Надо Знать

добавить знаний



Бытие



План:


Введение

Бытие, иногда Сущее - одно из важнейших, наиболее абстрактных мировоззренческих понятий, к которым пришло человечество в процессе своего развития.


1. Происхождение

Среди синонимов понятия "бытие" - понятие "Сущность" (от "суть" - 3-го лица множественного числа глагола "буть" в древнерусском языке), "жизнь" (процесс бытия для живых существ называется словом "жизнь"), реальность, действительность и т. д.

Слово "бытие", которое обозначает это понятие в украинском языке образовано от слова "быть", синонимами которого являются слова "существовать", "жить" и т. д. Языковедческие исследования показывают, что слово "быть" имеет очень древнее происхождение из доисторических времен, когда существовала единая индоевропейская (а возможно даже общечеловеческая - ностратический) праязык. Это подтверждается в частности тем, что во многих современных языках индоевропейской семьи существуют слова, близкие по значению и по звучанию к слову "быть".

Вопрос бытия являются важнейшими вопросами в жизни каждого человека. Неудивительно, что эти вопросы интересовали людей с древнейших времен и ответы на эти вопросы занимали важное место в вероучениях и философских теориях разных времен.

Таким образом проблема бытия - это одновременно является проблемой размышлений и поиска (философии) и проблемой веры и вероучения (религии).


2. Бытие (сущее) и Бог (Сущий)

Понятие "бытие" (сущего) в большинстве вероучений тесно связано с понятием Бога (Сущего). Бог может рассматриваться и как обладатель Бытия, и как причина Бытия, и отождествляться с Бытием. Здесь можно вспомнить и одно из имен Бога в Писании - Яхве или Иегова (т.е. "то, что есть") и определение понятия Бог в Кирилла Транквилиона-Ставровецкого, данное около 1619 года в Киеве :

Бог есть существо пресущественное, албо бытность над все бытносты, сама истотная бытность през ся стоящая, простая, несложная, без начала, без конца, без ограничения, величество своим обьемлет вся Видимая и невидимая ....

Следует обратить внимание на основное отличие "современного" материалистического (научного, философского) восприятия бытия от религиозного, на которую обращают внимание люди, знакомые с обоими подходами. Если материалисты видят бытия в виде определенного начала вселенной и соответственно принимают для его обозначения слово "сущее", то верующие люди часто рассматривают бытие как неповторимую, единственную, уникальную Личность, которую называют Бог (Сущий). С другой стороны очевидно, что категория рода (мужской, женский, средний) к бытию применяться не может, поэтому вполне нормальным представляется одновременное применение обоих понятий в зависимости от предпочтений человека.

Что касается Бога, то уже в средневековье было доказано неправомерности применения к Нему определение "сущего", ведь в таком случае Бог приобретал черты вещей. Итак, бог имеет "бытие", но не "сущим" (оформленным, определенным наподобие вещей).


3. Бытие в диалектическом материализме (марксизме-ленинизме)

В книге "Основы марксизма-ленинизма" изданной в Киеве в 1960-х годах встречаются такие определения:

"... В марксистском философском материализме понятия" материя "употребляется в широком смысле - для обозначения всего, что существует объективно, т.е. независимо от сознания, и отражается в ощущениях человека. "Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении" (Ленин) "

"..." Ибо единственное "свойство" материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания ", - писал Ленин. Такое понимание материи является единственно правильным. Оно охватывает все разнообразие материального мира , не сводя ее к одной формы материи. Того, кто усвоит марксистское понятие материи, уже не озадачат заверения философских идеалистов, якобы новые физические открытия доказали исчезновение материи. Материя несотворима и неуничтожим. Она бесконечно меняется, но ни одна частичка ее не может превратиться в ничто ни в каких физических, химических или других процессах .. "

Таким образом можно утверждать, что в советской философской традиции для обозначения и описания сущего (объективной действительности) употреблялось понятие "материя", с помощью которого пытались оспорить древнее видение бытия как лица, существование Бога. В настоящее время на постсоветском пространстве наблюдается обратный процесс - возвращение к старым, религиозных учений о сущем с одновременным, часто нелепым и чрезмерным, отрицанием достижений советского философского учения.


4. Онтология

Раздел философии, изучающий бытия называется онтология. Понятие "бытие" позволяет обозначить и описать все, что есть, все что существует - все. Бытие как реальность многогранна, чрезвычайно сложная по структуре. В зависимости от оснований выделяют различные сферы, уровни и градации бытия. Например, можно рассматривать бытие как единство таких сфер:

1. Материально-предметное бытие. Это мир чувственно воспринимаемых объектов, влияющих на сознание, мышление через органы чувств. Здесь бытие представлено как мир чувственных образов в ее конкретно-предметном выражении. Это мир вещей, конкретных ситуаций, мир деятельности по созданию предметов, прежде всего, в трудовой, экономической, бытовой сферах бытия. В материалистической философии - это мир материи, объективной реальности.

2. Объективно-духовное бытие. Это духовная жизнь человека в его социальности: мир мыслей, научных теорий, познания, мир духовных ценностей, мир философии, мир эмоций, переживаний, мир отношений и проч., Реально существующих как общечеловеческая культура, как общественное сознание, как менталитет той или иной нации , общества.

3. Общественно-историческое бытие. Включает в себя как материальные, так и духовные элементы бытия. Это реальные отношения в историческом времени: реформы, революции, войны, "переселение" народов, смена власти и форм государства, появление и исчезновение на карте новых стран, городов, цивилизаций и т. д.

4. Субъективно-личностное бытие. Оно включает в себя также материальный и духовный элементы, но это жизнедеятельность уже конкретного индивида с его неповторимым индивидуальным опытом, конкретными личностными проявлениями бытия, происходящие только с данным человеком, и тем уж отличаются от общего течения жизни.

Можно структурировать бытия за различия способов функционирования и форм отражения: неживая, живая природа и социум или литосфера, биосфера и ноосфера. По формам движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная (классификация Ф. Энгельса). По системности взаимодействий: мегамира, макромир, микромир (вселенная, галактики, звездные системы, планеты, предметы, вещества, молекулы, атомы, ядра, элементарные частицы, поля и т. д.). Бытие, по сути, является причиной всей действительности. Проблема бытия - сердце философии. Философия бытия называется онтологией.

Наиболее развитые концепции бытия разработали Платон и Аристотель; эти концепции можно считать ведущими парадигмами (образцами) понимание бытия и поныне. В Средние века бытия предстает в определение абсолюта. Абсолютным бытием является Бог, по своим качествам он вечный, неизменный, всеохватывающий; является залогом того, что бытие бессмертно.

Первым условием понимания бытия является выработка категории "все". Если действительность предстает перед нами через серию локальных фрагментов, которые неизвестно где и как начинаются и неизвестно куда исчезают, неизвестно, как между собой сочетаются, то схватить реальность в статусе бытия невозможно. С другой стороны, как уже отмечено, любая определенность требует обозначения границ. "Все" граничит с "ничем", поэтому первые определения бытия идут через сопоставление и использование именно этих категорий. Еще в гимнах индийских "Вед" и у гномов (общезначимых выражениях) древнегреческих мудрецов ("софистов"), поэтов, политических деятелей общезначимые сентенции формулировались так: "Все мое - со мной", "Ничего сверх меры", "Все обдумывай заранее" . Но во всех этих случаях можно вести разговор лишь о начальных, зачаточные формы названных терминов как категорий.

Внятную форму категориальных определений эти термины приобрели в древнегреческой натурфилософии. В частности, Фалес Милетский утверждал, что "все образуется из воды" (или "все рождается из воды"). Но натурфилософия пошла дальше в разработке указанных сроков, выдвинув понятие "Первого начала всего" ("архе"). Этим удостоверялось, что в самом бытии уже выделяли нечто устойчивое, постоянное, неизменное, в отличие от неустойчивого, меняющегося, такого, исчезает. Устойчивое с тех времен отождествлялись с бытием как таковым, а изменчивое возникал в качестве образов его явившегося. Именно такое толкование бытия находим в суждениях Парменида, которому принадлежит заслуга введения в философский и научный оборот понятие "бытие": "То, что высказывается и мыслится, должно быть сущим, поскольку есть бытие, а ничто не ..."

Греческие философы рассуждали именно так потому, что, по их мнению, внутренняя неустойчивость бытия повлекло бы возможность исчезновения мира или возникновения чего-то из ничего. В обоих случаях, по мнению греков, из такого понимания бытия (как такого, что исчезает и является неустойчивым) следовали бы негативные моральные последствия, поскольку тогда добро и зло возникли бы относительными.


5. Концепция бытия у Аристотеля

По Аристотелю, дело и Единое тождественны. Поэтому понимание идей, по Аристотелю, требует исследования строения вещей, выяснения их причин и функций. Такой подход, как это нетрудно понять, более приемлемый для науки, чем платоновская концепция.

У Аристотеля законы мышления является одновременно и законами бытия. В "Метафизике" Аристотель дает определение основного закона бытия, подавая его в двух формах: краткой и полной. Краткая формулировка гласит, что одновременно существовать и не существовать нельзя, а полное утверждает, что невозможно, чтобы одно и то же одновременно было и не было присуще одному и тому же в одинаковом смысле.

Аристотель считает, что сущность бытия вещи - ее форма. Форма - не качество, не количество, не отношение, а то, что составляет сущность вещи, без чего ее нет. Форму никто не создает и не производит. Формы существуют сами по себе и, будучи внесенными в материю, будто творят вещи. К тому же в материю их в конечном счете, вносит Бог.

Воображение способствует тому, чтобы заложенные в душе формы бытия перешли из состояния потенции в состояние акта. Чтобы перевести знание общего из состояния потенции в состояние акта, нужен ум.


6. Концепция бытия у Платона

По Платоном, настоящим источником бытия может быть только идея, которая в высшем способе бытия возникает, как Единое. Оно является тотальное, вечное и неизменное. Все же вещи и явления чувственного мира существуют лишь в меру их причастности к Единому. Итак, вещи сами по себе не имеют в себе бытийного корня. Чтобы понять их, как и Космос вообще, надо не столько исследовать вещи, сколько, отталкиваясь от них, сходить к созерцанию вечных идей.

7. Древнегреческие концепции бытия

Гераклит : стабильного, устойчивого бытия совсем нет, сущность бытия в вечном становлении, в единстве бытия и небытия.

Гераклит, за глубину и загадочность мыслей, которые очень часто высказывал в сложных понятиях и образах, получил фамилию Темный. Первооснову мира он видел в постоянном движении, течения вещей, изменениях, которые воплотились в его формуле "panta rhei" "все течет". В отличие от первых натурфилософов, которые находили постоянную первовещества, Гераклит признавал только изменчивость. Огонь для него был воплощением самых преобразований. Постоянная подвижность огня трактовалась Гераклитом как выражение изменения мира вообще.

Парменид : истинное бытие является неизменным и постоянным, а изменения, которые наблюдаются в мире является заблуждением. Важным моментом в суждениях Парменида является то, что он рассматривает бытие в единстве с мышлением и пониманием. Но плодотворной оказалась мысль Парменида о самотождественность и неизменность истинного бытия. Эту мысль подхватили Демокрит, Платон, Анаксагор, Аристотель а дальше она стала общепризнанной в эпоху Средневековья.

По Парменидом, ничто невозможно помыслить, потому что самим актом мышления мы переводим все, что мыслимо, в ранг бытия (по крайней мере - бытия в уме). Отсюда вытекают положения философа о том, что само бытие абсолютно самодостаточное для себя и неизменное. То, что мы воспринимаем как переменное и неустойчивая, является результатом не истинного видения и понимание, а только человеческой мысли, человеческого вважання.


8. Концепции бытия в Средние века

В Средние века бытия предстает в определение абсолюта. Бог как абсолютное бытие противостоит миру, природе; по своим качествам он вечный, неизменный, всеобъемлющий, он к тому же является залогом того, что бытие бессмертно. Но парадоксальность средневекового образа мышления заключается в том, что самодостаточный и абсолютный корень бытия может проявить себя только на фоне и через относительное переменное, преходящее. А потому бытия здесь распадается на самодостаточное и порождено, первое и производное, а весь мир предстает в определение иерархической системы, пропитанной энергетическими потоками, которые несут с собой бытийность. Для того, чтобы различить состояние первичного бытия от бытия как причастности, было введено разграничение понятий субстанция и субсистенция.


8.1. О философии бытия Фомы Аквинского

Сердцем философии св.Фомы является метафизика, философия бытия. В каждом бытии он разграничивает сущность (essentia) и существования (esse). Для него каждый дело из-за существования соприкасается Бога. Но для существования всех вещей необходимо нечто такое, что само по своей природе существованием. В нем нет разницы между сущностью и существованием, потому что сущность этого есть кое-что существования (essentia = esse). Это ядро ​​любого существования, существования по сути, св. Фома называет Богом. Бытие, сущностью которого является существование, является причиной всей действительности. Бог находится у источника всякой вещи и все пронизывает: "Бог есть существование всего не по существу, но как причина". Сама философия открывает нам присутствие Бога абсолютно в каждой вещи в качестве источника существования. Бог есть то, чем "мы живем, движемся, существуем". Бог, который находится в глубине вещей, одновременно с этим бесконечно превышает каждую вещь. Это тайна, которая не может быть постигнута.


Литература

  • Аристотель. Метафизика
  • Платон. Софист
  • Платон. Федон
  • Платон. Государство
  • Р. Декарт. Принципы философии. Письмо французского переводчика
  • Р. Декарт. Метафизические размышления
  • Р. Декарт. Трактат о свете
  • I.Кант. Критика чистого разума. Введение
  • А. Введенский. Метафизика и ее задачи
  • Р. Карнап. Преодоление метафизики через логический анализ
  • М. Хайдеггер. Что такое метафизика? Введение. Послесловие
  • М. Хайдеггер. Введение в метафизику
  • Дж. Р. Сирл. Деконструкция
  • Г. В. Ф. Гегель. Наука логики
  • Г. В. Ф. Гегель. Философия духа
  • Г. В. Ф. Гегель. Философия религии
  • В. Соловьев. Критика отвлеченных начал
  • В. Соловьев. Философские начала цельного знания
  • В. Соловьев. На пути к истинной философии
  • В. Соловьев. Оправдание добра
  • А. Чанышев. Трактат о небытии
  • И. Зайферт. Личность как бытие par excellence
  • Ф. Бэкон. Об истоках и начала
  • П. Гольбах. Система природы
  • Дж. Беркли. Трактат о принципах человеческого знания
  • В. Ленин. Материализм и эмпириокритицизм
  • А. Лосев. Диалектика мифа
  • П. Юркевич. Идея
  • П. Юркевич. Доказательства бытия Божия
  • С. Франк. Духовные основы общества
  • С. Франк. Философия и религия
  • Э. Ильенкова. Проблема идеального
  • Б. Спиноза. Этика
  • Вольтер. Метафизический трактат
  • Э. Гуссерль. Формальная и трансцендентальная логика
  • Н. Бердяев. Дух и машина
  • К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая идеология
  • Лейбниц Г. Опыт теодицеи о благости Божией, свободы человека и начала зла
  • Б. Вышеславцев. Проблема свободы и необходимости
  • Б. Вышеславцев. Метафизика свободы
  • Р. Тейлор. Свобода и детерминизм
  • Д. Юм. Диалоги о естественной религии
  • 3.Фрейд. Будущее одной иллюзии

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам