Брера

Брера ( итал. Pinacoteca di Brera ) - пинакотека, т.е. картинная галерея в Милане (Италия). Здесь находится ценная сборник произведений европейских художников ( Рафаэля, Пьетро да Кортона, Джованни Беллини, Веронезе, Тинторетто, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка и других).

Брера основана в конце 18 века в дворце, построенном в 17 веке. Открыта для широкого обзора 1809.


1. Милан и художники

Столицу Ломбардии трудно удивить актерами, певцами или художниками. Ведь именно здесь работали Леонардо да Винчи, Арчимбольдо, Витторе Гисланди и др.. Театр Ла Скала имеет всемирную славу. Немного меньшую славу имеет галерея Брера.

2. История возникновения

Джованни Беллини, Мадонна с греческой надписью.

Как известно, Ломбардию и Венецию захватили войска Наполеона. Среди новых учреждений возникают и большие сборники картин. Обусловлено это еще и тем, что французские власти в Северной Италии закрыла много церквей и монастырей. Католическая церковь Италии веками была заказчиком художественных произведений, а некоторые художники были монахами монастырей. Именно в монастырях и церквях и содержалась наибольшее количество художественных произведений. Второе место занимали дворцы князей светских или церковных.

Власть французов создала комиссию, которую возглавил художник Андреа Аппиани (1754-1817). Комиссия месяцы просматривала имущество закрытых церквей и монастырей и забирала ценное.

Местность возле Милана с названием Брера известна с средневековья. В 17 веке здесь строят величественный дворец в стиле барокко (архитектор Франческо Марио Рикини). Именно в этот дворец и повезут художественные сокровища из закрытых церковных учреждений.

Итальянцев знают в мире как создателей картин масляными красками. Это так. Но большинство мастеров Италии - фрескисты и занимались стенописью в церквях и монастырях. Если картины продавали за границы веками, то фрескам Италии повезло больше. Почти все они остались на родине. Фрески итальянских художников до сих пор редкость в музеях по-за пределами Италии.

Комиссия Аппиани это хорошо знала и снимали со стен закрытых церквей и фрески. Их тоже свезли во дворец Брера. Так возникла эта уникальная коллекция.


3. Открытие галереи Брера

Художник Мантенья, алтарь св. Луки, 1453; темпера на холсте, галерея Брера

Чтобы где-то разместить фрески из закрытых церквей и монастырей, перестроили соседнюю церковь Санта Мария ди Брера еще в наполеоновскую сутки. Картины разместили во дворце на втором этаже. А первый этаж заняла Миланская Академия художеств. Отделением Академии сначала и была галерея Брера. Полную самостоятельность галерея Брера получила только в 1882 году, но осталась в тех же дворцовых залах.

Торжественное открытие галереи состоялось 15 августа 1809 года.

Наполеоновские войны ушли в прошлое, а галерея Брера осталась для Италии и мира.


4. Отделы галереи Брера

  • Фрески Ломбардии 15-16 веков.
  • Живопись Венеции и области Венето 15-16 веков.
  • Ломбардский живопись 15-17 веков.
  • Региональные художественные центры Италии 15-16 веков.
  • Живопись Италии 17 века.
  • Живопись мастеров других стран 17 века.
  • Живопись Италии 18 века.
  • Живопись Италии 19 века.

5. Самые ценные фрески Ломбардии

Среди древнейших - фрески 14 века из часовни Мокироло, редкий образец фресок Ломбардии даже в галерее Брера. Их завещали галереи в 1950 году, то есть процесс пополнение галереи продолжается.

Мастер из Брешии Винченцо Фоппа - автор фрески "Пытки Св.Себастьяна" 15 ст. Кроме него здесь фрески художников Бергоньоне, Гауденцио Феррари, Брамантино, ученика Леонардо да Винчи - Бернардино Луини ("Мадонна в беседке с розами"). Перенесли в Брера и фрески Луини с виллы Пеллуки на светские сюжеты.

Даже гениальный архитектор Донато Браманте представлен фреской ("Философы Гераклит и Демокрит "). Когда-то эту фреску (вместе с другими) сняли со стен частного на то время дома. С 1901 года они в галерее Брера.

  • Бернардино Луини. Мадонна в беседке с розами

  • Худ. Брамантино. Голгофа

  • Бернардино Луини.Фреска из церкви, 1518


6. Брера и Леонардо да Винчи

Беатриче д'Эсте (?)

Леонардо да Винчи как художник оставил после себя слишком мало картин. Музейные сборки, имеют произведения Леонардо, можно пересчитать на пальцах рук. Сборки расположены в Польше, Франции, Великобритании, России. В 20 веке к ним присоединились США. Рукописи Леонардо приобрели Билл Гейц и музей Хаммера.

Имеет своего Леонардо и галерея Брера. Это утренний портрет женщины в профиль. Исследователи считают, что это рано умерла Беатриче д'Эсте. В Милане можно посмотреть еще на один всемирно известное произведение Леонардо - фреску в трапезной церкви Санта Мария делле Грацие. Фреска "Тайная вечеря" в церкви затмила своей славой портретную работу в Брера.


7. Живопись Венеции и области Венето

  • Дж.Беллини, Пьета, ок. 1465, Галерея Брера, Милан

  • (1548) Тинторетто.Виднайдення праха св Марка в Александрии (Чудо Св.Марка)

  • Эваристом Баскенис, Музыкальные инструменты, книги и фрукты

Здесь что ни имя, то страница из энциклопедии искусства Западной Европы: Витторе Кривелли, Чима да Конельяно, Джентиле Беллини ... И одной работы этих мастеров хватило бы, чтобы украсить какую музейное собрание.

Работ Джованни Беллини три, две шедевры - это "Мадонна с греческой надписью", "Оплакивание Христа" (Пьета).

Брера имеет картины Андреа Мантеньи, Лоренцо Лотто, Париса Бордон. Гении Венеции представлены тоже - Тициан Вечелли, Якопо Тинторетто, Паоло Веронезе. О каждом существует библиотека на многих языках мира.


  • Лоренцо Лотто. Портрет старого сеньора.

  • Лоренцо Лотто. Лаура Пола.

  • Лоренцо Лотто, портрет юноши с книгой.

Среди ранних работ Рафаэля Санти - "Обручение Девы Марии". Для нее сделали исключение и экспонируют в маленьком зале-часовне отдельно от всех.

Произведения художников области Венето менее интересны, и среди них нет отсутствующих: Джованни Джироламо Савольдо, Моретти, Морони и другие. Джованни Морони из тех мастеров, которых уважают отдельно. И есть за что. Достаточно привыкло видеть на портретах дожа в бархатных одеждах или правителя в дорогой парике. А - ремесленника? Да еще и на отдельном портрете?

Морони одинаково важно относился ко всем заказчикам, несмотря на место человека в общественной иерархии. Он из тех, кто ценит человеческую достоинство и у каждого ее носителя. Поэтому столько уважения вызывает на известных на портрете портного кисти Морони, и не в Брера, а в Лондоне. Произведения Морони давно ценят во всем мире.


8. Региональные художественные центры Италии 15-16 веков

Худ. Марко Пальмеццано, алтарь "Святая собеседование", 1493

Мастера этих центров не всем нравятся. Они разные по мастерству, мировоззрением, способностями. Но имеют и свои неоспоримые преимущества. О каждом из художественных центров написаны книги-монографии (Феррара, Романья, Эмилия, Форли). Мастерам провинциальных центров Италии следует поблагодарить за творчество, потому что их картины способствовали развитию гения Караваджо, уроженца этих мест.

  • Худ. Винченцо Фоппа. Стигматы Св. Франциска Ассизского

  • Худ. Стефано да Верона.Поклониння волхвов, 1435 год.

  • Худ.Франческо Косса. Апостол Петр.


9. Портреты в галерее

  • Альтобелли Мелони, Альда Гамбара

  • Худ. Рафаэль Менгс. Певец Доменико Аннибале

  • Андреа Аппиани, портрет Уго Фосколо, 1802 г.


10. Искусство Италии 17 века

Имеет галерея и свои маленькие недостатки. Здесь относительно мало произведений 17 века в Италии - по сравнению со сборниками Рима, Лондона, Парижа, даже Петербурга.

Гений Микеланджело Караваджо представлен полотном "Христос в Эммаусе". Немало произведений его последователей - караваджистов: Джованни Караччоло, Бернардо Кавалини, Орацио Джентилески. Искусство Матиа Прети представляют большие по размерам религиозные композиции. Беспокойный и печальный гений Олессандро Маньяско отразился в больших пейзажах. Его произведения - соседи картин иностранных мастеров.

Римскую школу барокко представляют произведения художника Пьетро да Кортона ("Мадонна с младенцем и святыми").

  • Караваджо. Христос в Эммаусе

  • Матиа Прети, Христос благословляет сыновей женщины

  • Пьетро да Кортона. Мадонна с младенцем и святыми


11. Живопись мастеров других стран 17 века

Эль Греко. Святой Франциска Ассизского

Италия веками была месту учебы или посещения художников мира. Некоторые из них годами жили в стране, имели заказчиков, оставили здесь свои картины (голландец Питер Брейгель Старший, немец Адам Ельсгаймер, испанец Диего Веласкес, фламандцы Матиас Стомер, Антонис ван Дейк, голландцы Хонтхорст, Тербрюгген, Мабюз, французы Пуссен, Клод Лоррен, англичане, русские, немец Рафаэль Менгс. ) Некоторые из них стали настоящими итальянцами, женились на итальянку и создали здесь семью и дом ( Хосе де Рибера, Николя Пуссен, Ванвителли).

Годы жил и работал в Италии Питер Пауль Рубенс, выдающийся представитель барокко в Западной Европе.

Наибольшую картину Рубенса Брера получила путем обменов с Лувром еще в наполеоновские годы. Это "Тайная вечеря". Почти своим стал портретист Антонис Ван Дейк для магнатов Генуи. Ему охотно заказывали портреты и в Риме.

Имеет Брера и своего Рембрандта ("Портрет сестры художника").

Всемирно известный ныне Эль Греко представлен монохромным "Святым Франциском из Ассизи". Многоцветные произведения Эль Греко лучше посмотреть в Риме во дворце Барберини.


12. Живопись Италии 18 века

Именно здесь можно увидеть произведения Андреа Аппиани, много сделавший для формирования коллекций Брера и спасения самих произведений.

Среди выдающихся произведений этого периода работы Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770). Мастер имел как заказчиков своих, так и иностранных (из Германии, России, Испании, он долго работал в Мадриде, где и умер). Полотна Тьеполо имели большую художественную ценность еще при жизни, потому дорого стоили. Российские заказчики Тьеполо - царский двор.

К произведениям Тьеполо, имеет галерея Брера, принадлежит большая по размерам композиция "Мадонна с младенцем и монахами заказчиками". На этот раз заказчиком был монастырь кармелитов. Произведения Тьеполо разошлись по всему миру-от США ("Царица Зенобия обращается к своим воинов", Вашингтон) до усадьбы Архангельское, что в России у Москвы.

Если Тьеполо работал быстро и оставил много сочинений, то художник Пьяцетту работал медленно и его картины в музеях редкость. Галерея Брера имеет такую ​​редкость. Это полотно на библейский сюжет "Ревекка у колодца". Среди других работ внимания заслуживают картины венецианцев Антонио Каналетто и Франческо Гварди.


13. Искусство Италии 19 века

С восемнадцатого века Италия теряет художественную инициативу в Западной Европе. Эта честь постепенно переходит к художников Франции, а Париж надолго становится городом паломничества художников мира, как недавно Рим. Если хидожникив Франции 19 века (хотя бы двух-трех) знает каждый, даже далекий от искусства житель, то итальянца - художника 19 века знают только специалисты. В зале произведения тех, кто имеет лишь местное значение.

  • Джованни Фаттори. Повстанцы

  • Худ. Сильвестро Лега.Час после обеда, 1860 г.

  • Франческо Хейз, Поцелуй, 1859 г.


14. Галерея


Источники