Надо Знать

добавить знаний



Броненосец "Князь Потемкин-Таврический"



План:


Введение

Split-arrows.svg
Представляется целесообразным, чтобы эта статья была разделена на Броненосец "Князь Потемкин-Таврический" и Восстание на броненосце "Потемкин".

Возможно, она слишком велика или ее содержание не имеет логической связности и предлагается его разнести в Броненосец "Князь Потемкин-Таврический" и Восстание на броненосце "Потемкин",

но, возможно, стоит это дополнительно обсудить
Эскадренный броненосец "Пантелеймон" (бывший "Князь Потемкин Таврический"), кампания 1906

Князь Потемкин-Таврический ( рус. Князь Потемкин-Таврический ) - броненосец Черноморского флота Российской империи. Назван в честь Григория Потемкина.

Известен тем, что на нем 1905 года состоялось первое в истории Российского флота вооруженное восстание моряков.

Во времена УНР носил название "Борец за свободу", входил в Украинского военно-морского флота.


1. Строительство броненосца

7 декабря 1897 года вышел "высочайший указ" императора Николая II по морскому ведомству, согласно которому 8-й (и последний), в рамках судостроительной программы Российской империи на 1882 - 1902 гг, броненосец для Черного моря получил название "Князь Потемкин-Таврический".

15 декабря 1897 года в эллинге № 7 Николаевского адмиралтейства был установлен первый лист горизонтального возле корпуса.

Непосредственно сам "Князь Потемкин-Таврический" был заложен 28 сентября 1898 года на верфи Черноморского судостроительного завода в городе Николаев. Автором проекта и руководителем строительства был корабельный инженер севастопольского военного порта Александр Шотт.

Строился по прототипу эскадренного броненосца "Три святителя", переработанном проекта броненосцев типа "Пересвет" (схема бронирования подобна английского броненосца "Мажестик").

На броненосце впервые использовали централизованное управление артиллерийским огнем. Кроме этого, он стал первым кораблем российского флота с котлами для жидкого топлива.

Проектная водоизмещение корабля - 12480 тонн, фактическая 12900 тонн. Длина корпуса - 113,2 метров, ширина - 22,2 метров. Суммарная мощность двигателей - 10600 л.с. Скорость полного хода корабля - 16,7 узла.

25 сентября 1900 года комиссия из 5 корабельных инженеров во главе с портовым корабельным инженером Михайловым и при участии О.Шотта, портового инженера Антипенко, Г.Иванова, наблюдавший за строительством механизмов корабля и командира броненосца капитана 1 ранга М. Баля подписала акт о готовности корабля к спуску и необходимости последующей его достройки.

"Князь Потемкин-Таврический" был спущен на воду 26 сентября 1900 года. К формированию экипажа корабля приступили одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж.

12 апреля 1902 года было принято решение продолжить достройку броненосца в Севастополе.

4 мая 1902 года, новый командир броненосца капитан 1 ранга И. Тихменьов, сменивший М. Баля, получил приказ вооружить корабль для плавания.

21 июня 1902 года "Князь Потемкин-Таврический" прибыл в Севастополь. Начался новый этап достройки корабля.

В ноябре 1902 года О.Шотта был назначен в Николаеве портовым корабельным инженером и строителем нового броненосца "Евстафий". Достройку "Князя Потемкина-Таврического" продолжил корабельный инженер В. Константинов.

В начале марта 1903 года была завершена установка плит броневого пояса, после чего начали ставить плиты верхнего яруса, боевую рубку, приборы управления и сигнализации.Корабель был готов для установки артиллерии. В русско-японской войны "Потемкин" владел мощным артиллерийским вооружением среди эскадренных броненосцев российского флота.

8 октября "Князь Потемкин-Таврический" принял с берега флаг 36-го экипажа и начал кампанию, одновременно продолжая добудивни работы.

Вместе с командиром броненосца капитаном 1 ранга И.Тихменьовим в списках корабля значились 21 офицер, 69 унтер-офицеров и 568 рядовых матросов (еще 22 проходили обучение в школах минеров, комендоров и машинистов).

20 декабря 1903 года во время ходовых испытаний на корабле произошел пожар. Командиром корабля тогда был капитан 1 ранга Е.Голиков.

Практически весь 1904 год броненосец провел в ремонте.

29 апреля 1905 года "Потемкин" вышел в море и впервые провел стрельбу 305-мм орудиями главного калибра.

5 мая броненосец принял на борт приемную комиссию и вышел в море для выполнения торпедных стрельб.

В июне 1905 года он совершил свой ​​первый учебный поход в море.


2. Предпосылки восстания

В это время происходил подъемом революционного движения в России и национального сознания в Украине. На Черноморском флоте партийные и национальные украинские кружки появились еще в 1902 - 1903 гг Украина в составе Российской империи находилась под двойным гнетом - национальным и социальным, и матросы Черноморского флота, в подавляющем большинстве украинских, активно участвовали в революционном движения против царизма.

1 августа 1904 года на броненосце "Князь Потемкин-Таврический" командир корабля (он же командир 36-го флотского экипажа) капитан 1 ранга Е.Голиков лично провел осмотр личных вещей экипажа и помещений корабля в поисках запрещенной литературы.

3 ноября 1904 года в казармах Черноморской флотской дивизии произошел первый массовый выступление матросов против репрессий, которые проводил командующий флотом контр-адмирал Г.Чухнин.

4 декабря из-за некачественного питания возникли беспорядки в Лазаревских казармах, где матросы в знак протеста захватили винтовки и открыли огонь в воздух.

В мае 1905 года экипаж корабля состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров.

Согласно судового журнала "Потемкина", большинство команды составляли украинские: инженер-механик Коваленко, строевой квартирмейстер Денисенко, артиллерийский унтер-офицер Вакуленчук, старшие боцманы Дымченко и Мурзак, рулевой боцман Костенко, боцман Кузьменко, квартирмейстер Коровьянський, минный машинист Матюшенко, унтер-офицеры и матросы Кулик, Резниченко, Пархоменко, Дорошенко, Осадчий, Шевченко и т. д.

И здесь речь идет не только прохождения, но и о национальное сознание и активное ее отстаивания.

Александр Коваленко был одним из активных членов Революционной украинской партии, сторонником независимости Украины, вел агитацию на флоте. Мировоззрение Панаса Матюшенко формировался под влиянием его друга и земляка - известного писателя и ученого Гната Хоткевича; матрос был, как тогда говорили, "истинным украинским".


3. Восстание

Митинг на броненосце "Потьмкин"

27 июня (14 июня по ст. ст.) 1905 года на броненосце первое в истории русского флота вспыхнуло вооруженное восстание моряков.

Организатором и первым руководителем восстания на броненосце "Потемкин" стал уроженец Житомира артиллерийский унтер-офицер Григорий Вакуленчук. Поводом для восстания послужил приказ командира корабля о расправе с 30 матросами, отказавшимися есть борщ приготовленный из испорченного мяса.

Восстание началось с легендарной фразы, произнесенной Вакуленчуком украинском языке: "И до каких пор мы будем рабами!".

Как впоследствии метко выразился Иван Багряный, подробно изучал историю восстания и работал над романом о броненосец: "Это было восстание украинской стихии. Восстания крепостных князя Потемкина, потомков Самийла Кошки и всего украинского Запорожья".

Восстание поддержали "нижние чины" - матросы и унтер-офицеры, к которым добровольно присоединился лишь один офицер - Александр Коваленко. Моряки арестовали большинство офицеров. Несколько офицеров согласились сотрудничать с восставшими на так называемых добровольно-принудительных началах.

В самом начале восстания на "Потемкине" Григорий Вакуленчук был смертельно ранен старшим офицером (старпомом). После этого, руководителем восстания стал минный машинист (ведал носовыми торпедными аппаратами) Панас Матюшенко.

В ночь на 15 июня (по ст. ст.) "Потемкин" прибыл в Одессы с требованием дать возможность ему взять воду и уголь.

Утром 15 июня с броненосца на берег было доставлено тело Вакуленчука. В записке на груди погибшего было сказано: "Перед вами лежит тело убитого матроса Григория Вакуленчука, убил старший офицер эскадренного броненосца" Великий князь Потемкин-Таврический "за то, что он сказал, что борщ не годится. Отомстим кровопийцам! Смерть угнетателям, да здравствует свобода! ". К вечеру на набережной уже собралось до 10 тысяч человек. Начались провокации, некоторые магазины были разбиты и подожжены. Произошли беспорядки в порту. Войска открыли огонь по толпе.

Во время похорон Вакуленчука состоялись еще одно беспорядки, правительственные войска убили нескольких моряков с "Потемкина".

Восставшие приняли два обращения - "К угнетателей народа" и "К всех порабощенных народов России", что свидетельствует о национально-освободительной направленность восстания на броненосце.

Отдельно следует отметить, что восстание на "Потемкине" не имело ничего общего с большевизмом. И только позже, когда советская власть начала создавать собственную мифологию вместо истории, ЦК ВКП (б) решило вспомнить и о восставшем корабле. Созданию большевистского мифа о "красный" броненосец всего способствовал одноименный фильм С.Эйзенштейна ( 1925).

Факты же говорят о другом: восставшие матросы, прибыв в Одессу, даже не захотели говорить с посланцем Ульянова-Ленина. Так же, они не захотели говорить с представителями местных большевиков. Известно, что Ленин требовал от матросов "Потемкина" бомбардировать город, высадить десант, завязать бои. Матросы решили этого не делать и тем самым спасли город от разрушения. Корабль покинул порт Одессы и вышел в открытое море.

Восстание на "Потемкине" вызвало большой резонанс на флоте. К восставшим броненосца присоединился миноносец № 267.

Царское правительство хорошо понимал, насколько опасно "Князь Потемкин-Таврический" для ситуации на Черноморском побережье. Царь Николай II отдал приказ командующему Черноморским флотом вице-адмиралу Г.Чухнину разыскать мятежный броненосец и потопить его вместе с командой.

На подавление восстания командование Черноморского флота 16 (29) июня 1905 года послало два эскадры (5 броненосцев, 1 крейсер, 7 миноносцев).

18 июня на горизонте появилась эскадра из кораблей, посланных на подавление восстания. Но моряки эскадры отказались стрелять по "Потемкину". К ним с пламенной речью обратился Александр Коваленко: "... Мы теперь брать не только по крови, но и по духу - стоим за одно и требуем свое, и добьемся того, что нужно не только нам, но и нашим детям и внукам. Да здравствует Свобода! ". После этого броненосец "Георгий Победоносец" присоединился к "Потемкина". Остальные 4 броненосцы отошли на рейд.

Следует добавить, что восстание на "Георгия Победоносца" возглавили украинские Дорофей Кошуба и Семен Дейнега.

2 июля (19 июня по ст. ст.) 1905 года - началось восстание на учебном судне "Прут", которое возглавили украинские Адаменко, Черный, Захарченко, Бойко, Козуба, а также Петров из Казани.

Восстания на крейсере "Очаков", вспыхнувшее вскоре возглавил также украинские - кондуктор (унтер-офицер) Сергей Чеснок.

Команда "Потемкина" повела корабль, вместе с миноносцем № 267, в румынский порт Констанца, где 20 июня передала представителям иностранных консульств и прессе обращение "Ко всему цивилизованному миру" и "К всех европейских государств", в которых разъяснила цели своей борьбы. Румынские власти отказалась предоставить мятежному кораблю необходимые припасы. Броненосец совершил рейд в Феодосию, но при попытке сойти на берег по ним открыли огонь.

Израсходовав все запасы топлива и продовольствия, моряки решили показались румынским властям.

8 июля корабль пошел на Констанцу, где был интернирован правительством Румынии, а на следующий день - возвращен России.

14 июля 1905 года корабль отбуксировали в Севастополь.

После поражения восстания Панас Матюшенко и другие его участники сошли на берег в Румынии и остались там политические эмигранты. Царское правительство требовал от Румынии выдать их как уголовных преступников, но Румыния отказала. Впоследствии большинство повстанцев оставили Румынию, часть вернулась на родину. Большинство из тех, кто вернулся, были арестованы и казнены.


4. Дальнейшая судьба

После восстания броненосец был переименован в "Св. Пантелеймон".

Участвовал в Севастопольском вооруженном восстании в ноябре 1905 года. В 1910 году прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в мастерских Севастопольского порта.

2 октября 1911 сел на мель при выходе из рейда Констанцы. В 1912 году - ремонт подводной части в Севастопольском порту.

Участвовал в боевых действиях во время Первой мировой войны в составе 2-й бригады линкоров, в частности в Трапезундской наступательной операции 5 февраля - 18 апреля 1916 года.

В начале 1917 года военные действия на Черном море практически прекратились. "Пантелеймон", вместе с другими кораблями Черноморского флота, находился на своей главной базе в Севастополе.

После Февральской революции в Севастополе были созданы Черноморский украинский военный комитет, Центрофлот и Совет военных и рабочих депутатов. На броненосце, как и на большинстве кораблей флота, были образованы украинские организации. Моряки-украинской активно требовали от Центральной Рады реальных действий по украинизации Черноморского флота и созданию Украинского военного флота.

Украинский флаг на корабле был поднят осенью 1917 года, тогда же он получил название "Борец за свободу".

В начале 1918 года, ненадолго, был захвачен Красной армией.

В квітні 1918 року в Севастополі відбулось два антибільшовицьких повстання робітників портів і заводів, активно підтримане моряками флоту.

22 квітня 1918 року командувач Черноморського Флоту контр-адмірал Михайло Саблін наказом по флоту оголосив, що "всі судна, портове майно, які знаходяться у портах Криму, є власністю Української Народної Республіки. А тому наказую скрізь, де треба, підняти українські прапори".

29 квітня 1918 року на броненосець, як і на всіх кораблях та фортецях Чорноморського флоту, було піднято український прапор.

За часів гетьмана Павла Скоропадського належав до Українського військово-морського флоту.

Наприкінці 1918-го був захоплений англійцями в Севастополі. Через півроку, під час евакуації з Криму, вони підірвали механізми корабля і вивели з ладу артилерію.

29 апреля 1919 року, під час окупації більшовиками Криму, був захоплений частинами червоного Українського фронту та увійшов до складу Червоного флоту УСРР. Але вже 24 червня був відвойований військами Добровольчої армії.

15 листопада 1920 року - після остаточного встановлення радянської влади в Севастополі до ладу не приводився.

У 1923 році більшовики (на виконання директиви Леніна, що добре пам'ятав справжню історію повстання) розібрали легендарний броненосець на металобрухт.

21 ноября 1925 исключен из списков судов РККФ.

Одна из мачт броненосца используется в Крыму как основа для одного из маяков.


Источники

п ? в ? р Корабли Украинские ВМС (1917-1919)
Линкоры (новые) Naval Ensign of Ukraine 1918 July.png
Линкоры старые (броневики)
Крейсеры
Гидрокрейсеры (потом транспорты)
Типы миноносцев и эсминцев
Эсминцы "ушаковськои" серии ? Эсминцы типа "Дерзкий" ? Эсминцы типа "Лейтенант Шестаков" ? Эсминцы типа "Заветний" ? Миноносцы типа "Сокол" ? Миноносцы типа "Пернов" ? "Украина" ? "Гайдамак"
Канонерской лодки
Типы минных и вспомогательных кораблей
Минни загородникы типа "Буг" ? Тралеры типа "Альбатрос" ? Тралер "Чайка" ? Брoнекатеры типа Н ? Бронекатера типа "Штык" ? Брoнекатеры типа "Гринпорт" ? Корабль-мастерская "Кронштадт" ? База подводных лодок "Днепр" ? Учебное судно "Свобода"
  1. поднята 23 мая 1918 г.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам