Надо Знать

добавить знаний



Брестская уния



План:


Введение

Памятная марка, выпущенная к 350-летию Брестской унии украинский Комитетом Помощи Увигцям в Италии.

Брестская уния ( пол. Unia brzeska , англ. Union of Brześć , бел. Берасьцейская уния , рус. Брестская уния ) - Решение Киевской митрополии Русской православной церкви на территории Речи Посполитой разорвать отношения с Константинопольским патриархатом и объединиться с Апостольской Столицей в 1596 г. в условиях подчиненности православных Папе Римскому, признания основных католических догм и сохранение православной обрядности. Унию (от лат. unio - Союз) формально и официально провозглашена на церковном соборе в Бресте 1596 года.


1. Ранние попытки на осуществление церковной Унии

"Берестейская уния", Виннипег (витражист: Лео Мол)

Потребность Унии возникла после раскола христиан в 1054 г. на западную католическую и восточную православную церковь. Между византийской и латинской Церковь первого Унию заключен на соборе в Лионе ( 1274), вторую - на Флорентийском соборе ( 1439), однако ни одна, ни вторая не довели до полного единства христиан. Было несколько попыток объединения русской (украинской-белорусской) Церкви с римской: на Лионском И соборе (1245) участвовал архиепископ Петр, высланный правдоподобно князем Михаил II или галицким Даниилом I, чтобы получить от Запада через папу Иннокентия IV помощи против татар. Вследствие разговоров Даниила и Василька с папским легатом Плано де Карпини дошло до Унии Данила с Римом (1253) и предоставление Даниилу королевской короны - но эта уния продержалась недолго: Даниил не получил помощи и под давлением татар порвал с Римом. 1439 заключен унию на Флорентийском соборе: киевский митрополит Исидор подписал унию от имени Киевской митрополии, и из-за враждебного отношения Москвы и польской иерархии покинул киевскую митрополию и вернулся в Рим, хотя местные князья в Украине и Беларуси Олелько Владимирович и Юрий Лингвенович Смоленский были благосклонны митрополит Исидор.


2. Предпосылки Брестской унии

Ватикан, который издавна стремился распространить свое влияние на восточнославянские народы и активно поддерживал политику польских феодалов по Украина и Беларуси, дал почин Союза. В подготовке унии немалую роль играли и иезуиты, которых в 60-х годах 16 века для борьбы с протестантами позвали в Польшу польские католические епископы. Саму идею унии поддерживала еще и верхушка украинского духовенства и светских феодалов, стремившихся добиться одинакового политического положения с польскими магнатами, укрепить свою позицию в борьбе против антифеодальных народных движений.

Непосредственными поводами к унии были:

  • идея объединения христиан после раскола в 1054 г. на православную и католическую в единую церковь;
  • по мнению украинских епископов, должна решить проблему полонизации и окатоличивания православных, они получили бы равноправие в Речи Посполитой с католиками;
  • теснее связать Украину и Беларусь с Польшей и нейтрализовать влияние Москвы;
  • недовольство русских православных епископов тем, что в церковные дела все больше вмешивалось мещанство, организованное в братства;
  • желание епископов освободиться от подчинения восточному патриархам, которые поддерживали братства;
  • попытки верхушки русского православного духовенства добиться равенства с католическими епископами, которые заседали в сенате и титуловались "князья церкви" - и зависели только от Папы и отчасти от короля.

3. Подготовка к Брестской унии

Проповедь Жалобы. Картина Яна Матейко

В 1590 году часть православных епископов вступила в тайные переговоры с польским королем Сигизмунд III, выразив желание присоединиться к католической церкви. В 1595 году епископы Луцкий Кирилл Терлецкий и Владимирский Ипатий Потий после издания королем универсала, в котором он извещал о переходе православных епископов к унии, отправились в Рим, представили 33 статьи Унии, скомпонованных на основании условий Флорентийской Унии, 23 декабря 1595 в Риме. Праздничное провозглашения самой унии планировалось в октябре 1596 в Бресте.

Уже 9 октября 1596 года король Сигизмунд III Ваза и киевский митрополит Михаил Рогоза по поручению Папы Климентия VIII созвали в Бресте в церкви святого Николая церковный собор для официального провозглашения унии. Однако собор сразу раскололся на два отдельных собора - православный и униатский. Брестская уния была заключена 15 декабря 1596г.

Главными деятелями Брестской унии были: Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий. От Унии под давлением князя Константина Острожского отступили епископы Гедеон Балабан (львовский) и М. Копыстенский (перемиский). Они под руководством протосинкела Никифора отбыли отдельный синод в Бресте. Рукоположение православной иерархии иерусалимским патриархом Феофаном 16 октября 1620 создало две митрополии, католическую и православную, - и обострило борьбу, кульминационным пунктом которого было убийство архиепископа полоцкого Иосафата Кунцевича.

На Закарпатье т. н. Ужгородская Уния заключили в 1646 сначала 63 священники, а в 1652 приняло ее все западное Закарпатье. Перемышльский епархия приняла Унию в 1692, Львовская - в 1700, Луцка - в 1702, Львовская Ставропигия - только в 1708. В 1716 - 21 годах перешло на унию и Мармарощина.


4. Сопротивление унии

С самого начала часть православного духовенства отвергла унию. Униаты же - провозгласив унию, признали власть римского папы, приняли основные догматы католической церкви, сохранив, православные обряды и богослужение на церковнославянском языке. Униатским епископам обещали сенаторские звания (это обещание осталось невыполненным), униатское духовенство, как и католическое, освобождалось от налогов, униатская шляхта получила право занимать государственные должности наравне с католической шляхтой, а униаты-горожане сравнялись в правах с католическим мещанством. Дополнительно правительство Речи Посполитой считал унию обязательной для всех православных на территории Речи Посполитой, с тем, что православная религия оказалась вне закона.


5. Реакция на унию

Против унии протестовала также значительная часть православной шляхты, некоторые магнаты ( князь Константин Острожский), хотя изначально ее поддерживал и был ее вдохновителем, часть духовенства (в частности, Киево-Печерский архимандрит Никифор Тур, его преемник Елисей Плетенецкий и другие). Был издан ряд полемических антиуниатских произведений. Особое место среди них занимали произведения славного украинского писателя Ивана Вышенского.

1620 года, при содействии гетмана Петра Сагайдачного, иерусалимским патриархом Феофаном было восстановлено высшую иерархию православной Киевской митрополии и посвящен Митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси Иова Борецкого.

Вследствие сопротивления украинского и белорусского народов правительство Речи Посполитой в начале 1630-х годов вынужден был издать "Статьи для успокоения русского народа", которые узаконивали легальное существование православной церкви. Однако эти "Статьи" не прекратили наступление католицизма и унии. Украинская революция 1648-1676 годов привела к полной ликвидации унии на Левобережье.


6. Попытки ликвидации Брестской унии

Монография о Львовский Собор 1946

После раздела Польши Россия начала ликвидировать Брестскую унию. Екатерина II начала борьбу, направленную на ее полное уничтожение униатской метрополии и возвращение всех верующих к Русской православной церкви. Сначала была ликвидирована униатская митрополия и все епархии, за исключением полоцкой: Николай I 1839 ликвидировал остатки Союза, на Правобережье, Волыни и Белой Руси, а Александр II - на Холмщине и Подляшье. Россия во время оккупации Галичины 1914 арестовала митрополита Андрея Шептицкого и насаждала силой православие под руководством епископа Евлогия. Такие же попытки были и во время второй мировой войны (1939-41), но они были безуспешными.

Лишь после оккупации 1944 и ареста всей иерархии Греко-католической церкви, на т. н. Соборе в Киеве 1946, при участии 214 священников и нескольких мирян, под надзором органов НКВД отменено Брестскую унию и Греко-католическую церковь подчинена московскому патриарху. Аналогичным ликвидирован Унию на Закарпатье 1949 и Пряшивщини 1950. Синод Украинской католической иерархии в Риме 2 декабря 1980 утверждал, что акт ликвидации Унии т. н. "Львовским собором" недействительный, против чего протестовал в Ватикане 22 декабря 1980 московский патриарх.


Литература


См.. также

Skifska pecktoral copy.png Древность
(- 300 по Р.Х)
Доисторическая Украина ? Палеолит ? Мезолит ? Неолит ? Трипольская культура ? Киммерийцы ? Скифы ? Сарматы ? Античные города Северного Причерноморья
Alex K Kievan Rus .. svg Раннее Средневековье
(300-1240)
Готы ? Анти ? Гунны ? Венеды ? Восточные славяне ? Хазарский каганат ? Киевская Русь ? Половцы ? Княжество Феодоро ? Херсонес
Alex K Halych-Volynia.svg Позднее Средневековье
(1240-1569)
Галицко-Волынское княжество ? Киевское княжество ? Великое княжество Литовское ? Королевство Польское ? Золотая Орда ? Крымское ханство
Herb Viyska Zaporozkogo (Alex K). Svg Казачество
(1569 - 1775)
Запорожская Сечь ? Речь Посполитая ? Хмельницкая ? Гетманщина ? Колиивщина
Alex K Kyiv Michael.svg Новое время
(1775 - 1917)
Российская империя : Малороссия ? Слобожанщина ? Новороссия ? Кубань Османская Империя : Чертомлыкская Сечь ? Олешковская Сечь ? Задунайская Сечь Австро-Венгрия : Галичина ? Буковина ? Закарпатье
Coat of Arms of UNR.svg Новейшее время
(1917 - 1991)
Революция : УНР ? Украинская Держава ? ЗУНР ? Кубанская Народная Республика ? Зеленая Украина ? КНР
СССР : СССР ? Голодомор ? Карпатская Украина ? УПА ? Революция на граните
Lesser Coat of Arms of Ukraine.svg Современность
(После 1991)
Независимая Украина ? Оранжевая революция
п ? о ? р

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам