Надо Знать

добавить знаний



Бхакти



План:


Введение

Бхакти ( санскр. भक्ति "Преданность", "преданное служение") - понятие в индуизме, используемый для обозначения взаемовираження эмоциональной привязанности и любви между преданным ( Бхакти) и личностной формой Бога. Часто дается определение бхакти как "служение Богу с любовью и преданностью". [1] В вайшнавизм бхакти направлена ​​исключительно к Вишну и его аватаров (в основном в Кришны и Рамы), тогда как в традициях шайвизму и шактизму это понятие также используется в отношении Шивы и Шакти.

Бхакти как один из видов йоги ( бхакти-йога) подробно описывается в "Бхагавад-гите" - священном писании индуизма, в котором по мнению многих отражена основная суть ведического знания. Бхакти там провозглашается возвышенные форме религиозной практики [2], которая стоит выше пути знания Гьян и пути добродетельная деятельности кармы, и ради которой все остальные Дхармы должны быть отвергнуты. [3] Бхакти также играет центральную роль в другом Священного Писания индуизма - "Бхагавата-пуране", которая считается одной из главных пуран. Как в том, так и в другом тексте, бхакти объявляется главным из путей, ведущих к духовному совершенству.

Традиция бхакти уже присутствовала в ведический период, но широко распространилась только в VI - X веках, сначала в Южной Индии, а затем и в Северной. Свое выражение она нашла в поэме и гимнах Альваро и наянарив, составленных тамильском языке и посвященных Вишну и Шиве. Подобно традициям мирской эротической поэзии, поэты-бхакти часто применяли к Бога чувства разлуки женщины со своим возлюбленным.

Течения в индуизме, в которых бхакти является основной практикой, называют движениями бхакти. Хотя бхакти является частью шиваизму и шактизму, движение бхакти главным образом было именно Вайшнавская. Одним из основных направлений бхакти в вайшнавизм, получивший наибольшее распространение в Восточной Индии - Бенгалии, Ориссе и Ассаме - стал Гаудио-вайшнавизм, также известный как кришнаизм, основоположником которого в начале XVI века выступил Чайтанья.


1. Традиции бхакти

Большинство движений бхакти отличала и отличает открытость для всех людей, независимо от пола или кастовой принадлежности. Объектами поклонения в традициях бхакти выступают различные формы или ипостаси Бога - Вишну, Шива, или Богиня-мать Шакти.

Вишну-бхакти основывается на преданности как самому Вишну, так и его аватарам, таким как Кришна, Рама и Нарасимга. Поклонение Кришне и Раме соответственно называется Кришна-бхакти и Рама-бхакти. В таких течениях вайшнавизма, как валлабга-сампрадая, нимбарка-сампрадая и Гаудио-вайшнавизм, Кришне поклоняются не просто как аватаре, а как Верховной ипостаси Бога и источника всех аватар.

Шива-бхакти связана с многочисленными воплощениями Шивы на земле, в котором он появляется в самых разных формах, даже в таких как предводитель охотничьего племени, неприкосновенный или мусульманин.

Бхакти в отношении богини-матери, которая является частью традиции шактизму, имеет более местный характер и не распространена так широко, как Вайшнавская и шиваистська бхакти. Бхакти в контексте шактизма выражается в храмовом поклонении и праздниках, посвященных женскому аспекту Бога, что проявляется в разных ипостасях, таких как Дурга, Кали, Лакшми и другие.

Основными религиозными практиками для последователей традиций бхакти является воспевание или повторение имен Бога (бгаджана или киртан), совершения паломничества по святым местам, использование определенных отличительных знаков (таких как тилака). Другой частой практикой является осуществление ежедневных подношений для мурти Бога (найведья), которые проводятся как в храме, так и дома. Они в основном состоят из цветов, фруктов и других вегетарианских продуктов. После совершения обряда в храме, пуджари (священник) раздает еду и другие элементы, которые после подношения мурти считаются прасадом (что в буквальном переводе означает "милость"). Важной частью ритуальной практики является даршана - посещение храма с целью увидеть мурти Бога.


2. Бхакти в практическом индуизме

В практическом индуизме, бхакти естественным образом сводит вместе две кажутся совершенно разные цели: получение помощи Бога в решении мирских проблем и установления духовных личностных взаимоотношений с Богом. Бхакти объединяет личность поклоняется и объект поклонения без потери индивидуальной природы каждого из них. Хотя некоторые традиции бхакти выступают против ритуального поклонения, бхакти в повседневной жизни индуса состоит именно в обрядовой практике, исполнение обетов и осуществлении паломничества. Эти три элемента выступают как основные аспекты практического индуизма.

Теистические бхакти - легкий путь, следование которому доступно каждому по причине отсутствия необходимости проведения дорогостоящих ведических ягий, осуществления трудных асекз и изучение священных писаний - практик, которые традиционно предназначенные для представителей высших слоев общества мужского пола. Бхакти, однако, открыта для всех, независимо от социального положения или половой принадлежности. Выбранный ишта-дева помогает индусу в достижении высшей цели жизни или, как минимум, защищает его от трудностей, возникающих в повседневной жизни. В то же самое время, определенная форма Бога или дева выступают как объект чистой и беспричинно любви и преданности, высказываемых на утренней пуджи во время зажигания благовоний или в молитве перед мурти в храме или на домашнем алтаре.

Как массовая форма религиозной жизни бхакти получила распространение в эпоху позднего средневековья. В XV - ХVI веках движение бхакти достигло апогея. В это же время образовались основные школы бхакти в индуизме, существующие и поныне. В этих региональных традициях получили развитие определенные виды любовных взаимоотношений между бхакти и одной из форм Бога. Они были аналогичны человеческим взаимоотношениям - бхакти чувствовал те же чувства, что слуга своего господина, отец или мать в отношении своего ребенка или, в традициях Кришна-бхакти, чувства, которые женщина испытывает к своему возлюбленному. В Южной Индии, тамильском и других дравидийских языках были также составлены поэмы, посвященные Шиви. В Бенгалии, Чайтанья ( 1486 - 1534) объявил высшей формой бхакти любовь Радхи к Кришны - страстные чувства девушки к своему возлюбленному. В основанной Чайтанья традиции Гаудио-вайшнавизма, он рассматривается как объединенная аватара Радхи и Кришны, как Кришна в умонастроении Радхи, который появился в этой форме с целью постичь всю глубину любви, которую Радха - его женская ипостась и энергия наслаждения, испытывает к нему. Современник Чайтанья Валлабга ( 1479 - 1531) восхвалял отношения с Кришной не только как с любимым, но и как с божественной ребенком. В XVI веке Тулсидас перевел "Рамаяну" в своей поэме "Рамачаритаманаса" ("Океан деяний Рамы" ), где выразил свою преданность Раме как другу. Святой-поэт Кабир ( 1440 - 1518) создал своего рода синтез между идеями бхакти и мистическими элементами суфизма, взятыми из ислама.

Влияние бхакти был очень большим и наложил отпечаток на всю последующую историю Индии. По силе (но не по сути) того влияния, что движение бхакти сделал на религиозную и культурную жизнь Индии, его можно сравнить с Реформацией в Европе.


3. Конечная цель бхакти

Отличительной особенностью бхакти является то, что в практике бхакти не существует разницы между целью и средствами ее достижения. Иными словами, бхакти, любовь и преданность Всевышнему, достигается путем полного вовлечения в предании служения, путем полного погружения в бхакти, также выступает как конечная цель. Разница между начальной и конечной стадией в этом процессе заключается в том, что в начале деятельности выполняется из чувства долга, тогда как на стадии совершенства бхакти является спонтанной и основана исключительно на любовных отношениях между Бхакти и объектом его любви и преданности. [4]


4. Классификация бхакти

В писании "Совещание-бхакти-сутра", автором которого в индуистской традиции принято считать риши Совещание, Совещание преподает 11 видов бхакти, основываясь на различных типах взаимоотношений, которые могут существовать между Бхакти и Богом. В "Шримад-Бхагаватам" Прахлада объясняет девять форм бхакти. Согласно Шанкар бхакти является одним из этапов в процессе поиска индивидом своей истинной природы. [5] В стихотворении 61 своего труда "Шиванандалахари" он перечисляет пять аналогий бхакти.

Более детальная классификация бхакти была представлена Вайшнавская святым и богословом XVI века Рупо Госвами, который принадлежал к традиции Кришна-бхакти Чайтанья. В своем труде "Бхакти-расамрита-синдгу" он определил пять основных видов бхакти, называемых комкал:

  1. Шанта-комкал - нейтральные отношения с Богом
  2. Дасья-комкал - связь с Богом отношениями слуги и господина
  3. Сакхья-комкал - общение с Богом как с другом
  4. Ватсалья-комкал - выполнение роли отца или матери Бога
  5. Мадгурья-комкал - отношение к Богу как к своему любимому

Отношения с Богом как с любимым рассматриваются как наиболее возвышенная форма бхакти, которая включает в себя все остальные. Высшим проявлением этой любви Рупа Госвами называет любовь гопи Вриндавана в Кришны.


5. Мишра-(смешанное) и шуддга-(чистое) бхакти

Бхакти может быть загрязнено кармой, гйаною и йогой. В этом случае оно называется Мишра-бхакти. Чистый бхакти называется шуддга-бхакти. К сакам-бхакти - бхакти, загрязненный камой, материальными желаниями, относят три категории карма-Мишра-бхакти (см. [1]). Когда такие карма-Мишра-бхакти очищаются от матьериальних желаний, ками, они называются гйана-Мишра-бхакти, или нишкама-бхакти. То саками-югакти превращается в нишкама-бхакти, когда происходит очищение от ками / кармы. Выше гйана-Мишра-бхакти - йога-Мишра-бхакти, но чистое преданное служение, кевала / шуддга-бхакти - лучше, поскольку приводит к высокой цели не за несколько жизней (как в пипадку Мишра-бгатки), и не за миллионы жизней (как в случае просто кармы, гйаны или йоги - без добавления бхакти), а практически за одну жизнь. Оно очень редко достигается.



Примечания

  1. Bhaktivedanta 1982, pp. XXIV
  2. Бхагавад-гита 18.55 - vyasa.ru / books /? id = 111
  3. Бхагавад-гита 18.66 - vyasa.ru / books /? id = 111
  4. Complete review of Vedic literature - www.stephen-knapp.com/complete_review_of_vedic_literature.htm
  5. Verse 31, Viveka Chudamani
п ? о ? р Йога
Классические виды йоги
Другие виды йоги
Агни-йога ? Аштанга-виньяса-йога ? Интегральная йога ? Крийя-йога ? Кундалини-йога ? Лайя-йога ? Сахаджа-йога ? Сурат-шабда-йога ? Хатха-йога ? Шесть йог Наропы ? Йога-спорт
Тексты
Бхагавад-гита ? Йога-сутры ? Хатха-йога-прадипика ? Гхеранда-самхита ? Шива-самхита
Степени раджа-йоги
Родственные темы
Категория ? Йога на Викискладе

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам