тайным советом, канцелярией и т.п.). В Германии королевский совет трансформировалась в коллегию курфюрстов, в Англии была заменена палатой лордов английского парламента, а во Франции его полномочия были распределены между Генеральными Штатами и верховным судом.


2. Национальная специфика

2.1. Англия

См.. также: Витенагемот. В английской историографии под Большой королевским советом обычно понимают орган, возникший сразу после нормандского завоевания и представлял собой трансформацию англосаксонского витенагемоту, осуществленной в интересах короля Вильгельма Завоевателя [1]. Большая королевский совет англо-нормандского периода представляла собой собрание, на которые должны прибывать все бароны королевства, удерживали свои земли непосредственно от короля, а также высшее духовенство ( епископы и аббаты). Участие в совете была одной из основных обязанностей феодальной аристократии, наряду с обязанностью выставлять определенное количество рыцарей в армии. В отличие от витенагемоту Большая королевский совет заседал регулярно, три раза в год: на Рождество, Пасха и Троицу.

Сфера компетенции совета примерно соответствовала компетенции витенагемоту, однако практика вынесения на обсуждение текущих проблем государственной власти была прекращена: эти вопросы теперь решались узким кругом приближенных короля в королевской курии. На рассмотрение совета выносились наиболее глобальные и политически важные вопросы, требовавшие согласования с баронами государства. Именно на таком совете на Рождество 1085 года было принято решение о проведении всеобщей переписи земельных владений в Англии, результаты которого составили "Книгу Страшного суда". Совет также играла важную церемониальную роль: собрание всех крупных баронов страны демонстрировали послам иностранных монархов силу и авторитет власти короля Англии. Еще большее значение совет должен для обеспечения непосредственной коммуникации короля с представителями аристократии и отдаленных регионов страны и для урегулирования разногласий между различными баронами мирным путем, не прибегая к междоусобных вооруженных конфликтов. Судебные полномочия совета не имели большой роли: для нормандской Англии была характерна развитая судебная система, подчиненная непосредственно королю как единственному источнику судебной власти в стране. Законодательные функции в англо-нормандский период также находились в эмбриональном состоянии: опираясь на англосаксонские традиции, короли единолично издавали законы и устанавливали налоги, не спрашивая постановления совета. Не требовалось согласие совета и на взыскание налогов: кроме платежей, предусмотренных феодальным правом, короли периодически облагали население "Датскими деньгами", а при Анжуйской империи по решению короля были введены некоторые дополнительные виды поборов.

Значение Великой королевского совета в Англии резко возросло после утверждения 1215 года Великой хартии вольностей, которая установила, что введение налогов должно осуществляться с согласия "общего совета". Хартия также зафиксировала персональный состав совета: в нее должны привлекаться епископы, аббаты, графы, крупные бароны и представители рыцарства графств. Был создан специальный комитет для надзора за королевской администрацией. Впоследствии, во времена правления Симона де Монфора, в состав совета были включены представители городов. С этого момента институт Великой королевского совета трансформировался в орган сословного представительства, получивший название парламент. По традиции, первым английским парламентом считаются собрание, созванное 1265 года Симоном де Монфором, на которых впервые были применены избирательную систему, а горожане стали полноправными участниками совета. Окончательное оформление парламента как высшего органа законодательной и судебной власти Англии состоялось в 1295 году.


2.2. Шотландия

Первые достоверные свидетельства о существовании в Шотландии Великой королевского совета относятся к началу XIII века, однако очевидно, что к тому времени совет был уже сложившимся институтом. Возможно, его возникновение связано с проникновением в страну англо-нормандских традиций по Давида I. Шотландская Генеральный совет ( англ. General Council ), Как и ее английский аналог, включал всю высшую аристократию (вероятно, держателей земель непосредственно от короля: графов и баронов) и высшее духовенство. Конкретный состав участников и вопросы к обсуждению определялись королем. Генеральный совет обеспечивала учета мнения шотландской знати королями и в период несовершеннолетия монархов брала на себя функции высшего органа власти в стране. Главными функциями совета были решения вопросов войны и мира, урегулирования споров между баронами и королем, определение законодательных инициатив монарха. Кроме Генерального совета существовала узкая совет приближенных и высших чиновников королевской администрации, осуществлявшей решения текущих проблем государства.

Иногда Генеральный совет именовалась коллоквиумом ( лат. coloquium ) Или парламентом ( лат. parleamentum ). Трансформация Генерального совета в настоящий сословно-представительный парламент происходила постепенно на протяжении XIII - XIV веков. Особенностью Шотландии было параллельное существование двух органов, представлявших шотландскую аристократию: парламента, занимавшийся главным образом вопросами финансов, налогообложения и суда, и Генерального совета, которая собиралась для решения важнейших политических вопросов (наследование престола, назначение регентского совета, международные отношения) и отличался большей неформальностью процедур созыва и функционирования. И в том и в другом органе участвовали высшее шотландская знать и духовенство, однако в парламент за Роберта Брюса были включены некоторые Лэрд и делегаты городов, что сделало именно этот орган институтом национального представительства.

Сближение парламента и Генерального совета (совместно с XVI века называлась конвент или собрание сословий ( англ. Convention of estates )) Продолжилось в XVI - XVII веках : компетенция обоих органов в законодательной и судебной сфере стала одинаковой, в состав собрания сословий вошли представители рыцарства и городов, оформилась строгая процедура его созыва. Отмена заключалась лишь в коротких сроках созыва собрания и в том, что, в отличие от парламентов, собрания сословий могли принимать решения только по тому вопросу, ради которого их созвал король, а обсуждать другие вопросы они не имели права. Это ограничение стало активно использоваться монархами в XVII веке для проведения именно через собрание сословий решений о налогообложении, а за Карла II санкционирования взимания налогов стало единственным вопросом, вынесенному на их рассмотрение. Функции государственного управления в то же время перешли в компетенцию Тайного совета. Собрание сословий как отдельный орган государственной власти существовали до объединения Шотландии и Англии в единое государство Великобританию в 1707 году.


2.3. Франция

Трансформация давньофранкського института народного собрания в аристократическую королевский совет в целом завершилась в правление Карла Великого. Хотя главным институтом королевской власти за Каролингов стал разветвленный аппарат центральной администрации, включавший королевских слуг графов, чиновников двора и судебные коллегии, которые предназначались королем, особое место в системе власти заняли съезды знати королевства, на которых обсуждались важнейшие политические и военные предложения Карла Великого. В этих съездах участвовали крупные светские и духовные магнаты королевства со своими вассалами, а иногда и ополченцами из числа свободных крестьян. Наибольшую роль получили съезды, собирались в конце весны ("майские поля"). Хотя этот орган имел чисто нарадовий характер, он обеспечивал поддержку инициативам короля со стороны правящей элиты и цементировал каролингского монархию.

В период феодальной раздробленности во Франции институт Великой королевского совета подвергся значительной трансформации. В условиях ослабления королевской власти совет потеряла представительный характер: монарху удавалось привлечь к ней лишь зависимых от него епископов и аббатов, а также некоторых прямых вассалов короля из числа графов центральных регионов Франции. Королевский совет оставалась крайне аморфным образованием. Он созывался лишь по случаю помазания короля или объявления войны. Ни законодательных, ни фискальных функций этот совет не имела, а ее судебные полномочия находились в прямой зависимости от способности короля обеспечить исполнение приговоров совета относительно крупных баронов. В XI веке [2], "курия опустела": король был занят покорением домена и не стремился к установлению своей власти над феодальными княжествами Франции.

Тем не менее практика обращения к собранию знати за помощью в решении политических вопросов сохранилась. Начиная с XII века за счет усиления судебной власти короля и постепенного подчинения королями независимых феодалов Северной Франции, влияние совета усилился. Короли стали обращаться к собранию французской знати для решения важнейших вопросов политической жизни: объявления войн и созыва феодального ополчения, приглашенные крестовых походов, суда над непокорными вассалами и конфискации их владений. Одобрение советом решений короля значительно укрепляло силу королевской власти. По Филиппа II Августа генеральная курия стала главным оружием реализации властных полномочий короны и обеспечила королю поддержку французской знати в борьбе с Анжуйской империей Плантагенетов. Преемники Филиппа II продолжали использовать Раду для предоставления законного характера своим решением, в том числе и для конфискаций французских ленов английских королей. В то же время, практика апелляции в совет знати при относительно слабых королей могла ослаблять эффективность государственного управления.

С конца XIII века значение совета снова начало падать, уступая место курии приближенных и чиновников короля (Королевский совет - фр. Conseil du Roi ) И ее специализированным органам. Судебные полномочия постепенно сосредоточились в рамках Парижского парламента. Без всякого сопротивления со стороны баронов, короли узурпировали всю полноту законодательной власти и стали издавать обязательные к исполнению ордонансы без согласия знати [3]. Для получения согласия на обложение населения налогами короли стали прибегать к созыву Генеральных штатов, в которых кроме высшей аристократии и духовенства вошли представители городов - одной из главных опор королевской власти в период позднего Средневековья. Первый созыв Генеральных штатов относится к 1302 года. В период несовершеннолетия короля Карла VI совет был возрожден, но уже в новом качестве: как регентский совет под контролем принцев крови. Однако уже при его преемниках, начавших строительство абсолютной монархии, на смену рады знати пришла сначала "узкая совет" ( фр. Conseil ?troit ), В которой заседали некоторые принцы крови, крупные сеньоры и ряд чиновников, разбирают дела, внесены на обсуждение королем. По Франциска I и этот орган считался слишком широким и был заменен "дельным советом" с 4-5 приближенных короля. Создана Людовиком XI Большой совет ( фр. Grand conseil ) Уже представляла собой чисто судебную институт, в которой участвовали эксперты-юристы и их секретари, рассматривали дела, отозваны королем из парламента.


2.4. Испания

Процесс трансформации племенных народных собраний на совет знати при короле завершился в вестготского эпоху. Особенностью вестготского государства было то, что кроме чисто нарадовои совета представителей знати существовал еще один институт - соборы ( лат. concillas ), В которых участвовали епископы, вестготского и испанско-римская знать. Первое свидетельство о соборы относится к времени правления Алариха II, а за Реккареда этот орган приобрел законодательных функций: они стали утверждать указы, которые издавал король, в случае если последнему требовалось получить признание своих действий со стороны аристократии. В составе соборов преобладало высшее духовенство, а представители знати назначались королем. Именно на соборах, которые проходили обычно в Толедо, в церкви св. Леокадия, были утверждены важнейшие кодексы и законы вестготского королевства. Этот орган должен также определенную судебную власть и рассматривал жалобы на действия королевских чиновников.

Вестготского система законодательных соборов и нарадовои королевского совета сохранилась и в христианских государствах, образованных после арабского завоевания Пиренейского полуострова. В Астурии, Леоне, Кастилии и Арагоне Большая королевский совет, время от времени созывался монархами, включала высшие слои дворянства и духовенства и играла, главным образом, политическую роль, выбирая короля или его наследника (пока не сложился наследственный принцип передачи престола), решая вопросы войны и мира. Соборы были, как правило, более представительными. На них обсуждались и утверждались законодательные инициативы королей по широкому спектру государственных проблем. Иногда соборы состояли исключительно из дворян (конвенты) или с духовенства (конгрегации). С XI века усилилась тенденция собирать для решения гражданских дел исключительно представителей светской знати, без участия священнослужителей. В 1137 году один из таких конвентов, собравшийся в нахер, получил новое название кортесов. Первоначально кортесы состояли исключительно из дворян, однако уже с 1188 года в Леоне, с 1250 года в Кастилии, а с 1274 года в Арагоне кортесы превратились в настоящие сословные представительства, ядро которых составляли делегаты вольных городов. Кортесы узурпировали право согласия на обложение населения налогами, однако законодательная власть полностью оставалась в руках королей.

Постепенно кортесы вытеснили Большую королевский совет из политической системы пиренейских государств, в том числе и с церемониальных вопросов (избрания короля, утверждении регентского совета, составления коронационной клятвы). В то же время при короле возникла узкая совет его приближенных и высших государственных чиновников, где сосредоточились механизмы управления королевской администрацией и судебные прерогативы (собственно Королевский совет, или курия), из которой впоследствии выделился коронный суд ( исп. cort ). В периоды смут высшей аристократии иногда удавалось расширить компетенцию Великой королевского совета, и даже подчинить себе короля, однако после восстановления королевской власти рада снова видтиснялась от управления и превращалась в чисто нарадовий орган. По Фердинанда II и Изабеллы I аристократы были лишены права голоса в королевском совете, которая в результате стала учреждением государственной администрации, вполне подконтрольным королю. Только в Наварре, где города были слабыми, совет, состоящая практически исключительно из дворян, сохранила свое значение до XVII века, играя роль государственного института, ограничивающий государственный абсолютизм.


2.5. Государства крестоносцев

В Иерусалимском королевстве из-за слабости королевской власти и могущества феодальных баронов влияние совета - Высшего курии ( фр. Haut cour ) Был беспрецедентным для европейских монархий. В этот орган входили все вассалы короля, а после 1120 года и епископы. Впоследствии право участия в Высшей курии получили гроссмейстеры рыцарских орденов и влиятельные крестоносцы, прибывшие из Европы. Согласно Ассизи Амори I в формировании Высшего курии могли участвовать все дворяне королевства (более 600 человек).

Королевский совет была органом власти Иерусалима феодальной знати. В отличие от своих европейских аналогов, Высшая курия имела четкие фискальные, законодательные и судебные прерогативы. Согласие курии требовалась для взыскания налогов, организации военных экспедиций, утверждении важнейших законов. Именно на таких собраниях в Наблусе 1120 года были приняты первые законы государства крестоносцев. Этот орган также был верховным судом Иерусалимского королевства и единственным судебным органом, в котором могли слушаться дела по обвинению баронов страны в преступлениях, а наказание, которые имелись курия на правонарушителей могли включать конфискацию владений и смертную казнь. Еще важнее было право Высшего курии избирать короля Иерусалима, его регентов и принимать Коронационную клятву. Король, хотя и занимал пост председателя курии, был в ней лишь первым среди равных. Вся история существования Иерусалимского королевства была заполнена борьбой в Высшей курии между королями и аристократами. Если в XII веке монархи Арденн-Анжуйской династии пытались ослабить влияние Высшего курии и создать централизованную королевскую администрацию, а Фридрих II в 1232 году вообще отменил курию, то с середины XIII века и до падения Акра именно она была верховным органом власти королевства. Однако в настоящий парламент Высшая курия трансформироваться за время существования Иерусалимского королевства не успела и представители городов не получили права голоса на ее собраниях.

Основы государственной власти Иерусалимского королевства были перенесены на Кипр, где также был создан Высший курию. Однако в Кипрском королевстве этот орган не имел того влияния, как в Иерусалиме. Короли Кипра обладали значительным земельным доменом, что позволяло им быть не зависимыми от баронов. В результате Высшая курия была покорена королями и потеряла значительную часть своих полномочий в законодательной и фискальной сфере.


2.6. Швеция

Одной из главных особенностей ранньоскандинавського общества были Тинг ( сканд.: ting) - регулярные региональные народные собрания, состоящие из всех свободных жителей округа и решали судебные споры, принимали политические решения и выбирали правителя-верховного судью лагмана. Существовала целая иерархия тингов: от тингов сотни до тингов королевства. К X века в Тинг хранившие видимость демократических институтов и принцип "один человек - один голос", фактически доминировала местная аристократия. Король Швеции долгое время был полностью зависимым от Тинг Свеаланд, которому принадлежала вся полнота законодательной и судебной власти в центральной части Шведского королевства. Тинг Свеаланд собирался ежегодно, в конце февраля - начале марта.

Лишь в XII веке роль тингов в государственной власти начала падать, уступая место неформальной рады ведущих магнатов Швеции при короле с нарадовимы функциями (Государственный совет, риксрод; швед. Riksr?det ), Которую обычно, возглавлял ярл. Магнус I Ладулос конце XIII века превратил этот совет на постоянный институт королевской администрации и включил в его состав государственных сановников. К этому же времени относится оформленя дворянского сословия. В середине XIV века, по Магнуса II, Государственный совет стал органом власти крупной аристократии и добилась предоставления ей права принимать взыскания налогов и утверждать законы, а также выбирать короля. Именно выступление риксроду против короля и его обращение к Маргариты Датской в 1388 году привело к объединению Швеции, Норвегии и Дании в Кальмарская унию 1397 года.

В период Кальмарская унии, когда шведским монархом был король Дании, Государственный совет сконцентрировала в своих руках все рычаги управления страной, включая назначение на государственные должности, законодательство и налоговую систему. Без сотрудничества Государственного совета, в которой доминировала крупная шведская аристократия, король не мог осуществлять эффективное управление Швецией. Во время восстания Энгельбректа ( 1434 - 1436), поддержанного Государственным советом, в 1435 году в Арбози было созвано собрание представителей всех сословий (дворянство, духовенство, горожане и свободные крестьяне), которые считаются первым настоящим парламентом Швеции - риксдагом ( швед. Riksdag ). Постепенно всевластия аристократической совета начало противоречить тенденциям социально-экономического развития страны. В период правления дома Стуре (конец XV -начало XVI века) ​​Государственном совете было противопоставлено всесословное риксдаг, который начал регулярно созываться и взял на себя функции высшего законодательного органа страны.

Кардинальная реорганизация королевского совета состоялась уже после разрыва Кальмарская унии. В результате реформ Густава I Вазы в 1538 - 1543 годах на смену аристократическому риксроду пришла правительственный совет (регементсрод), состоящая из должностных лиц, ответственных перед королем. Однако эта реформа не была завершена и в конце правления короля Густава I старый аристократический принцип организации Королевского совета было восстановлено. За XVI - первой половины XVII века Государственный совет сохраняла свои позиции как орган власти шведской аристократии, несмотря на периодические конфликты с королями и их попытки устранить риксрод от управления. Постепенно, благодаря реформам Акселя Оксеншерны и королевы Кристины, Государственный совет трансформировалась в орган государственной администрации. Уже во времена Второго регентства ( 1660 - 1672) выше роль в государстве перешла к риксдага, но только утверждение в Швеции абсолютной монархии при Карле XI завершило преобразовании Государственного совета в бюрократический институт, состоявший из чиновников короля, за которым сохранялись лишь некоторые судебные функции. Тем не менее, в Швеции традиции аристократической Государственного совета не были полностью устранены и повлияли на характер функционирования Тайного совета короля, которая за XVIII века занимала одно из центральных мест в системе управления страной.


2.7. Венгрия

Институт Великой королевского совета известна в Венгрии с X века. В ранние периоды она была высшим органом государственного управления страны и включала крупнейших магнатов, епископов и королевских ишпаны комитатов. Руководство советом, обычно, совершал архиепископ Естергомський. Королевский совет обеспечивала решение дворянством и духовенством законодательных инициатив короля и осуществляла судопроизводство в важнейших государственных делах. Особенностью Венгрии было то, что благодаря сильной королевской власти преимущество в совете на ранних этапах имели региональные королевские чиновники (ишпаны, бани) и придворные.

Конце XII века, по Белы III, начался рост значения королевской канцелярии, которая стала вытеснять совет из сферы управления, однако внутриполитический кризис середины XIII века вновь привела к усилению влияния Королевского совета. "Золотая булла" Эндре II 1222 года уравняла венгерское дворянство ("королевских сервиентив") в правах с магнатами и открыла путь для проникновения дворянских элементов к Королевского совета. Однако главным органом среднего комитатскую дворянства стали общее собрание прелатов, баронов, дворян и половцев Куншагу, первые х которых состоялись на Ракоському поле в 1277 году. Этот орган стал представителем интересов дворянства и главным противовесом Королевской рады, в которой продолжала доминировать крупная аристократия. В отличие от западноевропейских представительных институтов в общенациональных собрании Венгрии не принимали участия представители вольных городов.

В правление Анжуйской династии Королевский совет была реорганизована и превращена в собрание королевских приближенных и чиновников. Роль представительства дворянства стали играть Государственное собрание ( лат. Generalis congregatio ), Регулярный созыв которых, однако, началось лишь после смерти короля Жигмонда. Пошлины стали активно участвовать в законотворческом процессе и добиваться утверждения королями своих законодательных инициатив. В них вошли выборные представители комитатов и некоторых свободных городов, что привело к трансформации этого органа в сословное представительство ( парламент). Ослабление королевской власти в XV веке привело к возрождению аристократического характера Королевского совета, в которой снова стала господствовать выше земельная аристократия и прелаты. По Матьяша Хуньяди Королевской совету было передано право установления налогов, а в конце XV века совет вполне сконцентрировала в своих руках управление Венгрией. Борьба между Королевской советом и государственными сборами за влияние в стране стала одной из центральных политических процессов последних десятилетий существования независимого Венгерского королевства.

После вхождения Венгрии в состав империи Габсбургов представительские функции Королевского совета перешли к высшей палаты Государственного собрания, а властные полномочия - до административных органов, созданных австрийскими монархами: Губерниума и Венгерской палаты.


2.8. Польша

Прообразом Великой королевского совета в Польше были съезды князей, епископов и влиятельных магнатов со всей страны, эпизодически созывались польскими князьями для решения вопросов войны и мира, согласования важнейших законодательных инициатив и подтверждения перехода престола к наследнику умершего монарха. В период распада Польши на несколько независимых княжеств (вторая половина XII - начало XIV века) ​​такие съезды играли важную роль обеспечения культурно-политического сообщества польских государства. Однако времена раздробленности наложили свой отпечаток на характер дворянского представительства: на смену общенациональным съездам пришли региональные сеймики, ставших органами, которые выражали интересы местного дворянства. Создана после объединения Польши в первой половине XIV века Королевский совет ( пол. Rada kr?lewska ) Была органом королевской администрации и суда, в состав которой король включал канцлера, его заместителей, архиепископа Гнезненского и других лиц, которые занимали придворные должности. Этот орган не имел характера представительства национальной аристократии.

Время, когда короли нуждались в поддержке дворянства для осуществления тех или иных мероприятий, в основном династического или военного характера, созвали общепольском съезды дворян от каждой провинции польского государства, которые получили название сеймов ( пол. Sejm ). Пользуясь зависимостью короля от поддержки шляхты в условиях крайне слабого развития крупного землевладения и острой внешней угрозы, королям, начиная с конца XIV века приходилось идти на уступки дворянству, расширяя его привилегии. Кардинальные изменения в структуре государственного управления прошли в 1454 году, когда, чтобы обеспечить набор армии для ведения Тринадцатилетней войны с Тевтонским орденом, король Казимир IV издал Нешавских уставы. Согласно этому документу для утверждения законов, введения налогов и созыва военного ополчения требовалось согласие польской шляхты. Это привело к формированию общенационального сословно-представительного органа - вального сейма, первый созыв которого относится к 1493 года. В отличие от западноевропейских государств в польский сейм не вошли представители городов.


2.9. Хорватия

В государствах Балканского полуострова институт Великой королевского совета возник на базе древнеславянской традиции координации действий короля с его женой. В Хорватии X века сохранялась практика принятия решений королями на собрании знати ( Сабор), в которых участвовали скины, комит, бани и священнослужители. Однако этот орган не получил постоянного характера и обособленной компетенции. Королевская власть довольно рано начала проводить политику ограничения влияния местной аристократии, часто устраняя комита и кафтанов и не давая этим должностям превратиться в наследственные титулы. Тем не менее, обычай избрания короля собранием знати оказался достаточно живучим, и в политической истории страны устранение старого и выборы нового короля Сабором знати были относительно частым явлением. Уния с Венгрией 1102 года также была принята на собрании "двенадцати хорватских племен" (фактически потомками племенной знати). Институт Сабора, представлявший интересы хорватского дворянства, сохранялся в период пребывания страны в составе Венгрии, и, впоследствии, империи Габсбургов. Однако этот орган уже приобрел характер сословного представительства, а в 1687 году права Сабора на избрание короля Хорватии были отменены.


Примечания

  1. Stenton, F. Anglo-Saxon England. - Oxford, 1971
  2. Пти-Дютайи, Ш. Феодальная монархия во Франции и в Англии X-XIII веков. - СПб., 2001
  3. Фавье, Р. Капетинги и Франция. СПб, 2001

Литература

  • Зашкильняк Л. История Польши с древнейших времен до настоящего
  • История Франции. - Т. 1. - М., 1972.
  • История Швеции. - ISBN 5-7777-0164-7.
  • История Югославии. - Т. 1. М., 1963.
  • Контер, Л. История Венгрии: Тысячелетие в центре Европы. - М., 2002.
  • Ришар, Ж. Латино-Иерусалимское королевство. - СПб, 2002.
  • Duncan, AAM Scotland: The Making of the Kingdom. - Edinbourgh, 2000.