Надо Знать

добавить знаний



Босфор



План:


Введение

041.119 0029 .075 Координаты : 41 07ь10 "с. ш. 29 04ь31 "вост. д. / 41.119444 с. ш. 29.075278 в. д. (G) 41.119444 , 29.075278

Босфорский пролив, вид из космоса
Карта Турции. Пролив Босфор в верхнем левом углу карты.

Пролив Босфор ( тур. İstanbul Boğazı, дав.-гр. Βόσπορος , Отсюда устарел. название - Боспор Фракийский) - пролив длиной 30 км в Турции, соединяющей Черное и Мраморное моря, отделяя азиатскую часть Турции ( Анатолию) от ее европейской части - Фракии. Побережье пролива весьма плотно заселены, на его берегу находится Стамбул с населением 11 млн человек.

Самая залив называется Золотой Рог.

Длина пролива - около 30 км.

Босфор узкая межконтинентальная протока [1] : самая ширина 3700 м (на севере), наименьшая - 700 м (между Кандилли и Ашийн). Глубина фарватера изменяется от 36 до 124 м.

Вместе с проливом Дарданеллы, Босфор образует один из важнейших морских транспортных путей, соединяющий акваторию Черного моря с Средиземным.

Через пролив построено 2 моста: Первый Босфорский мост и Мост Султана Мехмета. Сейчас строится железнодорожный тоннель Мармарай 13.7 км длиной, из них 1400 м под проливом на глубине 55 м, проект должен быть завершен в 2012 году.


1. Образование Босфора

Конечно причина образования Босфора остается спорной между геологами. Тысячи лет Черное море отделено от Эгейского моря. Одна из последних теорий (опубликована в 1997 году Уильямом Райаном и Уолтером Питтман с Колумбийского университета) утверждает, что Босфор был образован около 5600 лет до Р.Х., когда рост уровня воды Средиземного / Мраморного моря разрушило дамбу до Черного моря, в то время (согласно теории) было пресным озером, расположенным ниже уровня океана.

Существует утверждение, что прорыв дамбы привел к затоплению сельскохозяйственных угодий. Что в свою очередь привело к написанию Эпоса о Гильгамеше, а также 6-9 главы Книги Бытия. Но есть также свидетельства о движении воды от Черного до Мраморного 7000 или 8000 годах до Р.Х.


2. Стратегическое значение

Стамбул и Босфор

С древности Босфор имеет стратегическое значение. Древнегреческий город-государство Афины, зависящее от завоза зерна из Скифии, поддерживало дружеские отношения с Мегара, которая имела колонию Византий на берегах пролива.

Стратегическое значение пролива - один из главных факторов в решении римского императора Константина Великого о переносе столицы Римской империи на Босфор. Город позже стал столицей Восточной Римской империи. После завоевания города Османской империей 29 мая 1453, турки перенесли в Константинополь свою столицу.

Стратегическое значение Босфора неизменное и в новейшую эпоху. Это подтверждается ходом Русско-турецкой войны 1877-1878, а также нападение на войска Антанты в 1915 в Дарданеллах.

После Первой мировой войны в 1920 году был подписан Севрский договор, который предусматривал демилитаризацию пролива и земель вокруг него, под контролем Лиги Наций. Статус проливов был изменен в соответствии с Лозаннского договора в 1923. По этому договору пролива возвращались Турции, но иностранные военные и коммерческие суда имели свободный проход проливами. Но и от этих условий Турция отказалась и ремилитаризувала пролива. Официально это состояние было закреплено Конвенции Монтре о статусе проливов. Эта конвенция действует до сих пор, предполагает даже в военное время свободный проход коммерческих судов и ограничен проход военных судов нечерноморских стран.

Во времена Второй Мировой войны Турция оставалась нейтральной, до февраля 1945 и Дарданеллы были закрыты для воюющих государств. Во время войны Сталин открыто требовал концессии советских военных баз, даже без вступления Турции в войну. Этот инцидент, а также требование Сталина реституции турецких провинций Карс, Артвин, Ардаган Советскому Союзу (которые были утрачены Турцией в 1877-1878 годах, но возвращены по Карским договором в 1921). Сама эти события подтолкнули отказаться от нейтралитета и вступления в НАТО.


См.. также

Источники

  1. Кравчук П. А. Рекорды природы. - Любешова: Эрудит, 1993, 216 с.: Ил. ISBN 5-7707-2044-1


Турция Это незавершенная статья географии Турции.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


п о р Геостратегические точки мирового океана
Морские пролива
Другие
Каналы
Балтийский Гета-канал Кильский Коринфский Нордзе-канал Панамский Суэцкий | Проекты: Никарагуанский Тайский
Мысы
Острова


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам