Надо Знать

добавить знаний



Большевики



План:


Введение

Польский плакат времен польско-советской войны.

Большевики - члены левого (ленинского) крыла РСДРП после ее раскола на большевиков и меньшевиков. В дальнейшем большевики выделились в отдельную партию, в 1917 - 1952 годах называлась РСДРП (б), РКП (б) и ВКП (б) ("б" означает "большевиков"), пока не была переименована в КПСС. Слово "большевик" отражает тот факт, что сторонники Ленина оказались в большинстве на выборах руководящих органов на втором съезде партии в 1903 году.

В 19 января 1918 года, во время апофеоза большевистского террора, Патриарх Московский и Всея Руси Тихон публично подверг большевиков анафеме [1] [2].


1. Большевизм как политическая практика и способ

"В жертву Интернационалу" плакат ОСВАГ, (Харьков, 1919 г.) Россия приносится большевистскими лидерами-жрецами в жертву каменном идолу К.Маркса

Наряду с узким историческим значением, термин большевизм получил распространение в политологии и публицистике как синоним крайнего экстремизма, идеологического фанатизма, политической нетерпимости, склонности к насилию.

Указанные черты политического поведения были присущи как отдельным представителям первого политического поколения РСДРП (б)-РКП (б), так и политической практике этой организации в целом. Впоследствии, были выделены в общий стереотип поведения, свойственный не только коммунистическим политическим движениям. Так, проявлением большевизма называют радикальные ("гайдаровськи") реформы в России начала 90-х гг.

Для большевиков присущ априориський подход в оценке поступков людей, социальной и личного поведения - "истинность" какого-либо суждения, взгляды, др.. оценивается исходя из соответствия априори определенном "единственно верному" учению (напр., марксизма), его направленности на какой-либо априори поставленной цели (достижение коммунистической формации, социальной революции). В советской идеологии 1920-х - 30-х годах была распространена концепция классовой морали, согласно которой нравственно значимыми следовало считать лишь поступки, совершенные в интересах диктатуры рабочего класса и т.п.

Большевистскому образа мышления свойственна привязанность "сверхценные идеи" (в психиатрии, понятие сверхценных идей было выдвинуто С. Wernicke (1892) для обозначения отдельных суждений или групп суждений, аффективно насыщенных и имеющих устойчивый, фиксированный характер). Примером возникновения сверхценных идей в норме может служить преданность человека какой-либо научной идеи, ради доказательства правоты которой он готов пренебречь всем остальным, своими личными интересами и интересами своих близких, то есть всем, что не касается мнений, преобладающих в его сознании. Для людей, которыми овладевают такие идеи, характерно активное стремление преодолеть все препятствия в достижении цели. Сверхценные идеи, по Н. А. Гуревичу, всегда носят патологический характер, является выражением дисгармоничной психики и связанные с Паралогическое мышлением и резонерством [3]

В данном контексте, большевизм может рассматриваться как социально психологическая патология, вызванная далеко зашедшими дисгармоничными, кризисными явлениями в культуре и обществе. Большевизм является основой практики индивидуального и массового политического террора.

Николай Бердяев определял большевизм как "социализм, доведенный до религиозного напряжения и к религиозной исключительности". Также он считал, что "только в сознании русских большевиков революционный социализм остается религией, которую они огнем и мечом хотят навязать миру. Это что-то вроде нового ислама, в котором хотят заслужить себе рай избиением неверных. Большевики, как и все религиозные фанатики , делят весь мир и все человечество на два лагеря - царство Божие, царство социалистического пролетариата, и царство дьявола, царство буржуазное ". По мнению Бердяева, среди "искренних, верующих большевиков" есть "много провокаторов, шпионов, подкупленных, и моральных идиотов". [4]


2. Родство с нацизмом

Некоторые исследователи указывают на некоторую степень родства большевизма и нацизма. Так, цель обеих идеологий - развитие идеального общества путем искоренения источника зла. Для большевиков, злом была частная собственность и собственники. Однако, поскольку зло не исчезает после ликвидации собственников как класса, носителями зла становятся все люди "развратные духом капитализма" . Во втором случае носителями зла являются так называемые "низшие расы" [5].

И нацизм, и большевизм обосновывают свою легитимность опираясь на авторитет науки. Они претендуют на перевоспитание человечества и создание нового человека. Обе идеологии провозглашают стремление к добру: нацизм - немецкому народу, большевизм - всему человечеству [5].


Примечания

  1. Текст воззвание от 19 января 1918 г. - 09403.khstu.ru/studentsbooks/othistory/historyist/poslanie_Tihona.htm
  2. Послание Патриарха Тихона Совету народных комиссаров от 13/26 окт. 1918 - www.polemics.ru/articles/?articleID=2429&hideText=0&itemPage=1
  3. Блейхер В.М. Расстройства мышления - www.psychiatry.ru/library/lib/article.php4?booknumber=87&article_id=18
  4. Николай Бердяев (11 июля 1917 г.). "Религиозный ОСНОВЫ Большевизм" - magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn031.htm . http://magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn031.htm - magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn031.htm .
  5. а б Ален Безансон, Беда века.О коммунизм, нацизм и уникальность Холокоста. - Киев, ПУЛЬСАРЫ, 2007. - 136 с. ISBN 978-966-8767-88-3

Источники

См.. также


История Это незавершенная статья истории.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам