Надо Знать

добавить знаний



Буддизм



План:


Введение

Колесо Дхармы - всемирный символ буддизма

Буддизм - одна из мировых религий [1], которая зародилась в Индии и распространена преимущественно в Азии : от Шри до Бурятии, и от Калмыкии в Японии [1]. Больше последователей имеет в странах Юго-Восточной Азии, Восточной Азии и Тибете [1]. Предмет науки буддологии. Оригинальное название: Дхарма (Закон, Учение) или буддхи-дхарма (учение Будды). Слово "буддизм" создано европейцами в XIX веке [1].


1. Возникновение

Буддизм возник на северо-востоке Индии, на территории государств Магадга, Кошала и Вайшали, где проповедовал исторический будда Сиддгартха Гаутама [2]. Время появления этой религии связывается с датой смерти Гаутамы, которых в буддистской традиции существует два- 544 до Р.Х. и 486 до Р.Х. [3]. Первая дата была принята ЮНЕСКО как дата основания буддизма. Однако она отрицается буддологами [3], которые считают, что Будда умер около 400 до Р.Х., до походов Александра Македонского в Индию. Соответственно, появление буддизма следует датировать началом 4 век до Р.Х., серединой "Осевого времени" [3].

Причиной возникновения буддизма называют кризис традиционного ведического брахманизма в середине 1 тысячелетия до Р.Х. [3]. Место зарождения буддизма - северо-восточная Индия - была форпостом альтернативных религиозно-философских движений, которые поддерживались состоянию воинов- кшатриев для борьбы за власть с жрецами- брахманами [4]. Соответственно социальной опорой буддизма в Индии стали воины, а точнее их лидеры - правители раджи [2]. Сам Будда Гаутама также происходил из сословия воинов [4].


2. Основы учения

Основные положения буддизма изложены в Четырех истинах благородных [5] :

  1. жизни неизбежно связано со страданиями;
  2. причиной страдания является жажда чувственных наслаждений;
  3. чтобы избежать страданий, надо избавиться от этой жажды
  4. и достичь полного успокоения - Ниббана ( санскрит : Нирваны).

Хотя существует много направлений и школ буддизма, существуют его главные философские основы, которые разделяют все буддисты, Трилакшана (Три признака Буддийского учения):

  1. Анитья, признание непостоянного, изменчивого характера вселенной. Нет ничего постоянного.
  2. Анатман, отсутствие веры в индивидуальную "Душу".
  3. Дукха, страдания как универсальный принцип непробудженого бытия.

Буддизм учит делать добрые и умелые поступки, избегать злых и неумелых поступков, а также очищать и развивать ум. Цель этих практик - положить конец страданиям и достичь угасания (Ниббана) жадности, злобы и лжи, и тем самым достичь Пробуждения (Бодхи).

Буддизм отрицает существование абсолютного трансцендентного Бога -творца, который отмечается в аврамичних религиях, в частности в христианстве. Зато буддисты допускают существование многих божеств или богов, которые являются частью мира и зависящие от его законов. Эти божества так же как люди, стремящиеся стать буддами - существами, вышедших из круга перерождений и смертей, достигнув пробуждения.

Общим для всех буддистских деноминаций является отрицание существования индивидуальной души человека. Вера в ее существование считается большим грехом - основным препятствием на пути к достижению состояния пробуждения.


3. Этика в буддизме

Буддийская этика построена на принципах непричинение вреда и умеренности. Воспитание при этом направлено на развитие нравственности (села), сосредоточенности (самадхи) и мудрости (панно). С помощью медитации буддисты познают механизмы работы ума и причинно-следственные связи между телесными и психическими процессами.

Благородный путь к спасению включает 8 шагов:

  1. Правильное понимание сущности учения.
  2. Правильное стремление к спасению.
  3. Правильная мысль.
  4. Правильная речь, лишенная обиды.
  5. Правильное действие.
  6. Правильный образ жизни.
  7. Правильное усилие.
  8. Правильная концентрация.

В буддистской этике существует 10 неумелых поступков, которые приводят к страданиям, как самого буддиста и окружающих его лиц. Их разделены на три категории: телесные, словесные и духовные неумелые поступки. К телесным относятся: убийство, воровство и ложные сексуальные отношения (супружеская измена, педофилия и т.п.). Словесные неумелые действия: ложь, сеяние раздора (разговоры, которые ведут к ссорам), обидные слова и бессмысленная беседа. Духовными неумелыми действиями являются: корыстолюбие, недоброжелательное отношение к другим и неверные взгляды.


4. Тексты

Возникновение буддизма было связано с появлением ряда произведений, вошедших впоследствии в состав канонического свода буддизма - Трипитака [6], это слово означает на языке пали "три корзины". Трипитака были кодифицированы в 1 ст. до н. е. Тексты Трипитака разделен на три части - питака: Виная-питака, Сутта-питака и Абхидхамма-питака. Виная-питака посвящена преимущественно правилам поведения монахов и порядкам в монашеских общинах. Центральную и наибольшую часть Трипитака составляет Сутта-питака. Она содержит огромное количество повествований об отдельных эпизодах жизни Будды и его изречений. В третьей "корзине" - Абхидхамма-питака - содержатся главным образом проповеди и поучения на этические и абстрактно-философские темы.


5. Течения и школы

Существует несколько десятков течений буддизма, которые можно в целом сгруппировать в три типа: Никая, Махаяна и Ваджраяна. Из школ Никая до наших дней сохранилась лишь школа Тхеравада. Каждая из ветвей буддизма считает, что она представляет истинное учение Будды; вместе с тем в некоторых школах считается, что гибкий характер буддизма позволяет ему изменять формулировку, терминологию и подходы согласно современным обстоятельствам.

Школа Тхеравада, что означает "Учение Старейшина", строит учение и практику исключительно на Палийский каноне. Он считается старейшим из существующих буддийских канонов, его тексты воспринимаются как аутентичные во всех ветвях буддизма. Практика Тхеравады опирается на развитие "обстоятельного внимания", что приводит к развитию умелых качеств. Буддизм Никая, и в том числе Тхераваду, иногда называют Хинаяной ("Низко колесницей"), хотя это вообще считается невежливым. Тхераваду сегодня исповедуют в Шри Ланке, Мьянме, Лаосе, Таиланде, частично в Вьетнаме и Малайзии, в целом в мире около 124 [7] миллионов человек. В Украине есть отдельные последователи Тхеравады [8], проводятся семинары по Випассаны [9].

В Махаяне (Большой колесницы") подчеркивается сочувствие ко всем и самоотверженный идеал Бодхисаттвы. В дополнение к текстам школ Никая, школы Махаяны признают в целом или частично ряд текстов, записанных возле первого столетия нашей эры. Эти поздние тексты написаны на санскрите, и посвящены достижению состояния Будды через следование путем Бодхисаттвы на протяжении бесчисленных веков. В связи с такими огромными отрезками времени, в некоторых школах Махаяны принимается идея достижения перерождения в "Чистой земли", не является само по себе Пробуждением, но как среда максимально способствует достижению Пробуждения. Буддизм Махаяны исповедуют сегодня в Китае, Японии, Корее и большей части Вьетнама, в целом в мире около 185 [1] миллионов человек. В Украине Махаяна представлена ​​последователями японской школы Нитирэн-Сю (Ниппондзан Мьоходзи) Дзен [2].

Ваджраяна ("Алмазная колесница") разделяет многие из основных концепций Махаяны, но вместе с тем использует большое количество техник, предназначенных для совершенствования буддийской практики. Одна из составляющих Ваджраяны - использование психофизической энергии как средства достижения глубоких состояний сосредоточения и осознания. Эти глубокие состояния в свою очередь используются как путь к состоянию Будды. Утверждается, что с помощью этих техник можно достичь состояния Будды всего за одну жизнь. В дополнение к текстам Тхеравады и Махаяны, буддисты Ваджраяны признают большое количество текстов, в том числе буддийские Тантры. Ваджраяну сегодня исповедуют в основном в Тибете, Непале, Бутане, Монголии, Калмыкии, северной Индии, частично в Китае и Японии, в целом в мире около 20 [3] миллионов человек. Самым известным духовным лидером Ваджраяны является Далай-лама. В Украине Ваджраяна представлена ​​общинами Карма Кагью (И. С. Гьялва Кармапы Тхайе Дордже, Шамара Ринпоче и Оле Нидала [4], ламы Пунцог, а также И. С. 17 Кармапы Ургьена Тринле Дордже и Чогьяма Трунгпы), общинами Нингма и Дзогчен.

  • Никая (школы раннего буддизма)
    • Стхавиравада
      • Вибхаджьявада
        • Тхеравада
        • Махищасака
        • Кащьяпия
        • Дхармагуптака
        • Ватсипутрия (Саммития)
          • Дхармоттария
          • Бхадраяния
          • Саннагарика
      • Пудгалавада
      • Сарвастивада
        • Вайбхашики
        • Саутрантика
        • Муласарвастивада
    • Махасангхика
      • Екавьявихарика
        • Локоттаравада
      • Голулика
        • Бахушрутия
        • Праджняптивада
        • Четиявада
      • Чайтика
        • Апара Щаила
        • Уттара Щаила
  • Ваджраяна
    • Тибетский буддизм
      • Нингма
      • Сакья
        • Чжонанг
      • Кадам
        • Гелуг
      • Кагью
        • Другпа Кагью
        • Карма Кагью
      • Риме
    • Миккьо (Япония)

6. Образование

  • Наланда - один из крупнейших университетов средневековья.
  • Викрамашила - один из крупнейших университетов средневековья.

7. Распространение

Процент буддистов по странам мира

Сейчас в мире около 360 млн. мирян, исповедующих буддизм [10], и около 1 млн. монахов и монахинь. Буддисты мира объединены в две международные организации - Всемирное Братство буддистов [11] (штаб-квартира в Бангкоке, Таиланд) и Азиатскую буддийскую конференцию за мир (штаб-квартира в Улан-Баторе, Монголия). В Украине по государственной статистике [12] насчитывается 42 буддийские общины и 2 центра, есть 35 служителей этой религии. Работает интернет-форум "Буддизм в Украине" [13].


См.. также

Примечания

  1. а б в г Торчинов EA Введение в буддологию. Курс лекций. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С.5.
  2. а б Торчинов EA Введение в буддологию. Курс лекций. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С.7.
  3. а б в г Торчинов EA Введение в буддологию. Курс лекций. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С.6.
  4. а б Торчинов EA Введение в буддологию. Курс лекций. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С.8-9.
  5. Дхамма-Чакко-паваттана сутта - awake.kiev.ua/dhamma/canon/sn56-11.htm
  6. Типитака - awake.kiev.ua / dhamma / canon / tipitaka.htm
  7. Буддизм по количеству приверженцев - www.adherents.com / adh_branches.html # Buddhism
  8. Ниббанка - dhamma.nibbanka.com
  9. Випассана - vipassana.org.ua
  10. Религии по количеству приверженцев - www.adherents.com / Religions_By_Adherents.html # Buddhism
  11. Сайт Всемирного братства - www.wfb-hq.org
  12. Статистический отчет Госкомрелигии - www.derzhkomrelig.gov.ua / stat_zvit.html
  13. Интернет-форум буддистов - buddhist.ru / board / forumdisplay.php? s = & forumid = 19

9. Источники и литература

  • (Яп.) Буддизм / / Энциклопедия Ниппоника : в 26 т. 2-е издание. - Токио: Сьогаккан, 1994-1997.
  • (Рус.) Торчинов EA Введение в буддологию. Курс лекций. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.
  • (Рус.) Крыжановский О. П. История древнего Востока: Курс лекций. - Киев.: Лыбидь, 1996.
  • (Рус.) Крыжановский О. П. История древнего Востока: Учебник. - Киев.: Лыбидь, 2000.
  • (Рус.) Рубль В. А. История средневекового Востока: Курс лекций: Учеб. пособие. - Киев: Лыбидь, 1997.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам