Надо Знать

добавить знаний



Бхакти-йога



План:


Введение

Бхакти-йога ( санскр. भक्ति योग , bhakti yoga ? ) - Один из четырех основных видов йоги в философии индуизма.

Практика бхакти-йоги направлена ​​на установление и культивацию личностных взаимоотношений с одной из форм или ипостасей Бога посредством бхакти - служение Богу с любовью и преданностью. [1]

Практика бхакти-йоги настоятельно рекомендуется различными священными писаниями индуизма как самый легкий и действенный вид йоги в нынешнюю эпоху Кали-югу. [1] В "Бхагавата-пуране", бхакти описывается как стадия совершенства превосходящая по уровню духовного осознания даже мокшу, а в "Бхагавад-гите" провозглашается ее превосходство над остальными тремя основными видами йоги - карма-йогой, Джнана-йогой и раджа-йогой. Течения в индуизме, в которых бхакти является основной практикой, называют движениями бхакти. В Вайшнавизм, одном из основных направлений индуизма, традиционно Существуют девять форм бхакти-йоги.


1. Философская основа

"Бхакти" - это санскритский термин, который используется для обозначения эмоциональной привязанности и любви между преданным ( Бхакти) и личностной формой Бога. Практика развития взаимоотношений с Богом называется бхакти-йогой. В своем труде "Бхакти-расамрита-Синдгу" средневековый Гаудио-вайшнавский (кришнаитские) богослов Рупа Госвами определил пять основных видов бхакти, называемых комкал:

  1. Шанта-комкал - нейтральные отношения с Богом
  2. дасья-комкал - связь с Богом отношениями слуги и господина
  3. сакгья-комкал - общение с Богом как с другом
  4. ватсалья-комкал - выполнение роли отца или матери Бога
  5. мадгурья-комкал - отношение к Богу как к своему любимому

В процессе бхакти-йоги, Бхакти культивирует один из пяти видов бхакти, который наиболее близок его умонастроению. В кришнаизм отношения с Богом как с любимым рассматриваются как наиболее возвышенная форма бхакти, которая включает в себя все остальные. Высшим проявлением этой любви Рупа Госвами называет любовь гопи Вриндавана в Кришны.

Бхакти включает в себя ряд общих принципов, также характерных для других мировых религий.


1.1. Девять форм бхакти-йоги

В "Бхакти-расамрита-Синдгу" Рупы Госвами дается описание девяти процессов бхакти-йоги, придерживаясь одного или нескольких из них можно достичь высшего совершенства - чистой любви к Богу:

  1. Шравана ("слушания о Боге") - слушание историй из священных писаний, которые рассказывают о Боге и повторение Святых Имен Бога ( Джапа).
  2. Киртан ("прославления Бога") - воспевание Святых Имен Бога или описание Его всеприваблевих рис и деяний.
  3. Смарана ("память о Боге") - внутренняя медитация на формы, имена, деяния или личностные качества Бога.
  4. Падают Севана ("служение лотосовых стопам Бога") - выполнение какого-либо конкретного личного служения Богу.
  5. Арча ("поклонение мурти Бога ") - поклонение ( пуджа) любой из форм мурти Бога в индуизме.
  6. Вандана ("подъем молитв Богу") - подъем различного рода молитв Богу.
  7. Дасья ("служение Богу") - выполнение любого служения для удовлетворения Бога.
  8. Сакгья ("установление дружеских отношений с Богом") - установление дружеских отношений с Богом на внутреннем уровне.
  9. Атма-ниведана ("принесение всего в жертву Богу") - ведение всех мыслей и действий Богу.

1.2. Бхакти в "Бхагавата-пуране"

Девять видов бхакти-йоги также описываются в "Бхагавата-пуране" :

" Махараджа Прахлада сказал: Слушать трансцендентное святое имя Господа Вишну и описания его внешности, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосовых стопам Господа, поклоняться Ему, используя атрибуты шестнадцати видов, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу (т.е. служить Ему телом, разумом и языком) - следующие девять методов чистого преданного служения. Тот, кто служит Кришне, применяя эти методы, и посвящает служению всю свою жизнь, - наиболее образованный человек, потому что он нашел полное знание. [2] "

Эти девять видов бхакти-йоги помогают преданному постоянно находиться в контакте с Богом. Методы джапа и внутренней медитации преданного на выбранную им определенную форму Бога (ишта-дэвата) пользуются особой популярностью в разных школах бхакти.

Бхакти - это процесс йоги, целью которого является духовное, любовный союз с Богом. Форма Бога и тип этого любовного союза различается в разных течениях бхакти в индуизме, однако основная суть процесса всегда остается неизменной.


1.3. Бхакти-йога в "Бхагавад-Гите"

Несмотря на большое религиозное и философское применение "Бхагавад-гиты" в различных ее толкованиях многочисленными течениями индуизма, она также богословской основой индуистского теизма бхакти, особенно в Вайшнавизм. По словам Кришны в "Бхагавад-гите" очевидно, бхакти является мощной движущей силой в духовной жизни вайшнава -преданного:

" Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, падай передо Мной ниц и поклоняйся Мне. Полностью сосредоточен на мне, ты непременно придешь ко Мне. [3] "
" Понять Меня, Верховную Личность Бога, таким, каким Я, можно только с помощью преданного служения. И когда благодаря преданному служению все сознание человека сосредотачивается на мне, она вступает в царство Бога. [4] "

2. Движения бхакти

Движения бхакти является монотеистические по своей сути и их последователи поклоняются Вишну, Кришне, Шиви или Шакти как самой ипостаси Бога. Эти движения, появившиеся вслед за установлением трех систем веданты, влили новые силы в индуизм и явились ответом на эмоциональные и мировоззренческие запросы Индии, которые также нашли свое выражение в Бгаратанатьям и совершили радикальный переворот в индуистских обрядах и молитвах который можно сравнить лишь с влиянием Шанкарачарьи. Различные течения бхакти, в большей или меньшей степени, присутствовали на различных этапах многотысячелетней истории Индии.

В то время как новые философские течения, появлявшиеся в Индии на протяжении истории, работали в основном на интеллектуально-мировоззренческом уровне, меняя образ мысли людей, бхакти всегда легко находила путь к сердцу всех благодаря тому, что взывала к самому естественному чувству любви и перенаправляла его от бренных объектов материального бытия на высочайшие цели самоосознания и любовного служения Богу. Либеральный по сути, движение бхакти часто отвергал строгие кастовые традиции, выступая таким образом прибежищем для отщепенцев ортодоксальной Брахманических системы индуизма. В то же время, следует отметить, что послание бхакти о любви и терпимости далеко не всегда находили отклик у ортодоксальных индусов, закованных в строгие правила кастовой реалии.

Бхакти явилось причиной появления на свет массы религиозной литературы, различных видов музыки и танца, как и других форм искусства, которые обогатили мир, дали Индии новый толчок в развитии, а также помогли в преодолении ненужных и поверхностных ритуальных и социальных ограничений в индийском обществе.


Литература


Примечания

  1. а б Bhaktivedanta 1982
  2. Шримад-Бхагаватам 7.1.23-24
  3. Бхагавад-гита 9.34
  4. Бхагавад-гита 18.55
п ? о ? р Йога
Классические виды йоги
Другие виды йоги
Агни-йога ? Аштанга-виньяса-йога ? Интегральная йога ? Крийя-йога ? Кундалини-йога ? Лайя-йога ? Сахаджа-йога ? Сурат-шабда-йога ? Хатха-йога ? Шесть йог Наропы ? Йога-спорт
Тексты
Бхагавад-гита ? Йога-сутры ? Хатха-йога-прадипика ? Гхеранда-самхита ? Шива-самхита
Степени раджа-йоги
Родственные темы
Категория ? Йога на Викискладе

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам