Буддизм в Бутане

Махаяна буддизм является государственной религией в Бутане, а буддисты составляют 3/4 населения страны [1].


1. История проникновения буддизма

Монастырь Таксанг-лакханг (вблизи Паро), в районе которого расположены пещеры, где медитировал Падмасамбхава

Буддизм проник в Бутан еще во II веке.

Царь Тибета Сронцангамбо (627-649) объявил буддизм официальной религией своего государства и построил центральный монастырь Джоканг в Лхасе. Согласно традиционным источникам, чтобы очистить Гималаи от демонических чар и установить мир, царь за один день наставил по Гималаям 108 монастырей. Два крупных из них на территории Бутана (Кьичу-лакханг в Паро и Джамбо-лакханг в Бумтанзи) и несколько малых сохранились до сих пор и являются важнейшими местами паломничества.

Хроники подробно описывают несколько визитов Падмасамбхавы в Бутан в VIII веке в сопровождении жен (Еше Цогьял и Мандарава). После миссии Падмасамбхавы буддизм широко распространился в Бутане в виде школы Ньингма.

Позже царь Тибета Зря (836-842) преследовал буддизм, и многие монахи и ученых нашли убежище в Бутане.

Бутанского буддизм Друкпа Кагью представляет собой ветвь школы Кагью, и берет начало от ламы Цангпо Гьяре Еше Дорджи (1161-1211), который основал в Тибете монастырь Друк (?дракон?) в городе Ралунг. Эта школа укрепилась на окраинах Тибета, в Ладакх и в Бутане, но ее расцвет в Бутане был в XVII веке.


2. Развитие буддизма

Большую роль в развитии бутанского буддизма сыграли ученый Лонгченпа (1308-1364) и Тертон Дордже Лингпа (1346-1405), Пема Лингпа (1450-1521), Джигме Лингпа (1729-1798) школы Ньингма, открывшие драгоценные реликвии и основали множество монастырей. Пема Лингпа увидел во сне ритуальные танцы, которые стали исполняться в монастырях, и разыскал драгоценные терма (сокровища) оставлены Падмасамбхавы в пойме Мебарцо в Бумтанзи. Линия Пема Лингпа продолжается, основным центром является монастырь Гангтей-гомпа.

Школа Друкпа Кагью распространилась в Бутане от Пемы Карп (1527-1592), эта школа особенно укрепилось во время образования Бутана монахом и королем Шабдрунгом в XVII веке. Шабдрунг построил по всему Бутана крепости ( Дзонг) и монастыри. Эта школа стала официальной религией Бутана.

Шабдрунг ввел должность Дже Кхемпо для руководителя буддийской сангхи Бутана. Сейчас Дже Кхемпо - официальный лидер школы Друкпа Кагью. Параллельно существовала линия передачи Шабдрунга, которая тоже до XX века сохраняла влияние в Друкпа Кагью, к 2007 году Шабдрунгы сохраняли духовное лидерство.

В Бутане с древних времен присутствовали и другие школы, в частности - Карма Кагью, но монастыри этих школ были в значительной степени вытеснены школами Ньингма и Друкпа Кагью.

Школа Дрикунг Кагью была представлена ​​пидшколою Ланангпа или Лапа (Lhanangpa), влияние которой рос со времен Гьялва Ланангпа. В 1194 году его последователи строили в Бутане первых Дзонг. Шабдрунг в 1640-1641 годах выслал последователей Ланангпа, а также последователей школы Неньингпа за то, что они вступали в союз с противниками Шабдрунга.


3. Современное состояние буддизма

Друкпа Кагью распространена преимущественно в западной части Бутана (Паро, Тхимпху, Пунакха, Хаа, Вангди-Пходранг, Тонгса), в то время как на востоке ( Бумтанг и т.д.) продолжает доминировать школа Ньингма.

В настоящее время школу Друкпа Кагью возглавляет Дже Кхемпо, которому помогает 5 лопонив с религиозной традиции, литургии, логики и университетского обучения.

В Бутане есть представители школы Гелугпа (преимущественно тибетские беженцы), монахи которых придерживаются целибата. Сильная община тибетцев проживает в Тонгса, где есть другие буддийские школы.

Представители школы Ньингма живут семьями, среди Ньингма распространены частные храмы и частные монастыри, находящиеся во владении частной семьи. Таков, например, монастырь Гангтей-гомпа. Есть немало малых монастырей и храмов (особенно в Бумтанзи), некоторыми обладают крестьянские семьи. Такие храмы также сохраняют свои реликвии, которые выставляются по просьбе посетителей или в праздники.

На конец 1980-х годов в Бутане насчитывалось около 12 000 монахов. По традиции в монастырь отдают среднего сына в семье, в то время как старший наследует дом отца. Дети сразу знают, кому придется идти в монастырь. Иногда детей отдают в монастырь с 6-7 лет, но в последнее время стали отдавать позже, чтобы дети получили светское образование. В первый год родители должны помогать содержать своего ребенка, позже, получив начальное обучение, а впоследствии - ординацию, молодой монах обеспечивает монастырь, выполняя ритуалы, и не требует родительской поддержки.

В июле 2002 года национальная религиозная организация Менджонг Четхун Цогпа основала трон Высшего Дхармараджи Бутана, который должен заботиться о сохранении учения. Этот титул получил Тризин Церинг Ринпоче [2] [3].


4. Буддийские храмы и монастыри

В Бутане есть большое количество буддийских сооружений. Это в первую очередь крупные монастыри ( гомпа) в которых проживают сотни монахов, нередко монастырями является Дзонг (крепости, в которых располагается администрация) и дворцы (пходранг, манор). По всей стране рассредоточены малые монастыри или отдельные храмы ( лакхангы), многие из которых поддерживаются с давних времен. Есть также большое количество чертенок, которые, как правило, ставятся на перевалах и в знаменательных местах. Малые монастыри и чортены ставили также для того, чтобы обуздать злых демонов, живущих в горах. Нередко около монастырей относятся стены (мани) с надписями, иконами и молитвенными барабанами. Для молитвенных барабанов строятся отдельные павильоны. В монастыри приходят старики, которые крутят молитвенные барабаны, таким образом благополучие людей. Проводится большая работа по поддержке монастырей и чертенок, их ремонта и ухода.


Примечания

  1. "International Religious Freedom Report 2007 - Bhutan" - m.state.gov/md35839.htm (англ.). US Department of State. 2007-09-14 . http://m.state.gov/md35839.htm - m.state.gov/md35839.htm . Проверено 2011-08-27 .
  2. About the Founder of the Buddha Dordenma Foundation Limited: His Eminence Trizin Tsering Rimpoche Bhutan - www.buddhadordenma.org / founder.php
  3. YouTube - His Eminence Trizin Tsering Rimpoche - www.youtube.com/watch?v=4hHepCbeJjI