Надо Знать

добавить знаний



Бомбардировщик



План:


Введение

Бомбардировщик Боинг B-17 времен Второй мировой войны
Первый тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец"
Стратегический бомбардировщик США B-2 Spirit

Бомбардировщик - военный самолет, предназначенный для поражения наземных (подземных) или надводных (подводных) объектов с помощью бомбового или ракетного вооружения.

Бомбардировщик - боевой самолет, предназначенный для поражения наземных и морских объектов как на поле боя, так и в тылу врага. Бомбардировщики бывают легкие, средние и тяжелые. На современных бомбардировщиках устанавливается 2-8 турбовинтовых или турбореактивных двигателей. Реактивные бомбардировщики развивают скорость, приближающуюся к звуковой и даже сверхзвуковой. Тяжелые и средние бомбардировщики имеют мощное бомбардировочное и оборонное стрелково-артиллерийское вооружения. Самая распространенная схема тяжелого бомбардировщика - цельнометаллический свободнонесущий моноплан с высоко расположенным стреловидным крылом и одним килем. Тяжелые бомбардировщики должны бомбовая нагрузка 34-38 т, средние - до 10 т. Дальность полета бомбардировщиков - от 7 до 16 тыс. км, потолок - до 20 тыс. м. Экипаж бомбардировщика - 3-8 чел. Современные бомбардировщики могут совершать полеты на полный радиус действия в сложных метеорологических условиях и ночью, поражать объекты вне их визуальной видимости. Для этого они оборудуются радиотехническими, астрономическими и другими навигационными системами, оптическими, радиолокационными прицелами, счетно-вычислительными приборами и т.п..


1. История развития

1.1. Появление бомбардировщика

"Илья Муромец" на взлете

Первые попытки применения аэропланов против наземных целей были сделаны до Первой мировой войны. Сначала вместо бомб использовались металлические дротики размером чуть больше карандаша. Их сбрасывали с самолета на пехоту и кавалерию противника. Стрела весом 30 г пробивала 150 мм деревянный брусок.

Создателем авиационной бомбы можно назвать итальянского лейтенанта К. Ципелли, который провел много экспериментов с прообразами авиационных бомб. Главной задачей было создать взрыватель, который бы срабатывал в наиболее подходящий момент. Опыты с гранатами, оснащенными взрывателями различных типов, стоили жизни самому изобретателю. Однако уже 1 ноября 1911 года во время итало-турецкой войны в Триполи лейтенант Гавотти сбросил 4 гранаты весом по 4,4 фунта (1,8 кг) на турецкие войска. В дальнейшем итальянцы стали использовать 10-кг бомбы, снаряженные готовыми поражающими элементами - шариками от картечи.

До начала мировой войны в конкурсах аэропланов появились бомбардировочные требования к прообразам боевых самолетов. В частности, на конкурсе 1912 г. в России регламентировалось, чтобы аэроплан предоставлял "наибольшие удобства для обращения с огнестрельным оружием и бросания бомб".


1.2. Первая мировая война

В начале войны бомбардировки с аэропланов было скорее мере запугивания. Роль бомбардировщиков выполняли легкие разведывательные самолеты, пилоты которых брали с собой несколько небольших бомб. Снимали их вручную, целясь на глаз. Так, при налете на Париж 9 августа 1914 г. погибли только 3 человека. Такие налеты носили случайный характер и не согласовывались с действиями наземных войск.

В отличие от аэропланов дирижабли в начале мировой войны уже были грозной силой. Наиболее мощной воздухоплавательной державой была Германия, что владела 18 дирижаблями. Немецкие аппараты могли преодолеть расстояние в 2-4 тыс. км со скоростью 80-90 км / ч и обрушить на цель несколько тонн бомб. Например, 14 августа 1914 в результате налета одного немецкого дирижабля на Антверпен было полностью разрушено 60 домов, еще 900 повреждены. Однако уже к сентябрю 1914 года, потеряв 4 аппарата, немецкие дирижабли перешли только на ночные операции. Огромные и неповоротливые они были абсолютно беззащитны сверху, к тому же были наполнены крайне опасным водородом Очевидно, что на смену дирижаблям неизбежно должны были прийти дешевле, маневренные и устойчивые к боевым повреждениям аппараты.

21 ноября 1914 г. четыре легких разведчика ВВС Великобритании Avro 504 нанесли удар по базе дирижаблей Фридрихсхавен, был потерян один самолет. В Англии считают этот налет первым употреблением стратегической авиации.

Первым специализированным бомбардировщиком стал "Илья Муромец", четырехмоторный аппарат, созданный Сикорским в 1913 году в России. В конце 1914 года все "Муромца" были оснащены бомбардировочным вооружением и свели в одно подразделение - "Эскадра воздушных кораблей", которое стало первым в мире соединением тяжелых бомбардировщиков. Бомбы размещались как внутри самолета (вертикально вдоль бортов), так и на внешней подвеске. Также самолет оснастили оборонительной стрелковым оружием. К 1916 года бомбовая нагрузка самолета возросла до 800 кг, а для сброса бомб был сконструирован електрозкидач. В 1917 году Илья Муромец был оснащен 8 пулеметами и малокалиберной пушкой, имел бронирование и протектировани баки.

"Хендла-Пейдж" 0/400 в полете

Первые многомоторные бомбардировщики появились на Западе только в 1916 году. Все они в той или иной степени были похожи на "Муромца". Первыми немецкими бомбардировщиками стали самолеты фирмы Гота G-III, G-IV с грузоподъемностью не более 300 кг бомб. Однако уже следующий самолет фирмы GV брал на борт 1000 кг бомб. Занялась разработкой бомбардировщиков и фирма Цеппелин, которая создала в 1917 году Цеппелин-штаакен R-VI с грузоподъемностью 1800 кг бомб. Они позволили использовать тяжелые бомбы большой разрушительной силы. Так 8 марта 1918 года на Лондон была сброшена 1000 кг фугасная бомба. До конца войны было изготовлено 17 таких самолетов. В Великобритании бомбардировщики появились только в 1917 году, когда фирма "Хэндли-пейдж выпустила двухмоторный самолет 0/400. С апреля 1917 года эти машины участвовали в налетах на Германию. Следует также упомянуть удачный британский бомбардировщик Виккерс "Вими", первый полет которого состоялся в ноябре 1917 года.

Первый бомбардировщик за океаном был построен основоположником американского авиастроения Гленом Мартином. Самолет Мартин MB-1 впервые поднялся в воздух 17 августа 1918 года.


1.3. Межвоенный период

После войны развитие типа военной техники - бомбардировщика и в целом бомбардировочной авиации замедлилось: в России произошла революция и началась гражданская война, Германии было запрещено развивать военную авиацию, а Британия с Францией занимались послевоенным восстановлением экономики. Однако бомбардировщики продолжали развиваться. Основными их достоинствами считались грузоподъемность и дальность полета. Скорости не придавалось значения: от истребителей многомоторные самолеты должны были быть защищены многочисленными пулеметными установками.

Развивалась и теория использования бомбардировщика. В 1920-е годы итальянский генерал Джулио Дуэ опубликовал ряд статей о ведущей роли авиации, которая будет способна решить исход войны ударами по государственным и экономическим центрам.

"Хайнайди" - представитель первого послевоенного поколения бомбардировщиков (1923 г.)

К середине 20-х годов в бомбардировочной авиации господствовала Биплановая схема. По сути первые послевоенные бомбардировщики мало отличались от "Ильи Муромца": та же Биплановая коробка из деревянных крыльев, неприбиране шасси, открытые пулеметные установки. Такими были французские LeO-20, английские "Вирджиния" и "Хэйфорда" и многие другие самолетов. Однако в 1925 году совершил первый полет ТБ-1 (АНТ-4) - первый цельнометаллический бомбардировщик с свободнонесущим монопланним крылом. Он стал классической конструкцией, которая изменила не только российское, но и мировое тяжелое самолетостроение. С ТБ-1 связано много интересных экспериментов: в 1933 году состоялись опытные старты с пороховыми ускорителями, в 1933 - 1935 годах проводились опыты по дозаправке в воздухе, также ТБ-1 использовался в составленной цепи: до бомбардировщика подвешивались два истребителя.

ТБ-3 с подвешенной танкеткой Т-27. Хорошо видно гофрированная обшивка крыла.

22 декабря 1930 года в воздух поднялся другой выдающийся самолет ТБ-3, на котором было установлено несколько мировых рекордов. Он был первым в мире четырехмоторный бомбардировщик-моноплан. ТБ-3 выпускался с 1932 по 1937 год, участвовал в боях на Халхин-Голе в 1939, Советско-финской войне и начальном периоде Великой Отечественной войны. На протяжении всей войны самолет использовался как военно-транспортный.

Гигантские самолеты начала 1930-х годов были покрыты гофрированной обшивкой, придававшей огромным крыльям необходимую прочность. Однако гофр не позволял машинам развивать скорость более 200 км / ч: слишком большим был сопротивление воздуха, который рос тем больше, чем выше становилась скорость полета. К тому же они имели шасси не убираются, и открытые кабины летчиков и стрелков, что также снижало скорость полета. Быстрое развитие зенитной артиллерии и истребительной авиации заставил пересмотреть взгляды на бомбардировочную авиацию.

Мартин B-10.

Первым бомбардировщиком с закрытыми кабинами летчиков и стрелка, внутренним размещением бомб, шасси убирался, и равной обшивкой стал созданный в 1933 году американский двухмоторный самолет Мартин B-10. С середины 30-х двухмоторные бомбардировщики нового поколения стали строиться во всех странах-производителях авиационной техники. Среди всего многообразия двухмоторных бомбардировщиков можно выделить два основных типа: "дальний" - более грузоподъемный и скоростной - превосходящий первый в скорости, но поступающий в грузоподъемности и дальности. Типичным "дальним" бомбардировщиком был построен в 1936 году советский ДБ-3 (Ил-4). Представителями "скоростных" бомбардировщиков были советский СБ (1934 г.) и английский "Бленхейм" (1935 г.), которые превосходили в скорости много истребителей, выпускаемых в тех же годах.

В условиях ограничений Версальско мирного договора 1919 немецкие авиаконструкторы строили пассажирские самолеты с учетом их дальнейшей трансформации в боевые. Такими бомбардировщиками были Ju-86 и He-111, который стал основным бомбардировщиком Люфтваффе.

Прототип бомбардировщика B-17

Прогресс в авиастроении позволил строить тяжелые четырехмоторный самолет, не уступали в скорости "скоростным" двухмоторный бомбардировщик. Это достигалось за счет установки мощных и легких двигателей с наддувом, внедрение винтов изменяемого шага, увеличение нагрузки на крыло благодаря использованию посадочной механизации крыла, уменьшение коэффициента лобового сопротивления и улучшения аэродинамического качества самолета благодаря использованию гладкой обшивки, плавных обводов фюзеляжа и "тонком" крылу. Первым тяжелым бомбардировщиком нового поколения стал четырехмоторный Боинг B-17. Опытный самолет поднялся в воздух 28 июля 1935 г.

27 декабря 1936 г. начались испытания советского четырехмоторного бомбардировщика ТБ-7 ( АНТ-42 или Пе-8). Сначала в задании на новый советский тяжелый бомбардировщик была указана скорость в 250 км / ч и бомбовая нагрузка 10 тонн. Через три года требуемую скорость увеличили до 400 км / ч, а бомбовая нагрузка сократили до 2 тонн, при этом потолок новой машины должна быть 12 000 м. Однако для достижения заданной потолка конструкторам пришлось разместить в фюзеляже самолета пятого двигатель, который приводил в действие мощный компрессор для снабжения основных двигателей воздухом.

В 1939 г. четырехмоторный бомбардировщик нового поколения появились в Италии - Пьяджо P.108 и Великобритании - "Галифакс" и "Стирлинга".

Одновременно с усовершенствованием "классического" бомбардировщика в 1930-е годы появился новый тип самолета - "Пикирующий бомбардировщик". Известным пикирующих бомбардировщиков является немецкий Ju-87.


1.4. Вторая мировая война

Всего в боях участвовало около 100 различных типов бомбардировщиков. Наибольшее разнообразие типов было в классе двухмоторных бомбардировщиков. Они условно делились на "фронтовые" и "дальние". Первые наносили удары на глубину 300-400 км от линии фронта и по переднему краю обороны противника, вторые совершали рейды в тыл врага. Среди фронтовых бомбардировщиков можно выделить советский Пе-2, английский "Москито", американские A-20, B-26, A-26. В "дальних" относится советский Ил-4, английский "Веллингтон", американский B-25, немецкие He-111, Ju-88.

В боевых действиях для поддержания сухопутных войск использовали и одномоторные бомбардировщики: "Баттл", Су-2, Ju-87 и так далее. Как показала практика, они эффективно действовали лишь в условиях господства в воздухе своей авиации, а также при ударах по слабозащищенных зенитной артиллерией объектам. В результате к концу войны производство легких одномоторных бомбардировщиков было в целом прекращено.

В отличие от Германии и СССР, где в первую очередь развивалась фронтовая авиации, в США и Великобритании большое внимание уделялось развитию тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков, способных массированными ударами разрушить экономические центры противника и дезорганизовать его промышленность. С началом войны в Великобритании принимается на вооружение Авро "Ланкастер", который стал основным тяжелым самолетом Бомбардировочного командования RAF.

B-29 "Суперфортресс"

Основу американской тяжелой бомбардировочной авиации составляли B-17 - сверхскоростной и высотный бомбардировщик в мире на начало войны и B-24. Несмотря на то, что он уступал B-17 в скорости и потолка, технологичность конструкции B-24 позволяла наладить производство отдельных узлов самолета на заводах неавиационной профиля.

Вершиной в развитии тяжелых поршневых бомбардировщиков стал Боинг B-29, созданный в 1942 году под руководством конструктора А. Джорданова. Мощные двигатели и совершенная аэродинамика обеспечивали самолету скорость до 575 км / ч, потолок 9700 м и дальность 5000 км с 4000 кг бомб. Он стал первым носителем ядерного оружия 6 августа 1945 года бомбардировщик с собственным именем "Энола Гей" сбросил атомную бомбу на город Хиросима, 9 августа ядерной бомбардировке подверглось город Нагасаки.

С 1944 года в боевых действиях участвовала реактивная бомбардировочная авиация. Первым реактивным истребителем-бомбардировщиком стал Me-262A2 - бомбардировочная модификация первого реактивного истребителя, созданного в 1942 году в Германии. Me-262A2 нес две 500 кг бомбы на внешней подвеске. Первый реактивный бомбардировщик Ar-234 также был построен в Германии. Его скорость составляла 742 км / ч, радиус действия 800 км, потолок 10000 м. Ar-234 мог использовать бомбы массой до 1400 кг.

Первыми носителями управляемого оружия стали немецкие бомбардировщики Do-217K, уничтожившие в 1943 году управляемыми планирующими бомбами итальянский линкор "Рома". Устаревший к концу войны бомбардировщик He-111 стал первым стратегическим ракетоносцем: с него осуществлялись запуски крылатых ракет "Фау-1" по целям на Британских островах.


2. "Холодная война"

2.1. Первые реактивные, межконтинентальные, сверхзвуковые

Ту-4 в Монино

В начале " Холодной войны" бомбардировщики оказались единственными носителями ядерного оружия, что вызвало бурное развитие тяжелой бомбардировочной авиации и массовое появление новых проектов бомбардировщиков. Но из-за сложности и дороговизны разработки тяжелых самолетов представители первого поколения стратегических бомбардировщиков выпускались только в трех странах: США, СССР и Великобритании. Среди этих стран наибольшее отставание было в СССР, несмотря на формирование частей авиации дальнего действия, фактически стратегической авиацией не обладал. Во время Великой Отечественной войны все силы конструкторов были брошены на усовершенствование существующих образцов техники, а исследовательскими и экспериментальными разработками практически никто не занимался; особенно серьезным было отставание в разработке оборудования. В результате СССР начал восстанавливать свою стратегическую авиацию с копирования наилучшего на тот момент бомбардировщика B-29. Его советская копия Ту-4, сделала первый полет в 1947 году.

В связи с увеличением дальности полета немного изменилась классификация бомбардировщиков: стратегическими стали называть машины обладавшие межконтинентальной дальностью порядка 10-15 тыс. км, бомбардировщики с дальностью до 10000 км стали далекими, иногда их называют средним, а машины которые действуют в тактическом тылу противника и в прифронтовой полосе стали называться фронтовыми. Впрочем страны, которые не обладали бомбардировщиками с межконтинентальной дальностью продолжали называть свои дальние бомбардировщики стратегическими, например, китайский бомбардировщик H-6; также на классификацию бомбардировщиков серьезное влияние оказывали взгляды руководства на их использование и строительство, например, фронтовой бомбардировщик F-111 получил "истребительное" наименование.

Первый межконтинентальный стратегический бомбардировщик Convair B-36

Первым бомбардировщиком с межконтинентальной дальностью стал построенный в 1946 году в США конвейра B-36, такой, одновременно стал и последним стратегическим бомбардировщиком с поршневыми двигателями. Он имел необычный внешний вид из-за комбинированной силовой установки: 6 поршневых двигателей с толкающими винтами и 4 реактивных двигателей, установленных попарно под крылом. Но даже с реактивными двигателями поршневая машина не могла развить скорость более 680 км / ч, что делало ее очень уязвимой в связи с принятием на вооружение скоростных реактивных истребителей. По меркам современной авиации, B-36 прослужил недолго, последний бомбардировщик снят с вооружения в 1959 году. Машины этого типа широко использовались как летающие лаборатории.

В 50-х годах авиаконструкторы создали машины определившие лицо тяжелого авиастроения на много лет. Первым в этом ряду стоит упомянуть B-47 ставший первым реактивным дальним бомбардировщиком. Предсерийный самолет этого типа совершил первый полет 25 июля 1950 года. На этой машине авиаконструкторы впервые использовали чистое и гибкое крыло большой стреловидности, велосипедное шасси и размещенные на пилона под крылом двигатели. В дальнейшем такая схема размещения двигателей стала основной для тяжелых пассажирских самолетов. В отличие от своих американских коллег авиаконструкторы Туполева использовали для нового дальнего реактивного бомбардировщика Ту-16 крыло с жестким кессоном, которое имело большую живучесть, чем гибкое крыло американских самолетов, а также классическую схему размещения шасси. Первый полет Ту-16 совершил 27 апреля 1952 года. На базе этого самолета был создан флагман советской пассажирской реактивной авиации Ту-104. Копия Ту-16 под обозначением H-6 до сих пор находится на вооружении китайской армии.

Но ни Ту-16, ни B-47 не обладали межконтинентальной дальностью полета, поэтому первым советским межконтинентальным бомбардировщиком с реактивной силовой установкой можно назвать 3М, совершивший первый полет 20 января 1953 года. При его создании авиаконструктор Мясищев использовал много элементов, которые ранее в советском авиастроении не применялись, например, гибкое крыло большого удлинения и велосипедное шасси. Одновременно с 3М фирма Туполева разработала бомбардировщик Ту-95, совершивший первый полет 12 ноября 1952 года и до сих пор остается на вооружении в России. Вследствие стремления Туполева использовать при разработке тяжелых самолетов только проверенные решения Ту-95 получил проверенное на Ту-16 "классическое" шасси, "жесткое" крыло и для достижения межконтинентальной дальности 4 турбгвинтових двигатели, так турбореактивные двигатели на тот момент были недостаточно экономичны. В результате Ту-95 превзошел 3М по дальности, но уступил в максимальной скорости.

Прототип B-52

Прототип первого американского межконтинентального бомбардировщика, YB-52, совершил первый полет 15 апреля 1952 года. При создании этого самолета фирма Боинг использовала уже опробованные на B-47 решение: гибкое крыло, двигатели на подкрилових пилона и велосипедное шасси. Инфразвуковой бомбардировщик B-52 на долгие годы стал основным самолетом Стратегического авиационного командования США, однако при разработке считался "этапным" самолетом, поскольку считался очень уязвимым для сверхзвуковых истребителей из-за своей относительно низкой скорости. Для повышения боевой устойчивости бомбардировочной авиации американское руководство приняло решение перейти к сверхзвуковым машин. 11 ноября 1956 г. совершил первый полет прототип бомбардировщика B-58, ставший первым сверхзвуковым дальним бомбардировщиком. На этом самолете авиаконструкторы использовали некоторые "истребительные" элементы, так "жесткое" треугольное в плане крыло было пропорционально увеличенной копией крыла перехватчика F-102, для управления использовалась непривычная для тяжелых самолетов "истребительная" ручка. Скорость самолета составила 2100 км / ч, а дальность 7000 км, что было недостаточно для межконтинентального бомбардировщика, поэтому с середины 50-х годов в США разрабатывался амбициозный проект межконтинентального сверхзвукового бомбардировщика B-70 "Валькирия".

Первый сверхзвуковой бомбардировщик B-58.

Он должен был полностью изменить дозвуковые бомбардировщики B-52 в Стратегическом авиационном командовании. Однако эффектная демонстрация возможностей советских ЗРК по борьбе с высотными скоростными целями в мае 1960 года подтвердили опасения руководства США в уязвимости как дозвуковых, так и перспективных сверхзвуковых бомбардировщиков. В результате программа создания бомбардировщика B-70 как системы оружия была закрыта. В начале 60-х разработки пытались восстановить, но успешные испытания межконтинентальных баллистических ракет США и дороговизна самолета окончательно похоронили проект.

В Советском Союзе после прихода к власти Никиты Хрущева, верующего во всемогущество ракетного оружия, работы над межконтинентальными бомбардировщиками были остановлены.

Ту-22 заходит на посадку

Но из-за отсутствия в СССР авианосцев перед авиацией стояла задача поиска и уничтожения авианосных ударных группировок ВМС США, для решения которой создавались средние бомбардировщики-ракетоносцы. 7 сентября 1959 года совершил первый полет прототип советского сверхзвукового дальнего бомбардировщика Ту-22. Он имел предложенную Туполева оригинальную компоновку нигде больше не применялась. Самолет нес чистое сверхзвуковое крыло и двигатели, размещенные по бокам вертикального оперения. Дальнейшим развитием концепции "протиавианосного" самолета стал сверхзвуковой самолет ОКБ Сухого Т-4. Отчасти это была советская ответ на "Валькирию", но на падеж от последней Т-4 не имел межконтинентальной дальности. Преимущественно вследствие "политических" проблем в середине 70-х программа Т-4 была закрыта.


2.2. Маловысотных сверхзвуковые бомбардировщики

Пара FB-111

В начале 60х годов руководство США пришло к выводу, что вследствие повышения эффективности советской ПВО, особенно с принятием на вооружение высотного комплекса С-75, стратегические бомбардировщики, летящие на большой высоте, не смогут прорваться к своим целям. С целью увеличения вероятности прорыва надо сократить до минимума дальность обнаружения бомбардировщиков. Для решения этой задачи предлагалось снизить высоту прорыва ПВО противника с десятков тысяч до сотен метров. Все бомбардировщики, стоявшие в тот момент на вооружении САК США подверглись попыткам модернизации с целью придать им возможность маловысотных полета, но несмотря на расходы ни B-52, ни B-58 не стали полноценными маловысотных машинами. Как временная мера на вооружение САК был принят бомбардировщик FB-111 - модификация тактического ударного самолета F-111, совершивший первый полет 21 декабря 1964. Последний изначально разрабатывался как многоцелевой истребитель ВВС и ВМС США, однако из-за чрезмерной массой от палубного варианта отказались, а сухопутный, несмотря на обозначение, был ориентирован на выполнение ударных задач. К концу 50-х вследствие оптимизации аэродинамики самолетов для возросших скоростей полета резко ухудшились их взлетно-посадочные характеристики. Если для стратегических бомбардировщиков, действующих из добрых и подготовленных ВПП, это было не очень актуально, то для фронтовых самолетов превратилось в серьезную проблему. В задании на разработку F-111 нужно было обеспечить ему хорошие ЗБХ, а также возможность преодоления ПВО противника на малой высоте. Для решения этих задач американские конструкторы впервые в мире применили крыло переменной стреловидности. FB-111 отличался от первоначального варианта удлиненным фюзеляжем и увеличенной площадью крыла. Но в 1969 г. руководство США приняло решение строить новый полноценный стратегический бомбардировщик, поскольку дальность FB-111 составляла лишь 7000 км.

Су-24 с выпущенными шасси.

Советский аналог F-111 - фронтовой бомбардировщик Су-24 совершил первый полет 17 января 1970 г. В результате подобных требований самолеты имеют одинаковую компоновку, однако на Су-24 основная силовая балка, к которой крепятся поворотные консоли крыла, была изготовлена ​​из титана, что значительно улучшило прочнистни характеристики самолета. К тому же Су-24 оптимизирован для маловысотных полета, поэтому в отличие от F-111 не имеет регулируемых воздухозаборников и внутреннего бомбоотсеке. В результате Су-24 уступает F-111 в скорости на большой высоте, но имеет более простую конструкцию и способен лететь на малой высоте с большой скоростью благодаря большим возможным перегрузкам.

В отличие от США советское руководство не стало снижать высотность бомбардировщиков, стоявших на вооружении, а сосредоточило усилия на разработке новых многорежимных самолетов. 30 августа 1969 г. совершил первый полет советский многорежимный дальний бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Ту-22М. Первоначально этот самолет разрабатывался ОКБ Туполева в инициативном порядке как глубокая модернизация в целом неудачного самолета Ту-22, но в итоге новый самолет практически не имел ничего с ним общего. Ту-22М обладает большим бомбовой нагрузкой в ​​24000 кг, сравнимым только с бомбовой нагрузкой B-52.

B-1B над Тихим океаном

Американское руководство инициировало разработку нового многорежимной бомбардировщика для замены B-52 только в 1969 году. Бомбардировщик B-1A совершил первый полет 23 декабря 1974 г. в Палмдейле (США). Самолет был низкоплан с крылом изменяемой геометрии и плавным сочленением крыла и фюзеляжа. Но в 1977 году после цикла летных испытаний программа была остановлена: успехи в создании крылатых ракет, а также успешные исследовательские работы в области малозаметности (технологии Стелс), в очередной раз поставили под сомнение необходимость маловысотных самолетов прорыва ПВО. Разработка многорежимной бомбардировщика была восстановлена ​​только в 1981 году, но уже как промежуточный самолет, до поступления на вооружение малозаметного стратегического бомбардировщика. Первый полет обновленный B-1B сделал 18 октября 1984 года, а серийные машины поступили на вооружение только в 1986, таким образом B-1 стал самым "исследованным" самолетом, установив своеобразный рекорд: с момента начала проектирования в 1970 и до вступления на вооружение прошло 16 лет.

Ту-160

В 1970 году советское руководство в ответ на разработку бомбардировщика B-1 объявило о начале работ над новым стратегическим бомбардировщиком. Из представленных на конкурс проектов наибольший интерес представлял Т-4мс ОКБ Сухого. Конструктор предлагал сделать его по схеме "летающее крыло", с поворотными консолями крыла и относительно небольшим вертикальным оперением. Благодаря такой схеме самолет должен был иметь скорость в три раза выше скорости звука, большой внутренний объем для топлива и вооружений и маленькую ЭПР (эффективную площадь рассеяния). Но из-за перегруженности ОКБ Сухого заказами все наработки по проекту постановили передать ОКБ Туполева. Туполев не стал использовать переданные материалы, а значительно переработал свой проект в соответствии с рекомендациями ЦАГИ. Новый стратегический бомбардировщик Ту-160 совершил первый полет 18 декабря 1981. Он во многом похож на американский самолет B-1B, что говорит о одинаковые подходы к проектированию самолетов с похожими задачами. По первоначальным планам Ту-160 должен был стать массовой машиной - планировалось построить более 100 единиц.


2.3. Малозаметные бомбардировщики

F-117 над пустыней Невада

Совершенствование советских систем ПВО заставило руководство США искать новые способы повышения выживаемости самолетов в бою. Наиболее перспективным казался метод связан со снижением их заметности. Первым малозаметным бомбардировщиком стал первый полет 18 июня 1981, что совершил самолет F-117. При его разработке основным требованием было снижение всех демаскирующих факторов самолета отражение радиолокации, излучения инфракрасных и звуковых волн, визуальной заметности. Для снижения заметности радиолокации самолет получил рубленые формы, плохо сказались на аэродинамике F-117.

B-2 в полете

17 июля 1989 года первый полет совершил стратегический малозаметный бомбардировщик B-2, созданный по программе "Advanced Technology Bomber" (ATB). Самолет построен по аэродинамической схеме "летающее крыло", которая позволяет добиться почти идеального равномерного рассеивания волн радиолокации. Согласно первоначальным планам B-2 должен был осуществлять прорыв систем ПВО на больших и средних высотах, однако вступление на вооружение СССР новых ЗРК С-300, заставило изменить требования. Разработчикам пришлось изменить конструкцию самолета для достижения длительного полета на малой высоте, что привело к удорожанию программы. В результате стоимость одного самолета стала составлять более 2 млрд долларов. САК США планировало купить B-2 в количестве 133 единиц, сделав его основным ударным самолетом.


3. Современность

3.1. Стратегическая авиация

После окончания Холодной войны большинство дорогостоящих программ по созданию стратегических бомбардировщиков были свернуты.

Всего до распада Советского Союза было построено 35 самолетов Ту-160, большая часть которых базировалась на территории Украины в Прилуках. В начале 1992 года серийное производство бомбардировщиков было остановлено, однако уже с середины 1992 года было возобновлено мелкосерийное производство самолетов Ту-160 для ВВС России. По состоянию на конец 2007 года в России было 16 машин данного типа, 8 из них были переданы Украиной России в счет долгов за поставки энергоносителей. Все самолеты, которые остались в Украине были впоследствии уничтожены (один передан в музей авиации). На вооружении стратегической авиации России также находятся 64 стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и 158 дальних бомбардировщиков Ту-22М.

В конце 2007 года ВВС России сформулировали требования к новому бомбардировщика дальней авиации (проект ПАК ДА). Самолет будет создаваться на базе Ту-160 с использованием технологии "стелс". Первый полет нового самолета запланирован на 2015 год.

В 1990 году Министерство обороны США разработало новую программу создания новейших образцов военной техники, которая предусматривала строительство ограниченного числа экземпляров техники (например, для формирования одной эскадрильи). В результате производство B-2 после постройки 21 самолета было прекращено. На март 2008 года в ВВС США находились: 20 малозаметных бомбардировщиков B-2A, 67 сверхзвуковых бомбардировщиков B-1B и 90 дозвуковых B-52H [1].

25 января 2008 г. компании " Боинг" и "Локхид" объявили о начале исследований в рамках проекта нового стратегического бомбардировщика B-3 для замены B-52. Самолет должен будет построен по технологии "стелс" и иметь сверхзвуковую скорость полета. Официальные требования ВВС США к новому самолету должны быть сформированы в 2009 г. Новый стратегический бомбардировщик должен поступить на вооружение в 2018 г.

Стратегической авиацией обладают также Китай, на вооружении которого находятся 120 дальних бомбардировщиков H-6 (Ту-16), и Франция, в которой стратегические задачи решают 64 истребителя-бомбардировщика Мираж 2000N.


3.2. Тактическая авиация

4. Классификация бомбардировщиков

  • Тактический (фронтовой) бомбардировщик - бомбардировщик, обладает меньшим радиусом действия, предназначенный для нанесения ударов в оперативном тылу противника. В настоящее время [ Когда? ] любой боевой самолет, способный применять бомбовое и ракетное вооружение, и не спроектирован изначально как стратегический бомбардировщик, можно отнести к этой категории. Специализированными тактическими (фронтовыми) бомбардировщиками являются российские Су-24 и Су-34.
  • Штурмовик (самолет непосредственной поддержки) - самолет, специально спроектированный для непосредственной поддержки войск на поле боя. Основными целями штурмовика есть танки, колонны снабжения, скопления войск. Как правило, штурмовики должны бронирования, что позволяет им дольше находится в зоне поражения зенитной артиллерии. Например Ил-2, Су-25, A-10.
  • Пикирующий бомбардировщик (истор.) - бомбардировщик, способный наносить удары свободнопадающих бомб с крутого пикирования. В эпоху отсутствия корректируемых авиабомб и управляемых ракет такая тактика бомбометания позволяла поражать малоразмерные цели (танки, корабли, мосты) с высокой точностью. Например Ju-87, Пе-2.
  • Истребитель-бомбардировщик - боевой самолет, способный после удара по наземной цели вести воздушный бой. К истребителей-бомбардировщиков относятся: P-47, Су-7, F-105. В настоящее время [ Когда? ] практически вытеснен многоцелевыми истребителями, которые в состоянии одинаково успешно вести воздушный бой и поражать различные наземные цели. На вооружении многоцелевых истребителей находятся ракеты "воздух-воздух" и "воздух-земля", ракеты противорадиолокационных, корректируемые и свободнопадающие бомбы, неуправляемые ракеты. Некоторые многоцелевые истребители являются носителями ядерного оружия (Mirage 2000N). Многоцелевыми истребителями можно назвать: Су-30, F-15E, F/A-18.

5. Особенности конструкции

К особенностям конструкции бомбардировщика относятся: наличие в фюзеляже больших отсеков, в которых размещается вооружение, большой объем баков для размещения топлива, масса которого может доходить до 40-60% взлетной массы самолета; значительные по размерам герметичные кабины экипажа, состоящего из 4-10 человек ( пилотов, штурмана, операторов, стрелков, бортинженера). Для изготовления бомбардировщика могут применяться радиопоглощающие материалы для снижения заметности радиолокации. Для увеличения радиуса действия и массы полезного груза бомбардировщики могут быть оснащены системой дозаправки в воздухе. Как правило имеют многомоторные силовые установки. Для планера современного бомбардировщика как правило характерна высокая аэродинамическое качество, необходимое для достижения большой дальности и скорости полета.


6. Обозначение

В большинстве стран для обозначения бомбардировщиков применяются те же правила, что и для других военных самолетов. Так в Великобритании используют собственное имя и номер модификации, например, "Виктор". В России: код ОКБ, номер и буквенный код модификации, например, Ту-95МС. В отдельных случаях для обозначения бомбардировочной модификации самолета используют букву "Б" в буквенном коде модификации, например, МиГ-23Б.

В США, как правило, бомбардировщики обозначаются буквой "B", например, B-52, FB-111. Для бомбардировщиков, предназначенных для непосредственной поддержки войск, часто применяется буква "A", например, A-20, A-26.


7. Сноски

Литература

  • Боевая техника и оружие. 1939-1945. Коллектив авторов. - М.: Воениздат, 2001.
  • М. В. Зефиров Асы второй мировой войны. Британская империя. - М.: Изд. "Аст", 2004.
  • Ильин В. Е., Левин М. А. Бомбардировщики.-М.: Виктория, АСТ, 1996.
  • Украинская советская энциклопедия. В 12-ти томах. / Под ред. М. Бажана. - 2-е изд. - М., 1974-1985.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам